Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.




 

Мышление – высшая ступень познания. Отражает существенное, главное, закономерное.

 

Главные признаки – повторяющиеся, закономерные (для предметов данной группы).

 

Особенности мышления:

 

1. Обобщенное отражение (главных характеристик). В мышлении происходит отбор.

2. Опосредованность (косвенное отражение, не непосредственное (благодаря опыту, знанию, логике, …)).

3. Используется особый инструмент для решения задач – язык (речь).

4. Использование социального опыта.

 

Но, каким бы сложным мышление не было, в конечном счете оно опирается на чувственное познание.

 

Мышление, как особая теоретическая деятельность, опирается на деятельность практическую.

Источник мышления – практическая деятельность/практика (критерий и проверка мышления).

Сама практическая деятельность меняется в зависимости от развития мышления.

Практика становится интеллектуализированной.

 

Физиологические основы мышления.

 

Вторая сигнальная система – позволяет действовать в мыслительном плане.

Словесные раздражители. Слово – обобщает.

Вторая сигнальная система связана с первой сигнальной системой. В основе мышления лежит взаимодействие этих систем. Но вторая – главная, определяющая.

 

Рефлексы:

 

1. Ориентировочный рефлекс – связан со второй сигнальной системой (реакция на новизну, звук; любознательность, интерес, стремление к познанию).

 

2. Экстраполяционный рефлекс – момент предвосхищения – планы, ожидаемые действия, … Перенос чего-то выясненного на новые условия.

 

3. Рефлексы на отношения.

 

Механизм доминанты.

(открыл - Ухтомский).

Доминанта = господствующий очаг возбуждения.

Усиливается за счет работы других участков мозга.

Провоцирует на нахождение ч-то нового, легко связывает отдаленные вещи.

Доминантные очаги связаны с мыслительной деятельностью (доминирующая мысль).

 

Функциональная система по Анохину.

В целом, организм настраивается на получение полезного результата.

1. Момент принятия решения.

2. Акцептор результатов действия (АРД) – образ результата.

3. Оценка ситуации (по принципу обратной связи).

 

Блоки мозга.

 

По большому счету – работает весь мозг и полушария.

Но…

Отвлеченная деятельность – III блок (главная роль – передний отдел).

 

Участки мозга.

Лобные отделы – функционирование наиболее сложных форм мыслительной деятельности.

 

Теменно-затылочная область – связи, отношения (пр: книга на столе, и т.д.).

 

Левая височная область – восприятие и понимание речи.

 

Полушария.

Отвлеченная информация – левое полушарие.

Образная информация – правое полушарие (художественная деятельность).


Билет 26.

Подходы к характеристике мышления.

 

Ассоциативная психология.

Мышление – игра образов.

Творчество и общение – игнорировались.

 

Вюрцбургская школа.

М. = логические переживания, схватыванияотношений.

НО: мышление имеет безобразный характер.

 

Гештальтпсихология.

М. = образование целостной структуры.

 

Бихевиоризм.

М. = имеет отношение к практическому мышлению.

 

Психоанализ.

М. = имеет неосознаваемые компоненты.

+ обратили внимание на роль мотивов, потребностей.

 

Историческое развитие (социальный опыт).

М. зависит от социальных факторов, исторического развития.

+ интериоризация (переход от внешнего к внутреннему).

 

 


Билет 27.

Мышление и интеллект.

 

Иногда мышление отождествляют с интеллектом, но интеллект – более широкое понятие.

 

Интеллект – психическая адаптация (способность адаптироваться в деятельности).

= способность к обучению.

= многомерное явление, которое включает в себя определенные операции, содержание (знания, понятия, и т.д.) и результаты (сведения, классы, системы, блоки сведений, и т.д.).

 

Ананьев.

= многоуровневая организация познавательных сил (процессы, состояния, свойства).

 

В характеристике общего интеллекта выделяют:

- вербальный инт. – способный к логическому обобщению, умозаключению.

- невербальный инт. – восприятие, внимание, зрительно-моторные функции.

 


Билет 28.

Динамика мышления при решении задач.

 

1. Вопрос.

В основе – вопрос (начало).

В вопросе фиксируется момент неизвестного. Но это неизвестное связано так или иначе с известным. В вопросе присутствует соотношение известного и неизвестного. Соотношение должно быть разумным (оптимальным).

 

2. Анализ условия.

 

3. Нахождение правила или принципа.

Алгоритмическое мышление – последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).

Эвристическое мышление - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.

В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез.

Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.

Интуитивный характер мышления – момент скоротечности, момент неосознаваемости.

Дискурсивный характер мышления – рассуждающий.

Возможны переходы.

 

4. Проверка на практике.

Задача часто решается благодаря подсказке. Подсказка срабатывает на определенной стадии восприятия (когда человек втянулся в проблему).

 

Роль опыта:

Чем более компетентен человек, тем легче он решает задачи.

Опыт может не только помогать, но и тормозить решение задач (когда требуется нетрадиционный подход/решение). Опыт порой приходится переламывать.

В опыте проявляется влияние памяти.

Опыт – элемент индивидуальности.

 

Также зависит от волевых, динамических и личностных характеристик (индивидуальности).

 


Билет 29.

Мыслительные операции.

 

Мыслительные операции – это определенная интеллектуальная деятельность.

 

Составляющие мыслительной деятельности/Операции:

 

1. Анализ – мысленное расчленение на составляющие элементы с последующим их сравнением.

2. Синтез – соединение. Построение целого из аналитически заданных частей.

3. Сравнение – сопоставление. Вскрывает тождество и различие вещей.

4. Обобщение – соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Вычленение общих признаков.

5. Абстракция – выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Вычленение.

6. Классификация и систематизация – варианты обобщения.

7. Конкретизация – применение общего правила/принципа к конкретному случаю (приведение конкретного случая под общее).

 


Билет 30.

Виды мышления.

 

I. По степени творчества.

 

1. Алгоритмическое - последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).

2. Эвристическое (эврика - открывать) - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.

В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез.

Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.

 

II. По степени осознанности и быстроте.

 

1. Интуитивный – момент скоротечности, момент неосознаваемости.

2. Дискурсивный – рассуждающий.

 

III. По характеру решаемых задач.

 

1. Наглядно-действенное/Практически-действенное.

 

Протекает в течение решения различных практических задач.

Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью.

Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени).

Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности.

По мере исторического развития наблюдается усложнение этой дятельности.

 

2. Наглядно-образное.

 

Конкретное и обобщенное.

Мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …).

Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение.

 

3. Теоретическое (отвлеченное).

 

Отвлеченное мышление/словесно-логическое/теоретическое.

Мышление более сложное.

Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи).

+ скорость.

 


Билет 31.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...