Развитие внимание и памяти.
Изучите и оцените свой уровень (высокий, средний, низкий) развития основных качеств внимания. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. В работе учителя важно иметь высокий уровень развития всех основных качеств внимания: • и збирательность - возможность успешной настройки (при наличии • концентраци я - степень сосредоточенности внимания на объекте -_; • объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вни • переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на • распределени е - возможность удерживать в сфере внимания одно • устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте -. Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Вопросы для обсуждения: 1.Что происходит, если у учителя: • маленький объем внимания, • плохо развиты концентрация и переключение внимания, • малая длительность внимания, • слабое распределение внимания?
2. Как можно компенсировать слабое развитие этих способностей? 3. В каких ситуациях могут помочь следующие приемы привлечения и * Голосовая и эмоциональная модуляция (изменение интонации, * Модуляция темпа речи (выдерживание паузы, изменение темпа, * Прерывание речи на достаточно очевидных словах с требованием
* «Провалы памяти» («забывание материала» и просьба помочь * Жестикуляция и мимика. * Риторические вопросы. * Контрольные вопросы, наводящие вопросы, вопрос - предложение * Неожиданные экстрараздражители: звук, свет (внезапно уронить I. Как влияют на мобилизацию внимания учащихся д анные факторы? Упражнение 1. «Определение объема и точности внимания» Студентам зачитывается ряд цифр или букв. Задание - воспроизвести их максимально точно. Усложненный вариант задания - двузначные цифры и бессмысленные слоги. //Ц У К Е Н Г Ш 3 X - 1 6 2 7 3 8 4 9 5; Ф Ы В А П Р О Л Д-4 6 8 2 9 75 3 1; ЯЧСМИТБЮЭ-124578 93 6. Упражнение 2 Определение способности к распределению внимания: а) напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте ее буквы в обратном порядке; б) напишите на доске цифры от 1 до 20, при этом одновременно в) напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом ногой на Группа фиксирует ошибки, после чего разбирает их причины. Упражнение 3. «Определение устойчивости внимания» Дается задание: дано два числа 84 и 26. Первую цифру второго числа умножьте на вторую цифру первого числа. К результату прибавьте вторую цифру второго числа и вычтите первую цифру первого числа. Назовите ответ. Упражнение 4. «Не собьюсь» Студенты считают по очереди от 0/до 30. При этом вместо чисел, содержащих цифру 3 или кратных трем, тот, на кого вышла очередь говорит «не собьюсь». Сбившихся исключают из игры, но не выводят из круга. Упражнение 5. «Печатная машинка» Студенты («клавиши печатной машинки») получают по одной карточке-букве. Ведущий называет слово и контролирует правильность его печатания. Группа с помощью хлопков «печатает» задуманные слова.
Упражнение 6. «Разведчики» Тренировка наблюдательности. Студент выходит к доске, отворачивается от аудитории и отвечает на вопросы сокурсников, касающиеся внешней обстановки и оформления кабинета. Упражнение 7. «Муха» Для этого упражнения рисуется доска с девятиклеточным полем 3x3. Перемещение «мухи» будет происходить посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. Команды могут быть следующими: «вверх!», «вправо!», «влево!», «вниз!». При этом «муха» перемещается на одну клетку. «Муха» может быть воображаемой или реальной (в виде присоски). Команды подаются участниками по очереди. Задача участников - не выпустить «муху» за пределы поля. Допустивший ошибку участник выбывает из игры. Вопросы для обсуждения: Объясните с точки зрения психологии внимания следующие вопросы: 1. Что труднее: начало или конец урока 2. Допустимы ли продолжительные паузы на уроке?
