Неэкспериментальные методы.
- изучает проявления психики в естественных ситуациях, без специально созданных условий.
1. Наблюдение – один из самых широко применяемых и простых методов. Основан на планомерном наблюдении за деятельностью людей. В житейских условиях без к-либо вмешательства наблюдателя со стороны. Недостаток: – исследователь находится в относительно пассивном состоянии (не может влиять, изменять условия). - возможное проявление субъективной позиции исследователя в толковании материала наблюдения. Плюсы: - доступность; - дает возможность получить достоверную информацию о психике в естественных условиях. Виды наблюдений: I. по целям. 1. Целенаправленное/стандартизированное – заранее спланированное, четко ограниченное по схеме. В естественных условиях. Целенаправленное восприятие. 2. Случайное/свободное – не имеет заранее установленных рамок, методов, цели, и т.д. может меняться характер наблюдения. Имеет попутный характер. II. упорядоченность деятельности. 1. Сплошное – по времени – достаточно длительный период; по структуре – имеет общий характер (пр: все аспекты личности). 2. Выборочное – в ограниченный промежуток времени; аспектное наблюдение (НЕ все проявления личности). III. по контакту. 1. Опосредованное/косвенное – через документы, анкеты, видео, и т.д. Косвенное знакомство. Непосредственного контакта нет. 2. Непосредственное/контактное – происходит непосредственное взаимодействие наблюдателя с объектом.
IV. по характеру взаимодействия с объектом. 1. – Открытое – объект знает о наблюдении -> снижение естественного поведения. - Скрытое – объект не знает о наблюдении. 2. – Включенное – наблюдатель – активный участник процесса (чаще всего используется в возрастной, педагогической и социальной психологии).
- Невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия, без к-либо контактов.
2. Изучение продуктов деятельности (сочинение, конструкция, рисунок, …). Позволяют изучить: - мотивация деятельности; - способности воображения; - память; - мышление; - опят человека (знания, умения, навыки); - и др. характеристики психики.
1. Количественный аспект – количество продуктов деятельности, произведенных данным человеком. «-»: не всегда результат деятельности можно отследить. 2. Качественный.
3. Анамнез – история развития чего-, кого-либо. Приходится заглядывать в прошлое субъекта. Сбор материала о развитии человека, истории личности. Рассматривается все развитие человека.
Предмет рассмотрения: - высказывание; - воспоминания; - документы; - вещи.
1. Субъективный – высказывания самого субъекта о событиях его прошлого. 2. Объективный – высказывания о нем других лиц и характеризующие его документы.
4. Метод экспертных оценок. Эксперт – опытный, знающий. Метод обобщения независимых характеристик. Получение знаний от экспертов, знатаков, которые знают об изучаемом человеке необходимую для исследователя информацию. Разновидности (выделил Климов): 1. Психолог привлекает группу знатоков не психологов, которые проясняют вопросы, в которых психолог не компетентен. 2. Психолог обращается за помощью к своим коллегам за коллективным мнением (психологи разных сфер). Консилиум -> обмен информацией. 3. Комплексная группа не только психологов, но и экспертов по другим сферам деятельности. 4. Психолог сам выступает в качестве компетентного знатока, от его заключения зависит решение вопроса (индивидуальная экспертиза).
Эксперты должны обладать полной информацией для решения вопросов.
Опросный метод. - человек отвечает на ряд предложенных вопросов.
1. Психологическая беседа – естественно-экспериментальная ситуация. Исследователь не открывает своей роли. Объект не знает об изучении -> ограничены возможности задавать прямые вопросы -> исследователь задает косвенные вопросы. Требования к беседе: - необходимо установить доверительные отношения (показать понимание, в меру посочувствовать). - создать комфортную атмосферу.
Задача психологической беседы: - получить как можно больше информации о рассказчике => нужно активно слушать. Нельзя быть в пассивной позиции. Нельзя параллельно анализировать беседу. Не желательно давать оценочные суждения по поводу высказываний рассказывающего. Не идти на поводу у собеседника – ненавязчиво вести свою линию.
