Общие свойства и закономерности ощущений (пороги ощущений и чувствительность).
1. Количественнаяхарактеристика / интенсивностьощущений (громко/тихо, остро/слабо) – зависит от силы воздействия и функционального состояния рецептора.
2. Качественнаяхарактеристика (вариация ощущений – оттенки цветов, тонкости во вкусовых ощущениях, разная высота звуков) – это основная характеристика ощущения, которая отличает его от др. видов ощущений, и которая варьирует его в пределах данного вида ощущений.
3. Продолжительность - временные характеристики. В зависимости от продолжительности действия раздражителя, продолжительность ощущений будет различной. Ощущения возникают не сразу, а через некоторое время после воздействия раздражителя. Латентное время – между началом воздействия и началом возбуждения. Латентный период: Тактильные – 130 млсек. Болевые – 370 млсек. Вкусовые – 50 млсек. - ощущение с опозданием (начало действовать – ощущение приходит чуть позже);
- явление последействия (= инерция ощущения) – после прекращения воздействия раздражителя ощущение сразу не исчезает (звук закончился, а ощущение звучания осталось на некий короткий срок) – переход ощущения в память (элементарная сенсорная память). Продолжается в виде последовательных образов (пр: б/я последовательным образам смотрим фильмы). Последовательные образы характерны для любых видов ощущений.
4. Пространственнаялокализацияраздражителя - пространственная характеристика (далеко/близко, большое/маленькое, где, на какую часть тела воздействует). Получаем информацию о локализации раздражителя в пространстве.
5. Эмоциональныйфон - эмоциональный компонент (сильный запах, острый звук). Определенные виды ощущений могут вызывать определенные эмоции.
Пороги и чувствительность ощущений.
Существуют границы взаимодействия, за пределами которых человек не отражает (тихий звук).
Виды порогов: - абсолютный. - разностный.
Абсолютный порог.
12-22 тыс. Гц – слуховые ощущения. Менее 12 Гц – не воспринимаются. Более 22 тыс. Гц – могут вызывать болевые ощущения.
Нижний – минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущения. Нижнему абсолютному порогу соответствует абсолютная чувствительность. Подпороговые раздражители – реакция организма есть, но субъективно мы не ощущаем. Верхний – самый сильный раздражитель, при котором возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. При дальнейшем повышении силы раздражителя -> болевые ощущения.
Нижнему абсолютному порогу соответствует абсолютная чувствительность. Абсолютная чувствительность – способность воспринимать минимальные воздействия.
Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность, и наоборот (обратная зависимость).
Величина абсолютного порога зависит от характера действия, состояния анализатора, силы, длительности раздражителя, возраста Ч., и т.д.
Разностная чувствительность. - это способность к различению минимальных различий между раздражителями.
Разностный порог. - это минимальное изменение раздражителя, которое ощущается. Чем слабее раздражитель, тем меньше нужно изменение – меньший разностный порог.
Величина РП зависит от индивидуальных различий, от исходной величины раздражителя (чем > величина первоначального раздражителя, тем > нужно изменение).
Соотношение изменений исходной величины: Зрительный – 1/100 Слуховой – 1/10 Тактильный – 1/30
Соотношение между разностным порогом и разностной чувствительностью – обратная зависимость.
Чем меньше разностный порог, тем больше чувствительность и наоборот (чувствительность – разностная/различительная/относительная).
Закон Вебера-Фехнера (основной психофизический закон). S = k*lgI + C K,C – постоянные S – интенсивность ощущений I – сила раздражителя
Этот закон отражает связь между интенсивностью ощущений и силой раздражителя. Согласно этому закону: Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы раздражителя. При увеличении силы раздражителя в геометрической прогрессии, интенсивность увеличивается в арифметической прогрессии. Следовательно – ощущения растут гораздо медленнее по отношению с силой раздражителя.
Развитие чувствительности. Условия: 1. Необходимость компенсации сенсорных дефектов. 2. Деятельность (специфические требования профессии).
Примеры: 1. При утрате зрения обостряется осязание. Слух -> вибрационная чувствительность. Специфическая сенсорная организация, когда одни виды чувствительности отстают, а другие достигают высокого уровня развития. -не типична, присуща конкретному Ч., имеет вынужденный характер.
2. Черный цвет – 40-60 оттенков (на текстильных фабриках). Музыка – повышение звуковой чувствительности.
Билет 11. Закономерности ощущений (адаптация, контраст, взаимодействие ощущений). Развитие чувствительности. 1. Адаптация – это изменение чувствительности под влиянием (измененной) обстановки. Разновидности: Негативная ад. 1. Адаптация, как полное исчезновение ощущений в процессе продолжающегося действия раздражителя. 2. Адаптация, как притупление чувствительности под влиянием сильных раздражителей. Позитивная ад. 3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
Адаптация обеспечивает более гибкое приспособление, сохранность органов чувств (биологическое значение).
2. Контраст – повышение чувствительности под влиянием противоположенного раздражителя. Виды: 1. Одновременный (пр: белый на черном). 2. Последовательный (пр: холод -> тепло).
