Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

37. Тема искусства и красоты в пьесе Чехова «Чайка».




С «Чайки» начинается Чехов зрелый драматург, новатор, принесший новое содержание и новые формы. Все то, что писал до «Чайки», было интересно, талантливо, но не выходило за пределы традиций и канонов.

Это произведение открывает цикл произведений, выражающих все наиболее глубокие темы, все важнейшие особенности творчества с силой поэтической сосредоточенности.

Это единственное крупное пр-е, посвященное теме искусства. Автор рассказывает о трудном пути художника, о сущности художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье. Пьеса об искусстве и о подвиге. В искусстве побеждает только тот, кто способен на подвиг воли, терпения, веры в победу, труда, смелого изучения правды жизни, непрестанного обогащения и раскрытия души художника. Искусство – дело жизни и смерти, талант сам по себе почти ничего не значит.

В «Чайке» утверждается воля к свободному творчеству, к счастью, к свету, к борьбе со всеми препятствиями, со всем темным, тяжелым, мрачным. Пьеса проникнута чеховским суровым оптимизмом – оптимизмом преодоления, подлинной силы, который смело расправляет крылья для полета, наперекор всем препятствиям.

 «Чайка» написана в середине 90-х. Жизнь давала надежду на изменение к лучшему. Он стремился к цельному мировоззрению, которое для него означало научно-точную, ясную программу действия, знание реальных путей к разумному, справедливому будущему, и с грустью осознавал, что такой ясности у него нет.

Пьеса явилась итогом многолетних раздумий о долге художника, о сущности художественного таланта. Талант – это воля. Воля к подвигу – такова воля истинного художника. А подвиг может возникнуть лишь там, где есть большая цель: счастье Родины, человечества. Одно лишь честолюбие, любовь к славе не способны сдвинуть горы. Значит, талант – это мировоззрение, потому что «глупец» не сможет направить талант.

Окрыленный образ «Чайки» стал искусстве символом победы человеческого духа над трудностями жизни. Призыв «не бояться жизни» был направлен против буржуазного искусства, которое всегда испытывало страх перед жизнью, то приукрашивая ее, то уходя от нее в тупики, откуда нет выхода. «Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно», — говорит Нине в финале пьесы Треплев, как бы подводя итог раздумьям автора.

Главное в «Чайке» — тема подвига. В искусстве успех сопутствует лишь тому, кто способен на подвиг, лейтмотив — тема полета, победы. Полета над трудностями к простому человеческому счастью. Нина отвергает версию о том, что она — погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достижения, вся жизнь — только «сюжет для небольшого рассказа». Этот образ связан с тенью Треплева, который предрекает, что убьет себя, как эту чайку, с Тригориным, который увидел в чайке сюжет для рассказа о судьбе девушки, и образ чайки превращается в многозначный символ чего-то без толку и бездушно забытого.

Подлинная внутренняя тема (искусства) пьесы раскрывается не сразу. Автор как бы предлагает нам на выбор различные варианты, разные трактовки и пьесы в целом, и каждого ее поворота, каждой отдельной темы.

Нет ничего праздного, лишнего в совершенном произведении искусства. Мы не может не чувствовать жестокой иронии жизни в том, что Треплев, мечтавший о торжестве «мировой воли», «гармонии прекрасной», сам не смог добиться победы своей творческой воли. Чехов сочувствует Треплеву так же глубоко, как сочувствовал он братьям по искусству, людям таланта. Но он не мог простить слабость.

В рассуждениях Треплева о «новых формах» есть немало и такого, с чем Чехов согласен. Как и его герой, считает, что театр должен изображать будничную жизнь обыкновенных людей, но изображать так, чтобы все будничное и повседневное было освещено внутренним светом поэзии, большой темы, чтобы за непосредственной реальностью было еще и подводное течение. История «подстреленной чайки» - это сюжет лишь для «небольшого рассказа», а не для большой пьесы Чехова. Этот сюжет существует в пьесе только как возможность, которая опровергается всем ходом действия, как намек, который мог бы осуществиться, но не осуществляется.

«Искусство для него было святым делом утверждения правды, красоты и свободы на беспредельно любимой, родной русской земле», - писал Ермилов. Ему нужны были союзники в его борьбе против пошлости, мещанства, рабства и лжи. Талант означал для Чехова оружие, которое нельзя было складывать. И он поднял над всеми слабыми и потерявшими веру нежный и гордый образ Чайки с ее прекрасным и свободным полетом к солнцу.

