Итоговый контроль. Литература. 7. Психологический словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belogurova.ru/glossary?letter=29&word=2737 М., 1990.– 494 с.
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 1-3, 8, 9, 12, 15, 16, 18, 22, 23 (приложение 1) Литература Основная: 1. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2. Психология и педагогика в медицинском образовании: учебник / Н. В. Кудрявая, К. В. Зорин, Н. Б. Смирнова, Е. В. Анашкина; под ред. проф. Н. В. Кудрявой. [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Режим доступа: http: //docplayer. ru/26594012-Psihologiya-i-pedagogika-v-medicinskom-obrazovanii. html. Дополнительная: 1. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 3. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //psychological. slovaronline. com/ СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с. 5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. -метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с. 6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //gigabaza. ru/doc/80036. html СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320 с. 7. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. belogurova. ru/glossary? letter=29& word=2737 М., 1990. – 494 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Педагогика как наука, педагогические составляющие медико-профилактической деятельности врача
Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать представления о педагогике как неотъемлемой сфере деятельности врача и ознакомить обучающихся с основными категориями педагогики. 2. Развивающая: содействовать развитию универсальных компетенций на основе реализации общепедагогических действий на материале педагогической науки: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставление и др. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также формированию нравственных взглядов и убеждений на материалах педагогики. Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: - предмет, задачи и методы педагогики; - содержание основных педагогических категорий; - основы психолого-педагогической деятельности врача. Обучающиеся должны уметь: - анализировать педагогические явления; - осуществлять выбор эффективных педагогических подходов при решении профессиональных проблем. Обучающиеся должны владеть: - навыками логического и аргументированного анализа педагогических проблем и явлений; - навыками сравнения и выделения главного.
Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 25-28, 32, 33, 36, 38, 44, 47, 51- 54 (приложение 1)
Глоссарий темы: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, медицинская педагогика, образование, обучение, воспитание, развитие, усвоение, научение, ФГОС, образовательная программа, учебный план, педагогический процесс, методы педагогики, педагогические технологии, коррекционная (специальная) педагогика.
Содержание основных понятий Педагогика – рассматривается как упорядоченный набор знаний, раскрывающий сущность процессов обучения, воспитания и развития личности, и целенаправленный процесс передачи обучающимся и воспитанникам человеческого опыта. Объект педагогики – это специфическая область педагогической действительности, изучающая конкретный раздел педагогики. Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс. Медицинская педагогика – область научных знаний и практики, в которой реализуются различные программы работы с пациентами, основанные на педагогических методах обучения и воспитания пациентов, а также программы по внедрению медико-образовательной информации пациентов и населения. Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является социально значимым и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Это совокупность приобретенных знаний, навыков, ценностей, опыта и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Инклюзивное образование – педагогическое обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия потребностей и индивидуальных возможностей. Воспитание – это целенаправленная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности студентов по овладению знаниями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у студентов внутренней мотивации к получению образования на протяжении всей жизни.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере студентов. Этот процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (стихийное влияние среды) факторов. Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) независимо от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения приобретенных знаний и их применение в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, то есть использования этих знаний в форме умения решать новые проблемы на основе этих знаний. Научение относится к процессу и результату накопления индивидуального опыта. В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии и педагогике понятие «научение» раньше употреблялось только по отношению к животным, в последние годы стало применяться и к человеку. Научение подразумевает под собой приобретение опыта и навыков во всех видах деятельности независимо от их природы. Следует отметить ряд важнейших инструментальных понятий, которыми оперирует педагогическая наука. Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, расписания, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Учебный план – это документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. В педагогике одним из ключевых понятий является «педагогический процесс». Данное понятие относится ко всему комплексу явлений, изучаемых наукой педагогикой, а также выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс – процесс реализации целей образования. Главной характеристикой педагогического процесса является целостность как системное единство его компонентов, некая их автономность. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, есть еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).
Содержание образования - система научных знаний, практических навыков и умений в структуре компетенций, а также идеологические, нравственные, эстетические, профессиональные и этические основы, которые осваиваются студентом в учебном процессе. Коррекционная (специальная) педагогика – это область педагогических знаний, предметом которой является разработка и внедрение в образовательную практику системы условий, обеспечивающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений личностного развития, социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, трудностей в их обучении и освоении социальных ролей, соответствующих возрасту. Разделы специальной педагогики: 1. Сурдопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших). 2. Тифлопедагогика – наука о законах и механизмах развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).
3. Логопедия – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с речевыми нарушениями, но с сохранным слухом. 4. Олигофренопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью. Педагогика и медицина. В настоящее время отношения между медициной и педагогикой расширяются. Нами выделены следующие основные аспекты взаимосвязи педагогики с медициной. Во-первых, медицина широко использует педагогические принципы, методы, накопленные знания в педагогической теоретической и практической деятельности. Педагогика обладает обширным методологическим арсеналом, имеющим существенное значение для медицины. Как и медицина, педагогика основана на анатомии, морфологии и физиологии человека. Особенности профессионального мышления у врача и педагога во многом схожи. И медицинские работники, и педагог исходят из общих законов: нормы и отклонений от них. Едины принципы целостного системного подхода к личности, индивидуального для каждого конкретного случая. Педагогическая диагностика, как и медицина, основана на учении о норме и патологии с учетом этиологических и патогенетических данных. Активно развивается медицинская педагогика. Эта область знаний формируется на основе медицины, педагогики и клинической психологии. Область практического применения обширна, что связано с представлением болезненных процессов в человеческой популяции. Врачи должны быть готовы оказать специализированную профессиональную помощь пациентам, а также провести профилактическую беседу со здоровым человеком с целью сохранения и поддержания его здоровья. Таким образом, существует реальная необходимость повышения уровня профессиональных знаний медицинского работника в области педагогики и психологии.
Контрольные вопросы: 1. Что изучает педагогика? 2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки - воспитание или образование? Аргументируйте ваш выбор. 3. Какие задачи решает педагогика? 4. Охарактеризуйте систему педагогических наук. 5. Каковы основные формы связи педагогики с другими науками? Проиллюстрируйте их примерами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|