Клиническая психология в экспертной практике
Среди задач, решаемых клиническим психологом в здравоохранении, одной из основных является участие его в проведении различных видов экспертиз. В этой работе клинический психолог является одним из субъектов совместной деятельности со специалистами других профилей и именно здесь особенно ярко выступает комплексность деятельности в виде взаимодействия и взаимодополняемости клинического, психологического, педагогического, инструментального и лабораторного подходов. Основным содержанием экспертного психологического заключения является не сама по себе оценка степени снижения тех или иных психических функций, а качественный структурный анализ изменений психической деятельности испытуемого, результаты которого и должны соотноситься с особенностями психологической структуры деятельности, по отношению к которой проводится экспертиза (Поляков). Важно выявить не только актуальное состояние личности и различных психических процессов и психических состояний, но и спрогнозировать возможность взрослого, юноши, ребенка на будущее с учетом компенсаторных или декомпенсирующих аспектов. Особую важность приобретает соотнесение дефицитарных проявлений психической деятельности и сохранных ее сторон с требованиями врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической сфер деятельности, а не только констатация их наличия (Корсакова). Учитывая значение клинического психолога в экспертной практике, в свое время Станишевская не без оснований предлагала выделить в качестве самостоятельного раздела психологии — экспертную клиническую психологию. ^ Участие клинического психолога во врачебно-трудовой экспертизе. Значение психологического аспекта врачебно-трудовой экспертизы (или психологической трудовой экспертизы, по Платонову) постоянно возрастает. Во-первых, в связи с увеличением числа лиц, проходящих этот вид экспертизы, из=за продолжающегося ухудшения социально-экономического положения и экологической обстановки в стране и, во-вторых, в связи с пониманием этого вида экспертизы как одного из основных звеньев и этапов социально-трудовой реабилитации. В современных лечебно-реабилитационных программах с их аппеляцией к личности больного определение профессиональных возможностей и рациональное обучение (переобучение) и трудоустройство приобретают существенную роль в судьбе больного. Не случайно поэтому ряд авторов включают в психологическую трудовую экспертизу профориентацию, профконсультацию, профотбор, профподбор и трудоустройство инвалидов. Поэтому, по сути, как теоретически, так и практически психологическая трудовая экспертиза выходит за рамки клинической психологии, являясь разделом самостоятельной отрасли психологии — психологии труда. Но, как подчеркивается в литературе, и это имеет свои обоснования, что исторически психологическая трудовая экспертиза во всех своих формах проводится в единстве с врачебно-трудовой и, в частности, военно-врачебной экспертизой. Существует и другая тенденция — суживать понятие врачебно-трудовой экспертизы. Так, медицинскую профконсультацию не считают частью врачебно-трудовой экспертизы, хотя и признают ее большое значение и связь с психологией труда. Психические особенности в пределах так называемой нормы при врачебно-трудовой экспертизе не принимаются во внимание; склонность к той или иной профессии, призвание к определенному виду труда, интеллектуальные способности, волевой и эмоциональный профиль человека — всему этому не придают или почти не придают роли при установлении трудоспособности. Едва ли с этим можно согласиться, учитывая роль трудоспособности в системе жизненных отношений личности и ее становоении. На значение при проведении врачебно-трудовой экспертизы личностных особенностей свидетельствуемого, в особенности направленности установки индивида, его психических качеств в свое время указывал еще Марциновский.