2. Интервью – метод устного опроса. Определяет характеристики личности, в кот.известно лицо, задающее вопрос, и лицо, отвечающее на вопрос. Вопросы составляются заранее. Задаются конкретно, точно и ясно. Нет гибкости. Ответ также конкретный и ясный.
3. Анкета – письменный опрос. Виды: - открытые - без вариантов ответа, сложны в обработке. Ответ на вопрос формируется испытуемым. - закрытые - с вариантами ответов. Легки в обработке.
Возможно совмещение открытых и закрытых анкет (пр: д – ваш вариант). «+» - охватывают большие массы людей. «-» - нет возможности определить, какими соображениями и мотивами руководствуется человек, отвечая на вопросы.
Экспериментальные методы.
- создание искусственных условий, провоцирующих те или иные проявления. Исследователь имеет право вмешиваться.
1. Лабораторный эксперимент. 4. человек знает, что его изучают. Проблема – создание оптимальной обстановки для устранения помех (комплекс напряжения); - исследование оторвано от жизненного контекста.
Достоинство – возможность точной регистрации; - возможность контроля за условиями. 2. Естественный эксперимент. 5. создаются некие условия, но все это делается в естественной среде (психологическая беседа). Испытуемые выполняют естественное для них дело и не знают, что их изучают. Лазурский - предложил естественный эксперимент.
«+»: проводится в жизненном контексте; неискаженные данные. «-»: ограниченность возможности создания экспериментальных условий.
Виды: 6. Формирующий эксперимент (обучающий или воспитывающий). 7. Психологическая беседа (изучающая). Беседа также относится к опросным методам. Но в беседе создается ситуация, в которой человек высказывается непринужденно, и не догадывается, что его изучают. Надо найти повод для беседы и найти такие вопросы, которые не вызывают подозрений. Важно наметить некую линию разговора, но частности – по ходу беседы; создать доверительную обстановку, но все ненавязчиво.
Тестирование.
- использование стандартизированных методик. Используются для решения практических задач (принятие на работу, …). - это специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого объекта/явления.
Четкая процедура: - сбора; - обработки первичных данных; - последующей интерпретации полученных данных.
Связан с опросными и экспериментальными методами.
Задачи тестирования: 1. Практическая – отбор лиц для учебной или рабочей деятельности. 2. Научная – получение информации о тех или иных специфических проявлениях в научных целях.
Тесты: 1. задания (технические особенности); 2. опросники (личностные характеристики); 3. интеллектуальные; 4. способностей; 5. личностные тесты; 6. навыков; 7. для решения задач; 8. социально-психологические (взаимоотношения между людьми).
Моделирование.
Задача: изучение сути какого-либо процесса для создания его модели.
Виды: 1. техническое моделирование – создание прибора или устройства по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению (для усиления возможностей человека – комп, …); 2. кибернетическое м. – основано на использовании в качестве элементов модели понятия из информатики и кибернетики; 3. логическое м. – основано на идеях, символике, принимаемой в математической логике. Широко используется для изучения психологических явлений человека;
4. математическое м. - использование математического языка для объяснения явлений психики.
Помогает изучать психические явления. Для моделирования необходимо хорошо изучить, разобраться в структуре. Позволяет выделять некоторые аспекты. Но точно воспроизводить психологические функции не позволяет.
Обработка: 1. Качественный анализ – разбираются определенные элементы, структура, и т.д. 2. Количественный анализ – пр: тестирование, и т.д. Мат.обработка: 3. Сравнительный. 4. Структурный – выявление структуры. 5. Корелляционный анализ (анализ взаимодействий) – выявляет взаимосвязи.
Метод интроспекции. - метод познания психических явлений путем самонаблюдения. Субъективное восприятие => нельзя применить на практике.
Билет 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|