Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и метод конституционного права.




 

При определении предмета конституционного права, как правило, говорят о тех общественных отношениях, которые регулируются нормами конституционного права. Тем не менее, все различные группы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права можно мысленно вычленить в четыре основные мегагруппы:

- отношения, возникающие при установлении основ государственного и общественного строя;

- отношения, возникающие при установлении и регулирования конституционно-правового статуса человека;

- отношения, определяющие форму государства;

- отношения, определяющие правовою основу функционирования организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Соответственно предметом конституционно права России как отрасли права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного строя российского государства, сущность и формы организации государства и власти, основы правого положения личности, система, порядок формирования, принципы и механизм организации органов государственной власти и местного самоуправления.

Метод конституционно-правового регулирования – это совокупность приемов и средств воздействия конституционного права на общественные отношения.

Данный вопрос является одним из наиболее дискуссионных в науке конституционного права. Имеются несколько подходов к методам конституционно-правового регулирования.

Согласно первому, метод должен соответствовать типу правового регулирования (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой). Соответственно по большому счету, конституционно-правовой метод является вторичным, имея лишь некоторые особенности, примыкая к административно-правовому методу.

Сторонники второго подхода при выделении методов правового регулирования исходят из такого критерия как степень обязательности правовых предписаний и возможность сторон правоотношений самостоятельно участвовать в установлении своих прав и обязанностей. Ими выделяются два метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. Первый требует от сторон правоотношения неукоснительного соблюдения требований закона и детально регламентирует права и обязанности участников правоотношений, а второй – допускает волеизъявление сторон по поводу определения круга своих прав и обязанностей. Эти методы присутствуют во всех отраслях, а специфика конституционного права заключается лишь в удельном весе соответствующего метода (считается что в конституционно-правовом регулировании преобладает императивный метод).

С точки зрения авторов третьего подхода, определяющими при характеристике метода отрасли права является особенности реализации норм соответствующей отрасли права, субъектов правоотношений, круга прав и обязанностей.

В связи с указанными критериями можно выделить следующие особенности метода конституционно-правого регулирования:

1) Конституционно-правовое регулирование осуществляется от имени государства и посредством актов государственно-властного характера. Иными словами, использование договорных форм в конституционном праве практически исключено, и даже допускаемое заключение нормативных договоров основано на законе и должно соответствовать предписаниям закона, и является дополнением к законодательному регулированию.

2) Сочетание методов общего норматирования (общих установлений) для одних субъектов и подробного регулирования для иных субъектов общественных отношений. К примеру, конституционно-правое регулирование прав и свобод в основном носит характер общих установлений и детально регламентируется нормами иных отраслей права, но регулирование властных отношений в системе высших органов государственной власти носит в значительной мере исчерпывающий характер.

3) Конституционно-правовое регулирование общественных отношений опирается на широкое использование метода установления статусов. Нормы конституционного права закрепляют статусы разнообразных органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, субъектов федерации и граждан.

4) Спецификой методов конституционно-правового регулирования является использование актов более высокой и более значимой правовой формы – Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов.

5) Конституционно-правовое регулирование строится на методе единства материального и процессуального начал. В конституционном праве не существует принятого в гражданском или уголовно праве деления на материальное и процессуальное право, что отражено в наличии соответствующих кодексов.

6) В конституционном праве используются и переплетаются все три известные группы нормативных предписаний – дозволения, запреты, предписания.

7) В конституционно-правовом регулировании проявляется и метод установления конституционно-правовой ответственности и санкций для субъектов данных общественных отношений.

Конституционное право является ведущей отраслью права, нормы которой определяют базовые характеристики любой иной отрасли права.

