Подготовка докладов и рефератов объемом 5 страниц к семинарским занятиям по дисциплине.
4. Просмотр одной из телепередач цикла «Культурная революция» и рецензирование или отзыв 1.5 стр. в свободной форме. ☼
Список литературы для конспектирования и рецензирования по выбору студента в первом семестре: 1. Витгенштейн Л. О достоверности//Вопросы философии. 1991. № 2. С. 67 – 120. 2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 3. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Мысль, 1989. 4. Канке В.А. Этика. Техника. Символ. Обнинск: Обнинский ин-т атомной энергетики, 1996. 5. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 6. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект-Пресс, 1996. 7. Наука и культура (материалы «круглого» стола)//Вопросы философиии. 1998. № 3. С. 3-54. 8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги. 1998. 9. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. 10. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. 11. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 12. Рассел, Бертран. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 1997. – 560 с. – (Серия «ПОЗНАНИЕ»; Вып. 1) 13. Розанов В.В. Сочинения: О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания/ИМЛИ РАН. Ред. И коммент. В.Г. Сукача, вступ. Ст. В,В, Бибихина. – М.; Танаис, 1995. – XXV, 808[2] с., 1 л. портр. – (Лит. Изгнанники). 14. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия/Сост. А.А. Печеночкин. М.: Логос, 1996. 15. Степин В.С. Философская антропология и философские науки. М.: Высшая школа, 1992. 16. Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991. 17. Философия и методология науки. М.: SVR-Аргус, 1994. Ч. 1, 2.
18. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. 19. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: Наука, 1989.
Список литературы для конспектирования и рецензирования по выбору студента в втором семестре:
1. «Антропологический поворот» в философии XX в. Вильнюс, 1987. 2. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М.: Просвещение, 1982. – 112 с. 3. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М. 1981. 4. Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 6. Виргинский В.С., Хотененков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870 – 1917 гг. М.: Просвещение, 1988. – 304 с. 7. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и признание в современном мире. М., 1986. 8. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с. 9. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненауч. Знания./Отв. ред. И сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 464 с. 10. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М.: Наука, 1986. – 512 с. 11. Ключевский В.О. История России. Специальные курсы. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 479 с. 12. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М.: Прогресс, 1978. – 543 с. 13. Лаплас Пьер Симон. Изложение системы мира. Л. 1982. 14. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. Гвардия, 1990. 15. Наука и культура (материалы круглого стола)//Вопросы философии. 1998. № 3. С. 3- 54. 16. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. 17. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988. 18. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998. 19. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995. 20. Теория познания. М.: Мысль, 1991. Т. 1, 2. 21. Хёсле В. Философия и экология. М.: Изд. Фирма «Ками», 1994. 22. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М. 1976. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Семинарские занятия по курсу Тема 1. Сущность научного знания План: 1. Место и предназначение науки в мире. 2. Человеческое познание и его особенности. 3. Наука как система организации знания. 4. Сущность и смысл человеческого познания.
Для коллективного обсуждения 1. Отличительные черты и особенности человеческого познания.
Задания для самостоятельной работы 1. Определите социокультурный смысл науки 2. Покажите эволюцию науки как элемента и формы культуры
Литература основная 1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 344 с. 2. Рассел, Бертран. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 1997. – 560 с. – (Серия «ПОЗНАНИЕ»; Вып. 1) 3. Розанов В.В. Сочинения: О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания/ИМЛИ РАН. Ред. И коммент. В.Г. Сукача, вступ. Ст. В,В, Бибихина. – М.; Танаис, 1995. – XXV, 808[2] с., 1 л. портр. – (Лит. Изгнанники). Литература дополнительная
Тема 2. Наука как объект культурологического исследования План: 1. Культурология как особая область знания. 2. Наука и ее место в системе культуры. 3. Воздействие научных знаний на развитие культуры. 4. Науковедение и его предназначение.
Для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы 1. Покажите происхождение науки и античный тип рациональности.
Литература основная 1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 344 с. 2. Рассел, Бертран. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 1997. – 560 с. – (Серия «ПОЗНАНИЕ»; Вып. 1) 3. Розанов В.В. Сочинения: О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания/ИМЛИ РАН. Ред. И коммент. В.Г. Сукача, вступ. Ст. В,В, Бибихина. – М.; Танаис, 1995. – XXV, 808[2] с., 1 л. портр. – (Лит. Изгнанники).
Литература дополнительная
Тема 3-4. Наука и идеология. Наука и политика План: 1. Различие в содержании, методах, приемах, целях науки и идеологии. 2. Теория идеологии как арена острой идейной борьбы. 3. Политика как сфера деятельности социальных групп и наций. 4. Учение о государственной власти как основа политической науки. 5. Различие политики на внутреннюю и внешнюю. 6. Наука, внутренняя и внешняя политика. 7. Политическая наука как область научного знания, изучающая политические отношения и системы. 8. Теория политики, политических систем и режимов. Для коллективного обсуждения 1. Диктат и его эволюция в истории политической науки. Сущность диктата
Задания для самостоятельной работы 1. Покажите отличие идеологии и науки.
Литература основная 1. «Антропологический поворот» в философии XX в. Вильнюс, 1987. 2. Бернал Дж. Д. Наука в истории общества./Пер. с англ. М., 1956. 3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 4. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. М. 1980. 5. Гегель Г.В. Наука логики. Т. 1-3. М. 1970 – 1972. 6. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и признание в современном мире. М., 1986. 7. Еремин С.Н. Семенов Е.В. Наука и образование в структуре НТР. Новосибирск. 1986. 8. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998. 9. Штчалин Ю.А. Античность – Европа – история. М., 1999.
