Лекция 5. Криминологическая деятельность
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Лекция 5. Криминологическая деятельность
План:
1. Понятие криминологической деятельности и личность криминолога…………………………………………….... 1 2. Научная и научно-методическая криминологическая деятельность... 8 3. Практическая сфера криминологической деятельности…………….. 13 4. Разработка и реализация программы криминологического исследования…………………………………………………………. 19
1. Понятие криминологической деятельности и личность криминолога
Понятие «деятельность» определяется (в философском, психологическом, социологическом и т. п. значении) по-разному, но в общем, точнее в нейтральном понимании это «занятие, труд»; «работа каких-либо органов, сил природы»[1]. В философском же определении «деятельность» представляется как процесс творческого преобразования человеком природы, который самого человека преобразует в деятельного субъекта, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности[2]. Исходя из понятия и содержания социальной деятельности, можно определить и понятие ее криминологической отрасли.
В качестве такой общности можно указать научное сообщество и разные его виды, в том числе – ассоциацию юристов, криминологические сообщества. Самым многочисленным сообществом криминологов и других специалистов в области борьбы с преступностью является добровольная, самоуправляемая, общественная организация «Российская криминологическая ассоциация». Коллективный характер деятельности криминологов определяется Уставом Ассоциации. Во-вторых, деятельность любой целостной общности сосредоточена на выполнении общих функций, которые возникают в процесс совместной деятельности и предполагают, в частности: – развитие криминологии, повышение ее теоретического уровня, репрезентативности и методической надежности исследований, – выработку научно обоснованной антикриминальной политики и др. Выполнение этих и других функций придает общности особую, «социальную силу», которая проявляется в интегрированных усилиях субъектов криминологической деятельности. Например, к результатам такой «интегрированной силы» криминологов следует отнести различные рекомендации, обращения органам государственной власти, правоохранительным органам, принимаемые на научных форумах, экспертные оценки проектов законов.
К этому следует добавить коллективную подготовку и выпуск научной и учебной литературы, проведение таких мероприятий, как: научные, научно-практические конференции, семинары, встречи и т. п., на которых обычно присутствуют представители правоохранительных органов, политических партий, научной общественности, зарубежные гости и др. Безусловно, эти и другие мероприятия способствуют всестороннему развитию криминологических и иных знаний о борьбе с преступностью и предупреждении преступлений, распространению и практическому использованию этих знаний в интересах защиты прав человека, общественных и государственных интересов от преступных посягательств, научно-обоснованному, законному, справедливому и гуманному решению проблем борьбы с преступностью и предупреждению преступлений. Главная роль в рассматриваемой деятельности отводится ее субъекту, т. е. личности криминолога, которого трудно представить специалистом узкого профиля.
Криминолог как специалист в области научного изучения преступности (ее взаимосвязей, закономерностей функционирования и развития) и возможностей предупредительного воздействия на нее должен обладать особой, т. е. профессиональной культурой. Такого уровня или качества культура может быть определена как особое, профессиональное качество означенного специалиста, которое составляют, прежде всего: воспитанность, ученость, образованность и опыт. Исходя из сущности такого качества, можно говорить о его носителе как человеке: воспитанном (отличающимся хорошим воспитанием, или умеющим хорошо вести себя[4], в частности, по отношению к другим специалистам, их достижениям); ученом (выученному, наученному, много знающему[5], в частности, в учении о преступности); образованном (имеющему соответствующее, желательно юридическое, образование, разносторонние знания[6]) и опытном (имеющим навыки в юридической научной деятельности, юридической практике). Профессиональная культура – понятие, которое отражает качественные (по характеру содержания) и количественные (по степени) показатели культуры лица, специально занимающегося криминологией. Но одна лишь духовная сфера не только не исчерпывает всей индивидуальной культуры криминолога, вообще не может быть обнаружена и оценена без ее проявления в материальной форме, прежде всего в реальном поведении, продукции своего интеллектуального труда. Поэтому тот, кто проявляет интерес к работам конкретного криминолога, к его личности, оценивает его по соответствующим критериям. При этом, очевидно, его интересуют, по крайней мере, четыре основных вопроса: 1. Что (какую научную, нормативно-правовую продукцию) производит криминолог?
2. Кто такой он как личность? 3. Какими способами осуществляет он криминологическую деятельность, получает, обрабатывает, передает криминологическую информацию, каков его технологический опыт? [7] 4. Каково его отношение к коллегам, иным специалистам, к самому субъекту, проявляющему интерес к криминологу?
В отличие от убежденного плагиатора, которому не достает не столько культуры, сколько «элементарного» знания, имеет место добросовестно заблуждающийся плагиатор. Однако его добросовестное заблуждение в возможности использовать чужое изречение без ссылки на автора и источник заимствования наводит на мысль о том, что в данном случае имеет место определенный чужой опыт, который и перенимает «как само собой разумеющееся» молодой исследователь. И если научный руководитель (соискателя) не замечает этого, тем самым он вселяет в своего ученика уверенность в правоте не правовой формы заимствования чужих идей. Из этого следует обязанность (вкупе с образованностью и воспитанностью) каждого криминолога, выступающего научным руководителем, оппонентом, рецензентом, экспертом, автором, в своих работах и решениях исходить, прежде всего, из чувства личной ответственности перед наукой и научным сообществом. Немаловажно подчеркнуть, что эти черты будущего криминолога формируются в стенах образовательного учреждения, в первых опытах криминологической деятельности, начиная ее с «элементарной» подготовки реферата (научного сообщения, доклада), продолжая трудиться над курсовой работой и завершая выполнением выпускной квалификационной работой (дипломной работой, магистерской диссертацией). Представляется аксиоматичным суждение о том, что только тесное взаимодействие квалифицированных специалистов в области теории и практики способно обеспечить научно обоснованное управленческое воздействие на преступность. И здесь важно обратить внимание две функции криминологической деятельности: познавательно-аналитическую и оценочно-экспертную.
Познавательно-аналитическая функция криминологической деятельности рассматривается как исходная по отношению к оценочно-экспертной функции. Ее реализация осуществляется посредством сбора информации о криминологической ситуации, ее наиболее значимых характеристиках преступности, ее причинном комплексе, предупредительном воздействии на преступность и т. д. [8] Оценочно-экспертная функция реализуется в процессе криминологического контроля, например, за состоянием, развитием преступности, отдельного ее вида, за поведением определенных лиц, например, наблюдение за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оценку и прогнозирование их поведения и др. Одним из важных и сложных аспектов развития криминологической деятельности видится нам проблема методологического обеспечения – и не только на теоретическом, но и практическом уровнях. Однако это уже предмет рассмотрения следующего раздела лекции
_______________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|