Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 17. «Крокодил»




Группа делится на две подгруппы. Каждая задумывает слово, обозначающее предмет или абстрактное понятие (что сложнее для игры). Члены одной подгруппы «представляют» это слово другой подгруппе. Ее участники имеют право называть варианты ответов, а демонстраторы невербально соглашаются или не соглашаются с ними.

Упражнение 18. «Окно»

Изобразите с помощью невербальных средств общения фразу:

1) Срочно напиши мне письмо!

2) Позвони мне вечером по телефону!

3) Пришли мне смс с номером телефона брата.

4) Срочно беги домой и выключи газ.

5) Поздравь от меня деда с Днем Победы.

6) Не забудь вечером выгулять собаку!

7) Полей цветы, что стоят на кухне.

8) Купи на рынке картошки!

9) Сдай книги в библиотеку!

10) Не сиди долго за компьютером!

Домашнее задание:

1) подобрать статьи из периодики о внешнем виде педагога и написать
аннотацию к ним;

2) изучить и выборочно законспектировать описания значений
мимики, жестов и позы человека при общении с другими людьми из книги
Аллана Пиза «Язык телодвижений».

Тема №3. Педагогический такт

Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце.

В.А. Сухомлинский

1, Понятие педагогического такта. Такт и тактика.

2. Рекомендации педагогу по развитию педагогического такта.

Рекомендуемая литература:

1. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.
с. 146-152,154-159.

2. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М., 1983.
с. 76-94.


Цели и задачи: - знать основные понятия: педагогический такт, принципы воспитания; приемы поощрения и порицания педагогического общения,

- уметь строить педагогическое общение с учащимися на основе такта и принципов гуманизма, овладевать приемами самовоспитания.

1. Понятие педагогического такта. Такт и тактика

Вопросы для обсуждения:

1. За что дети любят своих учителей?

2. Что мешает ученику отвечать на уроке?

Педагогическая этика как совокупность норм поведения, отражение моральной стороны учительской профессии проявляется в общении учителя с учащимися через эмоциональные и личностные качества.

Одна из первых работ, в которой описывается нравственный облик воспитателя в соответствии с его педагогической деятельностью — это педагогический трактат «О воспитании» Квинтилиана. Наряду с нравственностью и добротой учителя, философ выделяет такие качества как чуткость, сдержанность и такт.

Такт (в дословном переводе) означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях. сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью.

Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. [50]

Характеризуя работу учителя, К. Д. Ущинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя {выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Он предполагает доверие к ученику, эмпатию, толерантность, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А.С.Макаренко, даже с риском ошибиться.

Педагогические требования к овладению педагогическим тактом:

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. Высшая форма педагогического авторитета - любовь воспитанников. Педагогу, которого


воспитанники любят, удается все. Вот почему неправы те педагоги, которые говорят: «Мне все равно - любят меня или нет». Правда, здесь возникают серьезные сомнения в их искренности. Если же педагога преследует стойкая неавторитетность у воспитанников, то это очень серьезный повод для смены профессии.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников. Педагогические возможности словесного убеждения следует сочетать с убеждающей силой примера, причем такой пример, который предложен не педагогом, а извлечен из памяти воспитанника.

3. Искренность, конкретность и доступность. Никогда не следует
убеждать учеников в том, в чем педагог не убежден сам. Фальшь,
неискренность, искусственность легко распознаются даже младшими воспитанниками, что подрывает авторитет педагога.

4. Сочетание с практикой. Наибольшие успехи достигаются тогда, когда
словесное воздействие сочетается с организацией разнообразной практической деятельностью. Причем не всегда следует идти от сознания к опыту. Опыт может предшествовать формированию сознания.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Рекомендации педагогу по развитию педагогического такта

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он требует знания психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.

Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках, необходимы знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения:

1) любить детей, показывать свою любовь;

2) наблюдать, видеть внутренние механизмы поведения детей:

3) ориентироваться в обстановке;

 

4) избирать целесообразный способ воздействия (важно знание
обходных путей воспитания: «Тебе виднее, но я бы посоветовала тебе...»);

5) беседовать с детьми (нетактичный учитель отводит ученику
позицию пассивного слушателя, проявляет снисходительность словом,
жестом, мимикой).

Великий педагог Я. А. Коменский в свом труде «Великая дидактика» подчеркивал, что дети учатся раньше «подражать, чем познавать», и Л.Н. Толстой утверждал о том, что все воспитание сводиться к доброму примеру. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал влияние личности воспитателя на манеру поведения учеников. Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Воспитательное воздействие личного примера педагога напрямую зависит


от его авторитета у воспитанников. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С. Макаренко в одной из своих лекций.

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен беречь и собственное достоинство.

Ш.А. Амонашвили рекомендовал учителю: строить отношение с детьми на основе взаимодоверия, стремиться поднимать авторитет учащихся в глазах друг друга, проявлять истинный интерес к делам каждого ученика...

Педагогу, особенно молодому, надо учитывать уже апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях, которые могут помочь в перестройке создавшихся сложных условий целесообразно педагогическим замыслам.

Правило первое. Следует попытаться овладеть ситуацией, а это значит разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Начать с себя: убрать «лишнее» физическое напряжение, скованность, бесцельные движения. Итак, внешне спокойствие и выдержка!

Правило второе. Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). Снять аффективность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что дает возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

Правило третье. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения: «Я понимаю твое (Ваше) состояние»... и передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Правило четвертое. Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать ее, выходя на позиции «мы».

Правило пятое. Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И, наконец, по разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировав причины его возникновения и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.

Практическое задание №1: составьте перечень из 10 профессионально- важных качеств личности тактичного педагога. Оцените степень их развития у себя по 3-х бальной шкале, где 1- низкий уровень развития, 2 - средний, 3 — высокий уровень. (Примеры: любовь к детям,


толерантность, гуманность, педагогическая зоркость, гибкость поведения, доброжелательность и общительность...)

Практическое задание №2: перестройте высказывания учителя в соответствии с требованиями педагогического такта и определите вид нарушения

Таблица 2

Высказывания учителя Вид нарушения Перестройте высказывания
- уже вырос, а ума не накопил Морализаторство, скрытая грубость  
-прекратите жевать Приказной тон требований  
- это ни к чему, садись Сухость обращения, слабость эмоционального контакта  
-ну, девочки, давайте без шума Слабая выразительность, отсутствие инициативы  
- ну, как всегда, ничего не знаешь Шаблонность в отношениях, навешивание ярлыков;  
-Иванов, не вертись! Тебе 3 замечания уже сделали. Еще одно - и поставлю «2» за урок Не адекватность оценивания  
- ну, удивил, можно даже «4» поставить Уничижительная оценка заслуг, сарказм  
-Петров как всегда невнимателен Частое, чрезмерное указание школьникам на их недостатки  
  Частое, чрезмерное указание школьникам на их «+»  
- Таня как всегда болтает... Девочки, давайте потише... Недейственность замечаний, неконструктивность высказываний  

Упражнение 1. «Интервью»

Студенты работают в паре. Лучше объединиться с малознакомыми однокурсниками. Сначала в форме интервью студенты пытаются узнать друг о друге интересные факты и сведения. Затем пара выходит, и студенты поочередно рассказывают о своем однокурснике всей аудитории. После выступления всех студентов необходимо провести рефлексию: Какие эмоции переживал, когда рассказывал о товарище, когда слушал рассказ о себе, когда сидел в аудитории? Как пытался проявить тактичность во время распространения полученных о собеседнике сведений?

Практическое задание № 3. Решение педагогических ситуаций, (см. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюиа, с.154-159.)


Домашнее задание № 1. Проведите диагностику Вашей терпимости (Приложение 4).