В случаях врачебно-трудовой экспертизы наиболее важным аспектом деятельности клинического психолога является получение объективных данных для функционального диагноза, составляющего основу экспертного заключения. Значение последнего трудно переоценить. От него зависит не только характер трудовой деятельности, но во многом и будущий жизненный путь больного, поскольку правильное определение профессиональных возможностей и рациональное трудоустройство (как и адекватно ориентированное профессиональное обучение) сами являются существенными факторами клинического и социального восстановления. Как и в других случаях функциональной диагностики, психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохранные функции с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной трудовой деятельности. Психофизиологическая оценка характера предстоящей деятельности здесь также, разумеется, имеет большое значение. Важную роль играет оценка выносливости в труде, быстроты и характера утомляемости, лабильности волевого усилия. Особое место занимает изучение социально-трудовых установок больных, их индивидуальных склонностей. Необходим, с одной стороны, учет отношения больного к своему заболеванию, субъективная оценка им степени своих трудовых возможностей, с другой — отношения больного к известным ему профессиям, его личной социально-трудовой направленности и возможностей ее коррекции. Взаимопроникновение различных отраслей знания и необходимость комплексного решения почти любого вопроса как медицинской, так и психологической трудовой экспертизы, хорошо иллюстрируется на примере медико-психологической профориентации и профконсультации подростков. Они тесно связаны с педиатрией и школьной гигиеной. Для школьных врачей важнейшим является учет состояния здоровья школьников и изучение их способностей к труду. Для школьного психолога главное — это система комплексной профконсультационной работы с подростками. Конечно, вопросы профконсультации не могут решаться им одним без совместной работы с врачами и педагогами. Поскольку основными принципами врачебно-трудовой экспертизы, полностью относящимися и к медико-психологической экспертизе, являются ее активность, профилактическая направленность и установка на социально-трудовую реабилитацию больных, деятельность клинического психолога, участвующего в проведении врачебно-трудовой экспертизы, обоснованно приобретают психогигиеническую и психопрофилактическую направленность.
Войтенко и Филомафитский, указывая, что ситуация врачебно-трудовой экспертизы в психологическом плане значительно отличается от обычной лечебно-диагностической ситуации «врач—больной», обращают внимание на следующие ее особенности: 1) установку индивида, проходящего экспертизу, 2) установку самого эксперта, 3) особенности контакта в процессе экспертизы при вынесении экспертного заключения и даче трудовых рекомендаций. Поскольку экспертиза трудоспособности, помимо медицинской, всегда имеет и психосоциальную направленность, то отношение к ней и установки не только свидетельствуемого, но и эксперта имеют также выраженный социальный характер. Установки свидетельствуемого могут быть направлены не только на улучшение своего физического состояния, но и на повышение социально-психологического статуса (признание его инвалидом войны или установление связи инвалидности с трудовым увечьем). Поэтому при выборе мер психотерапевтического воздействия врач-эксперт должен особенно подчеркнуть социально-психологические последствия установления группы инвалидности, что может иметь важно значение на дальнейших этапах социально-трудовой реабилитации. Особую роль, как подчеркивают авторы, играет психотерапевтический подход и психологический контакт со свидетельствуемым при вынесении экспертного заключения и трудовых рекомендаций. Признание (или непризнание) свидетельствуемого инвалидом влечет за собой комплекс психологических стрессовых факторов, которые могут приводить к состоянию фрустрации, потере перспективы, изменению самооценки и уровня притязаний личности.
Понимание экспертом возникающей перед конкретным свидетельствуемым совокупности социально-психологических проблем требует от врача особенно тщательного анализа особенностей личности обследуемого, его мотивов, ценностей и идеалов, анализа всей совокупности медико-биологических (диагноз, форма, тип течения, прогноз заболевания и т. д.) и социальных (образование, профессия, специальность, вид и условия труда и т.д.) факторов. Только в этом случае объявление экспертного заключения носит действительно психотерапевтический характер и становится важной формой реабилитационного воздействия. Лишь тщательный анализ ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения, личностных особенностей проходящего экспертизу позволяет вскрыть неосознаваемое или недостаточно осознаваемое, например, при «бегстве в болезнь» пациента с неврозом (F40—F48 по МКБ–10), или вполне осознаваемое установочное поведение (аггравацию, симуляцию, либо, напротив, диссимуляцию). Психолог должен помочь так провести экспертизу, чтобы, с одной стороны, соблюдались права, гарантированные больным и инвалидам со снижением трудоспособности Законодательством, но, вместе с тем, чтобы удовлетворение интересов больного не осуществлялось за счет общества. Заключение психолога, участвующего в экспертизе трудоспособности, должно содержать данные о нарушенных и сохранных функциях, с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной степени в условиях выполнения прежней работы с определенными профрекомендациями или при переобучении. Как отмечают Платонов и Тепеницына, и в случае наличия расстройств психических функций (например, памяти, внимания, в целом при снижении работоспособности), наиболее значимой на том или ином уровне профессиональной деятельности нередко оказывается сохранность в первую очередь личностно-мотивационной сферы испытуемого, облегчающая возможность известной компенсации снижения психических функций. В последний период возрастает роль психолога при проведении экспертизы трудоспособности лиц, направляемых для деятельности в условиях эмоциональной напряженности и в экстремальных условиях (космос, глубины океана, Арктика и Антарктика и др.). Наряду с обычно учитывающимися в этих случаях психофизиологическими характеристиками, оценками выносливости в труде, быстроты и характера утомляемости, лабильности волевого усилия, современная экспериментальная психология располагает возможностями дополнить эти данные представлениями о стрессовой и фрустрационной толерантности обследуемого, используя специальные тесты и ситуацию естественного или моделируемого эксперимента. Конечно, и в этом случае важную роль приобретает учет отношения и установок испытуемого применительно к деятельности в указанных условиях.
