Понятие эмиссионных операций.
С помощью эмиссионных операций формируется как собственный, так и заемный капитал. С этой целью выпускаются такие эмиссионные ценные бумаги как акции — при формировании собственного капитала и облигации — при формировании заемного. Эмиссия краткосрочных долговых инструментов - депозитных и сберегательных сертификатов позволена лишь банковским структурам. К неэмиссионным ценным бумагам относятся векселя — они выпускаются (выписываются) и по действующему законодательству не требуют регистрации проспекта эмиссии. Таким образом, акционерное общество может эмитировать лишь две ценные бумаги — акции и облигации. Эмиссионные операции создают основу рынка ценных бумаг, т. е. ту среду в которой в дальнейшем совершаются операции, поэтому; сектор фондового рынка носит название первичного. Хотя основной целью эмиссионной операции является привлечение капитала (денежных ресурсов), эмиссия ценных бумаг позволяет решить и другие задачи — реконструировать собственность, пример, государственную в акционерную путем приватизации. Предлагая к продаже производные ценные бумаги, продавец старается снизить риск — хеджировать кредитные, процентные, валютные или другие риски. Эмиссия ценных бумаг позволяет провести секъюретизацию задолженности. Выпуская ценные бумаги для продажи, можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками. Первая эмиссия акции направлена на создание собственного капитала, последующие эмиссии — на увеличение акционерного уставного капитала путем размещения акций по закрытой под- писке или на открытом рынке. Формирование заемного капитала осуществляется путем эмиссии облигаций, которую можно осуществлять лишь при определенных условиях. Они различаются прежде всего в зависимости от статуса эмитента.
Прежде, чем принимать решение о выпуске ценных бумаг целесообразно: - определить цель проводимого выпуска ценных бумаг; - проанализировать риски; - рассчитать финансовую эффективность проводимой операции; - отработать технологию операции. Выпуск акций необходим при создании акционерного общества илипреобразовании структурыиной формы собственности в акционерную путем осуществления первой эмиссии акций. Повторные выпуски могут осуществляться: во-первых, путем организации открытого или частного размещения второй, третьей и последующих эмиссий акций и продажиакций их первым держателям во-вторых, путем капитализации собственных средств. Однако, приняв решение о капитализации собственных средств, нужно помнить, что РОСТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА ЗА СЧЕТ КАПИТАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРИВОДИТ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕНИЯМ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЭМИТЕНТА, ОДНАКО ПРИ ЭТОМ РАЗМЕР ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, НАХОДЯЩИХСЯВ РАСПОРЯЖЕНИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ. Таким образом, увеличивается размер платного капитала. Чтобы обеспечить себе достаточно высокий рейтинг на рынке ценных бумаг, эмитент вынужден платить дивиденды, причем они должны быть одинаковыми как по акциям, реализованным за плату при проведении подписки и продажи, так и по распределенным акционерам в порядке капитализации собственных средств — “бесплатным” акциям. Следует отметить, что риски переплетаются, концентрируясь в действиях операторов рынка. Поэтому важно установить основные составляющие риска эмитента, выпускающего акции. Риск ликвидности связан с возможностью потерь при реализации ценных бумаг. На вторичном рынке данный риск проявляется в снижении предполагаемой цены реализации акции или изменении размера комиссионных за её реализацию. Чем меньше шансов реализовать ценную бумагу, тем выше риск ликвидности. Если невозможно реализовать выпуск ценных бумаг на первичном рынке, возникает риск неразмещения всего выпуска или какой -либо его части.
Временной риск — риск выпуска, акции или иной ценной бумаги в неоптимальное время, что обуславливает вероятность определенных потерь. Технический риск связан с сервисным обслуживанием данной операции. Для эмитента — это риск платежа за проданные ценные бумаги. Действующая система расчетов позволяет не платить в течение определенного периода времени за приобретение акций. Операционный риск в современных условиях в основном связан с непрофессионализмом технического персонала, осуществляющего поручения с допускаемыми нарушениями в технологии операций с ценными бумагами, а также со сбоями в технических системах. Взвешивая риски по их уровню, следует признать, что основной из них — это риск неразмещения. Если в результате продажи акций инвестором реализовано менее 50 процентов выпущенных акций в штуках и оплачено менее 50 процентов уставного капитала в рублях, регистрирующий орган признает подписку несостоявшейся. Уровень данного вида риска определяется: а) инвестиционной привлекательностью акций; б) наличием на фондовом рынке платежеспособного спроса (инвестиционные возможности инвесторов); в) инвестиционной активностью в других аспектах финансового рынка. Нестабильность в финансовой и банковской сфере, кризисное состояние большинства отраслей экономики снижают инвестиционную привлекательность акций российских эмитентов. Отсутствие инфраструктуры вторичного рынка в значительной степени ограничивает использование акций для игры и поэтому они рассматриваются только стратегическими инвесторами и в лучшем случае как консервативная составляющая инвестиционного портфеля, причем размер их дивидендов обычно уступает доходности более надежных государственных бумаг.