3. Что эффективнее для работы - когда учитель обращает вопрос ко 4. Как целесообразнее строить урок: сконцентрировать мыслительную 5. Нужно ли ориентировать учеников на неоднократное чтение 6. Определите направленность внимания учителя: • при объяснении нового материала, • при проверке знаний, • при выполнении учениками самостоятельной или контрольной работы, • при проведении урока в целом. 7. Какие внешние признаки деятельности учеников служат учителю Упражнение 9 Один из студентов играет роль учителя, остальные - класс. Из класса выбирается один наблюдатель, чьей задачей является фиксация происходящего. «Учитель» ведет объяснение нового материала или внеклассную беседу (по выбору студента). «Класс» должен внимательно слушать. Ученики перебивают объяснение учителя, задавая ему вопросы. «Учитель» должен ответить па вопрос и продолжить объяснение с той точки, на которой его прервали. Затем другой ученик задает вопрос. Учитель снова отвечает и продолжает объяснение. Третий ученик задает вопрос и так далее. Вопросы следует задавать такие, на которые необходимо дать развернутый ответ и которые заставят «учителя» задуматься при ответе. «Наблюдатель» фиксирует логичность изложения материала «учителя», имена и последовательность «учеников», задававших вопросы, и темы вопросов. (Упражнение выполняется в течение 10-15 минут.)
После окончания упражнения студенты отвечают на вопросы: • «учитель» - перечислить по порядку, кто задавал вопросы; о чем • «ученики» - вспомнить, по возможности дословно, текст беседы (нового Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на 2. В период практики проведите наблюдение за особенностями а) поведение учеников и приемы организации внимания учителем в б) соотношение и особенности проявления различных видов внимания в) зависимость внимания учащихся от содержания учебного ма г) приемы, применяемые учителем для поддержания внимания на д) особенности проявления внимания у разных учеников и 3. Какие приемы Вы применяли в ходе практики для поддержания и развития внимания учащихся, насколько действенны эти приемы? 3.2. Развитие эмоциональной сферы учителя Первый шаг к регуляции самочувствия - это влияние на эмоциональную сферу, стремление придерживаться мажорного тона, воспитывая в себе доброжелательность и оптимизм. Существуют следующие пути волевого влияния на эмоциональную сферу учителя: • обращение к собственному чувству долга в связи с
• контроль собственного физического состояния. Глубину Приёмы регуляции самочувстя I) регуляция мышечРРегцляция мышечногонапряжения. Для активизации эмоционального состояния напрягаем группы мышц, например, правой руки, давая себе команду быть сильным, энергичным, или, наоборот, расслабляем мышцы, добавляя представление о тяжести и тепле в руке. Надо знать, какая группа мышц отвечает определённым эмоциональным реакциям. При эмоциях страха, например, более всего напрягаются артикуляционные и затылочные мышцы, на расслабление их и следует обратить внимание, почувствовав такое состояние. 2) С эмоциональным состоянием связанно и дыхание, путём его 3) Эмоциональность - это необходимый рабочий элемент речи
4) Самовнушение - комплексная система саморегуляции. которая состоит в выполнении специальных упражнений, направленных на формирование у человека привычек сознательного влияния на разные функции организма. Поскольку внушение лучше всего осуществлять ка фоне общего мышечного расслабления и психического покоя, аутотренинг обычно состоит из двух этапов: расслабления (вхождение в состояние релаксации) и самовнушения (влияние на определённые установки с помощью специальных формул). Аутогенная тренировка содержит несколько приёмов, которые используются в определённой последовательности. Рассмотрим, как достигается расслабление, релаксация. Первый шаг — выбор удобной позы: закрыть глаза и сосредоточиться на своём эмоциональном состоянии, осознавая его («Я взволнован, мне нужно успокоиться»). Второй шаг — сосредоточение на лице, принять спокойное, расслабленное выражение и направить мысли на что-либо приятное. Это даст возможность успокаивающе повлиять на эмоциональные центры, а переключение мыслей на другое — углубить состояние покоя. Таким образом удастся пригасить остроту отрицательных переживаний. Третий шаг — усиление состояния покоя путём мысленного самомассажа кожи лица и кистей рук. Вследствие такого самомассажа лба, носа, щек, губ, подбородка уменьшается возбуждение, эмоциональная напряжённость спадает. Усиливается это состояние и поэлементным массажем кистей рук. Механизм психосоматической реакции, на котором основывается упражнение, связан с тем, что большая часть нервных клеток двигательных зон коры главного мозга регулирует активность лица и рук. Четвёртый шаг — расслабление языка и гортани. Это необходимо для того, чтобы прервать мысли о ситуации, которая травмирует, ослабить возбуждение внутренней речи. Пятый шаг — регуляция дыхания. Дышать следует как во сне. Надо следить за тем, чтобы расслабление сопровождалось ощущением удовольствия. Учителю полезно внушение интереса, терпимости к детям. Например: 1. Детские шутки меня не раздражают, а забавляют. (Ощутить это.) 2. Мне нравится общаться с родителями детей. Нравится помогать Молодому учителю, который готовится к уроку и ощущает неуверенность, страх перед детьми, желательно провести сеанс самовнушения, проговаривая, например, такую формулу: «Я спокоен. Я уверенно провожу урок. Дети слушают меня. Я ощущаю себя свободно, я раскован. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересен. Детей всех знаю и вижу. Детям интересно со мной. Я уверен, преисполнен сил. Я хорошо владею собою. Расположение духа бодрое, хорошее. Учить интересно. Ученики уважают меня, слушают и выполняют мои требования. Мне нравится работать на уроке. Я - учитель». Практическое задание №3. Провести релаксационные упражнения: - использование представлений для расслабления, - контроль тонуса мышц,
