2. Научная и научно-методическая криминологическая
2. Научная и научно-методическая криминологическая деятельность
Криминология – теоретико-прикладная наука. И деятели в этой области знаний, с одной стороны, работают над систематизацией первичный (теоретических) знаний как инструментом получения знаний вторичных, не только теоретических, но и, в особенности эмпирических, т. е. знаниях об опыте взаимодействия, как ни странно, преступного и противопреступного. Сегодня это никак ни странно, если в осмыслении взаимодействия исходить из нового, нелинейного (синергетического) подхода, о котором шла речь в предыдущих лекциях. В этом открывается новая страница методологии криминологии. Например, сегодня ученые рассматривают криминологическую экспертизу отнюдь не столько в качестве своего рода инструмента научной отладки правотворческой деятельности с позиции оптимизации закона в предупредительном воздействии на преступность.
Одним из механизмов методологического обеспечения процесса криминологического познания является системный подход. Понятие «системный» основывается на категории «система» (с гр. systē ma – целое, составленное из частей), которая определяется как «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»[10]. В общественных науках системный подход позволяет создавать структурно-логическую модель изучаемого явления (преступности, ее вида; целостную картину криминологической детерминации, криминальной ситуации и т. д. ), которая служит своеобразным инструментом для наиболее полного понимания, описания и объяснения предмета изучения. Системе свойственны не только внутренние связи – между элементами, но и – внешние связи, с окружающей средой, окружающими системами. Например, известно, что преступность, так или иначе, связана практически со всеми сколько-нибудь значимыми элементами социума, его явлениями, процессами (экономического, политического, социального и иного характера). Изучение этих связей чрезвычайно важно для объяснения сущности и значения причинных факторов преступности, ее видов, а также для определения мер противодействия преступности, точнее – криминогенным факторам. При этом важно классифицировать связи по разным критериям оценки, что позволяет более конкретно их описывать, объяснять и прогнозировать.
Функционирование системы невозможно без опоры на ее структурное оформление и организацию, поэтому методологически оправданным является структурно-функциональный подход. Особенности и возможности данного подхода можно объяснить, в частности, с помощью таких социологических теорий, как структурализм (социальный анализ с точки зрения социальной структуры)[11] и функционализм (объяснение социальных учреждений, прежде всего, выполняемых ими функций)[12]. Так с позиции структурно-функционального подхода можно рассматривать преступность как социальный институт, т. е. устойчивую форму организации совместной деятельности людей, которая определяется совокупностью норм, ценностей (криминальной культурой, криминальной идеологией, политикой и др. ), регулирующих отношения этих людей, направленных на достижение целей, задач. В индивидуальную методологию исследователя можно включить конструктивно-критический подход к анализу и оценке частных криминологических теорий и в целом науки криминологии. Данный подход требует от ученого наличия у него особых профессиональных качеств (в частности, глубоких знаний в области науки в целом и предмета критики) и других личностных свойств (уважительного отношения к критикуемому лицу, его позиции, тактичное выражение суждений и др. ). Такими качествами обладают многие криминологи: Я. И. Гилинский, А. И. Долгова, С. У. Дикаев, С. В. Изосимов, С. Ф. Милюков, В. А. Номоконов, С. Л. Сибиряков, Д. А. Шестаков и др.
Например, считается недопустимым подменять конструктивную критику уничижительной оценкой, осуждать автора как не справившегося с задачей или заблудившегося в поисках, тем более сокрушаться, что его работу вдруг прочитает несмышленый студент, осиливающий дистанционное обучение, которое изолирует учащегося от живого общения с преподавателем, развивает механистическое мышление, «высушивает» в его восприятии дух закона. Полагаем, что расхождения между криминологами могут быть минимизированы, если озарение ученых будет продиктовано не карьеристскими интересами, не выгодностью своих суждений, а искренним стремлением бескорыстного поиска истины (опять же – принципы кодекса чести ученых по Мертону) и оценки того, что в результате этого процесса открывается и предлагается научной общественности. Криминологическая (исследовательская) деятельность осуществляется дифференцированно, в зависимости от тех особенностей, которые указаны выше, и которые существенно влияют на характер соответствующих механизмов криминологической деятельности. В зависимости от того, в какой сфере (экономической, политической, управленческой, рекреативной, массово-информационной и т. п. ) общественных отношений исследуется преступность и ее взаимосвязи или какие характерные особенности преступности (экономического, политического, коррупционного, экстремистского иного характера), отличаются определенной спецификой и механизмы исследования. В связи с этим и субъекты криминологической деятельности приобретают соответствующую специализацию или несколько специализаций. Одной из продуктивных форм криминологической деятельности теоретико-прикладного характера следует рассматривать диссертационное исследование. В принципе любое – теоретическое или прикладное – криминологическое исследование сориентировано на практику. Криминология, как любая наука, направлена на производство новых знаний, в данном случае знаний об обществе в том его аспекте, в котором возникают и требуют безотлагательного решения, их научного обоснования проблемы антикриминальной безопасности. Даже те вырабатываемые учеными положения, которые, казалось бы, имеют науковедческий характер, направлены на саморазвитие криминологии, в конечном счете, «работают» на квалификацию ученого, преподавателя, специалиста в области борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.
В ходе диссертационного исследования молодой, во многом еще начинающий криминолог воплощает в себе активное начало поиска путей совершенствования теоретико-прикладного процесса, который направлен на совершенствование сложной системы противодействия преступности. Последовательно изучая определенную проблему, в решении которой заинтересованы теоретики и практики, соискатель (диссертант) выступает уникальным их связующим звеном, через которое циркулируют потоки взаимно востребованной информации и осуществляется обмен деятельностью.
__________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|