В качестве иллюстрации роли выводов клинического психолога, полученных по экспериментально-психологическим данным, для вынесения окончательного заключения при прохождении врачебно-трудовой экспертизы приведем следующий пример. (Исследование Самойловой). Больная Б. 39 лет, поступила в больницу для прохождения трудовой экспертизы. Охотно вступает в беседу. Добросовестно выполняет все задания, живо интересуется оценкой своей работы. Огорчается при указании на ошибки. Инструкции усваивает. Однако, если увеличить латентный период между предъявлением инструкции и началом работы (например, до 5 мин и более), то больная забывает инструкцию. При просьбе воспроизвести инструкцию повторяет её с искажением. Если же выполнение задания следует сразу же вслед за предъявлением инструкции, больная удерживает заданный способ работы. Обнаруживаются резкие колебания умственной работоспособности. После небольшой по объему интеллектуальной нагрузки выявляются признаки выраженной истощаемости. Выявляется снижение памяти. Кривая запоминания — 5, 6, 8, 8, 8 слов из 10, а через час — всего 2 слова. Наблюдаются также псевдореминисценции и конфабуляции. Объем внимания сужен, наблюдаются колебания внимания. Таким образом, ослабление памяти и внимания сочетается с выраженной утомляемостью больной, значительными колебаниями умственной работоспособности. Как отмечает Зейгарник, заключение патопсихолога в аспекте интерпретации экспериментальных данных — задача достаточно сложная. При трудовой, как и других видах экспертиз, у больных может проявиться так называемое установочное поведение. В связи с этим при интерпретации результатов особое внимание уделяется не столько продуктивности или непродуктивности больного при выполнении проб, сколько соотношению правильно и ошибочно выполненных заданий. Здесь следует подчеркнуть неравномерность продуктивности в заданиях одного типа и одного уровня сложности, проанализировать случаи, когда заведомо более легкие задания решались менее успешно. С особой тщательностью необходимо обобщить все данные, касающиеся мотивации испытуемых, смыслообразования, оценок и самооценок. Учитывая значимость результатов патопсихологического исследования для решения дальнейшей судьбы больного, патопсихолог при должен быть чрезвычайно осторожен и объективен, подкрепляя все свои выводы надежными экспериментальными фактами. ^ Военно-врачебная экспертиза. Роль военно-врачебной экспертизы в целом и участия в ее проведении клинического психолога также значительно возростает. Многосторонний кризис веры, изменение общественного сознания значительной части населения, отразившееся и на перемене отношения к армии, военной службе, в частности в связи с распространением в ней «неуставных» отношений — привели к резкому увеличению числа лиц, пытающихся уклониться от службы в армии. С другой стороны, ухудшение здоровья населения является причиной существенного уменьшения числа потенциальных призывников, которые, пройдя военно-врачебную комиссию, могут быть направлены (без опасения возврата по состоянию здоровья) для несения военной службы. Поэтому необходимо качественное проведение военно-врачебной экспертизы, что невозможно, с учетом отмеченного выше, без участия клинического психолога. Круг задач, решаемых клиническим психологом при военно-врачебной экспертизе, в основном соответствует тому, который имеет место в процессе его участия в обычной психиатрической диагностике. Результаты психологического исследования используются для установления или, напротив, исключения прежде всего психических заболеваний, наличие которых несовместимо с военной службой. Часто это дифференциальная диагностика между нераспознанными до экспертизы олигофренией (F70—F79 по МКБ–10) и внешне сходными состояниями, обусловленными неблагоприятными прижизненными влияниями: низким культурным уровнем семьи, в которой воспитывался свидетельствуемый, педагогической запущенностью и др. Трудными в экспертном плане могут быть случаи несвоевременной диагностики психопатий и патологических развитий личности (F60—F69 по МКБ–10), современных неврозо- и психопатоподобных форм шизофрении (F21 по МКБ–10) и ларвированных форм других нервно-психических заболеваний. Военно-врачебная экспертиза, как правило, производится в условиях психиатрического учреждения, и работа клинического психолога существенно не отличается в этих случаях от той, которая выполняется им обычно в процессе психиатрической диагностики. Два обстоятельства придают своеобразие психологическому исследованию при проведении этого вида экспертизы. Одно из них связано с нередкой заинтересованностью испытуемого в содержании экспертного решения и возможностью установочного поведения с тенденцией к аггравации или диссимуляции. При этом оказывается необходимым выявление структуры, характера и степени действительных нарушений, маскируемых притворным поведением. С