Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционное право РФ как наука и учебная дисциплина.




 

Общая характеристика науки российского конституционного права до 1917 года.

Наука о государстве и механизмах его функционирования существует давно, но в синкретичном, т.е. «слитом воедино» с другими отраслями знаний виде. Например, отдельные моменты исследований о праве были затронуты в политико-философских сочинениях Платона, Аристотеля, а позднее в трудах Фомы Аквинского, французских просветителей 17 века (Дидро, Руссо, Монтескье). Такое положение относительно исследований проблем государства существовало в науке вплоть до начала 19 века. И лишь с окончательным оформлением классического капитализма в странах Европы и Америки возникла потребность в развитом правовом регулирования и как следствии в развитии науки государственного (конституционного) права. При том, что именно в 19 веке впервые появились наиболее известные научные школы и доктрины, и различные варианты изучения государственного права в мире. В целом, как самостоятельная отрасль права и наука конституционное право сформировалась в конце 19 века.

Именно в конце 19 века и начале 20 века в работах таких грандов науки конституционного права, как Г. Еллинек, П. Лабанд, Зейдель (Германия), Л. Дюги и Эйсмен (Франция), Блэкстон, Дайси (Великобритания) были сформированы ключевые понятия и институты конституционного права, появилось представление о системе конституционного права. В России развитие науки конституционного права всегда ассоциировалось с такими именами как Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, Б.Н. Чичерин, Н.И. Палиенко, А.С. Ященко и др.

Весь 19 век можно назвать веком господства позитивизма – этой доктрины, в рамках которой изучение государства и права представлялось ученым как чисто юридическое явление, как изучение законодательства, оперирование чисто юридическими методами и категориями.

Но юридическая (формальная) школа уже в конце 19 века получила серьезных оппонентов в лице Л.Дюги, основателя т.н. социологической школы. В России его идеи поддерживали В. Ивановский и Л. Петражицкий. В основе взглядов сторонников социологического направления лежит представление о том, что государственное право не может быть сведено лишь к юридической догматике, необходимо изучать те движущие силы, которые способствуют формированию правовых норм, т.е. социологию и политику. В рамках этого подхода считается крайне важным исследования реальных, фактических отношений в процессе применения правовых норм, влияния политических сил на право.

Советская наука государственного права была выстроена на безусловном признании юридической ценности только марксистко-ленинской методологии исследования государства и права. Ключевое значение имели для науки работы Ф.Энгельса, К.Маркса, В.Ленина, а также работы действовавших руководителей КПСС, и решения соответствующих руководящих органов. Достаточно сказать, что ни одна монография или учебник не обходились без многочисленных цитат из проведений классиков марксизма-ленинизма, цитируемых при этом не всегда к месту.

В период с 1917 по 1922 год преобладало в целом отрицательное отношение к праву как к буржуазному институту, которое скоро просто исчезнет. Позднее развитие пошло по пути создания классического позитивного права, правда с некоторыми особенностями свойственными социалистическому типу государства и права (восприятие как источников права решений партийных органов, профсоюзов, гипертрофированная роль подзаконных актов).

До конца 50-х годов не было системных исследований по конституционному праву, преобладали как правило, комментированные труды, излагающие содержание конституции и содержащие большую подборку цитат классиков марксизма.

В эти же годы начался постепенный процесс отхода от рассмотрения права исключительно с классовых позиций. Именно в 60-е годы в научных работах появилась идея общенародного государства, а социальной базой государства стали считаться не только рабочие (появилось упоминание о «служащих» и творческой интеллигенции). Но идея правового государства однозначно отвергалась.

Вместе с тем, наука конституционного права слепо следовала принципу партийности, и зачастую изучала и постоянно комментировала в качестве научных источников решения многочисленных Съездов КПСС. Наука советского государственного права стояла на позициях отрицания перспектив капитализма, незыблемости СССР как оплота социализма, перспективе построения в СССР коммунистического государства.

В конце 80- нач. 90-х гг. начался резкий процесс отказа от методологии диалектического материализма при исследовании государства и права. Вместо критики западного строя началось его безудержное восхваление, вместо апологии советского конституционного прав началось его отрицание с позиции общечеловеческих ценностей. Ряд известных ученых выступили с критикой идей федеративного государства, отказа от понятия государственный суверенитет, с отказом от всех достижений науки советского государственного права. Идеи народовластия, общенародного парламента, полноты власти Советов и другие идеи в интерпретации многих государствоведов мгновенно поменяли свое качество с позитивного на негативное.

Современное развитие науки конституционного права России можно считать довольно интенсивным, что обусловлено в первую очередь бурными политическими процессами, требующими конституционно-правового оформления, а также созданием совершенно новых конституционно-политических институтов.

В целях изучения науки конституционного права широко используются такие общенаучные, общефилософские методы познания: формально-логический, диалектико-материалистический, системный метод, метод структурно-функционального анализа, статистический метод.

В настоящее время наука российского конституционного права развивается под сильным влиянием идей, заложенных в Конституции РФ 1993 года. Также большое влияние на науку конституционного права оказывает практика работы государственных органов, состояние реализации конституционных прав и свобод, деятельность институтов гражданского общества (партий, общественных объединений, профсоюзов, некоммерческих организаций).

Постепенно преодолевается негативное отношение к работам советского периода развития конституционного права.

Конституционное право как наука – это совокупность в той или иной мере систематизированных знаний о действующих нормах права, отраженных в научных исследованиях (монографиях, статьях, диссертациях..), которое призвано изучить закономерности функционирования норм, выявить пробелы и дать рекомендации по их устранению и совершенствованию.

Конституционное право как учебная дисциплина читается как самостоятельный предмета на вторых курсах юридических факультетов университетов, и представляет собой изложение в систематизированном виде знания о конституционно-правовых нормах в рамках основных разделов:

- общие вопросы конституционного права (понятие, предмет, метод, нормы и правоотношения, источники, ответственность)

- учение о конституции

- основы конституционно-правового строя,

- конституционно-правовой статус человека и гражданина,

- форма государства в трех ее ипостасях (форма правления, государственный режим и форма гос. устройства)

- организация и функционирование государственной власти и местного самоуправления.

 

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Что означает наука конституционного права?

2. Перечислите основные периоды становления науки конституционного права в России?

3. Методология науки конституционного права?

4. Задачи конституционного права как науки?

5. Перечислите разделы в рамках которых изучается конституционное право?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...