Упражнение 5. «Физминутка»
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Организовать с группой физминутку. Домашнее задание: 1. Проведите диагностику развития Ваших организаторских 2. Подберите игры и упражнения для дальнейшего 3. Составьте толковый словарик необходимых качеств современного Тема №8. Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности 1. Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и 2. Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся. 3. Условия развития познавательных интересов. Цели и задачи: - знать методику стимулирование и особенности управления познавательной и развивающей деятельности; - уметь стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; анализировать и совершенствовать собственные умения по стимулированию познавательной деятельности. Рекомендуемая литература: 1. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994. Дополнительная литература: 1. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.- М., 1985. 2. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 1993. 3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М., 2001. I. Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся Что значит преподавать? - Это значит систематически побуждать учащихся к собственным открытиям. Г. Спенсер. Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека (П.И. Подласый). Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. (Г.А. Урунтаева).
Активность - стремление человека к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. (Г.А. Урунтаева). Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражении действительности, пониманию мира и себя в нем. (В.И. Волынкин) К.Д. Ушинский, считал, что «учение, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Недаром некоторые педагоги считают, что искусство воспитания и обучения есть искусство пробуждения и удовлетворения образовательных интересов. Познавательный интерес - интерес к учению, который тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. (В.Д. Харченко). Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности (А.К. Маркова). Вопрос для обсуждения: Что может способствовать проявлению познавательного интереса у учащихся? Организация познавательной и развивающей деятельности Учащихся Значение познавательной деятельности для развития учащегося: развитие познавательных процессов: восприятия; внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы); памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение); мышления учащихся (выявление существенных и не существенных признаков, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование); - развитие качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта); ---развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки;
- развивает эмоциональную сферу личности. - целевые установки на учебном и/ или внеучебном занятии; - формирование положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях; - стимулирование интеллектуальной активности и самостоятельности, - учет индивидуальных способностей и возможностей учащихся; - наличие определенного фонда знаний как необходимого условия - факты (исторические сведения, примеры, факты из жизни«замечательных» людей); - иллюстрации и демонстрационные средства (документальное, художественное кино; натуральные объекты); - создание проблемных ситуаций; - организация творчества и поиска на уроке; - ситуация неожиданности на уроке; - учет этапов организации познавательной деятельности учащихся: 1) организация восприятия, аналитикой мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся; 2) последовательное формирование представления, понятия, суждения, умозаключения; 3) закрепление через упражнения, выработка и автоматизация 4) обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия, воображения. 3. Условия развития познавательных интересов 1. Активное вовлечение в процесс самостоятельного поиска и 2. Организация многообразия форм самостоятельной учебной работы. 3. Понимание важности, практической необходимости, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. 4. Связь изучаемого с усвоенными ранее знаниями, с интересами, 5. Обучение должно быть трудным, но посильным (вспомните учение 6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями, взволнованность самого учителя, атмосфера общей радости. Методы развития познавательного интереса: • дифференциация или индивидуализация заданий или упражнений, • игра, игровые ситуации, • создание ситуаций творческого поиска, • поощрение творчества, инициативы, самостоятельности учащихся, • создание ситуации успеха, поддержки Методы формирования ответственности и обязательности (в основе ряд мотивов ответственности и обязательности): • формирование понимания значимости учения, • предъявление учебных требований, • оперативный контроль без понукания и репрессий. Для активизации познавательной деятельности детей на занятиях следует сочетать индивидуальную, микрогрупповую и групповую форму. _____________________________________________________ Высший уровень развития познавательной потребности наличие потребности в самообразовании! Практическое задание: 1. Разработайте, представьте и проанализируйте фрагмент учебного или внеучебного занятия с использованием разных методов и приемов стимулирования познавательной активности. Домашняя работа: 1. Подготовить сообщение «Стимулирование активной познавательной деятельности в процессе игры». Тема №9. Психолого - педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов 1. Понятия ЦПП, его компонентов. 2. Методика анализа и оценки ЦПП. 3. Специфика анализа элементов ЦПП. Цели и задачи: - знать особенности методики психолого-педагогического анализа и оценки эффективности ЦПП и его компонентов; - уметь анализировать и оценивать эффективности ЦПП. Рекомендуемая литература: 1. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Психолого-педагогический практикум. Яр-ль, 2002. 2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М, 1986.