- контроль и регуляция дыхания и движения, - поза и маска релаксации, -«словесные формулы», и др. (Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна) 5) Разрядка отрицательных эмоций Доброжелательное выражение лица требуется не только для того, чтобы настроиться на мажор, но и для того, чтобы пробудить центры положительных эмоций и создать хорошее расположение духа. При такой игре приёмы закрепляются, и характер постепенно меняется. Поэтому не следует ходить с хмурым скучающим лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Если плохое расположение духа не отступает, то следует заставить себя у лыбнуться, удержать несколько минут улыбку и подумать о чём-то приятном. Плохое настроение начнёт «размываться». Если мы внешне не проявляем отрицательных эмоций - это не исключает их отрицательного действия. На почве постоянных отрицательных реакций развиваются различные заболевания. Для их профилактики нужны не просто сдерживание и избегание ситуаций, которые вызывают отрицательные состояния, а разрядка от отрицательных эмоций с помощью создания очагов защитного возбуждения, которыми могут быть музыка, общение с природой, трудотерапия, чтение книг, юмор. Здесь поможет разумное увлечение спортом, что даёт «мышечную радость». Можно рекомендовать список музыкальных произведений, звучание которых действует успокоительно (П.И. Чайковский, «Песня без слов»; В.А. Моцарт, «Ночная серенада», вторая часть для струнного оркестра и т.п.). Тем не менее, восприятие музыки - индивидуально, и каждый выбирает для этого свои любимые произведения.Погружаясь в царство искусства, мы получаем положительные эмоции, действие которых сдерживает отрицательное восприятие и способствует уравновешенности эмоционального состояния. Вопросы для обсуждения: Какими способами управления своим состоянием пользуетесь Вы и Ваши близкие. Обоснуйте условия их использования. 3.3. Актерское и режиссёрское мастерство в педагогической деятельности Педагогический артистизм - назревшая необходимость. «Я убеждён, -говорил А.С. Макаренко, - что в будущих педагогических заведениях обязательно будут преподаваться и постановка голоса, и позы, и владение своим лицом, без такой работы я не представляю себе работы воспитателя.. Дня меня в моей работе такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как подняться со стула, из-за стола, как
повысить голос, как улыбнуться и как посмотреть». («Педагогическая поэма»). Советы: • Не следует ходить с хмурь|м,скучающим лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое с искренней радушной улыбкой и сам Юмор, который так ценят ученики в общении с педагогом, также положительно влияет на эмоциональную сферу. Каждый учитель может припомнить, как в сложной ситуации ему удавалось безболезненно
остроумным замечанием, требованием, высказанным в юмористическом тоне. • Эстетика одежды, внешний вид есть элемент педагогического артистизма, игры, который обеспечивает внутреннюю собранность и духовную мобилизацию. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя -скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волос отвлекают внимание учеников. Однако учитель должен следить за модой, его вид должен вызывать положительное отношение учеников, хотя первым приносить моду в школу и этим привлекать общее внимание не следует. И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному взаимодействию ради формирования личности воспитанника. И в украшениях, и в косметике — во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию. Эстетическая выразительность проявляется в приветливости, доброжелательности лица, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке и походке. Недопустимы для педагога кривлянья, суетливость, искусственность жестов, вялость. В движениях, взгляде дети должны ощущать сдержанную силу, полнейшую уверенность в себе и доброжелательное отношение. Красивая, выразительная осанка воспитателя передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах. Имидж — (от английского «образ») — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-нибудь. Считается, что имидж состоит из трех частей: > визуальный образ (костюм, прическа, мимика), > внутренний образ (голос, темперамент, настроение), > менталитет (интеллект, духовная практика). Имидж - это сложившееся в сознании представление о человеке (личности), правильный выбор модели поведения, которая принесет успех.
