Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

а) основная. б) дополнительная. Тема 9 (44). Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дел




а) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

б) дополнительная

1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4.  Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

5. Маркина Л. Д. Кортико-висцеральные взаимоотношения: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с.

6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М. А. Островского, А. Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с.

7. Шульговский В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник. М.: Академия, 2003. 462с.

8. Маркина Л. Д. Физиология высшей нервной деятельности: учебно-методическое пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2003. 192с.

 

 

Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».

Тема 9 (44). Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы

Мотивация изучения темы. Знание типов высшей нервной деятельности позволяет понимать и прогнозировать особенности поведенческих реакций в различных ситуациях. Соотношение сигнальных систем определяет специфику восприятия и тип мышления индивида. Понимание особенностей ВНД и сигнальных систем необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» свойства нервных процессов, определяющие тип высшей нервной деятельности; роль генотипа и фенотипа в формировании особенностей ВНД.

  - «уметь» объяснять основные закономерности формирования типа ВНД и его особенности в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.  

  - «владеть» методами оценки типов ВНД и сигнальных систем; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения данной темы являются знания по строению центральной нервной системы и, в частности, коры полушарий большого мозга (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС»; «Врождённые и приобретённые формы поведения».

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Учение И. П. Павлова о типах ВНД животных и человека, их классификация.

2. Свойства нервных процессов и методы их оценки.

3. Понятие о генотипе и фенотипе. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД.

4. Типы ВНД у детей. Классификации Н. И. Красногорского и Д. Г. Иванова-Смоленского.

5. Экспериментальные неврозы, их виды и причины возникновения.

6. Учение И. П. Павлова о сигнальных системах действительности.

I и II сигнальные системы.

7. Речь как система сигналов. П сигнальная система, её развитие

в онтогенезе человека.

8. Три уровня внутренней речи.

9. Мозговые центры речи. Перенос центров речи. Праворукость и леворукость.

10. Синтагматические и парадигматические аспекты речи.

11. Художественный, мыслительный и смешанный типы ВНД.

12. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление.

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Дать классификацию и характеристику типов ВНД.

2. Сопоставить типы ВНД по И. П. Павлову с темпераментами, описанными Гиппократом.

3. Нарисовать схему этапов развития речи в онтогенезе у человека.

4. Перечислить мозговые центры речи и указать их локализацию и функции.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Как можно оценить силу процесса возбуждения?

2. Какие методические подходы позволяют оценить силу тормозного процесса?

3. Как определить подвижность и уравновешенность нервных процессов?

4. Изменяется ли тип ВНД в онтогенезе? Что такое генотип и фенотип?

5. Приведите примеры ситуаций, которые могут привести к неврозу лиц слабого типа ВНД.

6. Какие ситуации являются наиболее сложными для безудержных типов ВНД?

7. Чем отличаются классификации типов ВНД И. П. Павлова, Н. И. Красногорского и А. Г. Иванова-Смоленского?

8. Чем отличаются I и П сигнальные системы?

9. Что такое внутренняя речь и сколько у неё уровней?

10. Где локализуются мозговые центры речи и каковы их функции?

11. Что такое перенос центров речи?

12. Где находятся речевые центры у правшей и левшей?

13. Что означают синтагматические и парадигматические аспекты речи?

14. Как называются типы ВНД по критерию преобладания I и П сигнальных систем?

 

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
81. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
82. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

II. Основная часть занятия

80-98 %
83. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
84. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
85. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
86. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
87. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
88. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
89. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
90. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...