Индивидуальность и мышление. Индивидуальные различия в мышлении.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В мышлении, так или иначе, проявляются разные свойства индивидуальности, личностные характеристики, опыт, темперамент (динамические характеристики), свойства нервной системы, …, здоровье.
Индивидуальные различия в самом мышлении. 1. Степень отвлеченности мышления.
Соотношение второй и первой сигнальной системы. Преобладание второй сигнальной системы – отвлеченность, абстракция – мыслительный. Преобладание первой сигнальной системы – образность (обостренная реакция на непосредственные впечатления) – художественный. 50/50 – образность и отвлеченность хорошо выражены – промежуточный. (Вторая сигнальная система всегда преобладает. Здесь относительное преобладание).
2. Качество ума.
(Выявил Колмыков). - Глубина ума (глубокий/поверхностный). - Гибкость ума или инертность. - Устойчивость ума или неустойчивость (скачкообразное/разорванное). - Осознанность и неосознанность. - Самостоятельность или подражательность. - Экономичность мышления (по существу, без отходов в сторону/балластных суждений). - Любознательность. - Критичность и доказательность. - Креативность (творчество – создание идей, мыслей; способность творить).
3. Динамические характеристики. Импульсивность или осторожность. (в т.ч. темперамент)
4. Интеллектуальная работоспособность. Зависит от опыта, характера действия человека + нервной системы.
У каждого человека складывается свой тип мышления в зависимости от сочетания характеристик.
Билет 32. Понятие о воображении. Физиологические основы воображения.
Понятие о воображении.
Есть представление воображения и представление памяти.
Воображение – форма отражения (представление) – создание нового в образной форме.
Особенности: Возможность отражать явления: 1. с которыми не сталкивались (на основе описания или др.). 2. которых нет, но могут быть (опережающее отражение – отражение результатов деятельности). 3. В воображении создаются образы, которые не могут быть воплощены (кентавры, русалки, …). 4. Выходит за пределы реально существующего. Но сохраняется связь с известным, реальностью.
В воображении появляется возможность: - выразить нечто новое; - и действительность (в которой был человек).
Воображение – специфическая форма отражения (расширяет возможности познания) с моментами мышления. Особенности: 1. В воображении могут иметь место проблемные ситуации. 2. Воображение характеризуется большей неопределенностью. 3. Воображение характеризует проспективную деятельность человека (проспект – обзор, вид). Человек намечает то, что надо сделать.
Физиологические основы воображения.
Создание нервных связей в НС + использование имеющихся связей (момент ломки, создания новых сочетаний).
Роль специальных типов НС (общие типы по Павлову). Складываются из двух сигнальных систем (соотношение). Более богаты образы воображения у людей с преобладанием первой сигнальной системы. Присущи только человеку.
Существенную роль в воображении играет работа правого полушария (т.к. оно оперирует образной информацией).
Идеомоторные акты – мысль о чем-то реализуется в движениях (трудноуловимых).
Билет 33. Виды и приемы воображения.
Виды воображения: 1. по влиянию воображения на жизнь. - Активное (активно вторгается в жизнь, мобилизует, …). - Пассивное (созерцательное).
2. по степени произвольности/преднамеренности. - Произвольное (волевые задачи, усилия; преднамеренное В.).
- Непроизвольное (цели нет, волевых усилий нет, но образы возникают; непреднамеренное В.).
3. по степени творчества. - Воссоздающее (восстанавливает по какому-то основанию (книга, слова. описание)). - Творческое (создает образ).
4. по степени яркости и соотношению образов воображаемого с действительностью. - реалистическое (пр: прогнозирование); - фантастическое.
Приемы создания (воображения):
Воображение – это определенная психическая деятельность. Приемы создания образов = составляющие воображения.
1. Агглютинация – склеивание (кентавр, русалка). 2. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями (принцип из животного мира –> техника -> самолет). 3. Гиперболизация – преувеличение/преуменьшение (Гулливер, лилипут). 4. Акцентирование – специфическая особенность – речь идет о части объекта. Преувеличение какой-то черты, подчеркивание (пример: шарж). 5. Типизация – в одном лице отражаются определенные типы (конкретное + момент обобщения). 6. Схематизация – различия предмета сглаживаются и выпячиваются какие-то общие моменты.
