Блок приема, хранения, переработки информации.
Зоны: 1. Первичные зоны. Проявление отдельных характеристик; Ощущения (блики, звуки – височная область).
2. Вторичная зона. Целостные образы.
3. Третичная зоны. Мозговые концы соединяются и образуется более сложный образ (пр: лимон - вид, вкус, запах, …). 3. Регулирующий блок - Передние отделы мозга. Блок программирования, регуляции и контроля. Наиболее сложные функции: намерения, движения, воля, и т.д. Двигательная зона, речь, связь с другими зонами. Центр-Брока – речедвигательный. Центр-Верника – восприятие речи (не различает фонемы (голос-колос-холост-?)).
Волевая регуляция, мотивы (высшего порядка), отвлеченное мышление (планирование и т.д.). Связан с функционированием двигательных систем. Формируются двигательные мелодии. Связан со II боком и с нижележащими отделами. Познавательные процессы приобретают признак управляемости.
Хомская – если есть нарушения в III блоке, то инструкция не вызывает должной активности (психическая деятельность становится неуправляемой).
Функциональная асимметрия полушарий мозга.
Работа совместная, но ассимитричная. Абсолютизировать отличия нельзя. В функциональном отношении полушария дополняют друг друга. Одно из полушарий – доминантное, другое – субдоминантное (концепция доминантности полушарий - Джексон).
Функции левого полушария: - Оперирование вербально знаковой информацией: 1. Обеспечение сложных форм речевой деятельности. 2. Обеспечение возможных логических построений. 3. Последовательное аналитическое мышление. 4. Чтение. 5. Счет.
Функции правого полушария: - Оперирование образной информацией: 1. Ориентация в пространстве.
2. Различие музыкальных звуков. 3. Целостность восприятия. 4. Распознавание сложных объектов. 5. Эмоциональное отношение к объектам.
В обеспечении разных процессов участвуют оба полушария. Но они обеспечивают разные аспекты психических явлений/процессов.
Билет 3. Развитие психики в филогенезе.
Филогенез – эволюционное развитие.
Подходы: 1. Развитие чувствительное. 2. Развитие НС.
Чувствительное развитие.
Раздражимость – способность реагировать на биологически значимые (процессы) воздействия. Чувствительность – более совершенный вариант раздражимости – реакция на сигналы (запах, цвет, форму). è Развитие памяти. è Развитие мышления. è Психика.
Прамштедт - Опыты с инфузорией. Можно приучить реагировать на свет. Путем повторения.
Развитие НС.
Специальный аппарат – нервная система. Наиболее простая форма НС – диффузная. В кишечно-полосных червях есть НС. Примитивная. Усложнение НС – ганглиозная/цепочечная НС – нервный узел (ганглия - бугорок). Передние ганглии играют ведущую роль (у червей уже есть) – отражает прикосновение, температуру, физическое воздействие, примитивная память.
Насекомые реагируют на запахи, свет, … Возможности отражения расширяются. Появляется инстинктивное поведение – цепь наследственно переданных (запомненных) реакций.
У насекомых – отсутствие изменчивого поведения.
Центральная НС (головной и спинной мозг). Возрастает роль головного мозга. Чем на боле высоком уровне животное, тем тяжелее последствия при удалении полушарий мозга.
Полушария обеспечивают индивидуально-изменчивое поведение.
Механизм реагирования на окружающую среду. 1. Навыки и двигательные программы. Хантер и Лешли показали, что, говоря о навыках, надо учитывать двигательные системы.
а) при изменении ситуации меняются движения (эксперимент с лабиринтом + бассейн). б) Разрушают мозжечок - заученный навык остается, но меняются движения (движ. – Х -> катится кубарем).
2. Индивидуальное поведение.
а) Мышление (у животных – не отвлеченное мышление – ручное; конкретное практическое мышление). б) Экстраполяционный рефлекс – выявленное переносится на новое условие. в) Возможности восприятия и памяти. Кёллер (эксперименты). Приманка + палка/короткая и длинная палка. Обезьяна достает палку, ей достает фрукт.
Животное является рабом своего зрительного поля. Нет отвлеченного мышления. Животное является рабом своего прошлого опыта. Потому нет основания отождествлять мышление человека и животного. (Эксперимент Ботейдайа. Ящики с приманкой.)
Мотивация, лежащая в основе активности животного – биологическая; У человека + духовная, стремление к познанию. + овладение социальным опытом (путем общения). Опыт проявляется в поведении. Билет 4. Условия возникновения сознания.