Литература дополнительная
Тема 5-6. Наука и религия План: 1. Религия как мировоззрение и мироощущение. 2. Ранние формы религии и их особенности.
3. Преображение таинственных сил природы в общественные атрибуты. 4. Развитие научных взглядов на религию от античности до начала Нового времени. 5. Взгляды современной науки на религию. 6. Взаимосвязь религии с историческим процессом. 7. Государство и религия как система взаимоотношений.
Для коллективного обсуждения 1. Мировые религии, их формирование, значение, содержание.
Задания для самостоятельной работы 1. Определите место религии и религиозности в современном обществе. 2. Покажите систему взаимооотношений науки и религии. Литература 1. «Антропологический поворот» в философии XX в. Вильнюс, 1987. 2. Бернал Дж. Д. Наука в истории общества./Пер. с англ. М., 1956. 3. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М. 1981. 4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с. 5. Лаплас Пьер Симон. Изложение системы мира. Л. 1982. 6. Тайлор Э. Первобытная культура. М. 1984. 7. Фрэзер Д. Золотая ветвь. /Пер. с англ. М., 1980
Литература дополнительная
Тема 7-8. Наука и миф План: 1. Мифология как форма общественного сознания. 2. Мифы как архаические повествования о происхождении мира и о деяниях богов и героев. 3. Мифы космологические, этнологические, эсхатологические. 4. Культурный герой как сила, противостоящая богам. 5. Происхождение эпоса из мифа. 6. мифология. 7. Теории мифа Д. Вико, Дидро и Вольтера. 8. Лингвистическая концепция мифа А. Куна, Ф. Буслаева, А. Афанасьева. 9. Антропологическая школа мифологии. Дж. Фрейзер, К. Леви-Стросс. 10. Социологическая школа мифологии. Э. Дюркгейм.
Для коллективного обсуждения 1. Национальные типы мифологии. Эпос и миф.
Задания для самостоятельной работы 1. Место богов и героев в классической мифологии. 2. Определите эсхатологическую мифологию и ее черты.
Литература основная 1. Леви-Строс Клод. Структура мифа. «ВФ», 1970, № 7. 2. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. 1957. 3. Мелетинский Е.Н. Поэтика мифа. М., 1976. 4. Мифы народов мира в двух томах. М. 1980 – 1981. 5. Фрэзер Д. Золотая ветвь. /Пер. с англ. М., 1980
Литература дополнительная
Тема 9-10. Взаимосвязь науки с различными формами освоения мира План: 1. Форма и содержание как научные и философские категории.
2. Форма как способ существования и выражения содержания. 3. Научное понимание формы. 4. Многообразие форм проявления реальности. 5. Понятие структуры. 6. Соотношение формы и содержания в античной и новой философии. 7. Наука и процесс формообразования. 8. Философия, социология, психология, этнология, религия, политика, искусство, экономика как формы понимания и объяснения мира.
Для коллективного обсуждения 1. Философия, социология, этнология, религия, политика, искусство как формы объяснения мира.
Задания для самостоятельной работы 1. Покажите особенности формы как способ существования содержания.
Литература основная 1. «Антропологический поворот» в философии XX в. Вильнюс, 1987. 2. Бернал Дж. Д. Наука в истории общества./Пер. с англ. М., 1956. 3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 4. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. М. 1980. 5. Гегель Г.В. Наука логики. Т. 1-3. М. 1970 – 1972. 6. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с. 7. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Мысль, 1989. 8. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания./Отв. ред. И сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 464 с. 9. Канке В.А. Этика. Техника. Символ. Обнинск: Обнинский ин-т атомной энергетики, 1996. 10. Маркова Л.А. Наука. История и историография. XIX – XX вв. М. 1987. 11. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия/Сост. А.А. Печеночкин. М.: Логос, 1996.
Литература дополнительная
Тема 11-12. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления План: 1. Формы и структуры человеческого мышления. 2. Язык как орудие мышления. 3. Исследование мышления как социально-исторического феномена различными науками. 4. Многообразие вненаучного знания. 5. Миф: хаос, логос, магия, астрология и алхимия и некоторые другие формы познания. 6. Восточные практики как особые формы познания действительности. 7. Индо-буддийская и даосская медитация. 8. Йога как практическая философия. Суфизм.
Для коллективного обсуждения 1. Многообразие вненаучного знания. Задания для самостоятельной работы 1. Покажите многообразие вненаучного знания. 2. Покажите особенности восточных практики как форм познания действительности
Литература 1. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М.: Просвещение, 1982. – 112 с. 2. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М. 1981. 3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с. 4. Гегель Г.В. Наука логики. Т. 1-3. М. 1970 – 1972. 5. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и признание в современном мире. М., 1986. 6. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания./Отв. ред. И сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 464 с. 7. Йога/Пер. с санскрита В. Рудого, Е. Островской. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 576 с. 8. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М.: Прогресс, 1978. – 543 с. 9. Мифы народов мира в двух томах. М. 1980 – 1981. 10. Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Пер. с англ. – М.: Беловодье, 2002. – 304 с. 11. Розанов В.В. Сочинения: О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания/ИМЛИ РАН. Ред. И коммент. В.Г. Сукача, вступ. Ст. В,В, Бибихина. – М.; Танаис, 1995. – XXV, 808[2] с., 1 л. портр. – (Лит. Изгнанники). 12. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Религиозные теории личности. Йога. Дзен. Суфизм. Теософские направления. Санкт-Петербург: Прайм Еврознак, 2007. – 222 с. 13. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. 14. 2002. – 768 с.
Литература дополнительная 1. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с. 2. Жюлиа Дидье. Философский словарь. М.: «Международные отношения», 2000. – 544 с. 3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 816 с. 4. Хёсле В. Философия и экология. М.: Изд. Фирма «Ками», 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|