Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика психических процессов.




 

Отражение:

Общий аспект О. – Ч. отражает внешний мир, то, что видит, слышит, думает о внешнем.

Частный аспект О. – представлен в виде взаимосвязанных функций.

Функции:

1. Прием информации из окружающего мира (восприятие, ощущение).

2. Фиксация информации (временное сохранение - память).

3. Сохранение инф. (долговременное - память).

4. Переработка инф. (мышление, воображение)

5. Оживление/воспроизведение (мышление, воображение, память).

6. Создание нового (фантазия, цель, комбинации – воображение, мышление).

7. Избирательность, селекция, отбор (внимание + мышление, память).

8. Изменение активности (повышение или понижение – воля, эмоции, чувства, внимание).

 

Для осуществления данных функций требуются разные психические процессы.

Все психические процессы – разные формы отражения.

Пр: восприятие – целостное отражение;

ощущение – отражение отдельных характеристик;

память – отражение прошлого;

мышление – отражение сути, ч-то существенного -> новое, идеи, и т.д.;

воображение – создание чего-то нового в образной форме.

 

В общем виде все психические процессы деляться на 2 группы:

1. Познавательные процессы – позволяют познать, изучить окружающий мир, себя и свои психические особенности.

Ощущения – поступление информации.

Восприятие – отражение целостное.

Память – отражение прошлого.

Мышление, воображение – создание нового.

 

2. Регулирующие – те, которые позволяют установить контроль за проявлениями психики, регулировать проявления психики человека по отношению к воздействиям ОС.

Внимание – усиливает познавательные процессы, регулирует познавательную активность.

Волевые процессы/воля.

Эмоции, чувства, переживания.

 

+ особенности субъекта.

+ единство индивидуального и социального.

 

Познавательные и регулирующие процессы косвенно связаны друг с другом, они пересекаются и дополняют друг друга.

(пр: эмоции могут играть познавательную роль – интерес, самопознание, и т.д.; мышление может играть регулирующую роль).

Вместе они дают целостную картину характеристики психики.

 

Индивидуальное и социальное в психических процессах.

В отражении проявляется субъективность. Это зависит от индивидуальных характеристик Ч. Следовательно – к целостному плану характеристики психики можно прибавить индивидуальные характеристики Ч.

Социальные психические процессы (обмен опытом).

Имеет место момент социализации психических процессов.

 

Психические процессы зависят от социализации и индивидуальных особенностей.

 


Билет 7.

Общая характеристика познавательной деятельности.

 

Познавательные процессы, мотивы, личностные особенности, …

 

Уровни отражения (Ломов):

 

Сенсорно-перцептивный.

(Сенсус – чувство, ощущения; перцепсус – восприятие).

Работа органов чувств (ступень чувственного познания).

Уровень непосредственного отражения действительности. Отражаемый объект должен воздействовать на органы чувств. Генетический уровень обеспечивает регуляцию актуальных действий.

 

Уровень представлений.

Образы, связанные с работой памяти и воображения. Осуществляется в отсутствии отражаемого предмета. В представлении присутствуют моменты образного, наглядного, обобщенного отражения.

Все образы возникают на основе представлений. Вторичные по сравнению с непосредственным отражением.

В представлении отражаются не отдельные свойства к-либо предметов, а могут быть представления типичных свойств групп/предметов – собирательное.

Представление может быть:

- конкретное – об 1 предмете;

- общее – собирательный образ.

Переход к более высокому уровню.

Конкретное может уживаться с обобщенным.

Психические процессы данного уровня обеспечивают регуляцию как актуальных, так и потенциальных действий.

 

Рече-мыслительный уровень.

Ступень рационального познания (рацио - разум).

Отражение более глубинное.

Отражение существенных, общих характеристик, которые закономерно повторяются.

Пр: мышление (вербально-логическое и понятийное) – это процесс социального опосредованного отражения.

В этих методах зафиксирована общественная историческая практика, тот опыт, который был разработан в процессе развития общества. Общественно-исторический опыт.

Этот уровень создает возможность для планирования деятельности с опорой на индивидуальные и социальные знания (вплоть до планов на всю жизнь).

