Тема 10 (45). Итоговое занятие по модулю «физиология адаптации, сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
Тема 10 (45). Итоговое занятие по модулю «физиология адаптации, сенсорных систем и высшей нервной деятельности» Мотивация изучения темы. Знание физиологии сенсорных систем и высшей нервной деятельности необходимо для оценки функционального состояния организма при изучении дисциплин профессионального цикла и в практической деятельности врача. Итоговое занятие по данному модулю обобщает знания, умения и навыки, приобретённые в ходе предшествующих занятий. Цели занятия Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело Конкретные цели и задачи: После изучения модуля студенты должны:
- «знать» общие закономерности структурно-функциональной организации сенсорных систем и высшей нервной деятельности организма. - «уметь» оценивать функциональное состояние организма по показателям высшей нервной деятельности и состоянию сенсорных систем. - «владеть» физиологическим понятийным аппаратом, методами оценки функции сенсорных систем, выработки условных рефлексов, оценки функционального состояния мозга по ЭЭГ и результатам тестирования.
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию Вопросы для самоподготовки: 1. Физиологическая сущность феномена адаптации. Неспецифическая и специфическая адаптация. 2. Биотические и абиотические факторы, к которым организм адаптируется. 3. Реакция стресса (Г. Селье). Дистресс и эустресс. 4. Стресс - реализующая система. 5. Современные представления о структуре и механизмах развития общего адаптационного синдрома: понятие о реакции тренировки, спокойной и повышенной активации, уровнях реактивности организма. Динамика развития АР.
6. Стресс - лимитирующая система. 7. Сущность метода активационной профилактики и терапии. 8. Типы и стратегии адаптивного поведения. 9. Срочная и долговременная адаптация организма. Фазы адаптации. 10. Норма адаптивной реакции и цена адаптации. Сложные и перекрёстные адаптации. Критерии адаптации. 11. Специфические механизмы адаптации (адаптация к низкой и высокой температуре, режимам двигательной активности, гипоксии). 12. Понятие о хронофизиологии. 13. Биоритмы человека, их классификация. 14. Характеристика основных параметров биоритмов. Факторы, обусловливающие биоритмы. 15. Управление внутренними колебательными процессами в организме. 16. Понятие о десинхронозе. 17. Вклад И. П. Павлова в разработку учения об анализаторах, значение анализаторов в познании мира. Основные отделы анализаторов и их функциональное значение. 18. Общие принципы строения и функционирования сенсорных систем. 19. Взаимодействие между сенсорными системами. 20. Адаптация анализаторов, ее периферические и центральные механизмы. 21. Отделы зрительного анализатора. Оптическая система глаза, ее значение. 22. Рецепторный отдел зрительной системы. Строение сетчатки. Механизмы фоторецепции. Проводниковый и корковый отделы зрительной системы. 23. Восприятие цвета (М. Ломоносов, Г. Гельмгольц, Э. Геринг). Нарушения цветового зрения. 24. Слуховая система, ее основные отделы. 25. Звукоулавливающий, звукопроводящий и звуковоспринимающий отделы слуховой системы. Биоэлектрические явления в улитке. 26. Основные теории восприятия звука (Гельмгольц, Резерфорд, Бекеши), восприятие звуков различной частоты. 27. Вестибулярная сенсорная система, ее отделы. Виды вестибулярных рефлексов. 28. Особенности строения соматосенсорной системы, классификация рецепторов.