ПРИ ВЫПУСКЕ АКЦИЙ СТОИМОСТЬ ПРИВЛЕКАЕМЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЭМИТЕНТА (ЦЕНА ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА) И ДОХОД ИНВЕСТОРА ОТ ПРОДАЖИ ЭТОГО КАПИТАЛА НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ НЕ СОВПАДАЕТ — ДОХОД ЗАВИСИТ И ОТ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЭТИХ АКЦИЙ.
Следовательно: РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ БУДЕТ УСПЕШНЫМ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЭМИТЕНТ ЗАБОТИТСЯ О ПОДДЕРЖАНИИ КУРСА СВОИХ АКЦИЙ НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ.
Размещая акции, эмитент привлекает самые “длинные” пассивы, поскольку акции — это бессрочная ценная бумага. Таким образом, он может размещать эти ресурсы в “длинных” активах без особого риска для ликвидности, и при этом стоимость размещаемых ресурсов зависит от ликвидности акций эмитента. Если акции ликвидны и по ним поддерживается стабильный рынок, инвестор всегда может сделать свои вложения в акции краткосрочными. Поэтому подобные вложения не ассоциируются у инвестора с долгосрочным отвлечением средств. Таким образом: ЭМИТЕНТ ПРИВЛЕКАЕТ СРЕДСТВА НА ВЕСЬ ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ СВОЕГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, А ПЕРИОД ИНВЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕРЖАТЕЛЯ АКЦИЙ ПРИ НАЛИЧИИ ЛИКВИДНОГО ИХ РЫНКА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ. Следовательно: РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ БУДЕТ УСПЕШНЫМ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ИНВЕСТОР ЗАБОТИТСЯ О ПОДДЕРЖАНИИ ИХ ЛИКВИДНОСТИ НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ.
ЭМИССИЯ ОБЛИГАЦИЙ Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию в предусмотренный ею срок, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации, либо иные имущественные права. Целью операции является: 1. Привлечение заемных средств на срок свыше года на приемлемых условиях. Привлечение инвестиционных ресурсов или “длинных” пассивов — задача, выдвигаемая эмитентом на первый план, и в первую очередь ее успешное решение нацелено на обеспечение платежеспособности и ликвидности. Так, например, не секрет, что осуществление любой инвестиционной программы требует весьма длительного периода инвестирования. Что касается банка, то в последнее время доходность операций на фондовом рынке снижается и, следовательно, ищет альтернативных сфер вложения капитала. Одной из таких сфер становится покупка акций приватизированных предприятий в основном через дочерние структуры. Это ставит под угрозу финансовое благополучие банков, поскольку активные операции, связанные с приобретением акций, даже если акционерное общество и становится полностью подконтрольным банку, не может принести быстрого дохода. В основном же возникает ситуация, когда пассивы банка являются “короткими” (три, шесть месяцев) и дорогими, а активы — длинными и малоэффективными с позиций сегодняшней доходности. В этих условиях привлечение длинных пассивов, обеспечивающих банку относительную финансовую стабильность, выдвигается в ранг первоочередных задач. Таким образом, получатели просят долгосрочные займы, а кредиторы хотят предоставлять краткосрочные кредиты. Это противоречие кредитного рынка особенно остро проявляется в период стабильной экономики, когда динамика процентных ставок не поддается прогнозу. Одним из вариантов “примирения” интересов ссудозаемщика и кредитора — выпуск “ликвидных” облигаций, которые позволяют эмитенту привлекать средства на срок более года, а инвестору — в любой момент получить обратно инвестируемую сумму, продав облигацию на вторичном рынке.
2. Эмитируя облигации, акционерное общество не рискует попасть в зависимость от банка и само определяет размер, сроки и условия погашения облигационного займа, а держатели акций не делятся правами управления, поскольку облигация в отличие от акции права голоса не имеет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|