Работа с дневниками профессионального роста студентов. Составьте план работы по самосовершенствованию (подберите упражнения на развитие качеств педагогического такта).

Тема №4. Педагогическое общение и способы его оптимизации

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

1. 2.

Антуан де Сент — Экзюпнри

Общение педагога как профессиональная деятельность. Общение и взаимодействие с людьми разного типа мышления.

Рекомендуемая литература

1. Основы педагогического мастерства /Зязюн И.А. - Москва.,-1989.
-с. 136-146,205-210.

2. Психолого-педагогический практикум: Учеб. Пособие для студ.
Высш. Учеб. Заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2005. с. 111-124.

Дополнительная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М. 2007.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - М.
2008.

Цели и задачи: - знать понятия педагогического общения его функции и стили, способы совершенствования речевого поведения учителя и условия эффективности коммуникативных воздействий учителя, технологию педагогического общения;

- уметь анализировать собственное педагогическое поведение и коммуникативную культуру; организовать коммуникативное воздействие с позиций конструктивного педагогического общения; совершенствовать свое речевое поведение.

1. Общение педагога как профессиональная деятельность

Вопросы для обсуждения:

1. Какова роль учителя в информационном сообществе, в современной
школе?

2. Какое место педагогическое общение занимает в профессиональной
деятельности учителя?


Общение — это одна из универсальных форм активности личности, наряду с познанием, трудом, игрой, проявляющаяся в установлении и развитии отношений между людьми с целью обмена информацией в процессе взаимодействия.

Общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, направленное на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояние, взгляды, поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учителем и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата и решения педагогических задач. (А.А, Леонтьев).

От эффективности организации педагогического общения зависит гармоничное развитие личности ребенка и профессиональный рост педагога.


Виды педагогического общения

СхемаЗ

Педагогическое общение выполняет 3 функции~----------------

1. Информационно-коммуникативная (обмен информацией, целостное
восприятие собеседника с помощью вербальных и невербальных средств).

2. Интерактивная (устанавливаются определенные взаимоотношения
между людьми, взаимодействия, общение позволяет добиться взаимоподдержки, сотрудничества, урегулировать конфликты, устранить конкуренцию и т.п.).

3. Взаимопонимания (взаимное познание внешних особенностей и внутреннего мира партнеров по общению, установление взаимоотношений доверия и др.).

Структура педагогического общения:

1. Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятных затруднений, динамики работы.


 

2. Этап, называемый «коммуникативной атакой», говорит сам за себя:
нужна техника быстрого включения класса в работу.

3. Анализ общения (соотнесение цели, средств и результата).

Упражнение 1. «Никто не знает...»

Студенты задают разные вопросы своим однокурсникам, начиная их с фразы «никто не знает, что ты...». Для создания игровой ситуации и динамичности лучше использовать мяч.

Упражнение 2. «Давайте говорить друг другу комплименты...»

Группа делится на пары. Каждый должен выделить положительное качество у партнера и рассказать, как оно поможет ему в педагогической деятельности. В конце рассказа слушатель должен поблагодарить товарища.

Стиль педагогического общения - индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками.

Практическое задание № 1. Установите соответствие между названием стиля и его характеристикой, охарактеризуйте достоинства и недостатки каждого стиля (табл.3)

ТаблицаЗ

Авторитарный («разящие стрелы») 1. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматриваются формально, легко подчиняется другим влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
Демократичный («возвращающийся бумеранг») 2. Учитель единолично определяет. направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок Основные способы взаимодействия приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность звучит как команда, а то и как оскорбление: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого))
Либеральный («плывущий плот») 3. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию а обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле, но и в воспитании, старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого, поощряет акгивность, развивает инициативу и самоуправление. Основные способы общения просьба, совет, информация.

Схема 4

Виды стилей педагогического общения

пер спективные

неперспективные

• Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности • Общение на основе дружеского расположения_____________________

Общение-устрашение Общение-заигрывание Общение-дистанция

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...