Патхама каммапатхапеййяла сутта: Течения каммы (I)
АН 3.163 [Благословенный сказал]: Монахи, тот, кто обладает тремя качествами, оказывается в аду, как если бы его туда затянули силой. Какими тремя? * (1) он уничтожает жизнь, * (2) поощряет других уничтожать жизнь, * (3) одобряет уничтожение жизни. Тот, кто обладает этими тремя качествами, оказывается в аду, как если бы его туда затянули силой.
Дутия каммапатхапеййяла сутта: Течения каммы (II) АН 3.164 [Благословенный сказал]: Монахи, тот, кто обладает тремя качествами, оказывается в небесном мире, как если бы его туда затянули силой. Какими тремя? * (1) он воздерживается от уничтожения жизни, * (2) поощряет других воздерживаться от уничтожения жизни, * (3) одобряет воздержание от уничтожения жизни. Тот, кто обладает этими тремя качествами, оказывается в небесном мире, как если бы его туда затянули силой.
Сутты АН 3.165-182 (сутты идентичны предыдущей паре сутт АН 3.163 и АН 3.164, но в каждой следующей паре меняется качество):
берёт то, что не дано (АН 3.165-166) пускается в неблагое сексуальное поведение (АН 3.167-168) лжёт (АН 3.169-170) речью сеет распри (АН 3.171-172) грубит (АН 3.173-174) пускается в пустую болтовню (АН 3.175-176) полон жажды (АН 3.177-178) имеет недоброжелательность (АН 3.179-180) придерживается неправильных воззрений (АН 3.181-182)
VIII. Страсть и далее - Серия повторений Рагапеййяла сутта: Жажда АН 3.183 [Благословенный сказал]: Монахи, ради прямого знания жажды следует развивать три вещи. Какие три? * (1) пустотное освобождение, * (2) беспредметное освобождение, * (3) безжеланное освобождение1. Ради прямого знания жажды следует развивать эти три вещи.
Согласно Комментарию, пустотность, беспредметность, безжеланность - названия состояний сосредоточения, которые предшествуют ниббане. Они различаются только в том, каким образом к ним подходят. Они окрашивают первичное постижение ниббаны: медитирующий, который созерцал тему непостоянства феноменов, впервые постигнет ниббану как беспредметность; тот, кто созерцал тему страдательности феноменов, впервые постигнет ниббану как безжеланность (из-за отсутствия желания); тот, кто созерцал тему безличностности феноменов, впервые постигнет ниббану как пустотность.
Сутты АН 3.184-352 редакция перевода: 20.11.2013 Перевод с английского: SV
источник: "Anguttara Nikaya by Bodhi, p. 376"
(первые сутты в этой серии повторений идентичны АН 3.183, но вместо "ради прямого знания жажды" здесь идут другие фразы: "ради полного понимания жажды... ради полного уничтожения жажды, ради оставления жажды, ради уничтожения жажды ради преодоления жажды, ради угасания жажды, ради прекращения жажды, ради отказа от жажды, ради покидания жажды." А далее все эти сутты повторяются, но вместо "жажды" здесь идут иные слова): злобы заблуждения злости враждебности клеветы презрения зависти скупости неискренности лукавства упрямства горячности самомнения надменности опьянения беспечности
АН 4: Чатукка Нипата - Книга Четырёх Первые пятьдесят I. Бхандагама Анубуддха сутта: Понял АН 4.1 Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в стране Вадджей в Бхандагаме. Там Благословенный обратился к монахам: Монахи! Учитель! - отвечали те монахи. Благословенный сказал: Монахи, из-за непонимания и непостижения четырёх вещей вы и я блуждали и скитались [в круговерти перерождений] в течение длительного времени. Каких четырёх? Монахи, из-за непонимания и непостижения
* (1) благородного нравственного поведения,
* (2) благородного сосредоточения, * (3) благородной мудрости, * (4) благородного освобождения
вы и я блуждали и скитались [в круговерти перерождений] в течение длительного времени. Благородное нравственное поведение было понято и постигнуто. Благородное сосредоточение, мудрость, освобождение было понято и постигнуто. Жажда к существованию была отрезана. Проводник к существованию был уничтожен. Не будет более нового существования. Так сказал Благословенный. И сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:
Нравственность, сосредоточение, и мудрость, Как и непревзойдённое освобождение: Все эти вещи смог понять славный Готама Своею собственною силой.