• Нормальным тоном учителя должен быть мажорный, надо достичь • Необходимо следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударениями, соответствием речевым нормам современного русского литературного языка, точностью, словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного. Согласование падежных окончаний с числительными, предлогами, употребление инфинитивов не должно вызывать трудностей ни при написании, ни при произнесении. • Если нет уверенности в правильности произношения или употребления какого-либо слова, следует обратиться к словарям: орфографическому, словарю ударений, толковому, иностранных слов. Для того, чтобы найти путь к умам учеников, учителю необходимо умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. Богатство речи определяется, прежде всего, активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом. Ученики надолго запоминают не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, образные сравнения, которыми сопровождалась его речь. Речь опытного учителя вызывает доверие. К сожалению, столь же надолго может запомниться и другое: безапелляционность, назидательность, громкий неприятный голос, авторитарная требовательность, жесткость тона, оценок и замечаний, что может стать основой для неприязни к учителю. Практическое задание №4: из иллюстраций выберите те, которые наиболее точно отражают образ учителя. Объясните свой выбор. Упражнение 10. «Здравствуйте, дети!» (произнести с разными оттенками психического состояния: радости, грусти, тоски, страха, удивления, горя, задумчивости... ). Вопрос для обсуждения: Как научиться выразительностью речи и избегать возможных ошибок? Упражнение 11. Разминка артикуляционного аппарата 1. «пинг-понг» (кончиком языка «уколоть» изнутри щеки). 2. «хоботок» (вытянуть губы и крутить им по кругу вправо-влево). 3. «гуси» (подбородок выдвигаем вперед-назад). Упражнение 12. Распределение дыхания 1. «33 Егорки». На одном выдохе считать Егорок от 1 до 33. 2. «Свечки». Задувать свечки 1, 3, 5, 7, 9. 3. «Поймай комара». На выдохе как можно дольше произносить 4. «Вежливый поклон». Поднимаясь на носки, делаем вдох, 5. «Насос» и др. Упражнение 13. Скороговорки Постепенно ускоряя темп произнесения скороговорки, не забудьте о логических ударениях (Приложение 15) Упражнение 13. Логическое выделение разных слов в предложении (можно использовать чистоговорки) Упражнение 14. Гайд-парк Составить мини-выступление для своей аудитории (на 1-2 минуты). Например, комплимент для группы. Использование средств невербальной коммуникации Средства невербальной коммуникации (мимика, жесты, поза, телодвижения, дистанция, время и др.) дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. ♦ При общении с детьми следует обдуманно держать дистанцию. Дистанцию до 45см принято считать интимной, 45см - 1м20см — персональной, 1м20см - ЗмбОсм — социальной, более — публичной. Но следует помнить, что большее расстояние не даёт возможности чётко воспринимать мимику. Это приводит к появлению барьеров в общении. Сокращения дистанции усиливает влияние. В популярной книге А. Пиза «Язык телодвижений» предлагаются характеристики невербальных средств человека, позволяющих судить об их психоэмоциональном состоянии. ♦ Позитивные (негативные жесты • Рука, раскрытая ладонью вверх — дружелюбие, открытость, желание сотрудничать.
