3. Практическая сфера криминологической деятельности
Очевидный прикладной характер криминологии обязывает обучающего и обучаемого рассматривать эту науку в данном аспекте, равно как и в теоретическом. Хотя любая наука призвана обеспечивать упорядоченность и развитие социальной жизни, ее политической и в особенности правовой системы. У криминологии в этом отношении усматривается своя роль, и на эту роль обращается разностороннее внимание. Еще во времена зарождения криминологии ученые отмечали неоспоримую роль молодой науки в изучении закономерностей преступности, ее природы, обусловленности. Криминологические знания открывали возможности выработки продуманных и обоснованных уголовно-политических, а затем и законодательных решений, играющих ключевую роль в правовом обеспечении управленческой системы противодействия преступности.
Выполнение этих и других функций придает общности особую, «социальную силу», которая проявляется в интегрированных усилиях субъектов криминологической деятельности. Например, к результатам такой «интегрированной силы» криминологов следует отнести различные рекомендации, обращения органам государственной власти, правоохранительным органам, принимаемые на научных форумах, экспертные оценки проектов законов. В частности, криминологическим сообществом в разное время были разработаны и приняты:
· Рекомендации по борьбе с организованной преступностью (1992 г. ); · Рекомендации и Обращение к руководителям государства участников криминологических форумов (1998 г. ); · проект Федерального закона «О криминологической экспертизе» (2000 г. ) и др.
К этому следует добавить коллективную подготовку и выпуск научной и учебной литературы, проведение таких мероприятий, как: научные, научно-практические конференции, семинары, встречи и т. п., на которых обычно присутствуют представители правоохранительных органов, политических партий, научной общественности, зарубежные гости и др. Безусловно, эти и другие мероприятия способствуют всестороннему развитию криминологических и иных знаний о борьбе с преступностью и предупреждении преступлений, распространению и практическому использованию этих знаний в интересах защиты прав человека, общественных и государственных интересов от преступных посягательств, научно-обоснованному, законному, справедливому и гуманному решению проблем борьбы с преступностью и предупреждению преступлений. И значально прикладная функция криминологии представлялась в научно-информационном обеспечении противопреступной (уголовной) политики и уголовно-законодательной практики. Вспомним высказывание Ф. Листа:
Подчеркнем: «научного исследования причин преступлений» и соответствующих предупредительных мер, как следует понимать « действия, производимого наказанием». А это, производимое наказанием действие можно представить в двух видах, или значениях – общем и особенном (как это закреплено в Уголовном кодексе РФ).
В особенном значении действия, производимого наказанием закон (УК РФ, ст. 43, ч. 2) определяет следующие его функции:
Данная сфера практической реализации криминологических знаний предполагает несомненное качество научной информации. Данное качество достигается путем реализации ряда принципов (руководящих идей). К ним, как минимум, следует отнести: 1. Целевое назначение, т. е. ориентация на достижение конкретного результата (совершенствование правовой нормы, выбор наиболее действенных средств и т. п. ). 2. Ценность, или пригодность информации к практическому использованию. 3. Достоверность, т. е. подлинность, не искаженность информации. 4. Репрезентативность (от франц. representatif – показательный, характерный) – достаточность для полного понимания и объяснения исследуемого предмета, закономерностей явления. Политика, как известно, есть искусство, т. е. высшего уровня умение управлять государством, что означает в частности «контролировать и определять ход или деятельность чего-либо; руководить»[13]. В нашем контексте под управлением имеем в виду: 1) деятельность по выявлению и исследованию закономерностей преступности; 2) разработку и реализацию соответствующих мер предупреждения преступлений, в том числе и особенно наказания и других уголовно-правовых мер, к которым отнесем:
· принудительные меры медицинского характера; · воспитательные меры в отношении несовершеннолетних; · конфискация преступных доходов. По сути, речь идет о двух функциях, точнее функциональных механизмах управления, которые нуждаются в криминологическом обеспечении. Первым механизм – информационный; второй – организационно-технологический[14].
На наш взгляд, первостепенное значение здесь имеет информационный аспект взаимодействия науки (криминологии) и практики (прежде всего, государственного управления) в борьбе с преступностью. Криминологическая информация выступает в качестве составляющей информации, которая вырабатывается системой управления, составляющей ее качественной стороны, можно сказать, «интеллекта». Именно научные знания обеспечивают более высокий, или профессиональный уровень социально-правового мышления работников. Специалисты такого класса обладают не только уровнем экспертного мышления, но и специальными средствами, которые можно именовать как криминологический инструментарий (теоретические знания, навыки применения механизмов криминологического исследования, мониторинга, прогнозирования и др. ). Известный специалист в области теории управления проф. В. Д. Граждан прямо указывает на то обстоятельство, что проблемы управления в современной России решаются исключительно с использованием науки. Подготовка ряда документов, особенно нормативного характера, в том числе и в регионах, «проводится с привлечением профессионалов-ученых, специализирующихся в конкретных областях научных исследований»[15]. В связи с этим ученый полагает целесообразным «создание в структурах государственных органов специализированных подразделений по научному сопровождению государственного управления»[16].
Что касается области научных исследований, то в данном случае следует обратить внимание на основную форму криминологической деятельности – конкретное (посвященное конкретной практической проблеме) криминологическое прикладное исследование.
_________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|