другой стороны, сама экспертная ситуация, как и предшествовавшие ей события жизни, неизбежно вызывают особое эмоциональное состояние, требующее учета при проведении исследования и интерпретации его результатов. Последнее обстоятельство вызывает необходимость соотнесения обнаруживаемых особенностей психики с характером содеянного, (если оно относится к периоду прохождения военной службы) с особенностями психологической структуры той деятельности (действия), в отношении которой проводится экспертиза. Здесь требуется экспериментально-психологический анализ различных сторон психической деятельности, которые могут не играть диагностической роли и не иметь никакого значения для терапевтических решений и по отношению к которым клинико-психологический метод является недостаточно адекватным инструментом исследования. Значение психологического заключения для вынесения объективного решения в случае прохождения военно-врачебной экспертизы иллюстрирует следующий пример. (Исследование Логиновой). Больной П. 26 лет, военнослужащий, поступил в психиатрическую больницу для прохождения военной экспертизы. Предполагаемый диагноз: шизофрения(F21—F29 по МКБ–10) или органическое поражение ЦНС травматического генеза (F06 по МКБ–10). Больной во время исследования приветлив, спокоен. Поведение адекватно ситуации. Правильно понимает цель экспериментальной работы. Охотно делится своими переживаниями. С должным интересом и серьезностью относится к оценке результатов. Имеется адекватная эмоциональная реакция на успех и неудачи в работе. Всегда активно стремится исправить ошибки, добиться правильного решения. Жалуется на повышенную утомляемость даже после непродолжительных нагрузок. Задания выполняет быстро и легко. Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) сохранны. Уровень доступных обобщений достаточно высок. Суждения последовательны. Вместе с тем, обращает на себя внимание некоторая обстоятельность суждений, склонность к излишней детализации рисунков и ассоциаций в пиктограмме. Склонен употреблять слова с уменьшительными суффиксами. Отмечаются элементы утомляемости, которые выражаются в появлении ошибок внимания. Таким образом, во время исследования выявляется интеллектуальная, эмоциональная сохранность больного, критическое отношение как к своему состоянию, так и к процессу исследования в целом. Следует отметить некоторую обстоятельность суждений и элементы утомляемости (особенно при продолжительной интеллектуальной нагрузке). Каких-либо нарушений (по шизофреническому типу) выявить не удается. Данное заключение помогло клиницистам исключить диагноз «шизофрения» и обратить внимание на необходимость уточнения неврологического статуса обследуемого. ^ Медико-педагогическая экспертиза. Участие клинического психолога в проведении медико-педагогической экспертизы тесно связано с кругом вопросов, решаемых им в детских и подростковых учреждениях психиатрического профиля. Как и при проведении других видов экспертизы, большое значение здесь приобретает дифференциальная диагностика. Однако наиболее существенной задачей при этом является определение психического развития и его аномалий, степени и структуры различных видов дизонтогенеза (Ковалев, Лебединский, Лебединская). Важность этой работы клинического психолога определяется тем, что в зависимости от его заключения определенным образом строится прогноз обучаемости ребенка, а следовательно, выбор путей общеобразовательного и трудового обучения. Клинический психолог при проведении медико-педагогической экспертизы участвует в формировании ответов на следующие вопросы: каковы причины неуспеваемости ребенка (отставание психического развития (F84.9 по МКБ–10) — олигофрения (F70—79 по МКБ–10), астенизация вследствие перенесенных соматических заболеваний, своевременно нераспознанные процессуальные психические заболевания, педагогическая запущенность и т. д.); важнейшим является вопрос о степени и структуре психического снижения при выявлении дизонтогенеза, ответ на который позволяет указать на потенциальные возможности ребенка, соответствие этих возможностей требованиям массовой школы или целесообразности направления его в санаторную, вспомогательную школу, специализированное училище и др. В проведении медико-педагогической экспертизы клинический психолог руководствуется рядом критериев, ведущими из которых являются следующие: 1) способность к научению, осмышлению и усвоению новых знаний и навыков, решению задач и формированию понятий, 2) условия развития ребенка, микросоциальная среда, в которой он воспитывался и особенности его поведения в различных социальных ситуациях, 3) уровень знаний и навыков соответственно возрастному уровню развития, который должен оцениваться и интерпретироваться под углом зрения двух первых — качественного и социально-биографического критериев. В экспериментальном плане большое значение