Ряд специальных преимуществ при выпуске облигаций имеют банки.
Эмиссия облигаций позволяет им: - избежать обязательного резервирования. При выпуске облигаций не требуется создания обязательных резервов по средствам, привлеченным банком в ходе выпуска облигационных займов (Положение Банка России от 15 февраля 1994 года №13-1/190 “О порядке формирования фонда обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в ЦБ РФ”); - иметь определенные преимущества в процедуре эмиссии облигаций по сравнению с эмиссией акций. При реализации облигаций открытие банку-эмитенту специального накопительного счета не требуется и поступившие средства за реализацию могут использоваться в деятельности банка (Инструкция 8, п. 10 и 9); - не устанавливать минимально оплачиваемую долю выпуска облигаций по отношению к первоначально заявленному его объему, достижение которой безусловно необходимо для регистрации итогов выпуска; - уменьшить налогооблагаемую прибыль — проценты, выплаченные по облигациям, отражаются на балансовом счете 970 “Операционные и разные расходы” (п. 24, 4) и уменьшают налогооблагаемую базу банка. “При исчислении налогооблагаемой базы доходы банков уменьшаются на сумму начисленных процентов по выпущенным банками ценным бумагам, являющимся долговыми обязательствами (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и др.), а также на сумму отрицательной разницы (дисконта) между ценой реализации выпускаемых долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью в пределах ставки ЦБ России по централизованным кредитным ресурсам плюс три процентных пункта. (Письмо государственной налоговой службы РФ №НП-4-01/196н и Министерства финансов №142 “О некоторых вопросах налогообложения, возникающих связи с использованием ценных бумаг” от 8 декабря 1993 г п. 1).
Риск неразмещения облигаций связан со сроками обращения облигаций и с особыми правилами эмиссии. Во-первых, по законодательству срок обращения облигаций не может быть менее года и эмиссия подобных инструментов пользуется популярностью на отечественном фондовом рынке. Ни один эмитент не может решиться на выпуск облигаций, если он не уверен в привлечении таким способом значительного объема достаточно “длинных” ресурсов (на срок свыше шести месяцев). Поэтому, например, не случайно, что до последнего времени ни один из российских банков не сделал подобной пытки. Объяснить подобное самоограничение достаточно просто. В условиях высокой инфляции внутренний спрос на цена бумаги со сроком погашения от шести месяцев был и остается весьма низким. Во-вторых, выпуск облигационного займа требует государственной регистрации, а значит сопряжен со значительными временными затратами. Кроме того, по российскому законодательству можно начать регистрацию облигационного выпуска лишь после регистрации итогов очередной эмиссии акций. Таким образом, эмитент может решиться на эмиссию облигаций, если он реально рассчитывает на привлечение таким способом значительного объема достаточно “длинных” ресурсов это становится практически невозможным в связи с инвестиционной привлекательностью других секторов финансового рынка в частности, государственных ценных бумаг, которая очень велика. Например, все более активное размещение государством долговых ценных бумаг со сроком погашения три, шесть и 12 месяцев не позволит отечественным эмитентам в ближайшее время рассчитывать на внимание российских инвесторов. В то же время их выход на внешние рынки затруднен в связи с отсутствием у подавляющего большинства российских эмитентов необходимой кредитной истории и конкуренцией со стороны облигаций Минфина России.
Оценка эффективности Эффективность привлечения кредитных ресурсов с помощью эмиссии облигаций тесно связана с их ликвидностью. Если облигация ликвидна и у её держателя есть реальная возможность продать её на вторичном фондовом рынке облигаций, то процент, установленный при её эмиссии, может быть минимальным. В свою очередь цену привлечения средств с помощью облигационного займа определяет её рейтинг. Обычно рейтинг — это информация для инвесторов; однако российский фондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом — добиться такого рейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения его облигационного займа. Следует учитывать, что рейтинг — это не формула, а качественная интерпретация количественных показателей. Рейтинг — это мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка; суждение относительно вероятности оплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг — это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности. Создание рейтинговых оценок — один из способов охарактеризовать рынок. Высокий рейтинг, установленный для ценных бумаг данного эмитента, помогает повысить ликвидность ценной бумаги и снизить цену займа. Действительно, на развитом рынке, где практически все долговые обязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать какую-либо облигацию, если отсутствует ее рейтинг. Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться с заказом в известные рейтинговые агентства, уплатив определенную сумму денег, для того, чтобы специалисты-аналитики проверили качество ценной бумаги и присвоили ей рейтинговую категорию. Таким образом, на эффективном фондовом рынке только долговые обязательства, которые прошли процедуру рейтинга могут обеспечить доступ к получению заемных средств. При этом цена займа для эмитента определяется категорией, которую присваивает рейтинговое агентство. Градация рейтингов двух наиболее известных агентств приведена в таблице 6.2.1.
Таблица 6.2.1
По данным таблицы видно как рейтинг обеспечивает дифференциацию эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, негарантирующих погашение задолженности, создавая объективную основу для оценки кредитного риска, стандарты открытости и прозрачности на фондовом рынке. В данной таблице отражено ранжирование облигаций в зависимости от степени кредитоспособности их эмитентов. “ААА” (Американская арбитражная ассоциация) — означает очень высокую степень кредитоспособности. “Р” — отказ от погашения облигаций. Например, облигации, относящиеся к классу “ВВ” и ниже, носят название Junk Bonds (мусорные, бросовые облигации). Суммируя вышесказанное, можно отметить, что рейтинг обеспечивает эмитенту доступ к рынку облигаций, а его повышение — лучшие ценовые условия. Вместе с тем, снижение рейтинга приводит к удорожанию облигационного займа. При этом эмитент очень рискует, так как любое снижение качества его ценных бумаг означает дополнительные издержки.
Итак, мы видим, что рейтинг для эмитента определяет цену займа, делает рынок выпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном итоге определяет ее место (нишу) на рынке. В связи с этим для эмитента, желающего получить приемлемую цену привлеченных с помощью выпуска облигационного займа ресурсов, важно иметь высокий рейтинг. В отечественной практике при построении рейтинга инвестиционной привлекательности, как правило, осуществляется сравнение предприятий по конкретному набору количественных показателей. Следует отметить, что не имея достаточно высокого рейтинга, эмитенты не смогут повысить эффективность выпуска облигации путем выхода на внешние рынки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|