Сущность и отличительные черты малого предпринимательства
В современном обществе предпринимательство, особенно наиболее динамичная его часть - малое предпринимательство, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В Федеральном Законе предлагается также понятие «малого предприятия» как основного субъекта малого предпринимательства, вводятся критерии отнесения предприятия к числу малых. Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого и среднего предпринимательства понимается - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Главной отличительной чертой является средняя численность рабочих: · в промышленности - 100 человек; · в строительстве - 100 человек; · на транспорте - 100 человек;
· в научно-технической сфере - 60 человек; · в оптовой торговле - 50 человек; · в сельском хозяйстве - 60 человек; · в бытовом обслуживании населения - 30 человек. В нашей стране малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и так подобное. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, деревообрабатывающей, лесной, и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности. Часть первая Гражданского кодекса РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляющую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Возникает необходимость раскрыть и проанализировать это понятие через его составляющие. Ряд признаков предпринимательства занял стабильное, бесспорное место в нормативном определении. Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли (коммерческий характер). Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества. Следующий бесспорный признак предпринимательской деятельности - ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.
Главным стимулом предпринимательства была и есть прибыль - доход, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников, является собственностью предпринимателя и может быть израсходована им по его усмотрению. Погоня за прибылью заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать все необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом улучшения качества продукции или услуг, снижение их себестоимости и наращивание продаж в конкурентной борьбе. Получение прибыли, однако, не является единственной причиной, побуждающей людей заниматься предпринимательством. Стимулом к началу собственного дела могут быть также стремление к личной независимости и возможности исполнять свою работу в удобное для себя время, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения: микропредприятие - 60 млн. рублей, малое предприятие - 400 млн. рублей. Опыт практически всех развитых стран показывает, что малое предпринимательство функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. У малого же бизнеса своя существенная роль в экономике, но зависимая от уровня развития крупного. В России малым предпринимательством в основном занимаются физические лица. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику: выпуска некоторых продовольственных товаров, розничной торговли, объема бытовых услуг. Достаточно быстрыми темпами развивалось только индивидуальное предпринимательство (без образования юридического лица). Однако эта динамика говорит скорее не об эффективности государственных программ, а о том, что данный вид предпринимательства из-за налоговых льгот и относительной простоты регистрации стал той единственной лазейкой, через которую легальное малое предпринимательство смогло пробиться на свет.
Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Уровень развития малого предпринимательства в развитых странах во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Успешное функционирование малых предприятий создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места; повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурс. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего, для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использование свободных производственных мощностей. В переходе от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретало развитие малых предприятий, не требующих крупных стартовых инвестиций и гарантирующих высокую скорость оборота ресурсов, способных наиболее быстро решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации рыночной экономики и ограничения финансовых ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|