3. Погодина А.А. Рабочая тетрадь по педагогике. Ч. 2, Яр-ль, 2005. 1. Понятие целостного педагогического процесса, его структура Целостным педагогическим процессом называют целенаправленную организацию жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности. Педагогический процесс определяется как научно обоснованная развивающаяся и совершенствующаяся система учитель-ученик, которая опирается на теорию возрастного развития личности и на мастерство педагога. _______________ Схема 7 Психолого-педагогическим анализ - функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, эффективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние. Целью психолого-педагогического анализа является изучение состояния, тенденций развития, оценка эффективности и результативности педагогического процесса. Задачи: а) анализ качества преподавания, уровня воспитанности за определенные промежутки времени: день, неделю, месяц, четверть, полугодие и т. д.; б) определение пути развития ЦПП, и его отдельных компонентов; в) изучение путей достижения конкретных результатов работы школы, г) выявление факторов, влияющих на уровень успеваемости и воспитанности учащихся, определение степени этого влияния; д) выработка рекомендаций по улучшению состояния педагогической е) анализ взаимодействия школы с окружающей ее внешней средой, ж) выявление и обоснование внутренних педагогических резервов з) анализ передового педагогического опыта, выработка рекомендаций Следует отметить, что решение указанных задач является средством достижения главной цели психолого-педагогического анализа, а сами задачи выступают как цели для его последующих этапов. Для правильного осуществления психолого-педагогического анализа педагог должен обладать гностическими, проектировочными, перцептивными, мобилизационными и рефлексивными способностями. На каждой стадии в большей или меньшей мере осуществляются следующие аналитические операции: описание явления в целом, обобщение предмета анализа; расчленение явления, предмета анализа на составные части; сравнение реального с идеальным состоянием явления; установление причинно-следственных связей, классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики; обобщение, синтез, позволяющие сделать выводы по результатам анализа; абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного явления.
Принципы психолого-педагогического анализа эффективности ЦПП: объективность, системность, целостность, целесообразность, целенаправленность, уважение прав и достоинства каждого человека, полисубъектность, комплексный подход, который предусматривает учет всех факторов, согласованность действий участников анализа, использования различных методов анализа, теоретическая и методическая подготовленность.и др. [9] 2. Методика анализа и оценки ЦПП Критериями оценки эффективности анализа ЦПП могут служить те положительные изменения, которые произошли в исследуемом процессе или явлении после претворения в жизнь практических предложений по ликвидации причин недостатков, вскрытых в процессе анализа. Оценку его эффективности, видимо, следует вести в двух направлениях: а) установить, достигнута ли поставленная цель с наименьшей затратой сил и средств, в возможно короткие сроки (один из основных критериев эффективности анализа); б) определить позитивные изменения в его объекте. Для этого необходимо через определенный промежуток времени сделать контрольный срез и путем сравнения данных окончательно определить его эффективность. Этапы психолого-педагогического анализа: • Этап предварительного ознакомления с предметом анализа • Этап морфологического описания предмета анализа (расчленение • Этап описания структуры предмета анализа (установление связей • Этап определения причины (найти причины появления и развития • Обобщение - завершающий этап анализа (формулирование предложений и выводов, которые должны быть подкреплены ссылкой на соответствующие расчеты, документальное оформление результатов) Практическое задание Ml: Посмотреть видеоурок; проанализировать его как часть целостного педагогического процесса, и педагогические способности учителя, позволяющие ему добиться результативности в работе учащихся... Тема №10. Самообразование и самовоспитание как факторы совершенствования профессионального мастерства Учитель, перестающий работать над собой, теряет право на звание учителя К.Д. Ушшский 1. Сущность профессионального самообразования и самовоспитания. 2. Рекомендации и советы педагогу по самовоспитанию и 3. Педагогическая рефлексия. 4. Техника «Портфолио» в профессиональном саморазвитии учителя. Цели и задачи: - знать пути и способы формирования индивидуального стиля деятельности учителя; определение направлений профессионального развития для каждого студента, знать особенности и
