Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 5. «Физминутка»




Организовать с группой физминутку.

Домашнее задание:

1. Проведите диагностику развития Ваших организаторских
способностей (Приложение № 12, 13).

2. Подберите игры и упражнения для дальнейшего
самосовершенствования Ваших организаторских способностей.

3. Составьте толковый словарик необходимых качеств современного
руководителя.

Тема №8. Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности

1. Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и
развивающей деятельности учащихся.

2. Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся.

3. Условия развития познавательных интересов.

Цели и задачи: - знать методику стимулирование и особенности управления познавательной и развивающей деятельности;

- уметь стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; анализировать и совершенствовать собственные умения по стимулированию познавательной деятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

Дополнительная литература:

1. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.- М., 1985.

2. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 1993.

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М., 2001.


I. Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся

Что значит преподавать? - Это

значит систематически побуждать

учащихся к собственным открытиям.

Г. Спенсер.

Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека (П.И. Подласый).

Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. (Г.А. Урунтаева).

Активность - стремление человека к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. (Г.А. Урунтаева).

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражении действительности, пониманию мира и себя в нем. (В.И. Волынкин)

К.Д. Ушинский, считал, что «учение, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Недаром некоторые педагоги считают, что искусство воспитания и обучения есть искусство пробуждения и удовлетворения образовательных интересов.

Познавательный интерес - интерес к учению, который тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. (В.Д. Харченко).

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности (А.К. Маркова).

Вопрос для обсуждения: Что может способствовать проявлению познавательного интереса у учащихся?

Организация познавательной и развивающей деятельности

Учащихся

Значение познавательной деятельности для развития учащегося:

развитие познавательных процессов: восприятия; внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы); памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение); мышления учащихся (выявление существенных и не существенных признаков, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование);

- развитие качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);

---развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки;

- развивает эмоциональную сферу личности.
Средства организации учебно-воспитательного процесса:

- целевые установки на учебном и/ или внеучебном занятии;

- формирование положительного отношения к учению, познава­тельных интересов и потребностей в знаниях;

- стимулирование интеллектуальной активности и самостоятельности,
творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое
значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример,
соревнование, подбадривание...);

- учет индивидуальных способностей и возможностей учащихся;

- наличие определенного фонда знаний как необходимого условия
работы мышления и воображения;

- факты (исторические сведения, примеры, факты из жизни«замечательных» людей);

- иллюстрации и демонстрационные средства (документальное, худо­жественное кино; натуральные объекты);

- создание проблемных ситуаций;

- организация творчества и поиска на уроке;

- ситуация неожиданности на уроке;

- учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:

1) организация восприятия, аналитикой мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;

2) последовательное формирование представления, понятия, суждения, умозаключения;

3) закрепление через упражнения, выработка и автоматизация
технических компонентов познавательной деятельности учащихся;

4) обеспечение оптимальных условий для активной самосто­ятельной творческой работы мышления, восприятия, воображения.

3. Условия развития познавательных интересов

1. Активное вовлечение в процесс самостоятельного поиска и
открытия новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

2. Организация многообразия форм самостоятельной учебной работы.

3. Понимание важности, практической необходимости, целесооб­разности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Связь изучаемого с усвоенными ранее знаниями, с интересами,
существовавшими у школьников ранее.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным (вспомните учение
Л.С. Выготского).

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.


7. Использование занимательного материала. Подбор яркого, образно­го, занимательного учебного материала в сочетании с учебными за­даниями, взволнованность самого учителя, атмосфера общей радости.

Методы развития познавательного интереса:

• дифференциация или индивидуализация заданий или упражнений,
направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и
упражнений урока,,

• игра, игровые ситуации,

• создание ситуаций творческого поиска,

• поощрение творчества, инициативы, самостоятельности учащихся,

• создание ситуации успеха, поддержки

Методы формирования ответственности и обязательности (в основе ряд мотивов ответственности и обязательности):

• формирование понимания значимости учения,

• предъявление учебных требований,

• оперативный контроль без понукания и репрессий.

