Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальность и мышление. Индивидуальные различия в мышлении.




 

В мышлении, так или иначе, проявляются разные свойства индивидуальности, личностные характеристики, опыт, темперамент (динамические характеристики), свойства нервной системы, …, здоровье.

 

Индивидуальные различия в самом мышлении.

1. Степень отвлеченности мышления.

 

Соотношение второй и первой сигнальной системы.

Преобладание второй сигнальной системы – отвлеченность, абстракция – мыслительный.

Преобладание первой сигнальной системы – образность (обостренная реакция на непосредственные впечатления) – художественный.

50/50 – образность и отвлеченность хорошо выражены – промежуточный.

(Вторая сигнальная система всегда преобладает. Здесь относительное преобладание).

 

2. Качество ума.

 

(Выявил Колмыков).

- Глубина ума (глубокий/поверхностный).

- Гибкость ума или инертность.

- Устойчивость ума или неустойчивость (скачкообразное/разорванное).

- Осознанность и неосознанность.

- Самостоятельность или подражательность.

- Экономичность мышления (по существу, без отходов в сторону/балластных суждений).

- Любознательность.

- Критичность и доказательность.

- Креативность (творчество – создание идей, мыслей; способность творить).

 

3. Динамические характеристики.

Импульсивность или осторожность. (в т.ч. темперамент)

 

4. Интеллектуальная работоспособность.

Зависит от опыта, характера действия человека + нервной системы.

 

 

У каждого человека складывается свой тип мышления в зависимости от сочетания характеристик.

 


Билет 32.

Понятие о воображении. Физиологические основы воображения.

 

Понятие о воображении.

 

Есть представление воображения и представление памяти.

Воображение – форма отражения (представление) – создание нового в образной форме.

 

Особенности:

Возможность отражать явления:

1. с которыми не сталкивались (на основе описания или др.).

2. которых нет, но могут быть (опережающее отражение – отражение результатов деятельности).

3. В воображении создаются образы, которые не могут быть воплощены (кентавры, русалки, …).

4. Выходит за пределы реально существующего. Но сохраняется связь с известным, реальностью.

 

В воображении появляется возможность:

- выразить нечто новое;

- и действительность (в которой был человек).

 

Воображение – специфическая форма отражения (расширяет возможности познания) с моментами мышления.

Особенности:

1. В воображении могут иметь место проблемные ситуации.

2. Воображение характеризуется большей неопределенностью.

3. Воображение характеризует проспективную деятельность человека (проспект – обзор, вид). Человек намечает то, что надо сделать.

 

Физиологические основы воображения.

 

Создание нервных связей в НС + использование имеющихся связей (момент ломки, создания новых сочетаний).

 

Роль специальных типов НС (общие типы по Павлову). Складываются из двух сигнальных систем (соотношение).

Более богаты образы воображения у людей с преобладанием первой сигнальной системы.

Присущи только человеку.

 

Существенную роль в воображении играет работа правого полушария (т.к. оно оперирует образной информацией).

 

Идеомоторные акты – мысль о чем-то реализуется в движениях (трудноуловимых).

 

 


Билет 33.

Виды и приемы воображения.

 

Виды воображения:

1. по влиянию воображения на жизнь.

- Активное (активно вторгается в жизнь, мобилизует, …).

- Пассивное (созерцательное).

 

2. по степени произвольности/преднамеренности.

- Произвольное (волевые задачи, усилия; преднамеренное В.).

- Непроизвольное (цели нет, волевых усилий нет, но образы возникают; непреднамеренное В.).

 

3. по степени творчества.

- Воссоздающее (восстанавливает по какому-то основанию (книга, слова. описание)).

- Творческое (создает образ).

 

4. по степени яркости и соотношению образов воображаемого с действительностью.

- реалистическое (пр: прогнозирование);

- фантастическое.

 

Приемы создания (воображения):

 

Воображение – это определенная психическая деятельность.

Приемы создания образов = составляющие воображения.

 

1. Агглютинация – склеивание (кентавр, русалка).

2. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями (принцип из животного мира –> техника -> самолет).

3. Гиперболизация – преувеличение/преуменьшение (Гулливер, лилипут).

4. Акцентирование – специфическая особенность – речь идет о части объекта. Преувеличение какой-то черты, подчеркивание (пример: шарж).

5. Типизация – в одном лице отражаются определенные типы (конкретное + момент обобщения).

6. Схематизация – различия предмета сглаживаются и выпячиваются какие-то общие моменты.

 


Билет 34.

