Работа на занятии
Задание 1. Работая в паре, прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные. 1. Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно. 2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. 3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. 4. Психология – отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга. 5. Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т. е. сознание индивида). Задание 2. Работая в группе, определите, что из приведённого списка относится к психологическим фактам, что к психическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим. Почему? Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинация, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, общение, воинственность. Задание 3. О каких методах психологического исследования идёт речь в следующих фрагментах? Ситуационная задача №1 (ОК-1). Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.
Ситуационная задача №2 (ОК-5). Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог. Ситуационная задача №3 (ОК-1). Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования, эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию. Ситуационная задача №4 (ОК-1). Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных: ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве. Задание 4. Работая в паре, определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи? 1. Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей. 2. Установить психологические причины преступности среди молодежи. 3. Выявить условия эффективного запоминания информации. 4. Выявить психологические причины аварийности на производстве. 5. Разработать меры по устранению «дедовщины» в армии. 6. Разработать меры работы с пожилыми людьми в доме престарелых.
7. Установить уровень психического развития ребенка. 8. Выделить основные условия развития способностей. 9. Разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера. 10. Выявить причины отставания в психическом развитии детей. 11. Выявить психологические особенности людей разного пола. 12. Установить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей. 13. Установить эффективность рекламы. 14. Разработать программу профессионального отбора руководителей. 15. Оценить эффективность национальной политики правительства. Задание 5. Расклассифицируйте методики следующего списка по основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре проведения; в) по содержанию. Тесты профессионального отбора; действенные тесты; тесты достижения; социометрические методики; групповые тесты; тесты профпригодности; вербальные тесты; графические тесты; тесты межличностных отношений; тесты интересов; тесты установок; тесты способностей; личностные тесты; тесты эмоциональной регуляции; аппаратурные методики; проективные тесты; диагностика готовности к школе; клинические тесты; индивидуальные тесты; тесты конформности; тесты психологической совместимости; опросники; тесты «карандаш – бумага»; интеллектуальные тесты; экспертные оценки; диагностика темперамента.
Практическая работа. Используя интернет-ресурсы, сделайте тест «Способность самоуправления» (см. приложение №1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|