29. Современные представления о ноцицепции. Теории восприятия боли. 30. Проводниковый и корковый отделы ноцицептивной системы. Проведение эпикритических и протопатических болей. 31. Антиноцицептивная система, ее нейрохимические механизмы. 32. Характеристика тактильных рецепторов. Проводниковый и корковый отделы тактильной системы. 33. Проприоцептивная сенсорная система: рецепторный, проводниковый и корковый отделы. 34. Периферический отдел обонятельной системы. Механизм обонятельной рецепции. Классификация запахов. Проводниковый и корковый отделы обонятельной системы. 35. Вкусовая рецепция. Проводниковый и корковый отделы вкусового анализатора. Вкусовая чувствительность, ее изменения в зависимости от состояния организма. 36. Современные подходы к оценке поведения; современная этология. 37. Характерные особенности безусловных рефлексов, их отличия от условных. 38. Ведущие инстинкты человека и их значение для адаптации человека (В. И. Гарбузов). 39. Особенности условных рефлексов. Правила выработки условных рефлексов. 40. Нейрофизиологические основы образования временных связей (И. П. Павлов, Э. А. Асратян, А. А. Ухтомский, И. С. Бериташвили, Е. М. Соколов, П. К. Анохин). 41. Научение, его виды и особенности. 42. Механизм формирования аддиктивного поведения. Система подкрепления. 43. Память, ее виды и формы. Значение памяти в формировании целостных приспособительных реакций. Процессы, лежащие в основе памяти. 44. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление. 45. Безусловное и условное торможение, его проявления и значение. 46. Динамика образования условного рефлекса; стадии афферентной и эфферентной генерализации и специализации. 47. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, условнорефлекторное переключение. 48. Основные параметры, ритмы активности ЭЭГ, их характеристика. 49. Внимание, его виды и характеристики. Нейрофизиологические механизмы внимания. Нервная модель стимула. Нейроны " новизны" и " тождества". 50. Физиологические корреляты (индикаторы) внимания по данным электроэнцефалографии.
51. Сон, его виды. Теории сна. Стадии сна по данным ЭЭГ. 52. Переходные фазы сна (И. П. Павлов): уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная, тормозная. 53. Сновидения и их механизмы. Возможности диагностики заболеваний человека с помощью сновидений. 54. Гипноз: его виды, стадии глубины. Теории гипноза. Внушение, его виды. 55. Потребности, их классификация. Ведущие потребности человека. 56. Теории мотиваций. Фильтрующая роль мотивации. 57. Эмоции, их классификация. Функции эмоций. Нейрохимия мотиваций и эмоций. Соматические и вегетативные компоненты эмоций. 58. Поведенческий акт с позиции теории функциональных систем, его стадии. 59. Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе стадий афферентного синтеза, принятия решений, формирования акцептора результата действия. 60. Учение И. П. Павлова о типах ВНД, их классификация. 61. Понятие о генотипе и фенотипе. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД. 62. Экспериментальные неврозы, их виды и причины возникновения. 63. Учение И. П. Павлова о сигнальных системах действительности. I и II сигнальные системы. Речь как система сигналов. 64. Мозговые центры речи. Перенос центров речи. Праворукость и леворукость. 65. Художественный, мыслительный и смешанный типы ВНД.
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию: 1. Какие системы организма участвуют в неспецифической адаптации? 2. В чём проявляется специфическая адаптация организма? 3. Перечислите критерии адаптации. 4. Какие гормоны являются главными гормонами адаптации? 5. В чём проявляются побочные эффекты глюкокортикоидов? 6. Что понимают под реакцией стресса? 7. При каких условиях возникает реакция стресса? 8. Какие компоненты формируют стрессреализующую систему? 9. Какие компоненты включает стресслимитирующая система? 10. При каких условиях возникают реакции тренировки, спокойной и повышенной активации? 11. В чём заключается гипотеза хронона? 12. Что такое акрофаза, батифаза, мезор, период, частота, амплитуда биоритма?