здесь приобретает «обучающий эксперимент», основанный на учении Выготского, о зонах ближайшего развития. В целях диагностики интеллектуальной недостаточности у детей могут применяться нестандартизованные и стандартизованная методики в том числе набор интеллектуальных приемов Векслера для детей. Клиническому психологу принадлежит большая роль в обследовании так называемых трудных детей. Психолог участвует в решении комплекса задач. Прежде всего — это определение причин эмоционально-поведенческих нарушений у детей и подростков — педагогическая запущенность (F84.9), акцентуации характера и психопатии (F60—69), нервно-органические и психические заболевания, несвоевременно распознанные. Диагностика типов психопатии и акцентуаций характера может осуществляться с помощью «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков» (Личко). При проведении медико-педагогической экспертизы психологическое заключение содействует патогенетической и дифференциальной диагностике задержек умственного развития (F84.9) и эмоционально-поведенческих расстройств (F92), а также определению направленности лечебно-реабилитационных мероприятий, их соотношения с собственно педагогическими мерами. Общей задачей при этом является не только восстановление или улучшение отдельных психических функций, но и коррекция в целом нарушенного развития ребенка или подростка. ^ Роль клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы. Задачами экспериментально-психологического исследования при проведении судебно-психиатрической экспертизы также являются дифференциальная диагностика, установление степени (глубины) снижения психики с учетом возможного установочного поведения испытуемого. В последнем случае может возникнуть задача дифференциации симуляции и аггравации от псевдодеменции (F68.1) и истинного слабоумия, истинной некритичности от симулятивного и диссимулятивного поведения (Кожуховская). Для диагностики установочного поведения предлагались различные приемы и условия проведения экспериментально-психологического исследования. Целесообразно применять комплекс методик, позволяющих обнаружить «неравномерность уровня достижений» с использованием параллельных по направленности методик. Блейхер указывает, что желательно при этом пользоваться большим числом методик, располагаемых не по степени нарастания трудности заданий, и рекомендует проводить исследования повторно с интервалом в несколько дней. Особое значение приобретает деятельность психолога при проведении судебно-психологической экспертизы, в которой клинический психолог выступает в самостоятельной роли эксперта (комплексная психолого-психиатрическая экспертиза). Сама возможность такой роли психолога в экспертизе предполагается содержанием так называемой формулы невменяемости, одного из важнейших положений, лежащих в основе судебной психиатрии. Формула невменяемости включает два критерия — медицинский (биологический) и юридический (психологический). Содержание психологического критерия формулируется как способность испытуемого «понимать значение своих действий и ими руководить». Фелинская замечает, что в судебно-психиатрической экспертизе, особенно в случаях наиболее трудных пограничных состояний, правомерно и необходимо сочетание психопатологического анализа психического заболевания и психологического анализа (который нередко неправильно трактуется как ненужная и даже вредная «психоло-гизация»), учитывающего проявления психологической нормы. Для дифференциального диагноза, указывает она, следует найти границу между нормой, управляемой психологическими законами, и патологией, движимой психопатологическими закономерностями. Это требует знания всей истории формирования личности испытуемого, системы его жизненных отношений, ценностей, а также преимущественного способа реагирования в ситуациях нервно-психического напряжения. Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является и то, что психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду, достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные относительно того, как психологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих действий при совершении правонарушения, на его поведение в той конкретной ситуации. В комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог тесно сотрудничает с психиатром и каждый из них решает в соответствии со своей компетенцией вопросы, ставящиеся судом и следствием. Подобная комплексная экспертиза проводится при освидетельствовании несовершеннолетних, установлении возрастного ценза подростков в случае отставания психического развития от физического (значение этих вопросов возросло в связи с акселерацией); отграничении психологических реакций от психогенных психотических, физиологического аффекта от патологического; в геронтологической практике, например, при составлении завещания, когда возникает вопрос о психическом состоянии