3. Взаимодействие ощущений. (Кравков, Лазырев - изучали).
- это изменение чувствительности одного анализатора под влиянием раздражителя на др. органы чувств.
А) Синестезия - ощущение одной модальности переходит в ощущение другой модальности (обоняние -> вкус).
Б) Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием работы другого анализатора (в темноте слух обостряется). Раздражение слабое или умеренное.
В) Интерференция – понижение чувствительности под влиянием сильного раздражителя в другом анализаторе.
Развитие чувствительности. Условия: 3. Необходимость компенсации сенсорных дефектов. 4. Деятельность (специфические требования профессии).
Примеры: 3. При утрате зрения обостряется осязание. Слух -> вибрационная чувствительность. Специфическая сенсорная организация, когда одни виды чувствительности отстают, а другие достигают высокого уровня развития. -не типична, присуща конкретному Ч., имеет вынужденный характер.
4. Черный цвет – 40-60 оттенков (на текстильных фабриках). Музыка – повышение звуковой чувствительности.
(Резкое возрастание). Билет 12. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия. Понятие о восприятии. Сенсорно-перцептивный уровень, чувственная ступень познания. Непосредственное отражение. Целостное отражение предметов и явлений. Более высокая ступень в пределах чувственного познания. Происходит переход от отражения отдельных характеристик к отражению их совокупности. Включает в себя ощущения и основывается на них. При восприятии происхидит синтез отдельных ощущений. Восприятие = комплекс ощущений, комбинация взаимосвязанных между собой ощущений.
Воображение не сводится к сумме ощущений. Это качественно новая ступень познания: - соотнесенность целостного образа с предметом.
Более сложный познавательный процесс: - Участвует опыт. - Участвует мышление (особенно в затруднительных случаях (пример: относительность движения). Происходит поиск, выделение главных существенных характеристик/признаков -> отнесение к какой-либо категории. * имеет место рассуждение. * наблюдение – думающее восприятие (произвольный осмысленный процесс)).
- Память (в памяти происходит поиск аналогичного воспринимаемому предмета -> происходит узнавании предмета). - Перцептивные операции/действия. Активность. Определенная работа (проявляется в моторике – глаз бегает; слуховые – вытягиваем шею, настраиваем ухо (при помехах); речь – что-то проговариваем; музыка – внутреннее пропевание). - Моторный компонент. В процессе моторики происходит выделение главных характеристик (за счет активного исследования предмета).
Виды восприятия.
I. По преобладающей роли анализатора. А) 1. Зрительное. 2. Слуховое. 3. Осязательное. 4. Обонятельное. 5. Вкусовое. 6. Двигательное и т.д.
Б) Сложные виды восприятий – сочетание работы разных анализаторов.
II. По степени произвольных усилий в процессе восприятия. 1. Произвольное (пр: наблюдение). 2. Непроизвольное.
III. По особенностям воспринимаемого объекта. 1. Восприятие речи (устное, письменное). 2. Музыки. 3. Предметов. 4. социальная перцепция (восприятие человека человеком).
VI. По формам существования материи. 1. Восприятие разных пространственных характеристик (некоторые или все анализаторы + умозаключение (форма, величина, удаленность, и т.д.)). 2. Восприятие движения (скорость, направление движения, и т.д.). 3. Восприятие времени (протяженность процесса (пр: что-то долго или коротко давит на руку)).
V. По продолжительности. 1. Симультанное (одномоментное). 2. Сукцессивное (продолжительное, последовательное, развернутое по времени). Примеры: зрительное – узнавание быстрое или медленное. Осязательное – длительное. Физиологические основы восприятия.
Работа анализаторов.
2. Временные нервные связи, который образуются в коре БП при воздействии комплексного раздражителя (предметов и явлений окружающего мира). В мозговом конце анализатора ® анализ и синтез воздействий комплексного раздражителя. Анализ ® выделение предмета из фона. ® осуществляется синтез (отдельные свойства ® целостный образ). Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Синтез ® объединение звуков в слова, и т.д. Основа синтеза – установление временных связей. Нервные связи: - внутрианализаторные (в анализаторном центре; в пределах одного анализатора); - межанализаторные (на основании опыта; в пределах разных анализаторов); Þ объединение отдельных элементов в целостный образ.
При воздействии комплексного раздражителя одной модальности ® внутрианализаторные связи (пр: мелодия).
Комплексный раздражитель ® на разные анализаторы ® межанализаторные связи (пр: лекция, лимон) ® вохникают ассоциации + доюавляется слуховой образ слова.
При построении целостного образа возникает внутрианализаторные и межанализаторные связи.
3. II блок мозга. Вторичные зоны – целостные образы (частично работают первичные зоны – блики. Отдельные звуки). Слияние элементов в образы. Третичные зоны – связываются мозговые концы разных анализаторов (взаимодействие анализаторов Þ целостность восприятия).
4. III блок мозга – регуляция восприятия. 5. Вторая сигнальная система (по Павлову) – речь. Придает определенную направленность процессу восприятия. Восприятием модно манипулировать, управлять. Установка влияет на восприятие (пр: 1 портрет = ученый/преступник Þ выделение разных черт).
