Понятие педагогического взаимодействия и его виды
Схема 6 Типы взаимодействия Выделяют взаимодействия по субъекту: - личность - личность (ученик-ученик, педагог-ученик, педагог-педагог, - личность - группа или коллектив (ученик-группа, ученик-класс, - коллектив - коллектив (класс - класс, ученический коллектив -педагогический коллектив и т.д.). Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т.д. Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии. Выделяют следующие три признака: • отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга; • наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности; • субъектность позиции по отношению друг к другу. Сотрудничество педагогов и школьников, членов коллектива - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей заботе.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу; характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает "чувствовать партнера", лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости. Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно, грамотно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса. В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон в их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Этот тип характеризуется достаточно развитым когнитивным компонентом. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным, например, если между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.
Опека - это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребителъский характер. Сущность данного типа взаимодействия определяет И.П.Иванов: у ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, более или менее-требовательным, добрым, справедливым, а к себе более или менее заинтересованным, самостоятельным. Только или но преимуществу получая для себя готовый опыт во всех областях жизни, воспитанники не могут в полной мере превращать знание в убеждения, делать их руководством к практическому действию на общую пользу. Они не могут в полной мере сформулировать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Мало того, именно односторонне-потребительская позиция воспитанников к окружающему миру и к себе формирует у них жадность, грубость, лень, ненависть. Подавление достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать. Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодействия. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив. Проявление данного типа взаимодействия в
детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Взаимодействие-подавление приводит к напряжению во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. У детей формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность, деспотичность. Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон. Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится [40].
Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны.
Практическое задание №1. Разыграть педагогическую ситуацию в соответствии с каждым из типов педагогического взаимодействия. Вопросы для обсуждения: 1. В чем вы видите достоинства, преимущества каждого из 2. Опишите ситуацию, в которой наиболее эффективным будет 3. Какие из современных педагогических технологий опираются на 3. Педагогика сотрудничества в школьном классе Педагогика сотрудничества — активно развивающееся направление современной педагогической науки. В концепции сотрудничества положение об ученике представляется как о субъекте своей деятельности, поэтому два субъекта учебной деятельности должны действовать вместе, быть сотоварищами, быть в содружестве, в сотворчестве, в сопереживании. Существуют два понимания педагогики сотрудничества: 1) узкое - как личностно-ориентированной педагогической технологии, или совокупности приемов, применяемых тем или иным педагогом -новатором; журналы и газеты называют ее и новой методикой, и педагогическим кредо; 2) широкое — как методологии новой педагогики. ИСТОЧНИКИ: - гуманистическое наследие зарубежной прогрессивной педагогической мысли (Я. Корчак, И.Г. Песталоцци, С. Экзюпери, Р. Оуэн...); - гуманистические традиции русской и советской педагогической мысли Один из создателей гуманной педагогической системы, педагог-новатор В.А. Сухомлинский, обращаясь к учителю, говорил: «Учение — это прежде всего отношения — отношение ученика к учителю, к предмету, к своей работе. Желание детей хорошо учиться — основа школы, без него школы нет. Учитель обязан возбудить и поддерживать это желание постоянно... Вчера не понимал - сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел — сегодня научился. Вот в чем счастье!» Школа В.А. Сухомлинского - это школа радости в ней абсолютно не было наказаний, потому что в большей своей части наказания несправедливы. Даже отметка, по мнению В.А.Сухомлинского, не может быть наказанием, средством принуждения и угрозы. Отметка всегда говорит об успехе. Нельзя ловить учеников на незнании, надо добиться, чтобы они узнали, поняли, справились с работой, и лишь тогда ставить отметку.