инвалида и его дееспособности. В случаях комплексной экспертизы психолог, разумеется, имеет равные права и несет те же обязанности, что и другие эксперты. ^ Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых. Резкий рост подростковой преступности отмечают многие исследователи. Растет число общественно опасных деяний, совершенных детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности; доля несовершеннолетних среди преступников увеличилась с обычных 8–12% до 16–18%, а по данным органов прокуратуры около 50% из них страдают разного рода психическими аномалиями, в связи с чем именно эти структуры, кроме усиления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних, предлагают создать психодиагностические центры по диагностике несовершеннолетних (Каневский). Особое значение в диагностике подростков имеет психологическая экспертиза, поскольку только 4,4% несовершеннолетних, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу, обнаруживают психотические расстройства, 44% имеют непсихотические расстройства психики, 51,6% страдают олигофренией (F70—F79) разной глубины, а девиантное поведение (F91) остальных протекает в рамках психического здоровья (Мохонько и др.). В последнее время целый ряд авторов отмечает, что для части подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерны психические аномалии, не достигающие степени выраженной психопатологии. Такими отклонениями занимаются клинические психологи. Основные проблемы, решаемые в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних (Васильева, Горьковая), это: 1) уровень интеллектуального развития (соответствует ли развитие познавательных процессов абсолютной норме, пограничной умственной отсталости (F84.9) или олигофрении); 2) уровень развития эмоционально-волевой сферы (здесь чаще всего рассматривается проблема психического инфантилизма с психологической точки зрения и возраста достижения уголовной ответственности в юридическом плане); 3) индивидуально-типологические особенности личности, где имеются ввиду юридически значимые характерологические свойства (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость, лидерские тенденции, наличие агрессивности и др.) и чисто социальные качества личности (общесоциальная ориентация, знание социальных норм, границ допустимого и недопустимого, способность применения этих знаний в реальном поведении, устойчивость функционирования этих норм у данного индивида их проявление в ситуации общественно опасного деяния; 4) Судебно-психологическая экспертиза лиц с сенсорными дефектами — слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями речи и др. По содержанию этих проблем понятно, что при анализе психической деятельности несовершеннолетних желательно проводить комплексную судебно-психологическую экспертизу, где представлены специалисты разного профиля: при решении первых трех проблем работают судебно-медицинский эксперт, психолог и педагог (это может быть педагогический психолог, детский психолог или подростковый психолог в зависимости от конкретной задачи). При решении четвертой проблемы это судебно-медицинский эксперт-психолог и дефектолог соответствующего профиля. При наличии в анамнезе подростка психотических эпизодов, тяжелых черепно-мозговых травм, многократных стационирований в психиатрическую больницу следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. За последний период стремительно растет количество как комплексных психолого-психиатрических, так и чисто психологических судебных экспертиз. Если ранее подобный вид экспертизы не являлся стандартным, к нему эпизодически привлекались специалисты научных учреждений, и организационно-методические вопросы не являлись актуальными, то в настоящее время экспертиза, например, эмоциональных состояний стала проводиться достаточно часто. Введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ предусматривает резкое расширение проведения судебно-психологических экспертиз в отношении несовершеннолетних (практически во всех случаях). Вводится понятие «ограниченной вменяемости», для квалификации которого требуется участие эксперта-психолога. Резко увеличено количество статей, учитывающих психологические параметры участников судебного процесса (беспомощное состояние, психологическая зависимость, моральное принуждение, мотивы, особенности личности). Основываясь на опыте практической работы и проведения экспертиз разного типа Васильева, Горьковая предлагают ориентировочные нормативы для работы эксперта-психолога в разных экспертных учреждениях. Компетенцию специалиста следует оценивать по характеру базового образования (для эксперта-психолога это должен быть диплом высшего учебного заведения по специальности «психолог» или «практический психолог), стаж практической работы в психиатрическом стационаре не менее 5 лет, повышение квалификации в соответствующих учреждениях. По форме