13. Чем отличаются геосоциальные биоритмы от геофизических? 14. В чём отличие между физиологическими и геосоциальными биоритмами? 15. Что такое биологические часы и где они локализуются? 16. В какое время суток наиболее высока резистентность организма? 17. Чем отличается термин «сенсорная система» от терминов «анализатор» и «орган чувств»? 18. Что такое первично- и вторичночувствующие рецепторы? Каков механизм их возбуждения? 19. Что такое абсолютный и дифференциальный пороги ощущения? 20. Какая зависимость описывается законом Вебера и Фехнера? 21. Что такое кодирование признаков сигналов? Назовите виды кодирования в разных отделах сенсорной системы. 22. Что такое перекодирование и где оно происходит? 23. Что такое детектирование и где оно осуществляется? 24. На каком уровне сенсорной системы происходит опознание образа? 25. Что такое суживающиеся и расширяющиеся воронки, их значение? 26. Как изменяется электрическая активность рецептора в процессе адаптации? 27. Взаимодействие каких анализаторов происходит на уровнях: спинного мозга, ретикулярной формации ствола мозга, таламо-кортикальном? 28. Что такое синестезии, каково их значение? 29. Перечислите последовательно структуры глазного яблока, через которые проходит луч света. 30. Что такое эмметропия, миопия, гиперметропия, астигматизм? 31. Что происходит с фоторецепторами на свету и в темноте? 32. Что такое поле зрения? Для какого цвета поле зрения наибольшее? 33. Перечислите последовательно подкорковые и корковый зрительные центры. 34. Какие виды движения глаз вам известны? 35. Что такое диспарантность? 36. Благодаря какому механизму человек может видеть разноудаленные предметы? 37. Как называется прибор для определения остроты слуха? 38. Дайте определение слуховой чувствительности. 39. В каком канале улитки находится Кортиев орган? 40. Чем заполнена барабанная лестница? 41. Чем отличается перилимфа от эндолимфы? 42. Что такое бинауральный слух? 43. В каких подкорковых структурах происходит переключение афферентных волокон слуховой сенсорной системы? 44. Где находятся вестибулярные ядра и какова их функция? 45. Для каких рецепторов адекватным раздражителем является угловое ускорение? 46. Перечислите известные Вам пути, идущие от вестибулярных ядер продолговатого мозга. 47. Что такое каузалгии и отраженные боли? 48. Каков механизм фантомных и проекционных болей? 49. Где находится корковое представительство кожной чувствительности? 50. Что такое острота обоняния, ее возрастные изменения?
51. Для какого вкуса самый низкий порог чувствительности? 52. Где находится корковое представительство обонятельного и вкусового анализаторов? 53. Перечислите последовательно структуры проводникового отдела вкусового обонятельного анализатора? 54. Какие вам известны первичные и вторичные запахи? 55. Какие принципы лежат в основе классификаций безусловных рефлексов? 56. Какие рефлексы относятся к драйвовым? 57. Какие рефлексы относятся к консуматорным (исполнительным)? 58. Что отличает витальные от ролевых безусловных рефлексов? 59. Приведите примеры рефлексов саморазвития, чем они отличаются от других безусловных рефлексов? 60. Перечислите основные инстинкты человека. 61. Какие инстинкты человека относятся к базовой диаде, обеспечивающей выживание? 62. Назовите основные характеристики генофильного типа индивидуальности. 63. Перечислите основные черты либертофильного типа индивидуальности. Какой инстинкт у него является доминирующим? 64. Как объяснял механизм образования условных рефлексов И. П. Павлов? 65. Как представлял Э. А. Асратян механизм формирования временной связи? 66. Кто предложил концепцию о нервной модели стимула и в чем ее сущность? 67. В чем заключается теория психонервной деятельности и кто ее автор? 68. Как объяснил механизм замыкания временной связи А. А. Ухтомский? 69. В чем заключается конвергентный механизм образования условного рефлекса и кто его предложил? 70. Что такое рефлекс 3-го порядка, как его выработать? 71. Чем отличается запаздывательный условный рефлекс от следового? 72. Что такое инструментальный условный рефлекс? 