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ Отношения с учениками во время занятий. Перед учителем стоит важная задача: вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Педагогика сотрудничества отличается от прежней педагогики тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Суть новаторского подхода в отношениях с учениками в том, что изменения социальных условий требуют адекватных изменений системы обучения. По утверждению В.И. Журавлева, «педагогика сотрудничества требует переосмысления не только отношений, но и структуры познавательных операций, логики коллективного добывания знаний и самостоятельной работы в одиночку, чтобы быть достойным партнером». (Журавлев В.И. Педагогика сотрудничества: осмысление впереди//Учительская газета. 1987. 24 дек.) Учение без принуждения. Один из принципов педагогики сотрудничества — снять чувство страха у учащегося на уроке, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека. По словам В.А.Сухомлинского, интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Идея трудной цели. Семь учителей-экспериментаторов пишут, что отличие их работы на уроке от традиционной заключается в том, что они поддерживают с детьми дух сотрудничества, ставят перед детьми как можно более сложную цель, указывают на ее исключительную трудность и внушают уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В. Ф. Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель — цель сама по себе может быть и не такой уж интересной,— а именно вера в возможность преодоления трудности. Идея опоры. Учителя-новаторы включают в предметно-словесную информацию разнообразные опорные сигналы, которые являются средствами развития памяти, логики, пространственного воображения, алгоритмических форм мышления. Мастерски применяет на своих уроках опорные сигналы В.Ф. Шаталов, разнообразные схемы использует С.Н. Лысенкова, опорные детали — Е.Н. Ильин, певческий алгоритм — Д.Е. Огороднов. Идея свободного выбора. Это самый простой шаг в развитии творческой мысли учащихся. Свободный выбор дает возможность преодолевать неравномерности развития отдельных качеств личности школьника, направленно достигать гармоничности развития и создавать условия для расцвета природных дарований. Вот примеры свободного выбора. В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет сделать и из какого материала. Идея опережения. Она прекрасно решена в опыте С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и других учителей. Традиционно учитель на уроке лишь повторял материал и объяснял новый, он знал лишь «вчера» и «сегодня». На современном уроке передовые учителя по примеру С.Н. Лысенковой отводят некоторое время уроке для освоения материала, который будет изучаться в будущем. Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика. Учителя-новаторы 3-4 параграфа учебника изучают на одном уроке. Идея соответствующей формы. У творчески работающих учителей урок отвечает форме изучаемого предмета. На уроке математики В.Ф. Шаталов, доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего слова. Рассказ учителя математики должен быть абсолютно точным. На уроках творчества И.П. Волков допускает шум учащихся. Они обращаются к нему со многими вопросами. Е.Н. Ильин, анализируя художественное произведение, добивается, чтобы анализ имел художественную форму. Идея самоанализа. Опытные учителя на уроках учат учащихся индивидуальному и коллективному самоанализу. Ш.А. Амонашвили специально учит маленьких детей оценочным действиям и суждениям. Его ученики на уроках проверяют и оценивают работу товарищей, рецензируют письменные работы друг друга. При этом они пользуются эталонами, чтобы их суждения были содержательными. Интеллектуальный фон класса. У творчески работающих учителей в классе господствует общее стремление учащихся к знаниям, к достижению высоких целей. На общие цели и ценности класса сильно влияет его интеллектуальный фон (термин В.А.Сухомлинского). Он не дает отлучить и отучить учащихся от трудностей, от умственного напряжения, от эвристических радостей. Личностный подход. Передовые учителя в процессе проведения урока используют такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда, и в том, что каждый сам выбирает себе задачи. Никто его не оскорбляет подозрением в неспособности, все защищены в своем классе [33]. 4. Обобщение опыта педагогов - новаторов Довольно оригинально ставят вопросы творческого характера учитель-новатор Е.Н.Ильин и его учащиеся. Во многом благодаря творческому подходу к изучению литературы, постановке проблемных вопросов его учащиеся не только знают литературу, но и чувствуют и понимают ее, вносят в ее изучение собственные критические мысли, находят в литературе опору для своей плодотворной деятельности. К опыту Е.Н. Ильина приковано внимание педагогической общественности. (См.: Ильин Е.Н. Рождение урока.— С. 126-129.) В.