Сознание – высшая ступень развития психики.
Условия: 1. Трудовая (общественная) деятельность
В процессе труда используются орудия. Само изготовление орудий требует другого психологического оснащения, чем у животных. Изготовление орудий требует: - отвлеченное мышление (цель); - моменты планирования; - воображение; - целенаправленный характер активности; - орудие – средство фиксации и передачи социального опыта. В процессе трудовой деятельности деформируется строение -> психологические изменения. Прямохождение – расширяет возможность познания. Позволяет совершать более сложные действия. Рука – орган познания (для отражения характеристик предмета) + техническая способность (труд и т.д.).
Многие органы и системы меняются и обслуживают социальное существование.
2. Возникновение языка. В процессе трудовой деятельности и общественной жизни возникает и развивается язык. Речь поднимает психику на уровень сознания. 1. Язык позволяет размышлять на отвлеченные темы. 2. Обозначать предметы. 3. обобщать. 4. становится возможным отображение связей/отношений между предметами.
5. язык – интерактивный (взаимодействие и т.д.) 6. язык – орудие мышления. 7. обобщенное отражение действительности. 8. Б/я языку происходит удвоение мира (действия с самими ситуациями и предметами, с их отражением). 9. фиксация, передача, принятие опыта -> человек овладевает опытом человечества б/я языку. Без социальных условий предпосылки речевой деятельности не реализуются. Язык – мощнейшее средство овладения и обогащения соц. опыта. + общение с предыдущим и будущим поколениями. Способность овладевать не только наследственным опытом, но и тем, что вне человека. Пользование языком – важнейшая характеристика человеческой психики.
Особенности сознания.
1. Присвоение социального опыта и его использование/оперирование: - овладение знаниями; - пользование языком; - пользование орудиями.
2. Целенаправленный характер активности человека. - прогнозирующий характер психики; - творческий характер сознания. Личностные характеристики – наличие определенных отношений к социальному окружению; особенности человека.
3. Система мотивов = направленность личности. - соподчинение мотивов (познавательные, взгляды, убеждения, есть соц.мотивы). Личность = система отношений. Поддаются нравственной оценке. Формируются социумом. Особое отношение: отношение к себе – самосознание.
4. Самосознание. Человек отдает отчет в особенностях своей психики и регулирует/контролирует себя. В развитии психики произошел качественный скачок.
Кроме сознания в психике человека существует другой мощный пласт – бессознательное (неосознаваемые компоненты деятельности человека).
Компоненты: 1. Подсознательные (неосознаваемое сопровождение деятельности): - автоматизмы; - навыки; - привычки; - установки (если проблема – начинаем решать); - сопровождение тех или иных действий (пилить – напряжение - сжимаются зубы). 2. Неосознаваемые побудители деятельности. 3. неосознаваемые установки (пр: задача про лодки). 4. Надсознательные явления (интуиция, вдохновение).
5. Субсенсорное/подпороговое восприятие (пр: звуки не слышим, но мозг реагирует). 6. Неосознаваемые явления социально-психологического порядка (толпа, подражание (неосознанное)). 7. сознательное и бессознательное – взаимодействуют. Могут противоречить друг другу, и наоборот. 8. иррациональное побуждение – то, что не поддается сознательной оценке.
Билет 5. Методы психологии. Возможности познания психики: Специфика - психические явления не материальны и непосредственному восприятию не поддаются. Но другого пути познания нет, кроме как через органы чувств. Познаем не сами психические явления, а их проявления. Возможности самонаблюдения ограничены.
Объективный подход (через какие-то факторы). В акте деятельности существует единство внешнего и внутреннего, что дает возможность познавать внутреннее через внешнее.
Проявления: 1. Результат деятельности. 2. Протекание деятельности. 3. Речевая деятельность. 4. Мимика и пантомимика. 5. Вегетативные проявления (изменения во внутренних органах: краснеет, бледнеет, руки дрожат). 6. Регистрация электрической активности кожи, мозга, мышц,…
Нужно пользоваться разными проявлениями, чтобы выводы были обоснованными. Между внешними проявлениями и психологическими причинами связь не однозначная, а многозначная. Надо собирать достаточное число фактов для обоснованных выводов. Возникает необходимость определенной математической работы.
Методы:
1. Неэкспериментальные. 2. Экспериментальные. 3. Опросные. 4. Тесты. 5. Моделирование. 6. Метод интроспекции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|