Для активизации познавательной деятельности детей на занятиях

следует сочетать индивидуальную, микрогрупповую и групповую форму.

_____________________________________________________

Высший уровень развития познавательной потребности наличие потребности в самообразовании!

Практическое задание:

1. Разработайте, представьте и проанализируйте фрагмент учебного или внеучебного занятия с использованием разных методов и приемов стимулирования познавательной активности.

Домашняя работа:

1. Подготовить сообщение «Стимулирование активной познаватель­ной деятельности в процессе игры».

Тема №9. Психолого - педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов

1. Понятия ЦПП, его компонентов.

2. Методика анализа и оценки ЦПП.

3. Специфика анализа элементов ЦПП.

Цели и задачи: - знать особенности методики психолого-педагоги­ческого анализа и оценки эффективности ЦПП и его компонентов; - уметь анализировать и оценивать эффективности ЦПП.


Рекомендуемая литература:

1. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Психолого-педагогический практикум. Яр-ль, 2002.

2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспита­тельного процесса и управления школой. М, 1986.

3. Погодина А.А. Рабочая тетрадь по педагогике. Ч. 2, Яр-ль, 2005.

1. Понятие целостного педагогического процесса, его структура Целостным педагогическим процессом называют целенаправленную организацию жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности. Педагогический процесс определяется как научно обоснованная развивающаяся и совершенствующаяся система учитель-ученик, которая опирается на теорию возрастного развития личности и на мастерство педагога.

_______________ Схема 7

Психолого-педагогическим анализ - функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, эффективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.

Целью психолого-педагогического анализа является изучение состояния, тенденций развития, оценка эффективности и результативности педагогического процесса.

Задачи:

а) анализ качества преподавания, уровня воспитанности за определенные промежутки времени: день, неделю, месяц, четверть, полугодие и т. д.;

б) определение пути развития ЦПП, и его отдельных компонентов;

в) изучение путей достижения конкретных результатов работы школы,
ее подразделений, классов, отдельных учителей и учеников в течение
учебного года;

г) выявление факторов, влияющих на уровень успеваемости и воспитанности учащихся, определение степени этого влияния;


д) выработка рекомендаций по улучшению состояния педагогической
системы;

е) анализ взаимодействия школы с окружающей ее внешней средой,
определение мер по локализации или ликвидации негативных влияний на
учебно-воспитательный процесс;

ж) выявление и обоснование внутренних педагогических резервов
повышения качества преподавания, уровня знаний и воспитанности;

з) анализ передового педагогического опыта, выработка рекомендаций
по его освоению.

Следует отметить, что решение указанных задач является средством достижения главной цели психолого-педагогического анализа, а сами задачи выступают как цели для его последующих этапов.

Для правильного осуществления психолого-педагогического анализа педагог должен обладать гностическими, проектировочными, перцептивными, мобилизационными и рефлексивными способностями.

На каждой стадии в большей или меньшей мере осуществляются следующие аналитические операции: описание явления в целом, обобщение предмета анализа; расчленение явления, предмета анализа на составные части; сравнение реального с идеальным состоянием явления; установление причинно-следственных связей, классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики; обобщение, синтез, позволяющие сделать выводы по результатам анализа; абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного явления.

Принципы психолого-педагогического анализа эффективности ЦПП:

объективность, системность, целостность, целесообразность, целенаправленность, уважение прав и достоинства каждого человека, полисубъектность, комплексный подход, который предусматривает учет всех факторов, согласованность действий участников анализа, использования различных методов анализа, теоретическая и методическая подготовленность.и др. [9]

2. Методика анализа и оценки ЦПП

Критериями оценки эффективности анализа ЦПП могут служить те положительные изменения, которые произошли в исследуемом процессе или явлении после претворения в жизнь практических предложений по ликвидации причин недостатков, вскрытых в процессе анализа.

Оценку его эффективности, видимо, следует вести в двух направлениях:

а) установить, достигнута ли поставленная цель с наименьшей затратой сил и средств, в возможно короткие сроки (один из основных критериев эффективности анализа);


б) определить позитивные изменения в его объекте. Для этого необходимо через определенный промежуток времени сделать контрольный срез и путем сравнения данных окончательно определить его эффективность.

