Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды участия психолога в психокоррекционных мероприятиях.




 

Психологическая коррекция – активно развивающаяся сфера психологического воздействия. Под термином "психологическая коррекция" (от лат. correctio – исправление) понимают исправление тех черт личности, которые относят к психологическим факторам риска заболеваемости с целью профилактики нервно-психических расстройств и психосоматических недугов. Процесс коррекции всегда осуществляется в соответствии с интересами и запросами конкретного индивида.

Психокоррекционный комплекс представляет собой системное образование методов и приемов, которые можно распределить по нескольким взаимосвязанным блокам. Каждый блок направлен на решение вполне определенных задач.

Первый блок – диагностический. Основными задачами диагностики являются: исследование особенностей личности, межличностных отношений и выявление психологических факторов риска. Используемые при этом методы психодиагностики достаточно разнообразны: психологический анализ биографической информации, наблюдение, установление особенностей мотивацион-ной, эмоционально-волевой сферы, самооценки, способов взаимодействия с окружающим миром, изучение психологического климата семьи или группы и др. с помощью беседы и различных психологических тестов. Выбор конкретных методов зависит от запросов пациента и от предполагаемой цели коррекционных воздействий. Диагностические данные используются как опора не только для выбора коррекционных программ, но и для оценки эффективности психологического воздействия.

Второй блок – установочный. Он необходим при коррекции семейных или групповых отношений, когда желательно включение в коррекционный процесс супругов, родителей, детей и других членов семьи или коллектива. Цель блока – создание активной установки на психокоррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снятие тревожности, повышение уверенности в возможность достижения позитивных изменений, переформулировка запроса. Основными методами являются беседа и психологический анализ дневниковых записей.

Третий блок – коррекционный. На этом этапе происходит осуществление коррекционного воздействия с целью гармонизации психических процессов, расширения сферы осознанности мотивов, снятия противоречий между конфронтирующими мо-тивационными тенденциями, изменения установок и позиций личности, расширения психологических знаний. С учетом запроса и полученных диагностических данных разрабатывается стратегия коррекционного воздействия, состоящая из различных методов психологического воздействия. При психокоррекцион-ной работе с детьми в основном используется метод игровой терапии, поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является игра.

При подборе и использовании разнообразных приемов психо-коррекционного воздействия необходимо учитывать следующее.

1. Психолог не может оперировать таким понятием, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая и т.п.). Главным в психокоррекции является реализация индивидуального подхода. Нельзя говорить о психокоррекции группы детей или взрослых в смысле доведения всех, хотя бы по одному параметру, до одинаковых показателей, а следует говорить о создании условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции. Задача психолога – создать условия по возможности для более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать участников психокоррекции к достижению определенных, заранее регламентированных результатов.

2. Психокоррекционные приемы должны учитывать естественные движущие силы психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность человека и система его отношений, поэтому при использовании любого психокоррекционного приема необходимо создавать условия для адекватной деятельности и воспроизведения системы отношений. Важно подчеркнуть, что моделируется не любая деятельность или система отношений, а лишь те их виды, которые являются личностно значимыми для участников коррекции, по отношению к которым имеются острые, эмоционально насыщенные переживания.

3. Особое внимание следует уделить контакту участников психокоррекционного процесса, созданию специфического взаимодействия между психологом и пациентом. Главное в достижении такого контакта – создание диалогического общения, т. е. сам специалист становится активным субъектом психологического воздействия. Специфичность психокоррекционного контакта предполагает как можно более полное принятие личностной индивидуальности пациента при взаимодействии с ним психолога. Отношения между специалистом и участниками психокоррекции должны строиться по принципу партнерства.

4. Специфика психокоррекционных приемов состоит в особой динамике самого психокоррекционного процесса. Многое в этой динамике зависит от использования различных методов. Динамика психокоррекционного процесса обнаруживает закономерности, которые обусловлены не организацией приемов воздействия или особенностями личности психолога, эти закономерности существуют независимо от них, обязательно повторяясь при применении тех или иных конкретных методов разными специалистами. В динамике психокоррекционного процесса могут отмечаться не только прогрессивные, но и регрессивные тенденции, а также ускорение процесса или его замедление.

5. Результатом эмоциональных переживаний, которые проявляются в психокоррекционном процессе, становятся распределение и перестройка элементов сознания и самосознания, достижение более полного осознания проблемы и снятие тех психологических составляющих, которые лежали в основе психологических нарушений или психологического дискомфорта.

6. Важная особенность психокоррекции – использование доступного, понятного, житейского языка. Язык общения должен быть убедительным, воздействующим, вызывающим эмоциональный отклик. Необходимо учитывать и невербальную сторону коммуникации – в каждый момент психокоррекции психолог должен стремиться быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях.

Четвертый блок – оценка эффективности коррекционных воздействий. Цель этого блока – оценка изменения психологического содержания, динамики поведенческих реакций и стабилизации позитивной самооценки. Необходимо отметить, что положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее симптомов, не может быть единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены факторы, вызвавшие тот или иной симптом, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых симптомов или появление других. Кроме того, известно, что наиболее высокие результаты достигаются спустя 6 – 7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия.

Таким образом, критерии оценки эффективности не могут ограничиваться ни статистически нормативными показателями, ни снятием симптомов. Необходима отсроченная проверка результатов коррекции, которая доказывала бы устойчивость ликвидации симптоматики на отдаленных этапах после завершения коррекции. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которыми пациенты диагностировались перед началом коррекции. К диагностическим экспериментальным процедурам выдвигаются особые требования, позволяющие проводить повторное обследование без искажений ретестирования. Помимо этого при оценке эффективности допустимо использовать субъективные методы оценки: самоотчеты, дневники и пр.

Решение широкого круга практических задач требует создания особой методологии психокоррекции, различных аспектов в организации психологической и социальной помощи по преодолению психологических конфликтов и затруднений как для пациентов группы риска, так и для здоровых людей. Развертывание сети социальной помощи с использованием психокоррекционной работы позволит внести большой вклад в охрану психического здоровья населения.

Рекомендуемая литература

Диагностика и коррекция психического развития школьников / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.

Семья в психологической консультации / Под ред. В. В. Столина. – М., 1987.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. – М., 1988.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...