6. Рефлекторные системы /механизмы. - ориентировочный рефлекс (на новизну); - рефлексы на комплексные раздражители (пр: рефлекс на сочетание звука и света); - рефлексы на отношения – реакция не на отдельные воздействия, а на соотношения между предметами (пр: опыт с курицами и приклеенными зернами).
Билет 13. Свойства восприятия. 1. Целостность – отражение предмета в целом, совокупность свойств. Даже когда к-то элементы отсутствуют воспринимается целостный образ. Некоторые детали не замечаются (студунт – студент; сипендия - стипендия).
2. Предметность – соотнесение образа восприятия с предметом (обозначения… нечто вижу - дерево). Способность Ч. отражать мир в виде отдельныхпредметов.
3. Выделение предмета из фона. Предмет восприятия – воспринимается то, на чем сосредоточено восприятие на данный момент. Фон восприятия - то, что отступает на задний план, воспринимается менее ясно (может восприниматься на уровне ощущений). Предмет и фон – явления динамичные. То, что было фоном, может стать предметом и наоборот (пр: рисунок с 2-мя профилями и вазой). Чем больше фон и объект отличаются, тем легче происходит выделение. Затрудняется выделение предмета из фона, если предмет находится среди схожих предметов.
Гештальт-психологи. Законы гештальта = условия, которые способствуют объединению элементов в целое и выделению предметов из фона (Вертгеймер - выделил законы). Законы гештальта: 1. фактор близости – то, что ближе находится, объединяется быстрее. 2. фактор замкнутости – замкнутые элементы обнаруживают тенденцию к объединению. 3. фактор сходства – сходные элементы обнаруживают тенденцию к объединению. 4. фактор хорошей линии/ хорошего продолжения. 5. фактор группировки без остатка – то, что группируется без остатка ® тенденция к объединению (фактор близости здесь не работает). 6. ф. общей судьбы – элементы, объединенные по общему характеру изменения (пр: птицы летят в одну сторону ® воспринимаем как целое). 7. ф. прошлого опыта (пр: 3 линии ® треугольник). 8. ф. объективной установки (пр: 3 точки ® треугольник). · Восприятие целого зависит от восприятия частей (пр: параллелограмм + 2 одинаковые линии в нем). · Восприятие элементов зависит от восприятия целого (пр: рисунок со старухой и девушкой).
4. Осмысленность – присутствие мышления в процессе восприятия. - Относим предмет к какой-то категории (пользуемся понятиями) - категориальность. - Рассуждения, гипотезы (пример: ожидание кого-то в темноте). - обогащение восприятия 2 сигнальной системой.
5. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Зависит от особенностей субъекта - интересы, мотивы, цели, деятельность. Из массы всех объектов выбираем необходимую информацию.
6. Апперцепция – приращение к восприятию. Влияет опыт, профессия, состояние человека, эмоции, и т.д. (пр: три палки ® треугольник; у страха глаза велики).
7. Константность – постоянство образа восприятия при изменении некоторых характеристик (примеры: цвет при сумерках и свете; удаление объекта; при движении: на камере – объект прыгает, в восприятии человеком – стоит на месте). Восприятию доверять можно. Без константности значительно затруднилась бы ориентировка.
8. Структурность – в объекте компоненты/элементы воспринимаются не как попало расположенными; элементы организованно расположены, стуктурированы. Воспринимаются не только элементы, но и их соотношения, связи, и т.д. (Структурированность – характеристика целостности).
Билет 14. Восприятие пространства. - отражение разных пространственных характеристик.
Пространственные характеристики. 1. Величина. 2. Удаленность объекта. 3. Объемные характеристики. 4. Форма объекта, и т.д.
Величина. (Ананьев) - совместная работа разных анализаторов. Место: 1. зрительный анализатор (главный). 2. осязание. 3. слуховой анализатор (пр: движение поезда – короткий/длинный состав). + момент осмысленности (умозаключение, мышление).
Зрительный анализатор – изображение на сетчатке: Механизмы: Аккомодация – изменение кривизны хрусталика. Конвергенция – сведение зрительных осей. Восприятие глубины (объемности) и удаленности.
Аккомодация и конвергенция дают в ограниченном количестве восприятия.
Механизмы: Бинокулярное зрение – работа 2-х глаз одновременно (важная роль (один глаз – плоский объект)). Оптимальная диспаратность.
Диспаратность – расхождение в изображении на 2-х сетчатках. Корреспондирующие точки – совпадающие точки дают эффект плоскости (нет объема). Если изображение на диспаратные точки, то изображение объемное. Если сильное расхождение на диспаратные точки, то изображение двиться. Оптимальная диспаратность (дисперити – неравенство, несоответствие) – в силу некоторых расхождений ® объемный эффект (работа обоих глаз одновременно), эффект глубины.
Форма. Зрительная или осязательная. - объект имеет четкие характеристики, выделяется из фона. Для определения формы – активные движения. Форма лучше видна, когда есть контрастные отношения между предметом и фоном. На восприятие формы также влияет освещенность и расстояние. Иллюзия – ошибка пространственных характеристик. Билет 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|