И напрямую познав эти вещи, Сей Дхамме Будда научил монахов, Учитель, Тот, Кто положил конец страданиям, Кто Обладает Видением, достиг ниббаны.
Папатита сутта: Отпадший АН 4.2 В Саваттхи. [Благословенный сказал]: Монахи, того, кто не обладает четырьмя вещами, называют отпадшим от этой Дхаммы и Винаи. Какими четырьмя? (1) Того, кто не обладает благородным нравственным поведением, называют отпадшим от этой Дхаммы и Винаи. (2) Того, кто не обладает благородным сосредоточением, (3) мудростью, (4) освобождением, называют отпадшим от этой Дхаммы и Винаи. Того, кто не обладает этими четырьмя вещами, называют отпадшим от этой Дхаммы и Винаи. Но, монахи, того, кто обладает четырьмя вещами, называют стойким в этой Дхамме и Винае. Какими четырьмя? Того, кто обладает благородным нравственным поведением, сосредоточением, мудростью, освобождением, называют стойким в этой Дхамме и Винае. Того, кто обладает этими четырьмя вещами, называют стойким в этой Дхамме и Винае. [И далее он добавил]:
Ослаблены, погублены они падут: Те, жаждой кто наделены, вернутся вновь. Исполнена задача, восхитительным довольны, Ведь счастьем можно счастье обрести1.
Комментарий поясняет: "Ратан рамман: приятная (восхитительная) ниббана свободна от всего обусловленного и ей довольны (наслаждаются) Благородные. Сукхенан вагатан сукхан: счастье достигнуто счастьем, то есть, высшее счастье, ниббана, достигнута счастьем плода достижения; или счастье плода и ниббаны достигнуто посредством прозрения и путем через приятный метод практики (см. АН 4.162)".
Прим. переводчика (SV): Очевидно, первые две строки повествуют о заурядных личностях, а последние две об арахантах.
Патхама кхата сутта: Искалеченный (I) АН 4.3 В Саваттхи. [Благословенный сказал]: Монахи, обладая четырьмя качествами, глупый, несведущий, плохой человек держит себя в изувеченном и искалеченном состоянии. Он достоин порицания и упрёков со стороны мудрых, и он порождает множество неблагих заслуг. Какими четырьмя? (1) Без изучения и тщательного рассмотрения он хвалит того, кто заслуживает порицания. (2) Без изучения и тщательного рассмотрения он порицает того, кто заслуживает похвалы. (3) Без изучения и тщательного рассмотрения он верит обстоятельству, к которому стоит отнестись с подозрением. (4) Без изучения и тщательного рассмотрения он относится с подозрением к обстоятельству, к которому стоит отнестись с доверием. Обладая этими четырьмя качествами, глупый, несведущий, плохой человек держит себя в изувеченном и искалеченном состоянии. Он достоин порицания и упрёков со стороны мудрых, и он порождает множество неблагих заслуг. Монахи, обладая четырьмя качествами, мудрый, сведущий, хороший человек поддерживает себя неизувеченным и неискалеченным. Он безупречен и не порицается мудрыми, и он порождает множество благих заслуг. Какими четырьмя? Изучив и тщательно рассмотрев, он порицает того, кто заслуживает порицания. Изучив и тщательно рассмотрев, он хвалит того, кто заслуживает похвалы. Изучив и тщательно рассмотрев, он относится с подозрением к обстоятельству, к которому стоит отнестись с подозрением. Изучив и тщательно рассмотрев, он верит обстоятельству, к которому стоит отнестись с доверием. Обладая этими четырьмя качествами, мудрый, сведущий, хороший человек поддерживает себя неизувеченным и неискалеченным. Он безупречен и не порицается мудрыми, и он порождает множество благих заслуг. [И далее он добавил]:
И если возносит он восхваления
Тому, кто достоин одних порицаний, Иль, может, напротив, он тех осуждает, Достоин кто всяческой похвалы, То ртом он своим собирает несчастье, И этим он счастья себе не находит.
Всего лишь один неудачный бросок К потере ведёт, когда в кости играешь, [И может] к потере всего привести, Включая того, кто бросок совершил. Но хуже куда тот бросок неудачный, Когда ты к счастливому злобу питаешь.
В течение аж нираббуд сотни тысяч, Ещё тридцать шесть, и ещё пять аббуд, В аду проведёт клеветник на достойных, Настроив свой ум и слова против них1.
Этот стих есть в АН 10.89, где рассказывается история порочного монаха Кокалики, который переродился в аду из-за клеветы на арахантов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|