Тема 5. Сущность научного знания
Априори (лат. а priori, букв. — из предшествующего) — философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин: из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) — это познание А. и познание причины из ее действия — апостериорное познание. Интуиция в исследовании (лат. пристально смотреть)– способность постижения истины непосредственно без прямого использования других приемов. На Востоке интуиция является следствием медитации и йоги. Суждение – законченная мысль в отношении какого-либо объекта науки в форме повествовательного предложения. Особенно применяется в логике. Умозаключение – законченное и научно проверенное заявление, используемое для решения каких-либо научных задач. Применяется в логике.
Тема 6. Наука и современный рационализм Институциализация – организация исследований и способ воспроизводства субъекта научной деятельности Особая форма теоретического знания – репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития Самопознание – интеллектуальный и психический процесс, исследующий индивидуальные особенности личности
Тема 7. Наука и идеология
Идеология – совокупность политических, правовых, религиозных, философских и иных взглядов и идей, в которых осознаются отношения людей к действительности. Как правило, выражает интересы определенных групп. Классы – большие группы людей, различающиеяся своим отношением к средствам производства, а также положением в общественной иерархии по большей части закрепленное в законах
Партии – социальные организации, выражающие интересы различных групп и слоев и работающие на основе собственного устава Деидеологизация – процесс, приводящий к отказу от той или иной идеологи в результате социальных изменений Классовая борьба – высшая форма борьбы, ставящая целью взятия власти и изменения положения слоев и классов в обществе
Тема 8. Наука и миф
Архетип (греч. начало + образ) первоначальный образ, прообраз. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. Культ – совокупность специфических ритуалов, обрядов, обоснованных верой и церковными канонами Миф - фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. Различают: героические… Пластичность идей – способность платоновских идей к воплощению в объектах реального мира (Лосев А.Ф.). Эпос – род художественной литературы, в повествовательной форме дающий связный рассказ о событиях, объективированных от имени рассказчика. Различают: - устный эпос: сказки, легенды, предания, мифы, сказания, былины и др.; - письменный эпос: романы, повести, новеллы, рассказы и др.; а также - героический эпос. греч.Epos – повествование (Илиада, Одиссейя, Махабхарата)
Тема 9. Наука и религия
Абсолютная идея – в философии религии совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений, ограничений и условий.
Анимизм (от лат. дух, душа) верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, одна из примитивных форм религии. Атеизм – социальная философская теория, заключающаяся в отказе от религиозности и в ее опровержении и в утверждении самоценности мира человека. Культура религиозная - часть духовной культуры человечества, - порожденная религиозными запросами людей и - призванная удовлетворять эти запросы. Религия – мировоззрение, миропонимание, поведение самих людей, определяемое верой в существование сверхъестественных сил. Теология – система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства.
Тема 10. Наука и искусство
Гармония (греч. соответствие, согласие, созвучие) эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой. Искусство – одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира в образах и символах. Искусствоведение – особая научна дисциплина, занимающаяся исследованием развития жанров, видов и школ в искусстве. Источниковедение – отрасль исторической науки, исследующая теорию, методику и технику исторических источников, различается: историческое и., страноведческое и., литературное и. Катарсис (греч. очищение) духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии. Стили в искусстве – направление в развитии европейского искусства, сложившиеся в средневековье и в новое время, основанные на определенных принципах и достижениях. Значительная часть ранних стилей опиралась на христианскую религию. Стили во Франции 17 – 18 вв. обычно связаны с именами королей. Эстетизм - отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, доступного только избранной части общества (элите). Ярким представителем был О. Уайльд. Эстетика - учение об искусстве и художественном творчестве. Эстетика исследует:
греч.Aisthetikos - чувствительный
Тема 11. Взаимосвязь науки с различными формами освоения мира
Категория философская – наиболее общие фундаментальные понятия, выражающие всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Структура – совокупность устойчивых связей отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Структурализм – научное направление в гуманитарном знании и получившее впоследствии различные интерпретации в связи с переходом от описательности к абстрактно-теоретическому осмыслению изучаемого. Структурный функционализм – методологический принцип анализа явлений общественной жизни, основанный на вычленении исследуемого объекта в качестве целого и разложение его на элементы. Форма – результат взаимодействия внутренних и внешних качеств объекта; нет содержания без формы, как и нет формы без содержания. Всякая форма существенна, а всякая сущность формирована.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|