 

Последовательность рассмотрения = последовательность создания психических процессов (от нерасчлененного к более точному; от детального к общей картине; от неструктурированного к структурированному, целостному).

 

В процессе жизнедеятельности Ч. может развивать свои перцептивные процессы.

 

Представленческий уровень – позволяет обозначать группы предметов (пр: дерево).

 

Уровни различаются между собой, но и тесно связаны.

Рече-мыслительный уровень опирается на чувственное познание.

На чувственном уровне производится познание, на рече-мыслительном – делаются выводы – появляется нечто новое

 

С другой стороны, сенсорно-перцептивный уровень приобретает новые характеристики за счет рационального познания.

 

Но можно выделить ведущий уровень – определяет специфику структуры психического в данной ситуации.

 

Выделение ведущего уровня зависит от 2-х лмоментов:

1. Цели деятельности.

2. Решаемые задачи.

 

Формы психического отражения:

На разных уровнях психическое отражение осуществляется в разных формах.

 

1. Ощущение и восприятие – образная форма.

2. Представление – образы, объединение – отвлеченно-образная форма.

3. Рече-мыслительное - Понятия, слова, символы, знаки – знаковая форма – отражение общее, повторяющееся, закономерное.

Чтобы раскрыть суть образа и знака можно это сделать, анализируя их по отношению к ч-то третьему – оригиналу.

Оригинал – это тот предмет, процесс, явление, которое отражается и может быть представлено или в образе, или в знаке.

 

Основные различия между образом и знаком:

1. В образе, так или иначе, воспроизводится оригинал. Он является копией, слепком (прямая связь).

Знак – заменитель оригинала (связь условная).

 

2. В образе отображается – явление (единичное, конкретное, окрашенное, субъективное).

В знаке фиксируется – общее, абстрактное (понятия, мысли).

В понятийном отражении отражаются более общие характеристики процессов.

 

Между уровнями и формами связь неоднозначная.

 

На основе образа может возникнуть понятие, и в связи с понятием возникает уровень.

 

Выделяют 2 ступени при переходе из 1 на 2 уровень:

1. Чувственное

2. Рациональное (осн.процесс - мышление)

Они взаимосвязаны.

Рациональное базируется на чувственном познании. А чувственное становится б/я рациональному более осмысленным.


Билет 8.

Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений.

 

Понятие об ощущениях.

 

Ощущение – это познавательный процесс сенсорно-перцептивного уровня отражения вместе с восприятием (чувственная ступень).

Возникает б/я работе органов чувств.

С помощью органов чувств Ч. получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение связывает Ч. с внешним миром и является основным источником информации о нем.

Ош. – это окно, через которое мир проникает в нас.

Органы чувств помогают ориентироваться в окружающем мире, с помощью них мы познаем окружающий мир.

 

- это процесс непосредственного отражения действительности.

Ощущение – наиболее простой психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, характеристик предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

(Восприятие – целостное отражение ).

 

Ощущение – наиболее элементарный познавательный процесс, но играет важную роль – основа познавательной деятельности.

 

Значения:

1. Познавательное.

 

2. Тонизирующий фактор (R’n’R).

Необходим информационный баланс между средой и организмом.

Ему противостоит информационная перегрузка и информационная недогрузка.

Информационная недогрузка – ведет к понижению общего тонуса. В частности возникают нарушения в познавательной деятельности.

В Ч. сильна потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

Таким образом, впечатления, которые мы получаем с помощью органов чувств, обеспечивают определенный уровень рабочего состояния мозга. Следовательно – для нормального функционирования психики, для обеспечения энергетического тонуса мозга необходимы ощущения.

(пр: 1 глаз и небольшой участок кожи с тактильной чувствительностью: закрывает глаз, не получает тактильного раздражения -> сон).

 

3. Важнейший фактор психического развития.

Простейшая форма эмоционального переживания = чувственный/эмоциональный тон ощущений (это чувство, непосредственно связанное с ощущением, т.е. ощущение вызывает определенное чувство (некоторые звуки, цвета, запахи -> ощущение)).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...