Этапы психолого-педагогического анализа:

Этап предварительного ознакомления с предметом анализа
(определение цели, формирование общего представления о его предмете, разработка и планирование замысла анализа)

Этап морфологического описания предмета анализа (расчленение
сложного на более простые составные части - подсистемы и элементы,
их образующие)

Этап описания структуры предмета анализа (установление связей
между объектами, явлениями и факторами)

Этап определения причины (найти причины появления и развития
предмета анализа, а также выявить условия, сделавшие эти причины
действенными)

Обобщение - завершающий этап анализа (формулирование предложений и выводов, которые должны быть подкреплены ссылкой на соответствующие расчеты, документальное оформление результатов)

Практическое задание Ml: Посмотреть видеоурок; проанализировать его как часть целостного педагогического процесса, и педагогические способности учителя, позволяющие ему добиться результативности в работе учащихся...

Тема №10. Самообразование и самовоспитание как факторы совершенствования профессионального мастерства

Учитель, перестающий работать над собой, теряет право на звание учителя

К.Д. Ушшский

1. Сущность профессионального самообразования и самовоспитания.

2. Рекомендации и советы педагогу по самовоспитанию и
самообразованию.

3. Педагогическая рефлексия.

4. Техника «Портфолио» в профессиональном саморазвитии учителя.

Цели и задачи: - знать пути и способы формирования индивиду­ального стиля деятельности учителя; определение направлений про­фессионального развития для каждого студента, знать особенности и



В самообразование входят также такие компоненты:

Схема 8

технологию профессионального саморазвития (самовоспитания и самообразования);

- уметь проектировать профессиональное саморазвитие.

Рекомендуемая литература:

1. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.

2. Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и
формирование: Методические рекомендации /Авт.-сост. М.И. Рожков, Н.Л.
Иванова, А.П. Чернявская. Яр-ль: ЯШУ, 1995.

3. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников, и др.
Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. - Ярославль:
ЯГПУ,2005.с.67-73.

Дополнительная литература:

1. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников// Школьные технологии. 1999. №6. с.58-62.

1. Сущность профессионального самообразования и самовоспитания

А.Ф.В. Дистервег писал, имея в виду учителя: «... он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [А.Дистервег. 1956. С. 74].

Самообразование - образование, получаемое самостоятельно;

-специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации (Г.М. Коджаспирова).

Самообразование представляет процесс и результат целенаправленной работы над собой, и этот процесс является непрерывным, т.к. человек в течение жизни постоянно самообразовывается.

Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условие: наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов (Г.М. Коджаспирова)..

Самообразование и самовоспитание возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, выявлять недостатки развития, ставить перед собой общественно значимые цели и стремиться к их достижению. Самообразование опирается на развитие таких качеств как самостоятельность и активность, способность анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе.


Содержание и принципы самообразования и самовоспитания учителя

Содержание самообразования раскрывается через ряд функций:

- компенсаторную: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, в расширении кругозора, усвоении новой информации;

- адаптирующую: позволяет преподавателю постоянно приспосаб­ливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

- развивающую: предполагает формирование способности активно и
компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической
деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Выделяют следующие факторы самообразования:

• мотивация (желания, цели, причины, побуждающие к самоизменению);

индивидуальные возможности (убежденность, сила воли, черты характера);

• социальное окружение (взгляды, примеры для подражания, антипримеры);

• воспитывающие условия среды;

• собственная активность (систематический труд над собой).

2. Рекомендации и советы молодому педагогу по самовоспитанию и самообразованию

Работу по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний [Приложения 1, 11].

Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера и т.д.), типологических


       
 
   
 

передовой и инновационный опыт (отечественный и зарубежный); общеобразовательная литература.

свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целеполагание как выбор личностно - значимых целей саморазвития. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективной в жизни человека.

При необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии.

После выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка. Пример плана самовоспитания, который составил для себя К.Д. Ушинский.

«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно: делать то, что хочешь, а не то,
что получится.

7. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

8. Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет...»

