Правила педагогического общения
1. Общение с детьми важно строить не от себя, а от них, с позиции их
интересов и потребностей. Такое общение поможет лучше понять личность учеников и лучше реализовать педагогические задачи.
2. Организуя педагогическое общение нужно ориентировать свою речь на
конкретного ребенка или конкретную группу учащихся, т.е. учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьника, его позицию в классе, отношения с одноклассниками, выбирать соответствующую интонацию, скорость речи, последовательность изложения идеи сообщения.
3.
Общение нельзя ограничивать только одной функцией - информативной, необходимо осуществлять и организацию взаимоотношений, и познание личности ребенка и оказание влияния на него.
4. Не организуйте общение с детьми «по вертикали» (сверху вниз).
Помните, что каждый стремится отстаивать собственную самостоятельность и значимость во взаимоотношениях.
5. Умейте слушать детей - это важнейший показатель вашегоотношения к собеседнику.
6. Если возникают трудности в общении с неконтактными детьми,
которые на все вопросы отвечают односложно, то стремитесь обращаться
к такому ученику с вопросами типа «почему?», «как?», «для чего?» и т.п.
Это стимулирует развитие общения. Помните, в разговоре с такими детьми
нежелательны паузы, т.е. общение должно быть непрерывным.
7. Будьте инициативны в общении с детьми, это поможет вам успешно
управлять их деятельностью, организовать сотрудничество.
8. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к
некоторым школьникам. Это не только мешает вашим взаимоотношениям
с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.
9. Только одна критика поведения, мировоззрения, образа жизни -
бесполезна. Она не содержит в себе преобразующего начала и ставит
школьника в позицию «обороняющегося». Не стесняйтесь хвалить в присутствии коллектива, а порицать лучше наедине.
10. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка создает общий благоприятный
психологический настрой, располагает учащихся к общению, вызывает
стремление к работе.
11. Помните, что людей всегда интересует их личность, ваше отношение к ней, понимание, уважение.
12. Следите за собственной речью. Помните, что она отражает вашу
личность, ее глубину, увлеченность, разносторонность. Не употребляйте
вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок детей.
13. В общении со школьниками следует помнить о поддержании
авторитета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением лично вашего педагогическоговлияния на ребят.
Упражнение 1. «Слава Богу, ты пришел!»
Студент с помощью жребия выбирает для участия педагогическую ситуацию. Его задача: стать участником игры «Слава Богу, ты пришел!», войти в образ, проявив умение импровизировать, максимум активности, коммуникативные способности, чувство юмора...
В качестве массовки ему будут «подыгрывать» двое участников, которым желательно использовать элементы реквизита.
1. Учитель музыки выявляет музыкальные способности у ребенка, который не хочет заниматься, а мама настаивает на музыкальном образований ребенка 2. Учитель на встрече с администрацией о просьбе внеочередного отпуска по среди учебного года. 3. Учитель выясняет на уроке среди учеников, кто взял его сотовый телефон.
4. Классный руководитель на встрече с детьми, отказавшимися делать прививки. 5. Выступление директора на родительском собрании о продлении срока обучения на 2 недели (в связи с новым графиком учебного процесса). 6. Учитель на встрече со старшеклассниками, категорически отказывающимися сдавать ЕГЭ. 7.Учитель проводит практическое занятие «Строение организма лягушки» (урок зоологии) с учащимися представителями общества защиты животных. 8. Директор на встрече с пятиклассниками, изрисовавшими его личный автомобиль в стиле граффити. 9. Мама пришла к завучу с жалобой на классного руководителя.
10. Классный руководитель на встрече с родителями с целью оплаты ими ремонта кабинета.
|
Домашнее задание:
1. Проведите диагностики развития Ваших коммуникативных
способностей (Приложение №5, 6) и подберите игры и упражнения для их
дальнейшего самосовершенствования.
2. Прочитать книгу Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»
и составьте правила-рекомендации для общения с детьми.
Тема № 5. Проектирование педагогического взаимодействия
1. Понятие педагогического взаимодействия и его виды.
2. Типы педагогического взаимодействия.
3. Педагогика сотрудничества в школьном классе. Основные идеи
педагогики сотрудничества.
4. Обобщение опыта педагогов - новаторов.
Цели и задачи: - знать понятие педагогического взаимодействия, его видов и стилей, способы проектирования сотрудничества, диалога, опеки;
- уметь проектировать и осуществлять позитивное педагогическое взаимодействие; анализировать особенности педагогического взаимодействия педагогов - новаторов с учащимися.
Рекомендуемая литература:
1. Вайбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в
школьном коллективе. Ярославль, 1991.
2. Основы педагогического мастерства/Под ред. И. А. Зязюна - М. 1989.
Дополнительная литература:
1. АмонашвилиША. Здравствуйте, дети.: Пособие для учителя. -М., 1983.
2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. - М., 1986.
З.Волков И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и
рисования школы №2 г. Реутова Московской области. - М,, 1982.
4. Ильин Е.Н. Рождение урока, - М., 1986.
5. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя
начальных классов школы № 587 Москвы. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1985.
6. Опыт педагогический// российская пед. энциклопедия, - М., 1999. -
Т.2. - С. 85- 87.
7. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ
г. Донецка, - М., 1980.
Воспользуйтесь поиском по сайту: