Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок приема, хранения, переработки информации.




Зоны:

1. Первичные зоны.

Проявление отдельных характеристик;

Ощущения (блики, звуки – височная область).

 

2. Вторичная зона.

Целостные образы.

 

3. Третичная зоны.

Мозговые концы соединяются и образуется более сложный образ (пр: лимон - вид, вкус, запах, …).

3. Регулирующий блок - Передние отделы мозга.

Блок программирования, регуляции и контроля.

Наиболее сложные функции: намерения, движения, воля, и т.д.

Двигательная зона, речь, связь с другими зонами.

Центр-Брока – речедвигательный.

Центр-Верника – восприятие речи (не различает фонемы (голос-колос-холост-?)).

 

Волевая регуляция, мотивы (высшего порядка), отвлеченное мышление (планирование и т.д.).

Связан с функционированием двигательных систем.

Формируются двигательные мелодии.

Связан со II боком и с нижележащими отделами.

Познавательные процессы приобретают признак управляемости.

 

Хомская – если есть нарушения в III блоке, то инструкция не вызывает должной активности (психическая деятельность становится неуправляемой).

 

Функциональная асимметрия полушарий мозга.

 

Работа совместная, но ассимитричная.

Абсолютизировать отличия нельзя.

В функциональном отношении полушария дополняют друг друга.

Одно из полушарий – доминантное, другое – субдоминантное (концепция доминантности полушарий - Джексон).

 

Функции левого полушария:

- Оперирование вербально знаковой информацией:

1. Обеспечение сложных форм речевой деятельности.

2. Обеспечение возможных логических построений.

3. Последовательное аналитическое мышление.

4. Чтение.

5. Счет.

 

Функции правого полушария:

- Оперирование образной информацией:

1. Ориентация в пространстве.

2. Различие музыкальных звуков.

3. Целостность восприятия.

4. Распознавание сложных объектов.

5. Эмоциональное отношение к объектам.

 

В обеспечении разных процессов участвуют оба полушария.

Но они обеспечивают разные аспекты психических явлений/процессов.

 


Билет 3.

Развитие психики в филогенезе.

 

Филогенез – эволюционное развитие.

 

Подходы:

1. Развитие чувствительное.

2. Развитие НС.

 

Чувствительное развитие.

 

Раздражимость – способность реагировать на биологически значимые (процессы) воздействия.

Чувствительность – более совершенный вариант раздражимости – реакция на сигналы (запах, цвет, форму).

è Развитие памяти.

è Развитие мышления.

è Психика.

 

Прамштедт - Опыты с инфузорией. Можно приучить реагировать на свет. Путем повторения.

 

Развитие НС.

 

Специальный аппарат – нервная система.

Наиболее простая форма НС – диффузная.

В кишечно-полосных червях есть НС. Примитивная.

Усложнение НС – ганглиозная/цепочечная НС – нервный узел (ганглия - бугорок).

Передние ганглии играют ведущую роль (у червей уже есть) – отражает прикосновение, температуру, физическое воздействие, примитивная память.

 

Насекомые реагируют на запахи, свет, …

Возможности отражения расширяются. Появляется инстинктивное поведение – цепь наследственно переданных (запомненных) реакций.

 

У насекомых – отсутствие изменчивого поведения.

 

Центральная НС (головной и спинной мозг).

Возрастает роль головного мозга.

Чем на боле высоком уровне животное, тем тяжелее последствия при удалении полушарий мозга.

 

Полушария обеспечивают индивидуально-изменчивое поведение.

 

Механизм реагирования на окружающую среду.

1. Навыки и двигательные программы.

Хантер и Лешли показали, что, говоря о навыках, надо учитывать двигательные системы.

а) при изменении ситуации меняются движения (эксперимент с лабиринтом + бассейн).

б) Разрушают мозжечок - заученный навык остается, но меняются движения (движ. – Х -> катится кубарем).

 

2. Индивидуальное поведение.

 

а) Мышление (у животных – не отвлеченное мышление – ручное; конкретное практическое мышление).

б) Экстраполяционный рефлекс – выявленное переносится на новое условие.

в) Возможности восприятия и памяти.

Кёллер (эксперименты).

Приманка + палка/короткая и длинная палка. Обезьяна достает палку, ей достает фрукт.

 

Животное является рабом своего зрительного поля. Нет отвлеченного мышления.

Животное является рабом своего прошлого опыта. Потому нет основания отождествлять мышление человека и животного.

(Эксперимент Ботейдайа. Ящики с приманкой.)

 

Мотивация, лежащая в основе активности животного – биологическая;

У человека + духовная, стремление к познанию.

+ овладение социальным опытом (путем общения). Опыт проявляется в поведении.