проведения очная экспертиза может быть стационарной и амбулаторной. На амбулаторной экспертизе в настоящее время возможности проведения полного психологического обследования крайне ограничены, реально проводится клинико-психологическое собеседование и неполное патопсихологическое обследование. При хорошо подготовленном для экспертизы уголовном деле с клинически четко очерченным психологическим портретом испытуемого и небольшим объемом дела возможно получение достоверного заключения, которое будет подтверждаться даже в случае дополнительной стационарной экспертизы. При стационарной экспертизе столь выраженных временных ограничений, как при амбулаторной экспертизе, не существует, появляется возможность полного психологического обследования подэкспертного, привлечения дополнительных специалистов (психиатр, невропатолог, электрофизиолог, дефектолог, сексопатолог, педагог, терапевт, если возникла необходимость решить вопрос о влиянии соматических заболеваний на психическое состояние, психологи другой практической сферы). Виды комплексных экспертиз зависят от профиля привлекаемых специалистов в соответствии с конкретными задачами. В настоящее время наиболее распространена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Могут быть комплексные психолого-дефектологические, психолого-педагогические, психолого-сексологические экспертизы, а также комплексные психологические экспертизы с привлечением психологов разного профиля. Для судебно-медицинского эксперта-психолога важно наличие знаний в следующих областях наук: общая психология, клиническая психология, все виды возрастной психологии, где особенно важными являются детская и подростковая, социальная психология с акцентом на психологии малых групп, психиатрия (та ее часть, которая описывает общую и частную психопатологию), основы юриспруденции. Таким образом, для возможности работать экспертом-психологом специалист должен обладать навыком работы в психиатрическом отделении общего профиля, в подростковом отделении, желательно наличие детской психиатрической практики. Этапы судебно-психологической экспертизы после получения постановления: 1. Первичная клинико-психологическая беседа с подэкспертным. 2. Изучение материалов уголовного дела. 3. Проведение базового патопсихологического обследования подэкспертного. 4. Прицельное тестирование подэкспертного в зависимости от результатов патопсихологического обследования: — при наличии органической нейродинамики и указаниях на очаговую неврологическую симптоматику может потребоваться полное нейропсихоло-гическое обследование; — при наличии признаков дефектного интеллекта, проводится полное психометрическое интеллектуальное исследование; — при отсутствии значительного снижения интеллекта используются стандартизованные личностные методики, а в отдельных случаях и проективные; — при выявлении специфических нарушений мышления могут быть дополнительно применены личностные методики и в дальнейшем подэкспертный подвергается психиатрической экспертизе. 5. ^ Составление заключения эксперта-психолога по собранному материалу. В случае единоличного проведения судебно-психологической экспертизы в заключительной части акта даются ответы на все поставленные вопросы. В случае стационарной или комиссионной амбулаторной экспертизы предварительное заключение докладывается на комиссии экспертов, которая принимает окончательное решение. После этого составляется комиссионный акт, в заключительной части которого следуют ответы на все поставленные вопросы. Из материалов приведенной главы следует, что как и в других областях медицины и здравоохранения, отмечается возрастающая интеграция клинических психологов в экспертную практику. Сегодня уже возникает вопрос о правомочности проведения самостоятельной судебно-психологической экспертизы клиническим психологом. В тоже время очевидно, что качество экспертизы возрастает при совместном участии в ее проведении ряда специалистов, выбор которых определяется общей целью и конкретными задачами экспертизы.
Общее представление об экспертной деятельности Место экспертизы в современном обществе. Общее представление об экспертной деятельности. Отсутствие однозначных решений как предпосылка применения экспертизы. Субъективность и ответственность в деятельности эксперта. Требования к эксперту. Компетентность эксперта, его общие и специальные познания. Этические и юридические основы деятельности эксперта. Тема 2. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами Психологическая экспертиза, ее применение в общественной практике. Потребность в проведении психометрических исследований интеллекта и личности в практике трудовой экспертизы в психоневрологических комиссиях. Спектр задач при проведении военной экспертизы подростков и юношей на призывной комиссии. Психометрическое обследование при прове<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|