Жизнь без ясного, целостного мировоззрения – страшная тягота для художника. Это постоянная тема раздумий в «Чайке». Искусство, по убеждению Чехова, тогда не фальшиво, когда оно выполняет свой долг перед народом, указывает пути к будущему, живет жизнью Родины.

Основная сюжетная линия – чувства Константина Треплева (много рассуждает, но мало действует) и Нины Заречной (т. е. не от мира сего, живущая в мире собственных грез и фантазий), которые казались настоящими и взаимными. Их объединяла любовь к искусству, театру, социальная ниша и благословление родителей, если молодые решат связать свои судьбы. Треплев любил сочинять литературные произведения, которые чаще всего не приходились по вкусу зрителю. Лишь благодаря увлеченности Заречной его творчеством, на домашние спектакли собирались соседи.

В эти отношения вносит смуту Аркадина, актриса, со своим ухажером Борисом Тригориным (известный беллетрист, который уже утомился писать тексты и с долей скептицизма настроен к признанию обществом его таланта). Фамилия выражает его сущность – «три горя», т. е. натерпишься с ним «дегтя».

Если бы Треплев был уверенней в себе, если бы Заречная не повелась на известность Тригорина в литературных кругах, если бы Маша смогла полюбить Медведенко и постараться забыть о юношеской влюбленности, то получилась бы совершенно иная история без такого печального конца.

Проблематика произведения основана на нескольких вопросах:

— Стоит ли ради мечты поступиться всем и вся?

— Первая юношеская любовь: пронести сквозь года, как идеал чистого чувства, или жить ею всю жизнь и сокрушаться над ошибками прошлого?

— Что лучше: синица в руках или журавль в небе?

— Простить измену близкого человека или отвергнуть его навсегда.

Действие 1. Действие происходит в имении Сорина, где статский советник в отставке проживает с сыном своей сестры — Треплевым. Его сестра, Ирина Аркадина, — известная актриса, гостит в имении вместе со своим возлюбленным — ещё более известным беллетристом Тригориным. Треплев также увлечён литературным творчеством: обитателям и гостям имения он готовится представить свою пьесу. Играть в ней единственную роль должна Заречная — дочь богатых помещиков, соседей Сорина; она мечтает о сцене, но увлечению театром, неприличному для девушки её круга, решительно противятся родители. Влюблённый в Нину Константин создаёт для неё в парке «театр»: наскоро сколоченную эстраду, с занавесом, но без задней стены — декорацией служит вид на озеро. Зрители: управляющий имением Сорина, поручик в отставке Шамраев, его жена — Полина и дочь Маша, а также доктор Дорн, учитель Медведенко, безответно влюблённый в Машу; он завидует Треплеву и Нине, которые, как кажется всем, любят друг друга, пытается объясниться с Машей, но девушка, всегда одетая в чёрное — в знак траура по своей жизни, не может ответить ему взаимностью: она давно любит Константина. Приезжает Заречная. Вся в белом, она произносит текст в декадентском стиле (что тут же отмечает Аркадина): «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки…» — текст странный, у большинства вызывающий недоумение, а у Аркадиной протест: ей видится попытка поучить «как надо писать и что нужно играть». Раздражённый замечаниями, Константин прекращает спектакль и уходит. Нина не следует за ним, остаётся со зрителями и с удовольствием выслушивает комплименты в свой адрес — особенно со стороны Тригорина.

Действие второе. Та же усадьба два дня спустя. По случаю именин Сорина приезжает Нина, она удивляется тому, как мало знаменитые люди в быту отличаются от обыкновенных: известная актриса расстраивается и плачет из-за пустяков, а знаменитый писатель целыми днями ловит рыбу и радуется, когда поймает двух голавлей. Влюблённая в Тригорина, она совершенно охладела к Треплеву и избегает его. Сам Константин связывает эту перемену с провалом пьесы: женщины не прощают неуспеха; он приносит Нине убитую им чайку, обещает, что скоро таким же образом убьёт себя, но у Нины слова Треплева вызывают только раздражение. Теперь её кумир — Тригорин, пишущий незамысловатую прозу, ей уже не нравится манера Константина выражать мысли и чувства символами: чайка — очередной непонятный символ. Тригорин хочет знать, чем живёт и как смотрит на мир 18-летняя девушка, — для Нины, мечтающей о славе, намного интереснее, как чувствуют себя знаменитые люди; ей кажется, что ради славы она готова пожертвовать всем. Но Тригорин свою славу не чувствует никак, тяготится постоянной обязанностью писать, успех считает преувеличенным; что бы он ни писал, в результате снисходительные похвалы: «мило, талантливо». Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в свою книжечку сюжет для небольшого рассказа — о девушке, которая жила на берегу озера, счастливая и свободная, как чайка. «Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её, как вот эту чайку».