Успешному продвижению по траектории самосовершенствования будут способствовать такие формы, как

в участие в городских и областных педагогических олимпиадах;

• участие в конкурсах педагогического мастерства;

• защита творческих проектов по педагогическим проблемам;

• участие в научно - практических конференциях разного уровня;

• индивидуальные консультации по интересующей проблематике;

• углубленная работа с педагогической литературой;

• написание представлений на педагогические темы.

Основные источники педагогических знаний:

• методическая литература;

• журналы по специальности, газетные статьи;
«методические пособия и рекомендации;

 

• нормативные акты и документы (законы, указы, программы,
положения);

• теле- и аудиопрограммы, видеоматериалы,

• Интернет;

 


 

Развитие проф. компетенции

 

Компетентность педагога — это интегральное свойство человека, позволяющее ему личностно-мотивированно и эффективно осуществлять педагогическую деятельность, базирующееся на системе ценностей и включающее знания, умения, способы мышления, умения принимать решения и предвидеть возможные результаты (А.П. Чернявская)

3. Педагогическая рефлексия

Рефлексия (с лат. «обращение назад») - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Рефлексия предполагает сосредоточение на содержании своих мыслей и абстрагирование от внешнего мира.

На основе рефлексии педагог, воспитатель набирается опыта, вырабатывает для себя гибкую систему действий, умений, навыков, способов и приемов деятельности.

Высший уровень педагогической рефлексии - размышление о себе и
профессии.

Способы

рефлексивного

анализа

Рефлексия в группе равных по уровню коллег
Индивидуальная рефлексия (самоанализ)

Обращение к помощи наставника, более опытного коллеги

Правила рефлексии:

- сосредоточенность (не допускать никаких посторонних мыслей, не уходить по пути возникающих ассоциаций);

- самоуглубленность (никто и ничто не должно отвлекать от процесса
размышления);

- акцент на свои действия и эмоции


Практическое задание: составьте вопросы, которые помогут провести рефлексию профессионального саморазвития.

4. Техника «Портфолио» в профессиональном саморазвитии учителя

Осознанное восприятие самостоятельно получаемых знаний позволяет обеспечить использование технологии «Портфолио» (от лат. «port» -хранилище и «folium» - лист) - форма целенаправленного, систематического и непрерывного фиксирования, накопления и опенки индивидуальных достижений учащегося за определенный период. «Портфолио» используется с целью:

- мониторинга и рефлексии уровня своей профессиональной компетентности,

- определения направлений профессионального развития,

- самопрезентации своих возможностей и достижений,

- систематизации накопленного опыта, знаний.
Основные разделы Портфолио:

 

1. Портрет. Раздел содержит эссе о себе, или описание себя, своих
интересов, увлечений, мотивов выбора будущей профессии, личностных и
профессионально важных качеств, своих сильных и слабых сторон как
Человека, Студента, Педагога. Самопрезентация может сопровождаться
отзывами родителей, учителей, друзей. Обязательным в этом разделе
должно стать моделирование профессионального идеала с опорой на
требования характеристики выпускника, отраженной в государственном
образовательном стандарте по осваиваемой специальности, и целеполагание личностного и профессионального развития.

2. Диагностический материал. Включает самодиагностику развития
профессиональный компетентности, количественный и качественный анализ ее результатов, самооценку усвоения отдельных тем по педагогической дисциплине. Самодиагностика развития профессио­нальных способностей осуществляется последовательно, в течение семестра на основе разработанных диагностик и является стартовым уровнем для дальнейшего саморазвития.

 

3. Рабочий (накопительный).материал. Раздел содержит дополни­
тельный материал по темам педагогики; результаты самостоятельной
работы студента по психолого-педагогическим дисциплинам: рефераты,
доклады, анализ педагогических ситуаций, упражнения для саморазвития
педагогических способностей; творческие работы студента: кроссворды,
коллажи, сочинения по педагогической тематике, конспекты занятий с
учащимися, игровые программы, и т.д.;

4. Личные достижения, учебные и творческие достижения. Можно
включить характеристики с педагогической практики, отзывы о проведенных занятиях по учебной и внеучебной деятельности, тезисы


выступлений на научных конференциях (с указанием сборника, где они публикуются), грамоты, дипломы, награды...

