Оснащение практического занятия
Оснащение практического занятия Наглядные пособия: Таблицы Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер) Учебный видеофильм «Физиология слухового анализатора» Литература: а) основная 1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с. б) дополнительная 1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с. 3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 4. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005. 5. Маркина Л. Д. Физиология сенсорных систем: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с. 6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М. А. Островского, А. Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с.
Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».
Тема 4 (39). Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем Мотивация изучения темы. Соматосенсорная система, представленная комплексом кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает самосохранение индивида; боль является сигнальным раздражителем при нарушениях гомеостаза; вкусовая и обонятельная системы дополняют многообразие получаемых ощущений из внешнего мира. Качественный и количественный анализ раздражителей, воспринимаемых рецепторами кожи, слизистых оболочек носовой и ротовой полостей и проприорецепторами, обеспечивает формирование тактильных, температурных, болевых, обонятельных, вкусовых ощущений и представлений об окружающем мире и себе. Понимание принципов строения и функционирования данных сенсорных систем необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело Конкретные цели и задачи: В результате изучения темы студенты должны:
- «знать» физиологические процессы и механизмы возбуждения экстерорецепторов кожи и проприорецепторов мышц и сухожилий, вкусовых и обонятельных хеморецепторов; структурно - функциональную характеристику проводящих путей и корковых центров тактильной, болевой, вкусовой и обонятельной систем. - «уметь» оценивать функциональное состояние организма при возникновении различных видов боли в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. - «владеть» методами определения порогов тактильной и болевой чувствительности, густометрии и вкусовой адаптации; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы Базой для изучения данной темы являются знания по строению соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученная тема нормальной физиологии: «Общая физиология сенсорных систем». Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки 1. Особенности строения соматосенсорной системы, классификация рецепторов. 2. Классификация болей. Медиаторы соматической и висцеральной боли. 3. Современные представления о ноцицепции. Теории восприятия боли. 4. Проводниковый и корковый отделы ноцицептивной системы. Проведение эпикритических и протопатических болей. 5. Антиноцицептивная система, ее нейрохимические механизмы. 6. Характеристика тактильных рецепторов. Проводниковый и корковый отделы тактильной системы. 7. Проприоцептивная сенсорная система: рецепторный, проводниковый и корковый отделы. 8. Периферический отдел обонятельной системы. Механизм обонятельной рецепции. Классификация запахов. 9. Проводниковый и корковый отделы обонятельной системы. 10. Острота обоняния. Адаптация обонятельного анализатора. 11. Вкусовая рецепция. Проводниковый и корковый отделы вкусового анализатора. 12. Вкусовая чувствительность, ее изменения в зависимости от состояния организма (голодание, беременность). Влияние алкоголя и никотина на вкусовую чувствительность.
Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание) 1. Нарисовать и обозначить виды рецепторов кожной и кинестетической чувствительности. 2. Нарисовать блок–схемы болевого, тактильного и проприоцептивного анализаторов. 3. Нарисовать схему полей вкусовой чувствительности языка. 4. Нарисовать блок–схемы обонятельного и вкусового анализаторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|