Действие третье. Прошла неделя. Константин пытался покончить с собой, но неудачно. Аркадина подозревает, что застрелиться Константина побудила ревность, и готовится к отъезду в Москву: чем скорее она увезёт Тригорина, тем лучше. Сорин считает, что безответная любовь — не единственная причина несчастий Константина: «Человек молодой, умный, живёт в деревне, в глуши, без денег, без положения, без будущего. Никаких занятий. Стыдится и боится своей праздности… Ему кажется, что он лишний в доме, что он тут нахлебник, приживал». Сорин просит сестру дать Константину денег, чтобы он мог одеться «по-человечески», съездить за границу. Но для брата у Аркадиной тем более нет денег. Вслед за Тригориным в Москву решает отправиться и Нина, чтобы поступить на сцену. Она дарит ему медальон, на котором выгравированы страница и строки одной из его книг: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». Он хочет остаться в усадьбе, ему кажется, что это чувство, которое он искал всю жизнь, — со всей откровенностью Тригорин рассказывает о своём увлечении и просит отпустить его. Но Аркадина не верит в серьёзность увлечения, мольбами и лестью она убеждает Тригорина отказаться от Нины. Однако перед самым отъездом он сталкивается с Ниной и договаривается с ней о тайном свидании в Москве. Маша, чтобы покончить со своей безответной любовью к Треплеву, решает выйти замуж за Медведенко.

Действие четвёртое. Прошло два года. Сорину уже шестьдесят два, он болен, но по-прежнему полон жажды жизни. Медведенко и Маша поженились, у них есть ребёнок, но ни счастья, ни даже простого благополучия в их браке нет: Маша любит Константина и большую часть времени проводит в имении Сорина, забывая и о муже, и о ребёнке.

Константин занят литературным творчеством, пьес больше не пишет, но его прозу публикуют в столичных журналах. Он рассказывает Дорну о том, что случилось с Ниной после отъезда в Москву: от связи с Тригориным у неё родился ребёнок, но вскоре умер; Тригорин её разлюбил и вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины всё складывалось ещё хуже: играла много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Родители её знать не хотят и даже близко не пускают к дому.

В очередной раз погостить в имении приезжают Аркадина и Тригорин; в журнале, который он привозит Константину, опубликованы его собственная повесть и повесть Треплева, оставшаяся неразрезанной: Тригорин к ней интереса не проявил.

Константин сам недоволен тем, что пишет. Когда-то он мечтал о «новых формах», теперь с досадой обнаруживает в своих сочинениях массу штампов и банальностей. «Что бы я ни писал, всё это сухо, черство, мрачно».

В соседней комнате обитатели имения играют в лото, а к Константину неожиданно приходит Нина — разочарованная, усталая, но ещё не потерявшая веру в своё призвание. Константин по-прежнему любит Нину: «Я зову вас, целу́ ю землю, по которой вы ходили; куда бы я ни смотрел, всюду мне представляется ваше лицо…». Нина его не слышит: из соседней комнаты до неё доносится голос Тригорина, которого она любит сильнее, чем прежде. Она помнит наизусть провалившуюся пьесу Константина, — этот наивный текст навсегда оказался связан с самой счастливой порой её жизни. Завтра она уедет в Елец — играть в театре, ехать придётся в третьем классе, «с мужиками», а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями. Напрасно Константин просит Нину взять его с собой, — она уходит одна, на прощание приглашает Треплева приехать взглянуть на неё, когда она станет большой актрисой.

Оставшись один, Треплев рвет свои рукописи. В соседней комнате, где играют в лото, слышен звук, похожий на выстрел. Дорн, сказав, что это, скорее всего, лопнула склянка с эфиром в его аптечке, выходит из комнаты, а вернувшись, просит Тригорина увести куда-нибудь Ирину Николаевну: «Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...