технологию профессионального саморазвития (самовоспитания и самообразования); - уметь проектировать профессиональное саморазвитие. Рекомендуемая литература: 1. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. 2. Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и 3. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников, и др. Дополнительная литература: 1. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников// Школьные технологии. 1999. №6. с.58-62. 1. Сущность профессионального самообразования и самовоспитания А.Ф.В. Дистервег писал, имея в виду учителя: «... он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [А.Дистервег. 1956. С. 74]. Самообразование - образование, получаемое самостоятельно; -специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации (Г.М. Коджаспирова). Самообразование представляет процесс и результат целенаправленной работы над собой, и этот процесс является непрерывным, т.к. человек в течение жизни постоянно самообразовывается. Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условие: наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов (Г.М. Коджаспирова).. Самообразование и самовоспитание возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, выявлять недостатки развития, ставить перед собой общественно значимые цели и стремиться к их достижению. Самообразование опирается на развитие таких качеств как самостоятельность и активность, способность анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе. Содержание и принципы самообразования и самовоспитания учителя Содержание самообразования раскрывается через ряд функций: - компенсаторную: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, в расширении кругозора, усвоении новой информации; - адаптирующую: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности; - развивающую: предполагает формирование способности активно и Выделяют следующие факторы самообразования: • мотивация (желания, цели, причины, побуждающие к самоизменению); индивидуальные возможности (убежденность, сила воли, черты характера); • социальное окружение (взгляды, примеры для подражания, антипримеры); • воспитывающие условия среды; • собственная активность (систематический труд над собой). 2. Рекомендации и советы молодому педагогу по самовоспитанию и самообразованию Работу по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний [Приложения 1, 11]. Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера и т.д.), типологических
свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики. Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целеполагание как выбор личностно - значимых целей саморазвития. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективной в жизни человека. При необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. После выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка. Пример плана самовоспитания, который составил для себя К.Д. Ушинский. «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, 7. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 8. Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет...» Успешному продвижению по траектории самосовершенствования будут способствовать такие формы, как в участие в городских и областных педагогических олимпиадах; • участие в конкурсах педагогического мастерства; • защита творческих проектов по педагогическим проблемам; • участие в научно - практических конференциях разного уровня; • индивидуальные консультации по интересующей проблематике; • углубленная работа с педагогической литературой; • написание представлений на педагогические темы. Основные источники педагогических знаний: • методическая литература; • журналы по специальности, газетные статьи;
• нормативные акты и документы (законы, указы, программы, • теле- и аудиопрограммы, видеоматериалы, • Интернет;
Компетентность педагога — это интегральное свойство человека, позволяющее ему личностно-мотивированно и эффективно осуществлять педагогическую деятельность, базирующееся на системе ценностей и включающее знания, умения, способы мышления, умения принимать решения и предвидеть возможные результаты (А.П. Чернявская) 3. Педагогическая рефлексия Рефлексия (с лат. «обращение назад») - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Рефлексия предполагает сосредоточение на содержании своих мыслей и абстрагирование от внешнего мира. На основе рефлексии педагог, воспитатель набирается опыта, вырабатывает для себя гибкую систему действий, умений, навыков, способов и приемов деятельности. Высший уровень педагогической рефлексии - размышление о себе и Способы рефлексивного анализа
Обращение к помощи наставника, более опытного коллеги Правила рефлексии: - сосредоточенность (не допускать никаких посторонних мыслей, не уходить по пути возникающих ассоциаций); - самоуглубленность (никто и ничто не должно отвлекать от процесса - акцент на свои действия и эмоции Практическое задание: составьте вопросы, которые помогут провести рефлексию профессионального саморазвития. 4. Техника «Портфолио» в профессиональном саморазвитии учителя Осознанное восприятие самостоятельно получаемых знаний позволяет обеспечить использование технологии «Портфолио» (от лат. «port» -хранилище и «folium» - лист) - форма целенаправленного, систематического и непрерывного фиксирования, накопления и опенки индивидуальных достижений учащегося за определенный период. «Портфолио» используется с целью: - мониторинга и рефлексии уровня своей профессиональной компетентности, - определения направлений профессионального развития, - самопрезентации своих возможностей и достижений, - систематизации накопленного опыта, знаний.
