Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия и способы формирования педагогического мастерства




Коммуникативную и др.

Н.В. Кузьмина определяет комплекс способностей и умений, необ­ходимых для осуществления разных видов педагогической деятельности.

Практическое задание №3: Оцените уровень развития своих
педагогических умений и способностей, для чего проставьте в колонке
«самооценка» напротив каждого из предложенных педагогических умений
от 0 до 3 баллов, где 3- это умение, которое не вызывает у вас
сложностей и сформировано на высоком уровне, 2 — это умение, которое
вы можете выполнить, но не уверены в успешности, 1- это умение
сформировано слабо, вызывает затруднения, 0
- умение совсем не
сформировано.
Таблица 1

 

№ п.п Педагогические способности Педагогические умения Самооценка от 0-3 баллов
1. Конструктивная деятельность Ср. балл:
  Гностические (связаны с проявлением мыслительных операций) 1) разделять пед. явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, методы, формы и пр.), 2) осмысливать каждое пед. явление во взаимосвязи со всеми компонентами пед. процесса, 3) работать с источниками информации, дидактически преобразовывать информацию, 4) логически правильно выстроить объяснение, проблемное изложение, 5) устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в изучаемом материале.  
  Прогностические (связаны с представлением о задачах 6) прогнозировать развитие коллектива, систему взаимоотношений в нем, 7) прогнозировать развитие личности:  
         

 

  образования и способах их достижения) ее качеств, свойств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии и т.п.. 8) прогнозировать ход развития пед. процесса: возможные трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, средств обучения и воспитания. !
  Проективные (связаны с логикой разработки проекта пед. деятельности) 9) переводить цели и содержание образования в конкретные пед. задачи, 10) учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт иличностно-деловые качества, 11) отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, 12) выбирать формы, методы и средства в их оптимальном сочетании, 13) планировать индивидуальную работу с учащимися, 14) планировать систему приемов стимулирования познавательной активности и др.  
2. Организатореская деятельность Ср. балл:
  Организаторские 1- включать учащихся в различные виды деятельности,2- организовывать индивидуальную, групповую и командную деятельность, 3- организовывать влияние ученичес­кого коллектива, родителей на учащегося.  
i! Мобилизацион­ные 4- привлечь внимание учащихся, развивать устойчивый интерес к учению,труду и другим видам деятельности, 5- формировать у учащихся навыки учебной деятельности и основы научной организации учебного труда, 6- создавать специальные ситуации для совершения нравственных поступков, проявления нестандартного решения проблемы.  
3. Коммуникативная деятельность Ср. балл:
  Перцептивные   1- определять характер переживаний, состояния человека, его причастность  

Педагогическая техника - комплекс общепедагогических и
психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение
им собственным психофизиологическим состоянием, настроением,
эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного
общения, т.е. оптимальное поведение педагога и его эффективное
взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических

ситуациях. (Г.М. Коджаспирова).

Условия и способы формирования педагогического мастерства

Практическое задание №4: сформулируйте условия и способы формирования педагогического мастерства самостоятельно и запишите их

в тетрадь.


Домашнее задание:

I. Прочитайте произведения Сухомлинский В.А. Сто советов

учителю. Советы 1,37 и ответьте на вопросы:

1. Какие требования предъявлял В.А. Сухомлинский к учителю?

2. Какие предложения В.А.Сухомлинского о воспитании человека
кажутся для вас актуальными?

3. Что вам кажется ценным в опыте В.А. Сухомлинского, что бы вы
хотели позаимствовать для своей будущей работы?

//. Составьте автопортрет и оформите первый раздел Портфолио.

При самоанализе опирайтесь на следующие моменты: ФИО, дата рождения, состав семьи, группа, курс, специальность, любимый учебный предмет, личные и учебные достижения, любимое занятие в свободное время, свои увлечения, профессиональные и жизненные интересы, мотивы выбора профессии, свои сильные и слабые стороны, наличие педагогического идеала для подражания...

III. Выполните одно (или несколько) из предложенных ниже творческих заданий и вложите в Портфолио:

1. Модель идеального учителя с описанием профессионально
необходимых качеств личности (форма - коллаж).

