Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Научная и научно-методическая криминологическая




2. Научная и научно-методическая криминологическая

деятельность

 

Криминология – теоретико-прикладная наука. И деятели в этой области знаний, с одной стороны, работают над систематизацией первичный (теоретических) знаний как инструментом получения знаний вторичных, не только теоретических, но и, в особенности эмпирических, т. е. знаниях об опыте взаимодействия, как ни странно, преступного и противопреступного.

Сегодня это никак ни странно, если в осмыслении взаимодействия исходить из нового, нелинейного (синергетического) подхода, о котором шла речь в предыдущих лекциях. В этом открывается новая страница методологии криминологии.

Например, сегодня ученые рассматривают криминологическую экспертизу отнюдь не столько в качестве своего рода инструмента научной отладки правотворческой деятельности с позиции оптимизации закона в предупредительном воздействии на преступность.

«Пришло время, когда становится биологически и социально необходимой разумная криминологическая экспертиза стратегий поведения человечества на планете «Земля», обеспечивающих его выживание и сохранение жизни. Особое место должна занимать экспертиза финансового обращения, поскольку в существующем варианте она работает негативным образом. От процедуры и результатов её проведения зависят уровень сознания людей, как более или менее разумных существ, цель и характер их сотрудничества друг с другом в жизнеустройстве на планете вообще и в России – особенно». (Фадеев В. Н. Будущее криминологии – криминология будущего // Наука и жизнь Казахстана. Международный научный журнал. Алматы, 2019. № 8. С. 65)  
Методологию можно представить как вид научного познания и учение о принципах, методах, процедурах криминологического познания в понимании, определении, описании, объяснении и прогнозировании исследуемых явлений предмета криминологии и самой криминологической науки. Методология криминологии – это основа криминологического мышления как разновидности «социально-правового мышления» в сфере борьбы с преступностью, концепция которого в особенности хорошо разработана профессором А. Э. Жалинским[9].

Одним из механизмов методологического обеспечения процесса криминологического познания является системный подход.

Понятие «системный» основывается на категории «система» (с гр. systē ma – целое, составленное из частей), которая определяется как «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»[10].

В общественных науках системный подход позволяет создавать структурно-логическую модель изучаемого явления (преступности, ее вида; целостную картину криминологической детерминации, криминальной ситуации и т. д. ), которая служит своеобразным инструментом для наиболее полного понимания, описания и объяснения предмета изучения.

Системе свойственны не только внутренние связи – между элементами, но и – внешние связи, с окружающей средой, окружающими системами. Например, известно, что преступность, так или иначе, связана практически со всеми сколько-нибудь значимыми элементами социума, его явлениями, процессами (экономического, политического, социального и иного характера).

Изучение этих связей чрезвычайно важно для объяснения сущности и значения причинных факторов преступности, ее видов, а также для определения мер противодействия преступности, точнее – криминогенным факторам. При этом важно классифицировать связи по разным критериям оценки, что позволяет более конкретно их описывать, объяснять и прогнозировать.

Функционирование системы невозможно без опоры на ее структурное оформление и организацию, поэтому методологически оправданным является структурно-функциональный подход. Особенности и возможности данного подхода можно объяснить, в частности, с помощью таких социологических теорий, как структурализм (социальный анализ с точки зрения социальной структуры)[11] и функционализм (объяснение социальных учреждений, прежде всего, выполняемых ими функций)[12].

Так с позиции структурно-функционального подхода можно рассматривать преступность как социальный институт, т. е. устойчивую форму организации совместной деятельности людей, которая определяется совокупностью норм, ценностей (криминальной культурой, криминальной идеологией, политикой и др. ), регулирующих отношения этих людей, направленных на достижение целей, задач.

В индивидуальную методологию исследователя можно включить конструктивно-критический подход к анализу и оценке частных криминологических теорий и в целом науки криминологии. Данный подход требует от ученого наличия у него особых профессиональных качеств (в частности, глубоких знаний в области науки в целом и предмета критики) и других личностных свойств (уважительного отношения к критикуемому лицу, его позиции, тактичное выражение суждений и др. ). Такими качествами обладают многие криминологи: Я. И. Гилинский, А. И. Долгова, С. У. Дикаев, С. В. Изосимов, С. Ф. Милюков, В. А. Номоконов, С. Л. Сибиряков, Д. А. Шестаков и др.

Ученый должен как можно быстрее делиться своим научным открытием (а как распорядиться открытием – уже задача общества) [См.: Медведев, Ю. В академики по расчету / Ю. Медведев // Российская газета. 2006. 26 июля. ]. Ученый, поступающий именно так, должен обладать уверенностью и смелостью, готовностью к дискуссии. И это качество первооткрывателя достойно высокой оценки.  
На наш взгляд, любая (новая, старая ли) точка зрения имеет право на ее изложение. Мы же можем либо обратить, либо не обращать на нее внимание. И здесь важно иметь в виду (особенно критикам), что в соответствии с одним из принципов своеобразного кодекса чести ученого, сформулированного американским профессором Р. К. Мертоном:

 

Например, считается недопустимым подменять конструктивную критику уничижительной оценкой, осуждать автора как не справившегося с задачей или заблудившегося в поисках, тем более сокрушаться, что его работу вдруг прочитает несмышленый студент, осиливающий дистанционное обучение, которое изолирует учащегося от живого общения с преподавателем, развивает механистическое мышление, «высушивает» в его восприятии дух закона.

Полагаем, что расхождения между криминологами могут быть минимизированы, если озарение ученых будет продиктовано не карьеристскими интересами, не выгодностью своих суждений, а искренним стремлением бескорыстного поиска истины (опять же – принципы кодекса чести ученых по Мертону) и оценки того, что в результате этого процесса открывается и предлагается научной общественности.

Криминологическая (исследовательская) деятельность осуществляется дифференцированно, в зависимости от тех особенностей, которые указаны выше, и которые существенно влияют на характер соответствующих механизмов криминологической деятельности. В зависимости от того, в какой сфере (экономической, политической, управленческой, рекреативной, массово-информационной и т. п. ) общественных отношений исследуется преступность и ее взаимосвязи или какие характерные особенности преступности (экономического, политического, коррупционного, экстремистского иного характера), отличаются определенной спецификой и механизмы исследования. В связи с этим и субъекты криминологической деятельности приобретают соответствующую специализацию или несколько специализаций.

Одной из продуктивных форм криминологической деятельности теоретико-прикладного характера следует рассматривать диссертационное исследование. В принципе любое – теоретическое или прикладное – криминологическое исследование сориентировано на практику.

Криминология, как любая наука, направлена на производство новых знаний, в данном случае знаний об обществе в том его аспекте, в котором возникают и требуют безотлагательного решения, их научного обоснования проблемы антикриминальной безопасности. Даже те вырабатываемые учеными положения, которые, казалось бы, имеют науковедческий характер, направлены на саморазвитие криминологии, в конечном счете, «работают» на квалификацию ученого, преподавателя, специалиста в области борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.

В ходе диссертационного исследования молодой, во многом еще начинающий криминолог воплощает в себе активное начало поиска путей совершенствования теоретико-прикладного процесса, который направлен на совершенствование сложной системы противодействия преступности. Последовательно изучая определенную проблему, в решении которой заинтересованы теоретики и практики, соискатель (диссертант) выступает уникальным их связующим звеном, через которое циркулируют потоки взаимно востребованной информации и осуществляется обмен деятельностью.

 

 

__________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...