Тема 1. Наука как объект культурологического исследования
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДС. 17 Наука в системе культуры Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности Изобразительное искусство» с дополнительной специальностью «Культурология»
Утверждено на заседании кафедры культурологии и МКТЯиЖ Факультета ФЖ и МК (протокол № 4 от 23.12.2010 г.) Зав. кафедрой ___________________О.Н. Иванищева
СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Трубников В.М. – доцент, кандидат культурологии 1.2.Рецензенты: директор Мурманского областного краеведческого музея, к.п.н., доцент В.П. Сапрыкин; Вагинова Л.С. – доктор культурологии, доцент МГПУ
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию, уровню и качеству подготовки специалистов. Программа включает обязательный минимум содержания дисциплины, перечней разделов и тем, подлежащих изучению студентами, планы и вопросы семинарских занятий, темы рефератов и докладов, вопросы для самопроверки, вопросы к экзамену, общий список литературы и список литературы к каждому семинарскому занятию. Программа отражает актуальную проблематику дисциплины. При подготовке программы использованы труды отечественных и зарубежных культурологов, философов, историков, искусствоведов и ученых других специальностей.
Программа предусматривает решение определенных учебных задач, связанных с определением места и раскрытием роли науки в системе культуры, выявлением структуры и социальных функций науки и особенностей их развития в различны исторических условиях. При изучении программного материала исходя из культурологической специализации особое внимание уделяется развитию гуманитарных наук, их месту и роли в обществе.
Цели и задачи курса:
Программа ориентирует студентов на системное изучение важнейших проблем изучаемого курса. Содержание программы направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, аналитических способностей, повышению уровня научной грамотности. Программа включает в себя различные точки зрения на развитие науки и место науки в системе культуры. Т.о., в подходах обнаруживается теоретический плюрализм. Российская наука рассматривается через призму мировой. Основными целями и задачами курса являются следующие: ¨ уяснение сущности науки, ее роли и предназначения; ¨ предоставление целостной информации о науке как объекте культурологического исследования; ¨ уяснение роли рационального знания в системе науки; ¨ понимание взаимосвязи науки с другими формами освоения мира; ¨ уяснение проблемы взаимодействия научных и вненаучных форм мышления; ¨ развитие мыслительных способностей; ¨ развитие интереса и уважения к мировой и отечественной науке; ¨ формирование ценностных и мировоззренческих ориентиров, убеждений на базе научных данных; ¨ дать студентам основные представления о становлении и развитии науки; ¨ понимание противоречий свободного научного исследования; ¨ способствовать становлению профессиональной компетентности; ¨ научить критическому восприятию предлагаемого материала, не впадая в нигилизм;
¨ сформировать понимание роли этики в деятельности ученого.
В процессе изучения учебной дисциплины «Наука в системе культуры» студенты должны знать: ¨ основные факты, события, имена и термины, предусмотренные ГОСТом; ¨ исторический путь науки в России и особенности ее развития; ¨ важнейшие типы рациональности от античность до современности; ¨ уметь оперировать основными понятиями и идеями, усвоенными при изучении курса.
1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности: Наука как объект культурологического исследования. Наука в истории культуры: от первых научных программ к постнеклассической науке. Исторические типы научной рациональности. Наука и «проектирование культуры», формирование системы жизненных смыслов и ценностей. Ориентация на рациональное знание как духовную ценность. Наука и идеология. Зависимость культуротворческих функций науки от ее социального статуса. Взаимосвязи науки с другими формами освоения мира. Наука и миф. Наука и религия. Наука и искусство. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления. Наука и современный рационализм. Научное сообщество как модель рациональной и демократической организации общественных отношений. Соотношение элитарного и эгалитарного начала науки. Противоречия свободы научного исследования. Научная рациональность и демократия. Проблема соответствия внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний и др.) наличным духовным запросам общества. Научное образование и его перспективы в современном обществе.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины. 1.6.1.Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2.Содержание разделов дисциплины Тема 1. Наука как объект культурологического исследования
Наука как феномен культуры и организованное знание. Возникновение науки из нерасчлененной культуры. Культурология как особая область знания. Наука и ее социокультурный смысл. Различие культурных оснований теоретической и эмпирической науки. Эволюция науки как элемента и формы культуры. Воздействие научных знаний на развитие культуры. Науковедение как система и организация, исследующая развитие науки и ее достижения на различных этапах. Предназначение науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|