Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления




 

Мышление как высшая форма активного отражения объективной реальности. Целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание субъектом связей, отношений, объектов и явлений. Формы и структуры человеческого мышления. Язык как орудие мышления. Исследование мышления как социально-исторического феномена различными науками. Разработка учения о мышлении в философии.

Многообразие вненаучного знания. Миф: хаос, логос. Магия и ее мнимые и подлинные тайны. Мистическое познание и рефлексия. Астрология и алхимия и некоторые другие формы познания. Восточные практики как особые формы познания действительности. Индо-буддийская и даосская медитация. Йога как практическая философия. Суфизм.

 

Тема 13. Научные революции и их значение

 

Особенности протекания научных революций. Кумулятивный характер науки. Научная революция как коренное качественное преобразование. Научная революция в античности. Вклад Аристотеля в развитие науки. Постепенный переход от эмпирического знания к теоретическому. Формирование и влияние теоретического уровня на эмпирический. Оформление науки в качестве социального института в XVII – XVIII вв. научная революция и ее воздействие на развитие общества во второй половине XX в. Превращение науки в самостоятельную сферу. Научная революция и новый комплексный подход к изучению науки – науковедение. Взаимосвязь и взаимозависимость науки и техники. научные революции и научная картина мира.

 

Тема 14. Псевдонаука и наука. Сциентизм и антисциентизм

 

Сциентизм как мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности. Естественнонаучное знание и методология как основа сциентизма. Сциентизм и его антипод антисциентизм. Антисциентизм как ограничение возможностей науки и истолкование науки как чуждой и враждебной для человека сферы. Развитие науки и экологические проблемы. Сциентизм и технократические тенденции. Свертывание гуманитарного знания. Сциентизм и идея альтернативной науки. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание.

 

Тема 15. Эксперимент в науке

 

Эмпирический уровень научного знания. Эксперимент – сердцевина эмпирического исследования. Постановка и составляющие эксперимента: экспериментатор, техника, объект. Приборы-детекторы и их роль. Невозможность получения сведений об изучаемом явлении как таковом вне других процессов. Влияние средств наблюдения на результаты эксперимента (Н. Бор). Сложность протекания эксперимента в социальной сфере. Взаимосвязь эксперимента и теории. Модельное экспериментирование. Обязательность релевантности. Эксперимент в науке как культурный феномен.

 

Тема 16. Проблема истины в науке

 

Истина как адекватное отражение объекта познающим субъектом. Относительная независимость истины от познающего субъекта. Виды истины. Условный характер истины в теории конвенционализма. Корреспондентная концепция истины как соответствие теории экспериментальным данным. Условность и ограниченность научных теорий. Прагматическая концепция истины. Практика как критерий истины. Роль интерпретации в науке. Интерпретация как истолкование смыслов и значений элементов и самих теорий. Опосредованный характер интерпретации. Иерархия системы промежуточных интерпретаций. Соответствие логике высказываний и логике предикатов своих систем интерпретации.

 

Тема 17. Соотношение элитарного и эгалитарного начал в науке

 

Научная элита, ее состав и предназначение. Концепции элиты. Распространение теории элит в Европе и США в XX в. Преобладание макиавеллиевской (политической) теории элит. Теории неоэлитизма. Теория элиты и историческая наука. Двусмысленности исторического прогресса. История как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определенных типов элит. Отказ в социальных науках от идеи народного суверенитета. Отказ от эгалитаризма в сфере социальных наук. Выдающиеся ученые как подлинная элита науки. Наука как открытая система. Эгалитаризм в науке. Исследовательское право как основа научной деятельности. Моральный аспект взаимоотношений элиты с остальным миром науки.

 

Тема 18. Теория и ее место в науке

 

Теория – комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на объяснение явлений и фактов. Теория как высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях того или иного объекта. Роль теории в социально-практической деятельности. Теория как законы науки, классификации, типологии. Осуществление перехода от эмпирической стадии к теоретической стадии в науке через ряд промежуточных форм теоретизации. Компоненты теории методологии: исходная эмпирическая основа, выступающая в виде множества зафиксированных фактов; исходная теоретическая основа как множество постулатов, аксиом и законов; логика теории как множество правил логического вывода и доказательства; совокупность выведенных в теорию утверждений с их доказательствами. Многообразие форм идеализации и типов идеализированных объектов соответствуют многообразию видов теории. Относительная независимость от эмпирических данных.

 

Тема 19. Противоречия свободы научного исследования

 

Свобода как способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами, опираясь на объективную необходимость. Свобода как способность выбирать, «принимать решения со знанием дела» (Фр. Энгельс). Свобода в науке. Выбор объекта исследования, методов и приемов. Свобода выбора и ее ограничения. Ответственность ученого за выбор. Свобода научного мышления. Противоречия между «новыми» гипотезами и «старыми» теориями. Противоречия как взаимодействие противоположных сторон и тенденций, исследуемых предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве. Развитие науки есть процесс раздвоения единого на противоположности (Гегель). Соотношение научной, философской и религиозной картин мира. Свобода и личность ученого.

 

Тема 20. Этика ученого

 

Этика как моральная философия. Этика как обоснование основных принципов нравственности и норм человеческой деятельности с точки зрения понятий добра и зла. Типы этических систем: автономные и гетерономные. Подразделение этических систем на априорные и эмпирические. Этика и исследовательская деятельность. Этическая и правовая сторона в науке. Ответственность ученого за получаемые результаты. Проблема правильного использования достижений в науке. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (Мишель де Монтень). Нравственные принципы и их место в деятельности ученого. Наука и общечеловеческие ценности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...