Соотношение конституционного права с иными отраслями права можно определить посредством довольно простого примера. Так, конституционные нормы устанавливают систему органов исполнительной власти, их общий статус, который затем применительно к каждому конкретному органу конкретизирует в нормах административного права. Закрепляя право собственности, его формы, общие принципы ведения хозяйства, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя самые общие принципы бюджетной системы, нормы Конституции предопределяют основы финансового права. Устанавливая конституционные принципы правосудия, пределы применения наказаний, систему судебной власти конституционное право содержит исходные начала для уговорного и уголовно-процессуального права.

Разные авторы учебных курсов по конституционному праву оперируют различными понятиями, раскрывая смысл деления конституционного права на отдельные элементы разного уровня. С.А. Авакьян рекомендует использовать термин «структура», Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин считают возможным использовать понятие «система конституционного права. Мы не видим большой разницы в использовании терминологии, но считаем более устоявшимся понятие «система» конституционного права, которое и будем использовать в дальнейшем.

Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которое существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в институты, обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов.

Конституционное право подразделяется на несколько структурных элементов:

1) подотрасли,

2) конституционные институты,

3) нормы конституционного права.

Подотрасли представляют собой относительно самостоятельные структурные образования, образуемые исходя из особенностей предмета регулирования соответствующих правоотношений.

В науке существует несколько трактовок выделения подотраслей. Согласно одной деление на подотрасли в целом совпадает с теми группами общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права. Иными словами можно говорить о таких подотраслях как основы конституционного строя, основы правого статуса человека и гражданина, форма государства, система органов государственной власти и местного самоуправления.

С другой точки зрения, можно выделять минимум 11 подотраслей: Основы конституционного строя (характеризуют политический плюрализм, природу российского государства, институты власти в виде непосредственной демократии и перечисления высших органов власти., конституционные основы экономической деятельности), 2) конституционный статус человека и гражданина (гражданства, права и свободы человека и гражданина, статус беженцев, и переселенцев), 3) форма государственного устройства (статус РФ и ее субъектов, компетенция РФ и субъектов, административно-территориальное деление, основы национальной политики), 4) избирательное право и избирательная система (принципы избирательном системы, избирательные права граждан, подготовки и проведения выборов в стране), 5) президент РФ (порядок выборов, статус президента, деятельность органов и лиц, обеспечивающих деятельность Президента), 6) Федеральное Собрание (нормы, касающиеся статуса Федерального Собрания, их полномочий, законодательного процесса, организации и деятельности палат), 7) Правительство и иные органы исполнительной власти (это нормы, закрепляющие статус федеральных органов исполнительной власти), 8) конституционные основы судебной и прокурорской системы (эта подотрасль объединяет нормы Конституции и иных правовых актов, которые регламентируют систему судов, порядок их образования, ключевые полномочия, причем только в самых главных чертах, так как детально их деятельность регулируется в иных отраслях), 9) Конституционный Суд РФ (нормы, устанавливающие статус, полномочия, порядок деятельности КС как специфического судебного органа, отличающегося от иных судов), 10) органы государственной власти субъектов РФ (нормы, определяющие систему этих органов, их статус и полномочия, порядок деятельности) 11) конституционные основы местного самоуправления в РФ (эта подотрасль включает нормы, устанавливающие общие принципы организации органов местного самоуправления, статуса институтов непосредственной демократии, органов и должностных лиц местного самоуправления).

Конституционно-правовой институт – это совокупность однородных конституционно-правовых норм, связанных и взаимообусловленных общностью предмета регулирования (институт гражданства, федеративное устройство и др.). В сопоставлении с подотраслью – это более узкая группа норм.

Нормы права – это формально определенные правила поведения участников правовых отношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу субъектов права и рассчитанные на многократное применение.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, иные письменные акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Среди источников, имеющих сферу действия на всей территории РФ выделяют:

1) Конституцию РФ, которая занимает первое место среди иных источников, выступая фундаментальным актом, нормы которого детализируются в других источниках конституционного права;

2) Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права;

3) Закон о поправках в Конституцию РФ, принимаемый согласно ст. 136 Конституции и толкованию, данному Конституционным Судом. До настоящего времени ни один такой закон не принят;

4) Федеральные конституционные законы. Конституцией РФ их предусмотрено целых 12 (например, ФКЗ о Правительстве, о чрезвычайном положении, о Конституционном Суде и пр.);

5) Федеральные законы;

6) Договоры между органами государственной власти РФ и субъектами РФ

7) Указы и распоряжения Президента РФ;

8) Постановления Правительства РФ;

9) Постановления палат Федерального Собрания;

10) Акты министерств и ведомств (инструкции, приказы, разъяснения).