1. Портрет. Раздел содержит эссе о себе, или описание себя, своих 2. Диагностический материал. Включает самодиагностику развития
3. Рабочий (накопительный).материал. Раздел содержит дополни 4. Личные достижения, учебные и творческие достижения. Можно выступлений на научных конференциях (с указанием сборника, где они публикуются), грамоты, дипломы, награды... 5. Текущая рефлексия. Портфолио предполагает обязательную самооценку студентом степени важности изучения педагогических тем, отслеживание процесса движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному, анализ практической значимости подобранного материала для реализации основной цели: личностно-профессионального развития. Практическое задание 1: I. Соберите и оформите «Портфолио»; подготовьте самопрезентацию Практическое задание 2: решите кроссворд По горизонтали: 7. Тип взаимодействия учителя и учеников, который основывается на 8, Педагог - новатор, использовала при обучении разные опоры и сигналы, 11. Прием ободрения и оказания помощи ученикам со стороны учителя. 15. Педагог - новатор, уделявший большое внимание индивидуальному и 16. Невербальное средство общения, придающее слову особую
17. Мера пед. воздействия. 18. Высший уровень деятельности, проявляющийся в достижении
20 Неуспешный способ поведения в конфликтной ситуации. 21 Прием авансирования личности, позволяющий добиться этого. 1. Проявление излишней заботы взаимодействующей стороны о другой, 2, Столкновение противоречиво направленных целей, интересов, 3 Педагог - новатор, учитель музыки, автор технологии «погружения» в предмет. 4. Идея сотрудничества, позволяющая ученику без боязни отвечать у доски. 5. Прием стимулирования (одобрения) учащихся. 6. Компонент пед. мастерства, проявляющийся в наличии пед. идеала, 9. Работа над собой, над совершенствованием качеств личности. 10. Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации 12 Педагог - новатор, опирающийся на идею свободного выбора в деятельности учащихся, учил детей оценочным действиям. 14. Стиль пед. руководства, проявляющийся в позиции заигрывания с учащимися и невмешательства. 19. Ганс Селье говорил, что это неотъемлемая сторона общественной жизни, продолжительное нервное напряжение, накапливающиеся отрицательные эмоции. Практическое задание 3: решите ребус и составьте свои с понятиями, которые изучали в курсе Основы педагогического мастерства
Вопросы для итогового контроля 1. Какой из элементов педагогического мастерства характеризуют как 2. Молодой учитель видит, что коллеги держатся от него на расстоянии 3. Какую группу педагогических способностей раскрывают перечисленные - умение включать учащихся в различные виды деятельности, - умение организовывать индивидуальную, групповую и командную - умение организовывать влияние ученического коллектива, общественной 4. О каком понятии идет речь: «Это мера педагогически целесообразного 5. Определите по заданной характеристике стиль педагогического 6. Чем Вы объясните «барьер отрицательной установки в общении»? 7. Назовите и охарактеризуйте типы позитивного педагогического 8. О каком понятии идет речь: «деятельность, порождающее нечто новое 9. Кто из педагогов - новаторов, опирался на идею свободного выбора в
10. О каком понятии идет речь: «Столкновение противоположно 11. К какой группе приемов саморегуляции относят контроль за напряжением и расслаблением в руках, ногах, шее ит.п.1 12. Как должен поступить учитель в следующей педагогической ситуации:
13. О каком понятии идет речь? «Сплав личностных и профессиональных 14. При объяснении нового материала Вы заметили, что большинство 15. К какому элементу педагогического мастерства относятся две группы 16. Какую группу педагогических способностей раскрывают - устанавливать соответствующие ситуации дружеские или деловые - достигать взаимопонимания с родителями, - выбирать наиболее подходящий способ обращения? 17. Перечислите функции педагогического общения. 18. Определите по заданной характеристике стиль педагогического общения: «Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. 19. О каком понятии идет речь? «Работа над собой, над совершенствованием качеств своей личности.» 20. О каком понятии Ганс Селье говорил, что это неотьемлемая сторона 21. К какой группе приемов саморегуляции относят аутогенную тренировку'} 22. Какую цель имеет упражнение «33 Егорки»? 23. О каком понятии идет речь? «Сложившееся в сознании представление о 24. Вы заметили, что отвечающий у доски ученик трет то ухо, то нос, то
25. Характеризуя работу учителя, К. Д. Ушинский писал: «В школе 26. Какую группу педагогических способностей раскрывают - устанавливать соответствующие ситуации дружеские или деловые отношения с учащимися своего класса, между классами, - достигать взаимопонимания с родителями, - выбирать наиболее подходящий способ обращения?
27. Какую цель имеет упражнение «Рецепт»? 28. Определите по заданной характеристике стиль педагогического 29. В чем проявлялось педагогическое мастерство В.А.Сухомлинского? 30. Кого из педагогов - новаторов, считают автором комментированных 31. С какой целью В. Шаталов проводил магнитофонный опрос? 12. При индивидуальной беседе с подростком Вы заметили, что ребенок в это время рассматривает стены и пол... Какой вывод Вы сделаете? 33. Какой из элементов педагогического мастерства характеризуют как 34. Какую группу педагогических способностей раскрывают - осмысливать каждое пед.явление во взаимосвязи со всеми компонентами умение логически правильно выстроить объяснение, проблемное изложение, формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и др.? 35. Определите по характеристике тип педагогического взаимодействия: 36. В чем проявлялось педагогическое мастерство А.С. Макаренко?
|
|
|