5. Текущая рефлексия. Портфолио предполагает обязательную самооценку студентом степени важности изучения педагогических тем, отслеживание процесса движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному, анализ практической значимости подобранного материала для реализации основной цели: личностно-профессионального развития.

Практическое задание 1:

I. Соберите и оформите «Портфолио»; подготовьте самопрезентацию
«Портфолио», обсудите и проанализируйте в группе студентов, выберите самое интересное «Портфолио».

Практическое задание 2: решите кроссворд По горизонтали:

7. Тип взаимодействия учителя и учеников, который основывается на
взаимном доверии сторон и принятии роли каждой.

8, Педагог - новатор, использовала при обучении разные опоры и сигналы,
способствующие развитию логики, памяти, воображения.

11. Прием ободрения и оказания помощи ученикам со стороны учителя.
13. Тип пед. взаимодействия, который характеризуется нейтральностью
эмоционального компонента.

15. Педагог - новатор, уделявший большое внимание индивидуальному и
коллективному самоанализу, развитию творчества.

16. Невербальное средство общения, придающее слову особую
вы разительность.

 

17. Мера пед. воздействия.

18. Высший уровень деятельности, проявляющийся в достижении
высоких результатов за оптимальное время.

 

20 Неуспешный способ поведения в конфликтной ситуации.

21 Прием авансирования личности, позволяющий добиться этого.
По вертикали:

1. Проявление излишней заботы взаимодействующей стороны о другой,

2, Столкновение противоречиво направленных целей, интересов,
позиций.

3 Педагог - новатор, учитель музыки, автор технологии «погружения» в предмет.

4. Идея сотрудничества, позволяющая ученику без боязни отвечать у доски.

5. Прием стимулирования (одобрения) учащихся.

6. Компонент пед. мастерства, проявляющийся в наличии пед. идеала,
интереса к работе с детьми.


9. Работа над собой, над совершенствованием качеств личности.

10. Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации
имеющегося опыта.

12 Педагог - новатор, опирающийся на идею свободного выбора в

деятельности учащихся, учил детей оценочным действиям.

14. Стиль пед. руководства, проявляющийся в позиции заигрывания с

учащимися и невмешательства.

19. Ганс Селье говорил, что это неотъемлемая сторона общественной

жизни, продолжительное нервное напряжение, накапливающиеся

отрицательные эмоции.

Практическое задание 3: решите ребус и составьте свои с понятиями,

которые изучали в курсе Основы педагогического мастерства


 


Вопросы для итогового контроля

1. Какой из элементов педагогического мастерства характеризуют как
«потребность в осуществлении педагогической деятельности, интерес к
работе с детьми, наличие педагогических идеалов, научно-педагогических
взглядов и убеждений».

2. Молодой учитель видит, что коллеги держатся от него на расстоянии
около полутора метров. О чем это может говорить?

3. Какую группу педагогических способностей раскрывают перечисленные
ниже умения:

- умение включать учащихся в различные виды деятельности,

- умение организовывать индивидуальную, групповую и командную
деятельность,

- умение организовывать влияние ученического коллектива, общественной
организации, родителей на личность учащегося?

4. О каком понятии идет речь: «Это мера педагогически целесообразного
воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный
стиль общения, проявление уважения к детям и требовательности»?

5. Определите по заданной характеристике стиль педагогического
общения: «учитель единолично определяет направление деятельности
группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую
инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные
способы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор».

6. Чем Вы объясните «барьер отрицательной установки в общении»?

7. Назовите и охарактеризуйте типы позитивного педагогического
взаимодействия.

8. О каком понятии идет речь: «деятельность, порождающее нечто новое
на основе реорганизации имеющегося опыта»?.

9. Кто из педагогов - новаторов, опирался на идею свободного выбора в
деятельности учащихся, учения без принуждения, учил детей оценочным
действиям с первых дней обучения.

 

10. О каком понятии идет речь: «Столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов
взаимодействия»?