Билет 4.

Условия возникновения сознания.

 

Сознание – высшая ступень развития психики.

 

Условия:

1. Трудовая (общественная) деятельность

 

В процессе труда используются орудия. Само изготовление орудий требует другого психологического оснащения, чем у животных.

Изготовление орудий требует:

- отвлеченное мышление (цель);

- моменты планирования;

- воображение;

- целенаправленный характер активности;

- орудие – средство фиксации и передачи социального опыта.

В процессе трудовой деятельности деформируется строение -> психологические изменения.

Прямохождение – расширяет возможность познания. Позволяет совершать более сложные действия.

Рука – орган познания (для отражения характеристик предмета) + техническая способность (труд и т.д.).

 

Многие органы и системы меняются и обслуживают социальное существование.

 

 

2. Возникновение языка.

В процессе трудовой деятельности и общественной жизни возникает и развивается язык.

Речь поднимает психику на уровень сознания.

1. Язык позволяет размышлять на отвлеченные темы.

2. Обозначать предметы.

3. обобщать.

4. становится возможным отображение связей/отношений между предметами.

5. язык – интерактивный (взаимодействие и т.д.)

6. язык – орудие мышления.

7. обобщенное отражение действительности.

8. Б/я языку происходит удвоение мира (действия с самими ситуациями и предметами, с их отражением).

9. фиксация, передача, принятие опыта -> человек овладевает опытом человечества б/я языку.

Без социальных условий предпосылки речевой деятельности не реализуются.

Язык – мощнейшее средство овладения и обогащения соц. опыта.

+ общение с предыдущим и будущим поколениями.

Способность овладевать не только наследственным опытом, но и тем, что вне человека.

Пользование языком – важнейшая характеристика человеческой психики.

 

Особенности сознания.

 

1. Присвоение социального опыта и его использование/оперирование:

- овладение знаниями;

- пользование языком;

- пользование орудиями.

 

2. Целенаправленный характер активности человека.

- прогнозирующий характер психики;

- творческий характер сознания.

Личностные характеристики – наличие определенных отношений к социальному окружению; особенности человека.

 

3. Система мотивов = направленность личности.

- соподчинение мотивов (познавательные, взгляды, убеждения, есть соц.мотивы).

Личность = система отношений. Поддаются нравственной оценке. Формируются социумом.

Особое отношение: отношение к себе – самосознание.

 

4. Самосознание.

Человек отдает отчет в особенностях своей психики и регулирует/контролирует себя.

В развитии психики произошел качественный скачок.

 

Кроме сознания в психике человека существует другой мощный пласт – бессознательное (неосознаваемые компоненты деятельности человека).

 

Компоненты:

1. Подсознательные (неосознаваемое сопровождение деятельности):

- автоматизмы;

- навыки;

- привычки;

- установки (если проблема – начинаем решать);

- сопровождение тех или иных действий (пилить – напряжение - сжимаются зубы).

2. Неосознаваемые побудители деятельности.

3. неосознаваемые установки (пр: задача про лодки).

4. Надсознательные явления (интуиция, вдохновение).

5. Субсенсорное/подпороговое восприятие (пр: звуки не слышим, но мозг реагирует).

6. Неосознаваемые явления социально-психологического порядка (толпа, подражание (неосознанное)).

7. сознательное и бессознательное – взаимодействуют. Могут противоречить друг другу, и наоборот.

8. иррациональное побуждение – то, что не поддается сознательной оценке.

 


Билет 5.

Методы психологии.

Возможности познания психики:

Специфика - психические явления не материальны и непосредственному восприятию не поддаются. Но другого пути познания нет, кроме как через органы чувств.

Познаем не сами психические явления, а их проявления.

Возможности самонаблюдения ограничены.

 

Объективный подход (через какие-то факторы).

В акте деятельности существует единство внешнего и внутреннего, что дает возможность познавать внутреннее через внешнее.

 

Проявления:

1. Результат деятельности.

2. Протекание деятельности.

3. Речевая деятельность.

4. Мимика и пантомимика.

5. Вегетативные проявления (изменения во внутренних органах: краснеет, бледнеет, руки дрожат).

6. Регистрация электрической активности кожи, мозга, мышц,…

 

Нужно пользоваться разными проявлениями, чтобы выводы были обоснованными.

Между внешними проявлениями и психологическими причинами связь не однозначная, а многозначная.

Надо собирать достаточное число фактов для обоснованных выводов.

Возникает необходимость определенной математической работы.

 

Методы:

 

1. Неэкспериментальные.

2. Экспериментальные.

3. Опросные.

4. Тесты.

5. Моделирование.

6. Метод интроспекции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...