Билет 34. Роль воображения в деятельности человека. Воображение работает фактически во всех видах деятельности (творческая, научная (когда мало что известно), практическая).
1. В художественном творчестве. 2. Роль вдохновения, образности. 3. Создание ярких образов. 4. Прогнозирующая функция. 5. Во всех видах деятельности в плане создания образов. 6. В научной деятельности. 7. В жизни ребенка (возможности ребенка ограничены). Благодаря воображению резко расширяются возможности действия, познания окружающей жизни. Ребенок овладевает социальным опытом (примеры: лошадь – палка, швабра; дочки-матери; магазин). 8. в некоторых видах деятельности как проф. важная характеристика.
Билет 35. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания.
Внимание – регулирующий процесс. Внимание не имеет своего содержания и продукта.
Особенности: Внимание – это то общее, что проявляется в разных процессах, усиливает (интенсифицирует) их.
Функция: - Избирательность/селекция. - Усиливает какой-то аспект психической активности – регулятивный процесс.
- Активизация тех или иных процессов.
Внимание – сформировавшийся внутренний контроль. У человека внимание может оказаться под контролем/влиянием воли.
Факторы, определяющие внимание.
1. Внешние факторы. - интенсивность силы раздражителя; - новизна раздражителя (по отношению к привычной – появление, исчезновение); - динамичность, изменчивость раздражителей; - контрастность раздражителей.
2. Промежуточные факторы. - факторы, вызывающие эмоциональный тон; - факторы внутреннего порядка (степень овладения деятельности (процесс учебы, …), структурированность воздействий). 3. Внутренние факторы. - воля; - мотивы; - интересы; - установки; - привычки; - опыт; - динамические характеристики (темперамент, свойства НС); - свойства организма (здоровье).
Физиологические основы.
1. Ориентировочный рефлекс – реакция на новое. Речевая система (вторая сигнальная система (по Павлову)) – управление своего внимания. Первая – реакция на непосредственные внешние раздражители.
2. Очаг оптимальной возбудимости – возбуждение определенной зоны мозга при определенной активности (по Павлову).
3. Доминантные очаги/Доминанта (Ухтомский) – устойчивые очаги. Связаны с мыслительной деятельностью. Выполняя что-то другое может возникнуть озарение. Доминирующий очаг притягивает к себе очаг оптимальной возбудимости (доминирующий очаг не выключается про действии очага оптимальной возбудимости).
4. Ретикулярная система – подкорковые образования мозга действуют на другие отделы мозга. Восходящая РФ – мышление. Низходящая РФ – воля. В нервной системе обнаружены клетки, обеспечивающие работу внимания. Эти клетки реагируют на момент новизны – нейроны внимания. Билет 36. Виды и свойства внимания. Виды внимания:
I. По степени произвольности, наличию цели.
1. Непроизвольное – вызывается особенностями раздражителей. 2. Произвольное – наиболее отчетливо проявляется, когда есть препятствия: внешние или внутренние (мысли не о том); момент втягивания в работу.
3. Послепроизвольное – нет или минимальные волевые усилия, но деятельность может быть сложной и напряженной. Момент втянутости; заинтересованности. II. По расположению объекта внимания.
1. Внешнее/внешненаправленное – вне субъекта. 2. внутреннее/внутренненаправленное – внутри субъекта, образы в сознании.
III. По характеру психической активности, которая обслуживается вниманием. 2. Двигательное/моторное – контроль за движением. 3. Сенсорное – связано с работой органов чувств (ощущения). 4. Интеллектуальное. 5. Мнемическое – память.
IV. По степени широты охвата субъектов.
1. Индивидуальное. 2. Групповое (эффект заражения). Свойства внимания: 1. Интенсивность или концентрированность – степень сосредоточенности. (Временная характеристика – устойчивость. Колебания во внимании – моменты ослабления внимания).
2. Объем внимания – количество одновременно охватываемых объектов. (Около 5-7 объектов у взрослого человека).
3. Переключаемость. (В частности зависит от темпераментных характеристик).
4. Распределение внимания (на разные действия, объекты).
5. Отвлекаемость (отрицательное свойство). (Рассеянность: неорганизованное внимание; слишком сосредоточенное на чем-то одном).
Факторы, определяющие внимание (см. б.37).
Билет 37.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|