Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Наука как объект культурологического исследования




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

ДС. 17 Наука в системе культуры

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

Изобразительное искусство» с дополнительной специальностью «Культурология»

 

Утверждено на заседании кафедры

культурологии и МКТЯиЖ

Факультета ФЖ и МК

(протокол № 4 от 23.12.2010 г.)

Зав. кафедрой

___________________О.Н. Иванищева

 

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины

1.1 Автор программы:

Трубников В.М. – доцент, кандидат культурологии

1.2.Рецензенты: директор Мурманского областного краеведческого музея, к.п.н., доцент В.П. Сапрыкин;

Вагинова Л.С. – доктор культурологии, доцент МГПУ

 

 

Пояснительная записка

 

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию, уровню и качеству подготовки специалистов. Программа включает обязательный минимум содержания дисциплины, перечней разделов и тем, подлежащих изучению студентами, планы и вопросы семинарских занятий, темы рефератов и докладов, вопросы для самопроверки, вопросы к экзамену, общий список литературы и список литературы к каждому семинарскому занятию.

Программа отражает актуальную проблематику дисциплины. При подготовке программы использованы труды отечественных и зарубежных культурологов, философов, историков, искусствоведов и ученых других специальностей.

Программа предусматривает решение определенных учебных задач, связанных с определением места и раскрытием роли науки в системе культуры, выявлением структуры и социальных функций науки и особенностей их развития в различны исторических условиях.

При изучении программного материала исходя из культурологической специализации особое внимание уделяется развитию гуманитарных наук, их месту и роли в обществе.

 

Цели и задачи курса:

 

Программа ориентирует студентов на системное изучение важнейших проблем изучаемого курса. Содержание программы направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, аналитических способностей, повышению уровня научной грамотности. Программа включает в себя различные точки зрения на развитие науки и место науки в системе культуры. Т.о., в подходах обнаруживается теоретический плюрализм. Российская наука рассматривается через призму мировой.

Основными целями и задачами курса являются следующие:

¨ уяснение сущности науки, ее роли и предназначения;

¨ предоставление целостной информации о науке как объекте культурологического исследования;

¨ уяснение роли рационального знания в системе науки;

¨ понимание взаимосвязи науки с другими формами освоения мира;

¨ уяснение проблемы взаимодействия научных и вненаучных форм мышления;

¨ развитие мыслительных способностей;

¨ развитие интереса и уважения к мировой и отечественной науке;

¨ формирование ценностных и мировоззренческих ориентиров, убеждений на базе научных данных;

¨ дать студентам основные представления о становлении и развитии науки;

¨ понимание противоречий свободного научного исследования;

¨ способствовать становлению профессиональной компетентности;

¨ научить критическому восприятию предлагаемого материала, не впадая в нигилизм;

¨ сформировать понимание роли этики в деятельности ученого.

 

В процессе изучения учебной дисциплины «Наука в системе культуры» студенты должны знать:

¨ основные факты, события, имена и термины, предусмотренные ГОСТом;

¨ исторический путь науки в России и особенности ее развития;

¨ важнейшие типы рациональности от античность до современности;

¨ уметь оперировать основными понятиями и идеями, усвоенными при изучении курса.

 

1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности:

Наука как объект культурологического исследования. Наука в истории культуры: от первых научных программ к постнеклассической науке. Исторические типы научной рациональности. Наука и «проектирование культуры», формирование системы жизненных смыслов и ценностей. Ориентация на рациональное знание как духовную ценность. Наука и идеология. Зависимость культуротворческих функций науки от ее социального статуса. Взаимосвязи науки с другими формами освоения мира. Наука и миф. Наука и религия. Наука и искусство. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления. Наука и современный рационализм. Научное сообщество как модель рациональной и демократической организации общественных отношений. Соотношение элитарного и эгалитарного начала науки. Противоречия свободы научного исследования. Научная рациональность и демократия. Проблема соответствия внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний и др.) наличным духовным запросам общества. Научное образование и его перспективы в современном обществе.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п.п Шифр и наименование специальности Курс Сем Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля
Трудоемкость Всего аудит. ЛК ПР ЛБ СР
1. 050602»Изобразительное искусство» с дополнительной специальностью «Культурология»       9,         -   зачет

Содержание дисциплины.

1.6.1.Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

 

№ п.п     Наименование раздела, темы Количество часов Вариант 1
Всего ЛК ПР/ СМ   ЛЛБ Сам. раб.  
  Наука как объект культурологического исследования          
  Исторические типы научной рациональности          
  Человеческое познание, его сфера и границы          
  Классификация наук          
  Сущность научного знания          
  Наука и современный рационализм          
  Наука и идеология          
  Наука и миф          
  Наука и религия          
  Наука и искусство          
  Взаимосвязь науки с различными формами освоения мира          
  Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления          
  Научные революции и их значение          
  Псевдонаука и наука. Сциентизм и антисциентизм          
  Эксперимент в науке          
  Проблема истины в науке          
  Соотношение элитарного и эгалитарного начал в науке          
  Теория и ее место в науке          
  Противоречия свободы научного исследования   -      
  Этика ученого          
  Научное образование и его перспективы в современном обществе   -      
  Ценностные и культурные аспекты науки          
  Итого          

 

1.6.2.Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Наука как объект культурологического исследования

 

Наука как феномен культуры и организованное знание. Возникновение науки из нерасчлененной культуры. Культурология как особая область знания. Наука и ее социокультурный смысл. Различие культурных оснований теоретической и эмпирической науки. Эволюция науки как элемента и формы культуры. Воздействие научных знаний на развитие культуры. Науковедение как система и организация, исследующая развитие науки и ее достижения на различных этапах. Предназначение науки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...