Общая характеристика психических процессов.
Отражение: Общий аспект О. – Ч. отражает внешний мир, то, что видит, слышит, думает о внешнем. Частный аспект О. – представлен в виде взаимосвязанных функций. Функции: 1. Прием информации из окружающего мира (восприятие, ощущение). 2. Фиксация информации (временное сохранение - память). 3. Сохранение инф. (долговременное - память). 4. Переработка инф. (мышление, воображение) 5. Оживление/воспроизведение (мышление, воображение, память). 6. Создание нового (фантазия, цель, комбинации – воображение, мышление). 7. Избирательность, селекция, отбор (внимание + мышление, память). 8. Изменение активности (повышение или понижение – воля, эмоции, чувства, внимание).
Для осуществления данных функций требуются разные психические процессы. Все психические процессы – разные формы отражения. Пр: восприятие – целостное отражение; ощущение – отражение отдельных характеристик; память – отражение прошлого; мышление – отражение сути, ч-то существенного -> новое, идеи, и т.д.; воображение – создание чего-то нового в образной форме.
В общем виде все психические процессы деляться на 2 группы: 1. Познавательные процессы – позволяют познать, изучить окружающий мир, себя и свои психические особенности. Ощущения – поступление информации. Восприятие – отражение целостное. Память – отражение прошлого. Мышление, воображение – создание нового.
2. Регулирующие – те, которые позволяют установить контроль за проявлениями психики, регулировать проявления психики человека по отношению к воздействиям ОС. Внимание – усиливает познавательные процессы, регулирует познавательную активность. Волевые процессы/воля. Эмоции, чувства, переживания.
+ особенности субъекта. + единство индивидуального и социального.
Познавательные и регулирующие процессы косвенно связаны друг с другом, они пересекаются и дополняют друг друга. (пр: эмоции могут играть познавательную роль – интерес, самопознание, и т.д.; мышление может играть регулирующую роль). Вместе они дают целостную картину характеристики психики.
Индивидуальное и социальное в психических процессах. В отражении проявляется субъективность. Это зависит от индивидуальных характеристик Ч. Следовательно – к целостному плану характеристики психики можно прибавить индивидуальные характеристики Ч. Социальные психические процессы (обмен опытом). Имеет место момент социализации психических процессов.
Психические процессы зависят от социализации и индивидуальных особенностей.
Билет 7. Общая характеристика познавательной деятельности.
Познавательные процессы, мотивы, личностные особенности, …
Уровни отражения (Ломов):
Сенсорно-перцептивный. (Сенсус – чувство, ощущения; перцепсус – восприятие). Работа органов чувств (ступень чувственного познания). Уровень непосредственного отражения действительности. Отражаемый объект должен воздействовать на органы чувств. Генетический уровень обеспечивает регуляцию актуальных действий.
Уровень представлений. Образы, связанные с работой памяти и воображения. Осуществляется в отсутствии отражаемого предмета. В представлении присутствуют моменты образного, наглядного, обобщенного отражения. Все образы возникают на основе представлений. Вторичные по сравнению с непосредственным отражением. В представлении отражаются не отдельные свойства к-либо предметов, а могут быть представления типичных свойств групп/предметов – собирательное. Представление может быть:
- конкретное – об 1 предмете; - общее – собирательный образ. Переход к более высокому уровню. Конкретное может уживаться с обобщенным. Психические процессы данного уровня обеспечивают регуляцию как актуальных, так и потенциальных действий.
Рече-мыслительный уровень. Ступень рационального познания (рацио - разум). Отражение более глубинное. Отражение существенных, общих характеристик, которые закономерно повторяются. Пр: мышление (вербально-логическое и понятийное) – это процесс социального опосредованного отражения. В этих методах зафиксирована общественная историческая практика, тот опыт, который был разработан в процессе развития общества. Общественно-исторический опыт. Этот уровень создает возможность для планирования деятельности с опорой на индивидуальные и социальные знания (вплоть до планов на всю жизнь).