73. Чем отличается динамика развития привыкания от сенсибилизации? 74. Назовите формы проявления импринтинга. 75. В чем проявляется сексуальная аддикция? 76. Что такое алиментарная аддикция, каков механизм ее формирования? 77. Что такое кибераддикция? Назовите психологические и физические симптомы ее проявления. 78. В чем проявляется зависимость от работы и игры? 79. Чем отличается классический условный рефлекс от инструментального? 80. В чем суть теории кратковременной памяти А. А. Пирогова? 81. В чем заключается молекулярная гипотеза памяти? 82. В чем заключается голографическая теория памяти? 83. Назовите причины забывания. 84. Что такое интерференция? 85. В чем состоит роль гиппокампа в механизмах памяти? 86. Какие структуры мозга, участвующие в формировании памяти, относятся к неспецифическому (общемозговому) уровню? 87. Какие структуры мозга, участвующие в формировании памяти, относятся к модально-специфическому (региональному) уровню? 88. Что называется консолидацией памяти? 89. Что такое ретроградная и антероградная амнезия? 90. Какова связь типа мышления с функциями правого и левого полушарий мозга? 91. В чем значение запредельного торможения? 92. В каких случаях угасает условный рефлекс? 93. Как можно выработать " условный тормоз"? 94. В чем проявляется внешнее торможение? 95. Что называется гаснущим и негаснущим тормозом? 96. Как можно выработать дифференцировочное торможение? 97. Какие ситуации вызывают перенапряжение тормозного процесса в высшей нервной деятельности? 98. В чём заключается анализ ЭЭГ? 99. Какие параметры ЭЭГ являются наиболее устойчивыми? 100. К какому возрасту формируются индивидуальные особенности ЭЭГ? 101. Какие характеристики ЭЭГ наследуются? 102. Перечислите причины, обуславливающие изменчивость ЭЭГ человека? 103. В чём проявляются изменения ЭЭГ человека после 50 лет? 104. Какой тип ЭЭГ указывает на оптимальное функциональное состояние организма? 105. Что такое антиципирующее внимание? 106. О чем свидетельствует блокада a-ритма ЭЭГ? 107. Как изменяется амплитуда компонентов ВП и латентные периоды ВП при привлечении внимания к стимулу? 108. Как объяснял механизм возникновения сна И. П. Павлов? 109. Кто предложил корково-подкорковую теорию сна? 110. Какие Вам известны пептиды сна? 111. В чем особенность ЭЭГ на стадии парадоксального сна? 112. Что такое сонные веретена и о наступлении какой стадии сна они свидетельствуют? 113. Какой ритм ЭЭГ указывает на стадию глубокого сна? 114. Присутствует ли активный контроль сознания над содержанием сновидения или нет? 115. Чем отличаются гипногогические и гипнопомпические галлюцинации от сновидений? 116. Можно ли на основании содержания сновидений судить о состоянии здоровья человека? 117. В чём разница между внушением и гипнозом? 118. В чём проявляются возрастные изменения в потребностной сфере человека? 119. Назовите общие свойства биологических мотиваций. 120. Какие факторы способствуют формированию социальных мотиваций? 121. Какие Вам известны патологические мотивации? 122. Чем отличаются понятия: эмоциональное состояние и эмоциональное реагирование? 123. Назовите вегетативные и соматические проявления эмоций. 124. Перечислите известные Вам теории эмоций. 125. Что собой представляет поведенческий акт с позиции теории функциональных систем? 126. Каковы нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе стадий афферентного синтеза принятия решений и формирования акцептора результата действия? 127. Как можно оценить силу процесса возбуждения? 128. Какие методические подходы позволяют оценить силу тормозного процесса? 129. Как определить подвижность и уравновешенность нервных процессов? 130. Изменяется ли тип ВНД в онтогенезе? Что такое генотип и фенотип? 131. Приведите примеры ситуаций, которые могут привести к неврозу лиц слабого типа ВНД. 132. Чем отличаются I и П сигнальные системы? 133. Где локализуются мозговые центры речи и каковы их функции? 134. Где находятся речевые центры у правшей и левшей? 135. Как называются типы ВНД по критерию преобладания I и П сигнальных систем?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|