Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления




 

1. Мышление как высшая форма активного отражения объективной реальности.

2. Формы и структуры человеческого мышления.

3. Язык как орудие мышления.

4. Мистическое познание и некоторые другие формы познания.

5. Восточные практики как особые формы познания действительности.

 

Понятия: хаос, логос, рефлексия, астрология, алхимия, йога, суфизм, медитация.

 

Литература основная: 1, 4, 5, 6, 15.

Литература дополнительная: 14, 15, 26, 37, 39.

 

Тема 13. Научные революции и их значение

 

1. Особенности протекания научных революций.

2. Научная революция в античности.

3. Научная революция как коренное качественное преобразование.

4. Постепенный переход от эмпирического знания к теоретическому.

5. Оформление науки в качестве социального института в XVII – XVIII вв.

6. Научная революция и новый комплексный подход к изучению науки – науковедение.

 

Понятия: науковедение, научная революция, эмпирическое знание, теоретический уровень, кумулятивный характер науки.

 

Литература основная: 4, 5, 8, 12, 14.

Литература дополнительная: 14, 23, 25, 30, 32, 37, 47.

 

Тема 14. Псевдонаука и наука. Сциентизм и антисциентизм

 

1. Сциентизм как мировоззренческая позиция

2. Естественнонаучное знание и методология как основа сциентизма.

3. Антисциентизм как ограничение возможностей науки и истолкование науки как чуждой и враждебной для человека сферы.

4. Развитие науки и экологические проблемы.

5. Сциентизм и технократические тенденции.

6. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание.

 

Понятия: сциентизм, антисциентизм, технократические тенденции, культурные универсалии.

 

Литература основная: 5, 8, 14.

Литература дополнительная: 3, 9, 15, 22.

 

Тема 15. Эксперимент в науке

 

1. Эмпирический уровень научного знания.

2. Эксперимент – сердцевина эмпирического исследования.

3. Постановка и составляющие эксперимента: экспериментатор, техника, объект.

4. Приборы-детекторы и их роль.

5. Взаимосвязь эксперимента и теории. Обязательность релевантности. Эксперимент в науке как культурный феномен.

 

Понятия: эмпирическое исследование, эксперимент, релевантность, модельное экспериментирование.

 

Литература основная: 4, 5, 8, 10, 14.

Литература дополнительная: 18, 23, 35, 36, 47, 52.

 

Тема 16. Проблема истины в науке

 

1. Истина как адекватное отражение объекта познающим субъектом.

2. Виды истины.

3. Концепция истины как соответствие теории экспериментальным данным. Условность и ограниченность научных теорий.

4. Практика как критерий истины.

5. Интерпретация как истолкование смыслов и значений элементов и самих теорий.

 

Понятия: конвенциализм, корреспондентская концепция истины, Прагматическая концепция истины.

 

Литература основная: 4, 5, 6, 7, 9, 15.

Литература дополнительная: 23, 31, 33, 39, 52.

 

Тема 17. Соотношение элитарного и эгалитарного начал в науке

 

1. Научная элита, ее состав и предназначение. Концепции элиты.

2. Теория элиты и историческая наука.

3. Распространение теории элит в Европе и США в XX в. Преобладание макиавеллиевской (политической) теории элит.

4. Теории неоэлитизма. Теория элиты и историческая наука. Двусмысленности исторического прогресса.

5. История как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определенных типов элит.

6. Наука как открытая система.

 

Понятия: элита, эгалитарность, исследовательское право, типы элин

 

Литература основная: 5, 10, 14.

Литература дополнительная: 13, 19, 32, 34, 45, 53.

 

Тема 18. Теория и ее место в науке

 

1. Теория – комплекс взглядов, представлений и идей.

2. Теория как высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях того или иного объекта.

3. Роль теории в социально-практической деятельности. Теория как законы науки, классификации, типологии.

4. Осуществление перехода от эмпирической стадии к теоретической стадии в науке через ряд промежуточных форм теоретизации.

5. Компоненты теории методологии.

6. Многообразие форм идеализации и типов идеализированных объектов.

 

Понятия: аксиомы, законы, постулаты, классификации.

 

Литература основная: 4, 5, 6, 10, 15.

Литература дополнительная: 2, 12, 28, 35, 36, 47.

 

Тема 19. Противоречия свободы научного исследования

 

1. Свобода как способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами.

2. Свобода как способность выбирать, «принимать решения со знанием дела»

3. Свобода в науке. Свобода выбора и ее ограничения.

4. Ответственность ученого за результаты.

5. Свобода научного мышления.

6. Развитие науки есть процесс раздвоения единого на противоположности (Гегель).

 

Понятия: объект исследования, гипотетичность в науке, свобода и личность ученого, научная, философская и религиозная картины мира.

 

Литература основная: 5, 7, 8, 13, 14.

Литература дополнительная: 1, 11, 34, 53, 56.

 

Тема 20. Этика ученого

 

1. Этика как моральная философия.

2. Типы этических систем: автономные и гетерономные. Подразделение этических систем на априорные и эмпирические.

3. Этика и исследовательская деятельность.

4. Этическая и правовая сторона в науке.

Понятия: общечеловеческие ценности, добро, зло, автономные и гетерономные системы в этике.

 

Литература основная: 4, 5, 10.

Литература дополнительная: 1, 11, 19, 30, 44, 53, 56.

 

Тема 21. Научное образование и его перспективы в современном обществе

 

1. Необходимость постоянного обновления научных кадров. Сложность организации научного образования.

2. Система научной подготовки кадров. Теоретическая подготовка. Овладение методологией и навыками научной работы. Выбор научной специализации.

3. Сходство и различие научной подготовки в сфере естественных и гуманитарных наук.

4. Состояние подготовки научных кадров в России.

 

Понятия: научные кадры, научная специализация.

 

Литература основная: 3, 4, 5, 9, 12.

Литература дополнительная: 12, 15, 20, 28, 31, 37, 48.

 

Тема 22. Ценностные и культурные аспекты науки

 

1. Наука как способ освоения бытия

2. Наука как знание, деятельность и социальная организация.

3. Гуманитарные науки и их ценностно-смысловое содержание.

4. Относительная самостоятельность науки как формы культуры.

5. Наука как основа цивилизации.

Определение специфики отношений между культурой и цивилизацией,

Понятия: цивилизация, культура, гуманитарность, эстетика в науке, духовные запросы личности и общества

Литература основная: 4, 5, 6, 10, 14, 15.

Литература дополнительная: 5, 6, 7, 8, 13, 17, 32, 51, 53.

 

Раздел 4. Словарь терминов (Глоссарий)

Тема 1. Наука как объект культурологического исследования

Наука -сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме. Базируется на абстрактном мышлении. Наука это абстрактное, теоретическое моделирование действительности.

Науковедение – дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности.

Научный историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени. Начало положено Вико, Вольтером, Дидро, Руссо.

Эмпирическая наука – раздел науки, основанный на изучении опыта и фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение и эксперимент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...