Роль воображения в деятельности человека.

Воображение работает фактически во всех видах деятельности (творческая, научная (когда мало что известно), практическая).

 

1. В художественном творчестве.

2. Роль вдохновения, образности.

3. Создание ярких образов.

4. Прогнозирующая функция.

5. Во всех видах деятельности в плане создания образов.

6. В научной деятельности.

7. В жизни ребенка (возможности ребенка ограничены). Благодаря воображению резко расширяются возможности действия, познания окружающей жизни. Ребенок овладевает социальным опытом (примеры: лошадь – палка, швабра; дочки-матери; магазин).

8. в некоторых видах деятельности как проф. важная характеристика.

 


Билет 35.

Понятие о внимании. Физиологические основы внимания.

 

Внимание – регулирующий процесс.

Внимание не имеет своего содержания и продукта.

 

Особенности:

Внимание – это то общее, что проявляется в разных процессах, усиливает (интенсифицирует) их.

 

Функция:

- Избирательность/селекция.

- Усиливает какой-то аспект психической активности – регулятивный процесс.

- Активизация тех или иных процессов.

 

Внимание – сформировавшийся внутренний контроль.

У человека внимание может оказаться под контролем/влиянием воли.

 

Факторы, определяющие внимание.

 

1. Внешние факторы.

- интенсивность силы раздражителя;

- новизна раздражителя (по отношению к привычной – появление, исчезновение);

- динамичность, изменчивость раздражителей;

- контрастность раздражителей.

 

2. Промежуточные факторы.

- факторы, вызывающие эмоциональный тон;

- факторы внутреннего порядка (степень овладения деятельности (процесс учебы, …), структурированность воздействий).

3. Внутренние факторы.

- воля;

- мотивы;

- интересы;

- установки;

- привычки;

- опыт;

- динамические характеристики (темперамент, свойства НС);

- свойства организма (здоровье).

 

Физиологические основы.

 

1. Ориентировочный рефлекс – реакция на новое.

Речевая система (вторая сигнальная система (по Павлову)) – управление своего внимания.

Первая – реакция на непосредственные внешние раздражители.

 

2. Очаг оптимальной возбудимости – возбуждение определенной зоны мозга при определенной активности (по Павлову).

 

3. Доминантные очаги/Доминанта (Ухтомский) – устойчивые очаги. Связаны с мыслительной деятельностью.

Выполняя что-то другое может возникнуть озарение.

Доминирующий очаг притягивает к себе очаг оптимальной возбудимости (доминирующий очаг не выключается про действии очага оптимальной возбудимости).

 

4. Ретикулярная система – подкорковые образования мозга действуют на другие отделы мозга.

Восходящая РФ – мышление.

Низходящая РФ – воля.

В нервной системе обнаружены клетки, обеспечивающие работу внимания. Эти клетки реагируют на момент новизны – нейроны внимания.


Билет 36.

Виды и свойства внимания.

Виды внимания:

 

I. По степени произвольности, наличию цели.

 

1. Непроизвольное – вызывается особенностями раздражителей.

2. Произвольное – наиболее отчетливо проявляется, когда есть препятствия: внешние или внутренние (мысли не о том); момент втягивания в работу.

3. Послепроизвольное – нет или минимальные волевые усилия, но деятельность может быть сложной и напряженной. Момент втянутости; заинтересованности.

II. По расположению объекта внимания.

 

1. Внешнее/внешненаправленное – вне субъекта.

2. внутреннее/внутренненаправленное – внутри субъекта, образы в сознании.

 

III. По характеру психической активности, которая обслуживается вниманием.

2. Двигательное/моторное – контроль за движением.

3. Сенсорное – связано с работой органов чувств (ощущения).

4. Интеллектуальное.

5. Мнемическое – память.

 

IV. По степени широты охвата субъектов.

 

1. Индивидуальное.

2. Групповое (эффект заражения).

Свойства внимания:

1. Интенсивность или концентрированность – степень сосредоточенности.

(Временная характеристика – устойчивость.

Колебания во внимании – моменты ослабления внимания).

 

2. Объем внимания – количество одновременно охватываемых объектов.

(Около 5-7 объектов у взрослого человека).

 

3. Переключаемость.

(В частности зависит от темпераментных характеристик).

 

4. Распределение внимания (на разные действия, объекты).

 

5. Отвлекаемость (отрицательное свойство).

(Рассеянность: неорганизованное внимание; слишком сосредоточенное на чем-то одном).

 

Факторы, определяющие внимание (см. б.37).

 


Билет 37.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...