Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные тестовые задания по курсу




 

1 вариант
1. Область человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
2. Главное отличие науки от художественного способа освоения действительности
3. Назовите дисциплину, которая издавна является методологией науки
4. Противоположная науке форма объяснения мироздания, основанная на вере
5. Родина науки в Европе. Выберите: Рим, Греция, Германия
6. Наиболее универсальный ученый античности, положивший начало ряду наук (IV в. до н.э.)
7. Метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества
8. Основной способ познания античной эпохи
9. Современная отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации а также способа ее сбора, хранения, поиска и использования
10. Первое научное сочинение о животном мире в Европе

 

2 вариант
1. Что лежит в основании всех дисциплин
2. Когда произошло оформление науки в качества социального института
3. Абсолютизация роли и авторитета науки в системе культуры и духовной жизни общества
4. Французский ученый XIX в., заложивший начала социологии
5. В какой стране античного мира было положено начало 1-й научной революции
6. Отрасль науки, изучающая закономерности функционирования развития науки, структуру и динамику научной деятельности и взаимодействие с другими сферами материальной и духовной жизни общества
7. В логике и методологии науки особого рода положения, фиксирующие эмпирические знания; сделанное, совершившееся
8. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каковой есть независимо от человека
9. На каком основании была построена картина мира в XVII в.
10. Способность постижения изучаемого объекта путем прямого усмотрения без использования дедукции.

 

 

3 вариант
1. Система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и конфликты
2. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и сводится к нему
3. Направление, исходящее из положения о принципиальной ограниченности науки в решении коренных проблем человечества
4. Какая из общественных наук увенчивает пирамиду наук О. Конта?
5. Родоначальник европейского рационализма, разработавший правила для ума
6. Теория познания в науке. Выберите термин: гносеология или эпистемология
7. Наука, изучающая человека и общество во времени (Марк Блок)
8. В широком смысле фундаментальная операция мышления, придание смысла любым проявлением интеллектуальной деятельности человека
9. Общие, фундаментальные понятия, отражающие существенные закономерные связи и отношения действительности и познания
10. Категории, отображающие существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира

Примерный перечень вопросов к экзамену

Наука как объект культурологического исследования

2. Исторические типы научной рациональности.

3. Наука и проектирование культуры. Культурные основания науки

4. Наука в истории культуры

5. Ценностные и культурные аспекты науки.

6. Ориентация на рациональное знание как духовную ценность

7. Гносеология научного знания

8. Наука и идеология – система отношений

9. Взаимосвязь науки с различными формами освоения мира

10. Наука и религия

11. Наука и политика

12. Наука и искусство

13. Наука и миф

14. Зависимость культуротворческих функций науки от ее социального статуса.

15. Псевдонаука и наука Сциентизм и антисциентизм

16. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления

17. Эволюция науки как формы культуры

18. Эксперимент в науке как культурный феномен

19. Научные революции и их значение

20. Сциентизм и антисциентизм в науке

21. Наука и современный рационализм

22. Научное сообщество как модель рациональной и демократической организации общества

23. Соотношение элитарного и эгалитарного начал в науке

24. Свобода научного исследования и ее противоречия

25. Интерпретация в науке

26. Проблема соответствия внутринаучных ценностей духовным запросам общества

27. Проблема истины в науке

28. Классификация наук

Социология знания и ее культурологические аспекты

30. Перспективы научного образования в обществе

31. Теория и ее место в науке

32. Этика ученого

 

1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав.кафедрой) — находится на кафедре.

 

1.13 Темы докладов и рефератов по изучаемому курсу

 

Наука и ее место в культуре

2. Исторические типы научной рациональности.

3. Культурные основания науки

4. Ценностные и культурные аспекты науки.

5. Ориентация на рациональное знание как духовную ценность

6. Гносеология научного знания

7. Наука и идеология. Система отношений

8. Взаимосвязь науки с различными формами освоения мира

9. Наука и религия

10. Наука и политика

11. Наука и искусство

12. Наука и миф

13. Особенности гуманитарного знания

14. Псевдонаука и наука. Сциентизм и антисциентизм

15. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления

16. Наука и мистицизм

17. Эксперимент в науке как культурный феномен

18. Научные революции и их значение

19. Рационализм в античности. Аристотель

20. Рене Декарт и происхождение современного рационализма

21. Достижения науки в XVIII – XIX вв.

22. Наука в век Просвещения.

23. Соотношение элитарного и эгалитарного начал в науке

24. Свобода научного исследования и ее противоречия

25. Интерпретация в науке

26. Наука и духовные запросы общества

27. Проблема истины в науке

28. Значение понимания в науке

29. Классификация наук

Социология знания и ее культурологические аспекты

31. Перспективы научного образования в обществе

32. Теория и ее место в науке

33. Этика ученого

34. Формирование системы жизненных смыслов и ценностей.

35. Вклад в науку отдельных ученых (по выбору студента)

 

Примерная тематика курсовых работ

 

1. Наука как объект культурологического исследования.

2. Научная рациональность: типы и виды.

3. Человеческое познание и его границы.

4. Место науки в истории куль туры.

5. Соотношение науки и идеологии.

6. Наука и политика: система отношений.

7. Мифология и наука.

8. Особенности научного исследования.

9. Этика в науке.

10. Ценностные аспекты науки.

 

1.15. Примерная тематика квалификационных работ. - нет

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (ИЛИ ЕЕ РАЗДЕЛОВ) И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ -нет

 

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Наука как объект культурологического исследования

 

1. Наука как феномен культуры и организованное знание.

2. Возникновение науки из нерасчлененной культуры.

3. Культурология как особая область знания.

4. Эволюция науки как элемента и формы культуры.

5. Науковедение как система

 

Понятия: теоретическая наука, социокультурный смысл, эмпирическая наука, наука как элемент культуры.

 

Литература основная: 4, 6, 7.

Литература дополнительная: 1, 2, 8, 9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...