Вторую группу составляют источники, действующие на территории субъектов РФ:

1) Конституции (уставы субъектов), являющие основополагающими актами для правовой системы субъектов РФ;

2) Законы субъектов РФ;

3) Указы и распоряжения высших должностных лиц субъектов РФ;

4) Постановления высших исполнительных органов субъектов РФ;

5) Постановления законодательных органов субъектов РФ;

6) Акты исполнительных органов власти субъектов РФ.

В третью группу источников конституционного права входят акты, приминаемые на уровне муниципального образования.

1) устав муниципального образования;

2) решения представительных органов местного самоуправления;

3) постановления главы местного самоуправления;

4) акты исполнительных органов местного самоуправления.

К числу уже практически не применяемых источников Конституционного права РФ некоторые ученые относят акты бывшего Союза ССР, в части не противоречащих Конституции и законам РФ, а также Декларации о государственном суверенитете РСФСР и республик РСФСР.

Особого рода источниками конституционного права РФ, не относимых ни к одной группе являются постановления Конституционного суда РФ. Хотя в российской правовой системе общепризнано, что суд не является органом, признающим нормативные акты, но содержащиеся в его решениях правое позиции имеют большое значения. На их основе утрачивают силу нормативно правовые акты, а толкование данное Судом нормам права, содержащихся в Конституции, фактически создает новую систему правоприменения этих конституционных установлений.

Нормы конституционного права – это разновидность социальных норм, которые закреплены в источниках конституционного права. Но при наличии общих признаков по сравнению с нормами иных отраслей права, конституционно-правовые нормы имеют явную специфику:

- отличаются специализированным содержанием;

- имеют своеобразие разновидностей: среди конституционно-правовых норм значителен удельный вес норм-дефиниций, ном-принципов, норм-целей. Данные нормы имеют общерегулятивный характер и применяются участниками всех субъектов правовых отношений;

- определены как учредительные, т.е. предписания в них содержащиеся первичны, и устанавливают обязательный порядок и условия создания всех иных правовых норм;

- имеют особый механизм правореализации, который в ряде случаев связан не возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, субъектов в состав РФ);

- связаны с наличием особых субъектов (народ, государство, представительные органы, глава государства);

- наделены особенностями структуры: для конституционных норм нехарактерна в ряде случаев трехчленная структура, а имеются лишь два элемента: гипотеза и диспозиции, и лишь в редких случаях санкция.

Классификация конституционных норм. Первым классификационным критерием может выступить их деление по содержанию, т.е. кругу регулируемых правоотношений. Одни нормы регулирующие институт конституционного строя, другие – основы правого статуса человека гражданина, третьи – основы формы правления и государственного устройства, четвертые – взаимоотношения органов государственной власти, их структуру и полномочия.

Вторым основание градации может вступить юридическая сила норм. Во-первых, норм, содержащиеся в Конституции РФ как наиболее значимые. Во-вторых, нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах.

Третьим критерием классификации может быть названа территория действия норм. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории РФ, на территории субъекта РФ, на территории муниципального образования.

Четвертым основанием классификации может быть определен характер юридических предписаний. По этому признаку выделяют управомачивающие нормы, т.е. предписания осуществлять в рамках компетенции определенного действия (например, ч. 1 ст. 78 дает право федеральным органам создавать свои территориальные органы), запрещающие, т.е. нормы, имеющие целью не допустить совершения действия (запрет на совмещение депутатского мандата члена СФ или депутат Гос. Думы, установленный ч. 2 ст. 97); и обязывающие, закрепляющие в конкретной форме обязанности субъектов по совершению определенных действий (ст. 107 Конституции обязывает Президента подписать принятый Думой закон, если он принят ГД и СФ в ранее принятой редакции).

