Глава 3 исполнение бюджета
3.1 Организация исполнения бюджета Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса, действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств. Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете. Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти. Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы. Бюджетная роспись бюджета Сурского района на 2005 год утверждена распоряжением главы администрации Сурского района от 09.02.2005 года № 31-Р-А «Об утверждении бюджетной росписи бюджета Сурского района на 2005 год». На основании утвержденной бюджетной росписи каждому бюджетополучателю выписывается уведомление о бюджетных ассигнованиях в разбивкой по кварталам, целевым статьям, видам расходов и экономическим статьям бюджетной классификации (приложение В). Кассовое исполнение бюджета, то есть операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов. Рассмотрим эти этапы: 1) утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств; 2) принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями. Бюджетное обязательство – это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету, на основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств; 3) подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств; 4) расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ. В Российской Федерации с 1992 года введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов Российской Федерации образовано Федеральное казначейство. Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета – она же единый счет федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации. Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает:
- перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; - распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; - возврат излишне уплаченных сумм доходов; - учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования всех расходов. Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируют в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансовые органы готовят отчеты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, годовой. Отчеты об исполнении бюджета подлежат обязательному рассмотрению и утверждению представительным органам власти Советом депутатов.
Анализ исполнения бюджета
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета. Основой построения муниципальной бюджетной системы служат те же принципы, что и бюджетной системы всего Российского государства. Бюджетный процесс на территории Сурского района регламентируется Законом Ульяновской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ульяновской области», принятом Законодательным Собранием Ульяновской области 23 февраля 2001 года. Сурский район является муниципальным образованием и имеет единый местный бюджет.
Доходы районного бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. К налоговым доходам относятся: - собственные налоговые доходы районного бюджета от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между областным бюджетом и бюджетом муниципального образования Сурского района определяются ежегодно Законом Ульяновской области об областном бюджете на очередной финансовый год; - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов. Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в районный бюджет на очередной финансовый год по разным видам доходов. Нормативы отчислений определяются Законом об областном бюджете. Основными источниками доходов бюджета Сурского района в 2003 году (таблица 9) являлись безвозмездные перечисления из областного бюджета, что составляет 58% общего объема доходов бюджета района и налоговые доходы 38% общего объема доходов бюджета, в 2004 году безвозмездные перечисления составили 73% от общего объема доходов бюджета, налоговые доходы – 25%.
Таблица 9 - Состав и структура доходной части бюджета Сурского района за 2003-2005 годы
Полученные данные (таблица 9) свидетельствуют о том, что за последние годы отмечается резкое увеличение поступлений доходов в бюджет Сурского района с 52181 тыс.рублей в 2003 году до 88178 тыс.рублей в 2004 году. Наибольший удельный вес в безвозмездных перечислениях (таблица 9) в 2003 году имеет дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 24388,0 тыс.рублей или 46,7%, в 2004 году – 47006,0 тыс.рублей или 53,3%, в 2005 году 28323 тыс.рублей или 30,4% от общей суммы доходов бюджета. В 2005 году отмечается увеличение поступлений субвенций из областного бюджета в сумме 37137,0 тыс.рублей или 39,9% от общей суммы поступлений, в 2003 году сумма указанных субвенций составляла 2238,5 тыс.рублей. Таблица 10 – Расходы бюджета Сурского района за 2003-2005 годы тыс. рублей
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Сурского района (таблица 10) имеют расходы на:
- образование в 2003 году 28815,4 тыс.рублей или 38,2% от общих расходов, в 2004 году 44902,7 тыс.рублей или 45,3%, в 2005 году планируется израсходовать 37080,4 тыс.рублей или 38,9 %; -здравоохранение в 2003 году 14899,4 тыс.рублей или 20% от общих расходов, в 2004 году –24157,4 тыс.рублей или 24,4%, в 2005 году 18273,6 тыс.рублей или 19,2%; -социальную политику – в 2003 году 5610,2 тыс.рублей или 7,2% общих расходов бюджета района, в 2004 году –5838,0 тыс.рублей или 6%, в 2005 году – 14664,1 тыс.рублей или 15,5%. Основными статьями расходов бюджета района являются: -заработная плата с начислениями в 2003 году 45966,3 тыс.рублей или 58% от общих расходов, в 2004 году 69408,0 тыс.рублей или 70%, в 2005 году 58390,0 тыс.рублей или 61,3 тыс.рублей; -оплата коммунальных услуг – в 2003 году 6273,0 тыс.рублей или 8% от расходов, в 2004 году 11380,9 тыс.рублей или 12%, в 2005 году 6035,0 тыс.рублей или 6,3%; -социальные выплаты населению – в 2003 году 5659,9 тыс.рублей или 7,5%, в 2004 году 5765,0 тыс.рублей или 5,8%, в 2005 году 13713,0 тыс.рублей или 14,4%.