Ф. Шаталов реализует систему приемов, непосредственно направленных на развитие продуктивного мышления: решение широкого круга задач, выполнение различного рода самостоятельных творческих работ. Он очень высоко ценит каждое самостоятельное «открытие», сделанное его учеником, и так организует работу, что большинство задач его ученики решают самостоятельно. Для этого он в классе дает эталон решения типовой задачи и называет учащимся номера задач, относящихся к данному типу. Эти задачи (без какого-либо ограничения и их количества и сложности) школьники выбирают и решают сами (проверяет решение учитель или другой ученик). Каждый решает посильные для себя задачи. Более развитым школьникам предлагаются задачи повышенной сложности. (Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. — С.8.) Особенно полезны для учащихся самостоятельные работы творческого и полутворческого характера, когда новые знания добываются в результате самостоятельного анализа фактов, обобщения и выводов. В ходе этой работы у учеников воспитывается культура чтения. Время от времени учитель дает дополнительные разъяснения, помня замечания К.Д. Ушинского: «Уча уроки по книге, дитя встречается еще с большими затруднениями. Потому что тут нет учителя с его мимикой и интонацией, которые могли бы показать, что в книге главное, что второстепенное и о чем говорится только мимоходом...». Вопросы для обсуждения: 1. В чем сущность новаторского педагогического опыта? 2. Каковы предпосылки зарождения педагогики сотрудничества? 3. Чей педагогический опыт вы хотели бы реализовать в своей 4. Каковы дискуссионные вопросы в освоении новаторского • Опорные сигналы как основной элемент методики В.Ф. Шаталова. В • Сущность принципа крупноблочного введения теоретических • Каковы особенности мастерства учителя Е.Н. Ильина? • Методические приемы, обеспечивающие сотрудничество с детьми • Индивидуализация обучения на уроках С.Н. Лысенковой. Идея Практическое задание № /.Просмотрите и проанализируйте с точки зрения реализации идеи педагогики-сотрудничества фильм или видеозаписи об опыте учителей-новаторов. Упражнение 1. На основе одного из параграфов школьного учебника составить опорные сигналы. Упражнение 2. Все студенты группы разбиваются на пары. Создают систему вопросов по теме и по очереди отвечают друг другу: одни первую половину материала, другие - вторую. Методика данного опроса дана в книге В. Ф. Шаталова. (См. рекомендуемую литературу 7, с. 36-37.) Домашнее задание: Подготовить сообщение о педагогическом наследии учителя-новатора (по выбору) и творчески оформить. Тема № 6. Конфликты с учащимися в педагогической деятельности. Способы предупреждения и разрешения конфликтов 1. Понятие конфликта, причины возникновения конфликтных 2. Поведение учителя в конфликтной ситуации. Рекомендуемая литература 1. Психолого- педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав.// Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2005.-с. 146-152. Цели и задачи: - знать понятие конфликта в педагогической деятельности и способов его предупреждения и разрешения; - уметь анализировать конфликтные ситуации в педагогической деятельности, подбирать и осуществлять эффективные конструктивные способы разрешения; предотвращать конфликты в собственной деятельности, саморегулировать эмоциональное состояние. 1. Понятие конфликта, способы поведения людей в конфликтных ситуациях, причины возникновения конфликтных ситуаций Конфликт - столкновение противоречиво направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов.[39] Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объекты конфликта. Педагогическая конфликтология - теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причины пед. конфликтов, разнообразных методов их практического регулирования и разрешения. В структуре конфликта выделяют внутреннюю и внешнюю позиции участников, а также объект или причину конфликта. Внутренняя позиция часто скрыта, человек не демонстрирует истинные цели, мотивы, интересы. Внешняя позиция проявляется в речевом и неречевом поведении. В развитии конфликта выделяют следующие стадии: нарастание, реализация (активная форма), затухание. Конфликт можно разрешить на стадии нарастания или затухания. Таблица 5
Практическое задание №1: смоделируйте путь конфликтной ситуации, предложенной однокурсником. 2. Поведение учителя в конфликтной ситуации Рекомендации поведения в конфликте • Дай партнеру «выпустить пар». • Если партнер раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить S. 1 невозможно. Наилучший прием в эти минуты - представить, что вокруг тебя оболочка (кокон), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен. • Потребуй от него спокойно обосновать претензии. • Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать • Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это • Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения, • Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|