» Рука у щеки - раздумье, нерешительность. ® Наклоненная набок голова - интерес. • Почесывание подбородка — процесс принятия решения. » Пощипывание переносицы - глубокая сосредоточенность, • Потирание глаз, около уха - сомнение. ® Потирание носа - неуверенность в словах. • Руки скрещены на груди - негативная реакция, самозащита. • Взгляд в сторону - подозрение и сомнение. » Поворот головы в сторону - вежливый отказ от общения. • Сжатый кулак — властность и решимость. • Пальцы сплетены в замок - закрытость для общения. ♦ Поза и особенности внешнего вида • Поднятые брови, поднятая голова, сомнение во взгляде -надоело говорить. в Расстегнутый пиджак - открытость. • Расстегнутый ворот - свободное поведение. • Хождение по аудитории - позитивный жест (человек обдумывает). • Попытка приблизиться к партнеру - стремление достичь дружеских • Попытка отстраниться - желание сделать взаимодействие более • Стоит, опершись на стол, сгорбившись - раздражение. • Руки разведены в стороны - недоумение, бессилие. • Руки в карманах— превосходство. • Руки в карманах, большой палец высунут наружу - пренебрежение. • Бросание предметов на стол, резкие жесты - раздражение, Для того чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: • стоять лицом к классу, не скрещивать рук, уменьшить дистанцию, • рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке (ноги на ширине 12-15см, одна нога немного выдвинута вперёд). Все движения и позы должны быть обозначены утончённостью и простотой. Эстетика позы не предполагает плохих привычек: покачиваний назад, топтаний, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо. ♦ Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. • Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. • Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее • Основные требования к жестам: непринуждённость,сдержанность, целесообразность. ♦> Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приёмы: вообразить себя стоящим на цыпочках, постоять возле стены и т.п. Очень важны здесь самоконтроль учителя и умение взглянуть на себя со стороны. ♦♦♦ Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица: • выработать умение пользоваться выразительным взглядом; • избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз, а также • стремиться держать в поле зрения всех учеников; • взгляд направлять к детям, создавая визуальный контакт. Вопросы для обсуждения: 1. Существуют ли ограничения на мимические выражения учителя? 2. Как организация пространства в классе помогает учителю вреализации его целей? 3. Как пространство выделяет и подчеркивает функции учителя и
4. Как оно помогает созданию рабочей обстановки в классе? 5. Что изменится при иной расстановке мебели (буквой «П», 6. Как надо изменять пространство класса в зависимости от целей Примеры ситуаций для обсуждения: Пример 1. Учитель приходит в класс и видит, что первые парты свободны, а на последних - ученики сидят очень тесно... О чем это может говорить? Пример 2. Учитель разговаривает с коллегой, и при этом они все время перемещаются в пространстве. Чем может быть вызвано подобное явление? Пример 3. Учитель-новичок замечает, что и учителя и ученики стараются держаться от него на расстоянии примерно один метр, и воспринимает это как сигнал того, что он чужой, что никто не хочет с ним устанавливать дружеские отношения, и очень болезненно переживает это. Прав ли он в своих умозаключениях? Упражнение 15. «Поговорим» Двое участников садятся на стулья, повернутыми спинками друг к другу на расстоянии около двух метров. Таким образом, они оказываются сидящими спиной друг к другу. Задание: вести непринужденный дружеский разговор. При последующем анализе особо уделите внимание тому, какие изменения в вербальном (темп речи, интонации, длина вопросов и ответов, длительность пауз) и невербальном поведении (позы, жесты, мимика и их изменение в ходе разговора) происходили в ходе упражнения и о чем они свидетельствуют. Что послужило причиной происшедших изменений? Упражнение 16 Ситуация: «учитель» вызвал к себе «ученика» и отчитывает его за проступок. При этом учитель сидит на стуле, а ученик стоит максимально близко к нему. Анализ: Каково было состояние участников? Как реализовывались цели упражнения? По каким жестам и позам можно судить о том, что участники чувствовали напряженность при выполнении упражнения? Каковы были их позы (открытые, закрытые), свидетельствовали они о внимании к происходящему или нет? Попробуйте объяснить некоторые позы. Ситуация: двое «детей» поссорились, воспитатель должен с помощью невербальных средств общения уговорить детей помириться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|