Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации.




Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

 -обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов власти и их территориальных органов;

-функционирование федеральной судебной системы;

-осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

-национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

-государственная поддержка атомной энергетики;

-исследование и использование космического пространства;

-формирование федеральной собственности;

-обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

-проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

-официальный статистический учет;

-финансовая поддержка субъектов Российской Федерации.

По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный объединительный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Но это справедливое утверждение можно толковать двояко. Во-первых, так, как это толковалось на протяжении более чем семидесяти лет существования социалистического государства в России. А именно государственный (федеральный) бюджет несет основную часть расходов, куда входят и средства, выделяемые субъектами Федерации, необходимые для их жизнедеятельности. Соответственно в федеральный бюджет стекается основная масса налоговых поступлений и других доходов. Во-вторых, с позиций федерализма федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания финансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов. В таком понимании акцент в оценке роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.

В прошлом, когда действовала строгая иерархия бюджета, бюджет процесс шел как бы «сверху вниз», от единого государственного бюджета к бюджетам нижестоящих уровней. В настоящее время порядок бюджетного процесса признан не соответствующим принципам федерализма. Однако порядок формирования федерального бюджета по принципу «снизу вверх», хотя и определен в законодательной форме [1] но еще не сформированы реально действующие механизмы управления федеральным бюджетом.

Бюджеты субъектов Российской Федерации составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов – каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие виды расходов [1]: обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; обеспечение реализации региональных целевых программ;  формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации; осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] установил полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, а также предметы ведения местного самоуправления.

К предметам ведения местного самоуправления вышеназванным Законом отнесены «вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления». Согласно Закону к вопросам местного значения отнесены:

-принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

-владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

-местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

-комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

-организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

-организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения и так далее.

В решении значительной части вопросов, отнесенных к предметам ведения муниципальных образований, органы местного самоуправления могут наделяться всеми необходимыми полномочиями. Однако к вопросам местного значения отнесены и такие вопросы, решение которых связано с реализацией конституционных прав граждан либо с осуществлением государственной социальной политики, а следовательно, должны решаться совместно органами государственной власти и органами местного самоуправления. К таким вопросам, например, относятся:

- дошкольное, основное общее и профессиональное образование;

- здравоохранение, обеспечение санитарного благополучия;

- охрана общественного порядка;

- социальная поддержка и занятость населения;

- охрана окружающей среды на территории муниципального образования;

- противопожарная безопасность;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...