Последовательность рассмотрения = последовательность создания психических процессов (от нерасчлененного к более точному; от детального к общей картине; от неструктурированного к структурированному, целостному).
В процессе жизнедеятельности Ч. может развивать свои перцептивные процессы.
Представленческий уровень – позволяет обозначать группы предметов (пр: дерево).
Уровни различаются между собой, но и тесно связаны. Рече-мыслительный уровень опирается на чувственное познание. На чувственном уровне производится познание, на рече-мыслительном – делаются выводы – появляется нечто новое
С другой стороны, сенсорно-перцептивный уровень приобретает новые характеристики за счет рационального познания.
Но можно выделить ведущий уровень – определяет специфику структуры психического в данной ситуации.
Выделение ведущего уровня зависит от 2-х лмоментов: 1. Цели деятельности. 2. Решаемые задачи.
Формы психического отражения: На разных уровнях психическое отражение осуществляется в разных формах.
1. Ощущение и восприятие – образная форма. 2. Представление – образы, объединение – отвлеченно-образная форма. 3. Рече-мыслительное - Понятия, слова, символы, знаки – знаковая форма – отражение общее, повторяющееся, закономерное. Чтобы раскрыть суть образа и знака можно это сделать, анализируя их по отношению к ч-то третьему – оригиналу.
Оригинал – это тот предмет, процесс, явление, которое отражается и может быть представлено или в образе, или в знаке.
Основные различия между образом и знаком: 1. В образе, так или иначе, воспроизводится оригинал. Он является копией, слепком (прямая связь). Знак – заменитель оригинала (связь условная).
2. В образе отображается – явление (единичное, конкретное, окрашенное, субъективное). В знаке фиксируется – общее, абстрактное (понятия, мысли). В понятийном отражении отражаются более общие характеристики процессов.
Между уровнями и формами связь неоднозначная.
На основе образа может возникнуть понятие, и в связи с понятием возникает уровень.
Выделяют 2 ступени при переходе из 1 на 2 уровень: 1. Чувственное 2. Рациональное (осн.процесс - мышление) Они взаимосвязаны. Рациональное базируется на чувственном познании. А чувственное становится б/я рациональному более осмысленным. Билет 8. Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений.
Понятие об ощущениях.
Ощущение – это познавательный процесс сенсорно-перцептивного уровня отражения вместе с восприятием (чувственная ступень). Возникает б/я работе органов чувств. С помощью органов чувств Ч. получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущение связывает Ч. с внешним миром и является основным источником информации о нем. Ош. – это окно, через которое мир проникает в нас. Органы чувств помогают ориентироваться в окружающем мире, с помощью них мы познаем окружающий мир.
- это процесс непосредственного отражения действительности. Ощущение – наиболее простой психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, характеристик предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. (Восприятие – целостное отражение ).
Ощущение – наиболее элементарный познавательный процесс, но играет важную роль – основа познавательной деятельности.
Значения: 1. Познавательное.
2. Тонизирующий фактор (R’n’R). Необходим информационный баланс между средой и организмом. Ему противостоит информационная перегрузка и информационная недогрузка. Информационная недогрузка – ведет к понижению общего тонуса. В частности возникают нарушения в познавательной деятельности. В Ч. сильна потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений. Таким образом, впечатления, которые мы получаем с помощью органов чувств, обеспечивают определенный уровень рабочего состояния мозга. Следовательно – для нормального функционирования психики, для обеспечения энергетического тонуса мозга необходимы ощущения. (пр: 1 глаз и небольшой участок кожи с тактильной чувствительностью: закрывает глаз, не получает тактильного раздражения -> сон).
3. Важнейший фактор психического развития. Простейшая форма эмоционального переживания = чувственный/эмоциональный тон ощущений (это чувство, непосредственно связанное с ощущением, т.е. ощущение вызывает определенное чувство (некоторые звуки, цвета, запахи -> ощущение)).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|