2. Заповеди педагогической профессии.

3. Сочинение на одну из предложенных тем: «Твой образ в сердце
храню я свято», или «Учитель, которому доверяют дети».

4. Подобрать цитаты известных людей, характеризующие особую
социальную роль учителя, требования к личности учителя.

Тема №2 Педагогическая техника в педагогической деятельности

Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет и не почувствует того, что нужно.

А.С. Макаренко

1. Сущность педагогической техники.

2. Умение воздействовать на личность и коллектив.

3.Умение владеть собой, управлять своим поведением,

3.1. Развитие внимание и памяти.

3.2. Развитие эмоциональной сферы учителя.

3.3.. Актерское и режиссёрское мастерство в педагогической деятельности.


Цели и задачи: - знать сущность и основные компоненты педагогической техники как главной составляющей педагогического мастерства, средства вербальной и невербальной коммуникации,

- уметь показать связь педагогической техники с актерским мастерством, проводить релаксационные упражнения и упражнения направленные на развитие речевого аппарата.

Рекомендуемая литература:

1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учебно-мет.
пособие. - М., 2004.

2. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. - М.:, 1989.,
с.92-106,126-133.

3. Актерская психотехника в подготовке педагогов: определяющие
положения. // Школьные технологии. -2007/, №2, с.138-146.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-
методические материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие для
студентов пединститутов. М: Просвещение, 1986. С. 113-120.

2. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на
людей... Лениздат.,1991. с. 593-624. |

3. Пиз А. Язык телодвижений. 1993.

1. Сущность педагогической техники

Ю.П. Азаров в своих трудах заключает: «очевидно, педагогическая техника - это совокупность средств, приемов, с помощью которых мастер-воспитатель добивается необходимого воспитательного результата; техника - составная часть мастерства. Мастерство проявляется в том, как ведет себя педагог, как владеет своим голосом, в каких границах позволяет себе проявлять гнев, радость, сомнение, требование, доверие, как он умеет обратиться к коллективу и к ребенку» [1, с. 37].

А.С. Макаренко считал, что педагогическая техника «это не мертвая игра, техника, настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе. А для ученика эти душевные процессы передаются как гнев, негодование и т. д.»

Педагогическая техника — это умение использовать собственный психофизический аппарат как инструмент воспитательного влияния, владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в воспитательной работе.

Можно выделить внешнюю и внутреннюю технику педагога.


 


Внутренняя техника — создание внутреннего переживания личности, психологическое настраивание учителя на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувства.

Внешняя техника — воплощение внутреннего переживания учителя в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике.

Схема 2 Педагогическая техника

Умение воздействовать на личность и коллектив

Умение владеть собой, управлять своим поведением

Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Это умения выбрать правильный тон в обращении, управлять их вниманием, темпом деятельности...

Владеть своим телом, снимать
мышечное напряжение в процессе
выполнения педагогических действий,
регулировать свое психическое
состояние, вызывать «по заказу»
чувства удивления, гнева, радости,
владеть техникой интонирования для
выражения разных чувств, мобили­
зовать творческое самочувствие перед
предст оящим общени ем

2. Умение воздействовать на личность и коллектив

Автор технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания О.С. Газман в 90-х годах XX века в своих работах доказал, что педагогическая поддержка и сопровождение развития личности человека - это сегодня не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, это комплексная технология, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации; этическая или физическая защита от нанесения ребенку физического или морального урона.

Приемы педагогического воздействия на ребенка

• создание благожелательной атмосферы;

» усиление мотивов персональной исключительности;

• усиление мотивов личной ответственности;

» предоставление опоры в учебной деятельности;

• предупреждение типичных ошибок;

• авансирование личности (А.С. Макаренко);

• предоставление альтернатив для самостоятельного выбора;

• совет, ободрение, напоминание;

• совместное размышление;

• побуждение к самоанализу.


Практическое задание № 1: Проведите диагностику «Способность к саморегуляции» (Приложение 3) и определите вашу способность управлять своим поведением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...