11. К какой группе приемов саморегуляции относят контроль за напряжением и расслаблением в руках, ногах, шее ит.п.1

12. Как должен поступить учитель в следующей педагогической ситуации:
«Старший мальчик в классе постоянно обижает других учеников, даже
девочек, не стесняясь учителя. Но в присутствии мамы ведет себя как
«шелковый». Как следует поступить педагогу?


 


 


 


13. О каком понятии идет речь? «Сплав личностных и профессиональных
качеств, обеспечивающих высокий уровень организации профессиональной педагогической деятельности»

14. При объяснении нового материала Вы заметили, что большинство
учеников сидят, наклонив голову набок. О чем свидетельствует данная
поза?

15. К какому элементу педагогического мастерства относятся две группы
умений: умение воздействовать на личность, коллектив и умение владеть собой, управлять своим поведением.

16. Какую группу педагогических способностей раскрывают
перечисленные ниже умения:

- устанавливать соответствующие ситуации дружеские или деловые
отношения с учащимися своего класса, между классами,

- достигать взаимопонимания с родителями,

- выбирать наиболее подходящий способ обращения?

17. Перечислите функции педагогического общения.

18. Определите по заданной характеристике стиль педагогического общения: «Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива.
Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле, но и в воспитании.»

19. О каком понятии идет речь? «Работа над собой, над совершенствованием качеств своей личности.»

20. О каком понятии Ганс Селье говорил, что это неотьемлемая сторона
общественной жизни, продолжительное нервное напряжение, накапливающиеся отрицательные эмоции:

21. К какой группе приемов саморегуляции относят аутогенную тренировку'}

22. Какую цель имеет упражнение «33 Егорки»?

23. О каком понятии идет речь? «Сложившееся в сознании представление о
человеке (педагоге), эмоционально - окрашенный образ, закрепившийся за
педагогом)».

24. Вы заметили, что отвечающий у доски ученик трет то ухо, то нос, то
перебирает волосы... О чем свидетельствуют данные жесты?

 

25. Характеризуя работу учителя, К. Д. Ушинский писал: «В школе
должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность»?
О какомпрофессиональном качестве педагога идет речь?

26. Какую группу педагогических способностей раскрывают
перечисленные ниже умения:


- устанавливать соответствующие ситуации дружеские или деловые отношения с учащимися своего класса, между классами,

- достигать взаимопонимания с родителями,

- выбирать наиболее подходящий способ обращения?

 

27. Какую цель имеет упражнение «Рецепт»?

28. Определите по заданной характеристике стиль педагогического
общения: «учитель единолично определяет направление деятельности
группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую
инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные
способы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор».

29. В чем проявлялось педагогическое мастерство В.А.Сухомлинского?

30. Кого из педагогов - новаторов, считают автором комментированных
упражнений?

31. С какой целью В. Шаталов проводил магнитофонный опрос?

12. При индивидуальной беседе с подростком Вы заметили, что ребенок в это время рассматривает стены и пол... Какой вывод Вы сделаете?

33. Какой из элементов педагогического мастерства характеризуют как
«потребность в осуществлении педагогической деятельности, интерес к
работе с детьми, наличие педагогических идеалов, научно-педагогических
взглядов и убеждений».

34. Какую группу педагогических способностей раскрывают
перечисленные ниже умения:

- осмысливать каждое пед.явление во взаимосвязи со всеми компонентами
пед. процесса,

умение логически правильно выстроить объяснение, проблемное изложение, формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и др.?

35. Определите по характеристике тип педагогического взаимодействия:
«Этот тип характеризуется достаточно развиты когнитивным компонентом. Участники взаимодействия знают возможности и
потребности друг друга, понимают необходимость договориться,
скоординировать свои действия в целях достижения положительного
результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее
эффективным, например, если между взаимодействующими сторонами
существует психологическая несовместимость, что вполне естественно.
Заинтересованностъ в положительном результате работы, понимание
необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться»

36. В чем проявлялось педагогическое мастерство А.С. Макаренко?
37. Какое определение наиболее точно отражает понятие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...