Тема 12. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления
1. Мышление как высшая форма активного отражения объективной реальности. 2. Формы и структуры человеческого мышления. 3. Язык как орудие мышления. 4. Мистическое познание и некоторые другие формы познания. 5. Восточные практики как особые формы познания действительности.
Понятия: хаос, логос, рефлексия, астрология, алхимия, йога, суфизм, медитация.
Литература основная: 1, 4, 5, 6, 15. Литература дополнительная: 14, 15, 26, 37, 39.
Тема 13. Научные революции и их значение
1. Особенности протекания научных революций. 2. Научная революция в античности. 3. Научная революция как коренное качественное преобразование. 4. Постепенный переход от эмпирического знания к теоретическому. 5. Оформление науки в качестве социального института в XVII – XVIII вв. 6. Научная революция и новый комплексный подход к изучению науки – науковедение.
Понятия: науковедение, научная революция, эмпирическое знание, теоретический уровень, кумулятивный характер науки.
Литература основная: 4, 5, 8, 12, 14. Литература дополнительная: 14, 23, 25, 30, 32, 37, 47.
Тема 14. Псевдонаука и наука. Сциентизм и антисциентизм
1. Сциентизм как мировоззренческая позиция 2. Естественнонаучное знание и методология как основа сциентизма. 3. Антисциентизм как ограничение возможностей науки и истолкование науки как чуждой и враждебной для человека сферы. 4. Развитие науки и экологические проблемы. 5. Сциентизм и технократические тенденции. 6. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание.
Понятия: сциентизм, антисциентизм, технократические тенденции, культурные универсалии.
Литература основная: 5, 8, 14. Литература дополнительная: 3, 9, 15, 22.
Тема 15. Эксперимент в науке
1. Эмпирический уровень научного знания. 2. Эксперимент – сердцевина эмпирического исследования. 3. Постановка и составляющие эксперимента: экспериментатор, техника, объект. 4. Приборы-детекторы и их роль. 5. Взаимосвязь эксперимента и теории. Обязательность релевантности. Эксперимент в науке как культурный феномен.
Понятия: эмпирическое исследование, эксперимент, релевантность, модельное экспериментирование.
Литература основная: 4, 5, 8, 10, 14. Литература дополнительная: 18, 23, 35, 36, 47, 52.
Тема 16. Проблема истины в науке
1. Истина как адекватное отражение объекта познающим субъектом. 2. Виды истины. 3. Концепция истины как соответствие теории экспериментальным данным. Условность и ограниченность научных теорий. 4. Практика как критерий истины. 5. Интерпретация как истолкование смыслов и значений элементов и самих теорий.
Понятия: конвенциализм, корреспондентская концепция истины, Прагматическая концепция истины.
Литература основная: 4, 5, 6, 7, 9, 15. Литература дополнительная: 23, 31, 33, 39, 52.
Тема 17. Соотношение элитарного и эгалитарного начал в науке
1. Научная элита, ее состав и предназначение. Концепции элиты. 2. Теория элиты и историческая наука. 3. Распространение теории элит в Европе и США в XX в. Преобладание макиавеллиевской (политической) теории элит. 4. Теории неоэлитизма. Теория элиты и историческая наука. Двусмысленности исторического прогресса. 5. История как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определенных типов элит. 6. Наука как открытая система.
Понятия: элита, эгалитарность, исследовательское право, типы элин
Литература основная: 5, 10, 14. Литература дополнительная: 13, 19, 32, 34, 45, 53.
Тема 18. Теория и ее место в науке
1. Теория – комплекс взглядов, представлений и идей. 2. Теория как высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях того или иного объекта.
3. Роль теории в социально-практической деятельности. Теория как законы науки, классификации, типологии. 4. Осуществление перехода от эмпирической стадии к теоретической стадии в науке через ряд промежуточных форм теоретизации. 5. Компоненты теории методологии. 6. Многообразие форм идеализации и типов идеализированных объектов.
Понятия: аксиомы, законы, постулаты, классификации.
Литература основная: 4, 5, 6, 10, 15. Литература дополнительная: 2, 12, 28, 35, 36, 47.
Тема 19. Противоречия свободы научного исследования
1. Свобода как способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами. 2. Свобода как способность выбирать, «принимать решения со знанием дела» 3. Свобода в науке. Свобода выбора и ее ограничения. 4. Ответственность ученого за результаты. 5. Свобода научного мышления. 6. Развитие науки есть процесс раздвоения единого на противоположности (Гегель).
Понятия: объект исследования, гипотетичность в науке, свобода и личность ученого, научная, философская и религиозная картины мира.
Литература основная: 5, 7, 8, 13, 14. Литература дополнительная: 1, 11, 34, 53, 56.
Тема 20. Этика ученого
1. Этика как моральная философия. 2. Типы этических систем: автономные и гетерономные. Подразделение этических систем на априорные и эмпирические. 3. Этика и исследовательская деятельность. 4. Этическая и правовая сторона в науке. Понятия: общечеловеческие ценности, добро, зло, автономные и гетерономные системы в этике.
Литература основная: 4, 5, 10. Литература дополнительная: 1, 11, 19, 30, 44, 53, 56.
Тема 21. Научное образование и его перспективы в современном обществе
1. Необходимость постоянного обновления научных кадров. Сложность организации научного образования. 2. Система научной подготовки кадров. Теоретическая подготовка. Овладение методологией и навыками научной работы. Выбор научной специализации. 3. Сходство и различие научной подготовки в сфере естественных и гуманитарных наук. 4. Состояние подготовки научных кадров в России.
Понятия: научные кадры, научная специализация.
Литература основная: 3, 4, 5, 9, 12. Литература дополнительная: 12, 15, 20, 28, 31, 37, 48.
Тема 22. Ценностные и культурные аспекты науки
1. Наука как способ освоения бытия 2. Наука как знание, деятельность и социальная организация. 3. Гуманитарные науки и их ценностно-смысловое содержание. 4. Относительная самостоятельность науки как формы культуры. 5. Наука как основа цивилизации. Определение специфики отношений между культурой и цивилизацией, Понятия: цивилизация, культура, гуманитарность, эстетика в науке, духовные запросы личности и общества Литература основная: 4, 5, 6, 10, 14, 15. Литература дополнительная: 5, 6, 7, 8, 13, 17, 32, 51, 53.
Раздел 4. Словарь терминов (Глоссарий) Тема 1. Наука как объект культурологического исследования Наука -сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме. Базируется на абстрактном мышлении. Наука это абстрактное, теоретическое моделирование действительности. Науковедение – дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности. Научный историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени. Начало положено Вико, Вольтером, Дидро, Руссо. Эмпирическая наука – раздел науки, основанный на изучении опыта и фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение и эксперимент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|