Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов психологической помощи.




 

Концепции и методы психологической помощи
Разнообразие определений понятия психологическое консультирование (А. и М. Айви, Р.Кочюнас, Р.Мэй, Ю.Алешина), их сопоставление. Цели и задачи психологического консультирования. Разграничение понятий психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг. Классификация видов консультирования: по характеру решаемых задач, по стратегии консультирования, содержанию действий консультанта, содержанию теоретического подхода к консультированию. Особенности дистантного консультирования, его отличие от очного консультирования. Он-лайн-консультирование и телефонное консультирование. Преимущества и сложности дистантного консультирования. Основные цели дистантного консультирования. Клиенты, обращающиеся за дистантным консультированием.

Индивидуальная и групповая формы консультирования. Психокоррекционные группы, тренинговые группы, группы личностного роста, определение понятия «группа», основные признаки группы, основные виды групп, их общая характеристика, процессы групповой динамики, критерии формирования групп, роли нормы, внутригрупповая этика.

Этические принципы в работе психолога-консультанта: ответственности, конфиденциальности, осознавания границ своей компетентности, ориентации на проблему и особенности клиента, неманипулятивного подхода к клиенту, безусловного принятия, профессиональной позиции консультанта.

Разнообразие классификаций этапов психологического консультирования, отражающих логику и динамику процесса (Алешина, Меновщиков, Кочюнас, Блазер). Сопоставление различных классификаций. Специфика каждого этапа, особенности протекания, используемые приемы.

Основные приемы ведения беседы, их функции, этапы, на котором они используются, ошибки использования.. Прием отражения содержания - повтор, парафраз, резюмирование. Прием отражения чувств. Вопросы. Конфронтация. Интерпретация. Самораскрытие. Директивы.

Гуманистически-ориентированное консультирование. История возникновения. Теоретические положения – самоактуализация, противоречия между Я-реальным и Я-идеальным. Проблема клиента – искажение внутреннего и внешнего опыта в результате самоотчуждения, конфликта между потребностью в росте и потребностью в безопасности. Условия - безоценочное принятие, конгруентность, эмпатия. Основное содержание– исследование феноменологии клиента (чувств, ценностных ориентаций). Цель – раскрытие качеств клиента: открытость опыту, ответственность, способность к установлению и поддержанию личных отношений. Техники – отражение содержания, отражение чувств, самораскрытие.

Гештальт-ориентированное консультирование. История возникновения. Теоретические положения – понятие гештальта, фигуры и фона, зоны осознавания, невротические механизмы защиты (слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция), пятислойная структура невроза. Проблема клиента - незавершенные гештальты, болезненные ситуации незавершенного опыта приводят к искажению реальности в настоящем, а также к избеганию столкновения с болезненным опытом, что останавливает развитие личности. Цель – помочь клиенту выработать способность опираться на себя, находиться в контакте со своими потребностями и чувствами, осознавать их. Техники – осознавание по принципу здесь и сейчас, «Пустой стул», работа с фантазиями, работа со сновидениями.

Бихевиорально-ориентированное консультирование. История возникновения. Основные теоретические положения: окружающая среда – основные детерминатны развития организма стимул-реакция. Проблема клиента – неадекватное, неадаптивное поведение. Цель консультирования – формирование адаптивного поведения, ослабление или устранение неадекватного поведения, развитие эффективных социальных навыков, развитие способности к саморегуляции.

Техники: прогрессирующая релаксация, систематическая десенсибилизация Вольпе, формирование желательного и разрушение нежелательного поведения в системе подкреплений и наказаний; тренинги навыков желательного поведения.

Теоретические и исторические корни когнитивно-ориентированного консультирования. Основные теории – А.Бека, А.Эллиса, А.Лазаруса, Д.Мейхенбаума, У.Глассера. Когнитивные конструкты в структуре личности, адаптивные и дисфункциональные схемы. Виды когнитивных искажений по А.Беку, типы иррациональных идей по А.Эллису. Автоматические мысли и убеждения, их роль в порождении негативных переживаний и проблем клиента. Техники: заполнения пустоты, падающей стрелы, Сократовский диалог. Техники работы с когнитивными искажениями (А.Бек). Поведенческие техники, используемые в когнитивно-ориентированном подходе: домашнее задание, ролевая игра, репетиция поведения, техники отвлечения внимания, задания с постепенным усложнением задачи, экспозиционная терапия, планирование деятельности, поведенческий эксперимент.

Техники работы с образными автоматическими мыслями.

Основные понятия концепции А.Эллиса. Рациональные и иррациональные убеждения. Трехчленная формула Эллиса, ее развитие в формулу АВСДЕ. Двенадцать основных иррациональных идей по Эллису. Механизм эмоциональных нарушений. Воздействие на когнитивном уровне: осознание иррациональных убеждений, их оспаривание, отказ от перфекционизма. Воздействие на эмоциональном уровне: моделирование, юмор, безусловное принятие, «атака стыда». Поведенческие техники в терапии А.Эллиса.

Теоретические постулаты биоэнергетического анализа. Теоретические положения З.Фрейда отраженные в теории биоэнергетического анализа.

Теоретические постулаты В.Райха. Теоретические постулаты теории биоэнергетики А.Лоуэна. Смыл биоэнергетического анализа в практике психолога.

Основные принципы телесно-ориентированной психотерапии. Цель применения методов телесно-ориентированной терапии.

Причины неврозов и психосоматических заболеваний. Основные сегменты «мышечного панциря». Телесная локализация психологической проблематики. Основные приемы распускания (расслабления) мышечного панциря.

Трансактный анализ: определения Эго-состояний: "Родитель"; "Взрослый" и "Ребёнок". Отклонения в структуре личности. Понятие трансакции и их основные типы: определение доминирующего Эго-состояния посредством анализа наиболее характерных для человека трансакций. Понятие сценария. Функциональное значение сценария. Источники возникновения сценария. Сюжетные роли в сценарии. Сценарий как результат родительского программирования. Понятия эписценария и антисценария.

 

2. Рекомендуемая литература для подготовки к экзамнеу

2.1. Основная литература

1) Карвасарский Б.Д*., ред. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2007.-960 с.

2) Маршанин Б.А*., ред. Клиническая психология в социальной работе.-М.: Академия, 2002.-224 с.

3) Тарабрина Н.В. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.

 

2.2 Дополнительная литература

1) Бизюк А.П.,Основы нейропсихологии, М.:Речь, 2005, с.296

2) Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н*. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО

«МОДЭК», 2006.- 512 с.

3) Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- 3-е изд., стереотип..- М.: Академия, 2005 - 208 с.

4) Карсон Р., Батчер Д. Анормальная психология Издательство: Питер, 2004, с.1167

5) Кулаков С.А.,Основы психосоматики, М.:Речь, 2007, с.288

6) Перре М. Бауманн У. Клиническая психология. Издательство: Питер, 2007,с. 1312

7) Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.

8) Сафуанов Ф.С. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие. М.: Генезис, 2004. - 608с.

9) A. Aldao, S. Nolen-Hoeksema, S. Schweizer Emotion-regulation strategies across psychopathology: A meta-analytic review. Clinical Psychology Review 30 (2010) 217–237

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...