Рисунок 1 - Структура собственных доходов бюджета района за 2003 год
Рисунок 2 - Структура собственных доходов бюджета за 2004 год
Поступления налоговых платежей от предприятий в бюджет района за 2004 год незначительно снизилось по сравнению с прошлым годом на 65,7 тыс. руб. План 2004 года по собственным доходам выполнен на 98,5%. Невыполнение плана по налогу на доходы физических лиц произошло в виду не перечисления сельхозтоваропроизводителями удержанных сумм налога. По единому налогу на вмененный доход невыполнение плана произошло из-за того, что основные платежи за 4 квартал 2004 года плательщики будут оплачивать в 1 квартале текущего года. Выполнение доходной части бюджета сложилось в основном, за счет поступления основного бюджетообразующего налога – налога на доходы физических лиц, за 2004 год (рисунок 2) составило 16087,8 тыс.рублей, что на 4233,5 тыс.рублей (35,7%) превышает уровень 2003 года (рисунок 1). Значительное увеличение поступления данного налога обусловлено ростом заработной платы и более ответственным подходом к собираемости данного вида налога; поступления по единому налогу на вмененный доход составили 526,2 тыс. рублей, что на 188,2 тыс. рублей (55,7%) превышает уровень 2003 года; поступления по налогу на имущество физических лиц составили 135,7 тыс. рублей, что на 16,4 тыс. рублей (13,7%) превышает уровень 2003 года; поступления по госпошлине составили 79,7 тыс. рублей, что на 3,5 тыс. рублей (4,6%) превышает уровень 2003 года; поступления по прочим местным налогам и сборам составили 80,9 тыс. рублей, что на 45,5 тыс. рублей (128,5%) превышает уровень 2003 года; поступления доходов от сдачи в аренду имущества составили 813,5 тыс. рублей, что на 126,4 тыс. рублей (18,4%) превышает уровень 2003 года; поступление доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составили 987,7 тыс.рублей на 34,1 тыс.рублей (3,6%) больше уровня 2003 года. Несмотря на увеличение поступлений доходов в бюджет района отмечается рост недоимки в местный бюджет с 9807,0 тыс.рублей в 2002 году до 12160,8 тыс.рублей на 01 января 2005 года или на 2353,8 тыс.рублей к уровню 2002 года. Рисунок 3 – Поступления собственных доходов за 2002-2004 годы
За 2004 года (рисунок 3) в бюджет Сурского района поступило доходов в сумме 88178,1 тыс. рублей в том числе 23746,6 тыс. рублей собственных доходов, что на 621,4 тыс. рублей (7,3%) больше уровня 2003 года. Дотационность бюджета возросла. За 2004 год доля собственных доходов бюджета составила 26,9% всех бюджетных поступлений или 23746,6 тыс.рублей, за соответствующий период 2003 года поступления составили 22125,2 тыс.рублей или 42,4%, за 2002 год поступления составили 17978,7 тыс.рублей. в 2005 году 21100,2 тыс.рублей или 22,6% в общем объеме доходов. В то же время, увеличение поступлений в бюджет не позволяет решать все закрепленные за муниципальным образованием полномочия по финансированию подведомственных учреждений.
Рисунок 4 - Структура доходов бюджета в разрезе отраслей хозяйствования за 2003 год
Рисунок 5 – Структура доходов бюджета в разрезе отраслей хозяйствования за 2004 год
Как видно из вышеперечисленных данных рисунков 4 и 5, одна треть (35,9% в 2004 году и 33,3% в 2003 году) собственных доходов приходится на учреждения бюджетной сферы, доля предприятий производственной сферы составляет 10,8% в 2003 году и 10,2% в 2004 году.
Рисунок 6 - Динамика роста недоимки за 2002-2004 годы
Основные виды налога, по которым наблюдается рост недоимки это налог на доходы физических лиц и земельный налог сельхозтоваропроизводителей, которые уплачивают всего примерно 15-25 процентов от начисленных сумм (таблица11).
Таблица 11 – Задолженность налогоплательщиков на налогу на доходы с физических лиц и земельному налогу по состоянию на 1 января 2005 года.
Одной из важнейших причин низкой собираемости налогов и роста недоимки является слабая налоговая дисциплина налогоплательщиков, вызванная множеством причин как объективного, так и субъективного характера. Среди них можно было бы назвать, в первую очередь, чрезмерное налоговое бремя, которое объективно влияет на желание налогоплательщика всеми законными, а зачастую незаконными способами минимизировать уплачиваемую им сумму налогов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Практически каждый третий налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, скрывает свои доходы и имущество. Для снижения недоимки по платежам в бюджет при Главе администрации района создан координационный совет по рассмотрению материалов по предприятиям-недоимщикам и принятию мер по снижению задолженности по платежам. При имеющейся налогооблагаемой базе районного бюджета этого выполнить невозможно, что приводит к накапливанию задолженности. Широкое распространение получили судебные иски к районному бюджету с последующим списанием средств с бюджетных счетов по исполнительным листам. В результате исполнительная власть района не имеет возможность обеспечить сбалансированность районного бюджета и вынуждена проводить политику выборочного и частичного исполнения возложенных на нее обязательств, накапливая безнадежную задолженность. В таких условиях полностью отсутствуют стимулы к проведению ответственной бюджетной политики, повышению прозрачности и объективности бюджетной отчетности, качества бюджетных услуг, эффективному управлению расходами. Финансовая помощь, получаемая из областного бюджета, не является собственным доходом. Оказание финансовой помощи из областного бюджета Ульяновской области районному бюджету (рисунок 7) осуществляется в следующих формах: - предоставление из фонда финансовой поддержки муниципальных образований Ульяновской области, образуемого в областном бюджете Ульяновской области, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления; - предоставление субсидий и субвенций на финансирование отдельных целевых расходов. В 2005 году бюджету Сурского района из областного бюджета выделяются целевые субвенции на выполнение федеральных полномочий по оплате жилищно-коммунальных услуг по реализации Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; по государственной регистрации актов гражданского состояния; на реализацию Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»; на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования; на выплату пособий на детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой; на реализацию мер государственной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области.
Рисунок 7 - Размеры финансовой помощи, получаемой из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований, по Сурскому району
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|