а) основная. б) дополнительная. Тема 9 (44). Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дел
а) основная 1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с. б) дополнительная 1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с. 3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 4. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005. 5. Маркина Л. Д. Кортико-висцеральные взаимоотношения: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с. 6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М. А. Островского, А. Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с. 7. Шульговский В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник. М.: Академия, 2003. 462с. 8. Маркина Л. Д. Физиология высшей нервной деятельности: учебно-методическое пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2003. 192с.
Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента». Тема 9 (44). Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы Мотивация изучения темы. Знание типов высшей нервной деятельности позволяет понимать и прогнозировать особенности поведенческих реакций в различных ситуациях. Соотношение сигнальных систем определяет специфику восприятия и тип мышления индивида. Понимание особенностей ВНД и сигнальных систем необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия
Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело Конкретные цели и задачи: В результате изучения темы студенты должны:
- «знать» свойства нервных процессов, определяющие тип высшей нервной деятельности; роль генотипа и фенотипа в формировании особенностей ВНД. - «уметь» объяснять основные закономерности формирования типа ВНД и его особенности в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. - «владеть» методами оценки типов ВНД и сигнальных систем; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы Базой для изучения данной темы являются знания по строению центральной нервной системы и, в частности, коры полушарий большого мозга (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС»; «Врождённые и приобретённые формы поведения».
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: Вопросы для самоподготовки 1. Учение И. П. Павлова о типах ВНД животных и человека, их классификация. 2. Свойства нервных процессов и методы их оценки. 3. Понятие о генотипе и фенотипе. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД. 4. Типы ВНД у детей. Классификации Н. И. Красногорского и Д. Г. Иванова-Смоленского. 5. Экспериментальные неврозы, их виды и причины возникновения. 6. Учение И. П. Павлова о сигнальных системах действительности. I и II сигнальные системы.
7. Речь как система сигналов. П сигнальная система, её развитие в онтогенезе человека. 8. Три уровня внутренней речи. 9. Мозговые центры речи. Перенос центров речи. Праворукость и леворукость. 10. Синтагматические и парадигматические аспекты речи. 11. Художественный, мыслительный и смешанный типы ВНД. 12. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление. Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание) 1. Дать классификацию и характеристику типов ВНД. 2. Сопоставить типы ВНД по И. П. Павлову с темпераментами, описанными Гиппократом. 3. Нарисовать схему этапов развития речи в онтогенезе у человека. 4. Перечислить мозговые центры речи и указать их локализацию и функции. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию 1. Как можно оценить силу процесса возбуждения? 2. Какие методические подходы позволяют оценить силу тормозного процесса? 3. Как определить подвижность и уравновешенность нервных процессов? 4. Изменяется ли тип ВНД в онтогенезе? Что такое генотип и фенотип? 5. Приведите примеры ситуаций, которые могут привести к неврозу лиц слабого типа ВНД. 6. Какие ситуации являются наиболее сложными для безудержных типов ВНД? 7. Чем отличаются классификации типов ВНД И. П. Павлова, Н. И. Красногорского и А. Г. Иванова-Смоленского? 8. Чем отличаются I и П сигнальные системы? 9. Что такое внутренняя речь и сколько у неё уровней? 10. Где локализуются мозговые центры речи и каковы их функции? 11. Что такое перенос центров речи? 12. Где находятся речевые центры у правшей и левшей? 13. Что означают синтагматические и парадигматические аспекты речи? 14. Как называются типы ВНД по критерию преобладания I и П сигнальных систем?
Этапы проведения практического занятия:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|