Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.
Мышление – высшая ступень познания. Отражает существенное, главное, закономерное.
Главные признаки – повторяющиеся, закономерные (для предметов данной группы).
Особенности мышления:
1. Обобщенное отражение (главных характеристик). В мышлении происходит отбор. 2. Опосредованность (косвенное отражение, не непосредственное (благодаря опыту, знанию, логике, …)). 3. Используется особый инструмент для решения задач – язык (речь). 4. Использование социального опыта.
Но, каким бы сложным мышление не было, в конечном счете оно опирается на чувственное познание.
Мышление, как особая теоретическая деятельность, опирается на деятельность практическую. Источник мышления – практическая деятельность/практика (критерий и проверка мышления). Сама практическая деятельность меняется в зависимости от развития мышления. Практика становится интеллектуализированной.
Физиологические основы мышления.
Вторая сигнальная система – позволяет действовать в мыслительном плане. Словесные раздражители. Слово – обобщает. Вторая сигнальная система связана с первой сигнальной системой. В основе мышления лежит взаимодействие этих систем. Но вторая – главная, определяющая.
Рефлексы:
1. Ориентировочный рефлекс – связан со второй сигнальной системой (реакция на новизну, звук; любознательность, интерес, стремление к познанию).
2. Экстраполяционный рефлекс – момент предвосхищения – планы, ожидаемые действия, … Перенос чего-то выясненного на новые условия.
3. Рефлексы на отношения.
Механизм доминанты. (открыл - Ухтомский). Доминанта = господствующий очаг возбуждения.
Усиливается за счет работы других участков мозга. Провоцирует на нахождение ч-то нового, легко связывает отдаленные вещи. Доминантные очаги связаны с мыслительной деятельностью (доминирующая мысль).
Функциональная система по Анохину. В целом, организм настраивается на получение полезного результата. 1. Момент принятия решения. 2. Акцептор результатов действия (АРД) – образ результата. 3. Оценка ситуации (по принципу обратной связи).
Блоки мозга.
По большому счету – работает весь мозг и полушария. Но… Отвлеченная деятельность – III блок (главная роль – передний отдел).
Участки мозга. Лобные отделы – функционирование наиболее сложных форм мыслительной деятельности.
Теменно-затылочная область – связи, отношения (пр: книга на столе, и т.д.).
Левая височная область – восприятие и понимание речи.
Полушария. Отвлеченная информация – левое полушарие. Образная информация – правое полушарие (художественная деятельность). Билет 26. Подходы к характеристике мышления.
Ассоциативная психология. Мышление – игра образов. Творчество и общение – игнорировались.
Вюрцбургская школа. М. = логические переживания, схватыванияотношений. НО: мышление имеет безобразный характер.
Гештальтпсихология. М. = образование целостной структуры.
Бихевиоризм. М. = имеет отношение к практическому мышлению.
Психоанализ. М. = имеет неосознаваемые компоненты. + обратили внимание на роль мотивов, потребностей.
Историческое развитие (социальный опыт). М. зависит от социальных факторов, исторического развития. + интериоризация (переход от внешнего к внутреннему).
Билет 27. Мышление и интеллект.
Иногда мышление отождествляют с интеллектом, но интеллект – более широкое понятие.
Интеллект – психическая адаптация (способность адаптироваться в деятельности).
= способность к обучению. = многомерное явление, которое включает в себя определенные операции, содержание (знания, понятия, и т.д.) и результаты (сведения, классы, системы, блоки сведений, и т.д.).
Ананьев. = многоуровневая организация познавательных сил (процессы, состояния, свойства).
В характеристике общего интеллекта выделяют: - вербальный инт. – способный к логическому обобщению, умозаключению. - невербальный инт. – восприятие, внимание, зрительно-моторные функции.
Билет 28. Динамика мышления при решении задач.
1. Вопрос. В основе – вопрос (начало). В вопросе фиксируется момент неизвестного. Но это неизвестное связано так или иначе с известным. В вопросе присутствует соотношение известного и неизвестного. Соотношение должно быть разумным (оптимальным).
2. Анализ условия.
3. Нахождение правила или принципа. Алгоритмическое мышление – последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению). Эвристическое мышление - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества. В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне. Интуитивный характер мышления – момент скоротечности, момент неосознаваемости. Дискурсивный характер мышления – рассуждающий. Возможны переходы.
4. Проверка на практике. Задача часто решается благодаря подсказке. Подсказка срабатывает на определенной стадии восприятия (когда человек втянулся в проблему).
Роль опыта: Чем более компетентен человек, тем легче он решает задачи. Опыт может не только помогать, но и тормозить решение задач (когда требуется нетрадиционный подход/решение). Опыт порой приходится переламывать. В опыте проявляется влияние памяти. Опыт – элемент индивидуальности.
Также зависит от волевых, динамических и личностных характеристик (индивидуальности).
Билет 29. Мыслительные операции.
Мыслительные операции – это определенная интеллектуальная деятельность.
Составляющие мыслительной деятельности/Операции:
1. Анализ – мысленное расчленение на составляющие элементы с последующим их сравнением. 2. Синтез – соединение. Построение целого из аналитически заданных частей. 3. Сравнение – сопоставление. Вскрывает тождество и различие вещей. 4. Обобщение – соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Вычленение общих признаков. 5. Абстракция – выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Вычленение. 6. Классификация и систематизация – варианты обобщения. 7. Конкретизация – применение общего правила/принципа к конкретному случаю (приведение конкретного случая под общее).
Билет 30. Виды мышления.
I. По степени творчества.
1. Алгоритмическое - последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению). 2. Эвристическое (эврика - открывать) - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества. В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.
II. По степени осознанности и быстроте.
1. Интуитивный – момент скоротечности, момент неосознаваемости. 2. Дискурсивный – рассуждающий.
III. По характеру решаемых задач.
1. Наглядно-действенное/Практически-действенное.
Протекает в течение решения различных практических задач. Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью. Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени). Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности. По мере исторического развития наблюдается усложнение этой дятельности.
2. Наглядно-образное.
Конкретное и обобщенное. Мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …).
Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение.
3. Теоретическое (отвлеченное).
Отвлеченное мышление/словесно-логическое/теоретическое. Мышление более сложное. Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи). + скорость.
Билет 31.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|