Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при определении характеристик произвольного внимания; решение ситуационных задач.
Задание 1. Исследование распределения внимания Способ 1. Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Способ 2. Считать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие 3 или кратные 3. Вместо этих чисел говорить «Не собьюсь». Хорошее распределение внимания – 0-4 ошибки; среднее – 4-7; ниже среднего – 7-10; плохое – 10-13 ошибок. Задание 2. Исследование избирательности внимания Проба Мюнстенберга. Используются специальные бланки. Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Пример: рюклбюсрадостьуфркнп» Время работы – 2 минуты. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Задание 3. Исследование процесса переключения внимания Способ 1. Используются модификации таблиц Шульте: черно-красные буквенно-цифровые таблицы Ф. Д. Горбова. Испытуемый выписывает цифры с буквами: черные в возрастающем порядке, красные - в убывающем порядке. Например: 1е-24е, 2х-23м, 3и-22о и т. д.
Задание 4. Исследование внимания методом расстановки чисел Вариант 1. Используются специальные таблицы. Инструкция: " В свободные клетки нижнего квадрата вписать цифры из верхнего в возрастающей последовательности".
Вариант 2. Даны специальные таблицы. Инструкция: выписать пропущенные цифры в возрастающей последовательности. Время работы 2 мин. Выполнение задания без ошибок - показатель хорошего внимания. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время Тестовый контроль 1. Какой ритм регистрируется на ЭЭГ в фазу быстрого сна? 1)альфа-ритм; 2) бета-ритм; 3) тета-ритм; 4) дельта-ритм; 5) гамма-ритм. 2. Особенности внушенного гипнотического сна: 1) наличие переходных фаз; 2) наличие REM -стадии; 3)формирование «зоны рапорта»; 4) полное торможение КБП; 5) повышенная внушаемость в «зоне рапорта». 3. Перечислите компоненты эмоциональной реакции: 1) соматический; 2) психический; 3) вегетативный; 4) интеллектуальный. 4. Запишите последовательно стадии развития эмоционального напряжения по Г. И. Косицкому. 1) стенические отрицательные эмоции; 2) астенические отрицательные эмоции; 3) внимание, мобилизация, активность; 4) невроз. 5. Какой физиологический механизм лежит в основе непроизвольного внимания? 1) доминирующая мотивация; 2) ориентировочный рефлекс; 3) дифференцировочное торможение. 6. Какой вид внимания обращён в будущее? 1) непроизвольное; 2) произвольное; 3) постпроизвольное; 4) антиципирующее 7. Назовите автора нервной модели стимула: 1) И. С. Бериташвили; 2) А. А. Ухтомский; 3) В. И. Гарбузов; 4) Е. Н. Соколов 8. Что из перечисленного относится к видам внимания? 1) непроизвольное; 2) произвольное; 3) концентрированное; 4) рассеянное. 9. На какой стадии поведенческого акта формируется мотивация? 1) акцептор результата поведения; 2) афферентный синтез; 3) эфферентный синтез 10. Какому понятию синонимичен драйв-рефлекс? 1) потребность; 2) стеническая эмоция; 3) мотивация; 4) произвольное внимание
Ситуационные задачи 1. Почему детям дошкольного возраста рекомендуется включать в режим дня дневной сон? 2. Как объяснить с точки зрения физиологических механизмов шумную двигательную активность школьников младших классов на переменах? Физиологический смысл «шумовых площадок». 3. Человек, научившийся кататься на велосипеде в детстве, способен сделать это после многолетнего перерыва в тренировках. Как можно объяснить данный феномен? 4. Известно, что Гай Юлий Цезарь обладал способностью одновременно заниматься многими важными делами и быстро переходить от одного вида деятельности к другому. Каково физиологическое обоснование данной способности? 5. Психоэмоциональное состояние студента характеризовалось оптимизмом, отличным настроением, сном и аппетитом. Для него была характерна жажда деятельности, высокая работоспособность по скорости и точности работы, несколько меньшая – по длительности, но с быстрым восстановлением. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов соответствовал верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов, минералокортикоидов, тироксина и половых гормонов – верхней трети зоны нормы и выше. Оцените адаптационные возможности организма студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности оно соответствует?
Оснащение практического занятия Наглядные пособия: Таблицы Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер) Учебный видеофильм «Физиология эмоций» Литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|