Пятым основанием градации конституционных норм можно рассматривать способ воздействия на общественные отношения. Выделяют регулятивные (например, Федеральное Собрание состоит из 2-палат ст. 95 Конституции) и правоохранительные нормы (например норма ч. 1 ст. 93 Конституции, предусматривающая порядок отрешения Президента от должности).

Шестым основанием классификации служит степень определенности правовых предписаний. Разграничивают императивные нормы, в которых однозначно определяется вариант поведения (ст. 50 Конституции запрещает повторное осуждение человека за одно и то же преступление), и диспозитивные нормы, в которых предусмотрена возможность выбора субъектом варианта своего поведения (ст. 59 Конституции предоставляет право выбора альтернативной гражданской службы при призыве на воинскую службу).

Седьмым основание классификации может быть определено назначение в механизме правового регулирования. По этому критерию выделяют материальные и процессуальные нормы. Первые опосредуют регулирование содержательной стороны общественных отношений, а вторые определяют форму, в которые реализуется материальная норма. Следует отметить, что несмотря на отсутствие в конституционном праве аналогично иным отраслям процессуальной отрасли, процедурные нормы широко представлены в различных институтах конституционного права (при отсутствии специализированных Кодексов).

Ситуационно-правовые отношения - это необходимые связи, соединяющие нормы права и фактические отношения (юридические факты реальной действительности).

Виды конституционно-правовых отношений.

В зависимости от характера взаимоотношений сторон принято выделять: конституционно-правовые отношения общего характера и конкретные конституционные отношения. В первых – нет конкретных субъектов, не определены права и обязанности сторон – правоотношения-рамки (например, провозглашение РФ демократическим государством в ст. 1 Конституции – все государственные органы обязаны проводить политику так, чтобы соответствовать этому качеству, но не ясно контрено в чем должны заключаться обязанности государственных органов). Вторые – отличаются тем, что в них заранее определены и известны стороны, их права и обязанности. Для возникновения конкретного правоотношения нужен лишь юридический факт (событие или действие), влекущее за собой возникновение, изменение или прекращения конкретного правоотношения. Особую группу правоотношений, более примыкающую к общим, составляют правоотношения-состояния. Их особенность составляет то, что несмотря на определение сторон такого правоотношения, их права и обязанности четко не известны (состояние в гражданстве, состояние гос. суверенитета РФ).

Субъекты конституционно-правовых отношений.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. К числу субъектов в конституционном праве относятся: народ, граждане, объединения граждан (партии и иные общественные объединения), иностранцы, лица без гражданства, РФ в целом, субъекты РФ, государственные органы и должностные лица, муниципальные образования и их органы, а также население муниципальных образований.

Среди особенностей конституционно-правовых отношений можно назвать следующие:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное индивидуальное содержание, возникаю в публично-правовой сфере, каркас которой очерчен предметом конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: отдельные субъекты не могут быть субъектами ни каких других видов правоотношений (например, народ);

3) субъекты конституционно-правовых отношений изначально неравноправны. В конституционно-правовых отношениях действует принцип власти и подчинения, когда одна из сторон всегда имеет право, а другая лишь обязанность.

4) конституционно-правовые отношения тесно соприкасаются с политическими отношениями (особенно явно это проявляется при юридической регламентации таких институтов как отставка правительства или досрочное прекращение полномочий законодательного органа).

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Каковы 4 группы конституционно-правовых отношений?

2. Что понимается под методом конституционно-правового регулирования?

3. Каковы структурные элементы конституционного права?

4. Каковы функции конституционного права?

5. Перечислите источники конституционного права?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...