Весарадджа сутта: Уверенность в себе
АН 4.8 [Благословенный сказал]: Монахи, существуют эти четыре вида уверенности в себе, которыми обладает Татхагата, и, обладая которыми, он занимает место быка-вожака стада, рычит своим львиным рыком на собраниях, приводит в движение колесо Брахмы. Какие четыре? (1) Я не вижу какого-либо основания, на котором отшельник, жрец, дэва, Мара, Брахма, или кто-либо в мире мог бы аргументированно упрекнуть меня: Хоть ты и заявляешь, что ты полностью просветлённый, всё же, ты не полностью просветлён в отношении этих вещей. Поскольку я не вижу ни одного подобного основания, я пребываю спокойным, бесстрашным, уверенным в себе. (2) Я не вижу какого-либо основания, на котором отшельник, жрец, дэва, Мара, Брахма, или кто-либо в мире мог бы аргументированно упрекнуть меня: Хоть ты и заявляешь, что твои пятна [умственных загрязнений] уничтожены, всё же, ты не полностью уничтожил эти пятна. Поскольку я не вижу ни одного подобного основания, я пребываю спокойным, бесстрашным, уверенным в себе. (3) Я не вижу какого-либо основания, на котором отшельник, жрец, дэва, Мара, Брахма, или кто-либо в мире мог бы аргументированно упрекнуть меня: Те вещи, которые ты называл препятствующими, на самом деле не могут воспрепятствовать тому, кто пускается в них. Поскольку я не вижу ни одного подобного основания, я пребываю спокойным, бесстрашным, уверенным в себе. (4) Я не вижу какого-либо основания, на котором отшельник, жрец, дэва, Мара, Брахма, или кто-либо в мире мог бы аргументированно упрекнуть меня: Дхамма не ведёт того, кто её практикует, к полному уничтожению страданий, [т.е.] к цели, ради которой ты обучаешь ей. Поскольку я не вижу ни одного подобного основания, я пребываю спокойным, бесстрашным, уверенным в себе.
Таковы, монахи, четыре вида уверенности в себе, которыми обладает Татхагата, и, обладая которыми, он занимает место быка-вожака стада, рычит своим львиным рыком на собраниях, приводит в движение колесо Брахмы. [И далее он добавил]:
Все доктринальные пути, Что сформулированы так или иначе, И на которые жрецы, аскеты уповают Татхагаты они не достают, Того, уверен кто в себе и вышел За рамки доктринальных всех путей.
Он совершенен, [всё] он одолел, Привёл в движение он Дхаммы колесо Из сострадания ко всяким существам. А существа его [за это] чтят Лучшего из богов и из людей, [Того], кто преступил существования грань.
Танха сутта: Жажда АН 4.9 [Благословенный сказал]: Монахи, существуют эти четыре пути, посредством которых в монахе возникает жажда. Какие четыре? Жажда возникает в монахе из-за * одеяний, * еды с подаяний, * жилищ, * или ради жизни здесь или ещё где-либо1. Таковы четыре пути, посредством которых в монахе возникает жажда. [И далее он добавил]: Имея жажду своим провожатым, Скитается он длительное время. Из состояния одного идёт к другому, Не может [так] он одолеть сансару. Но когда знает он опасность эту Что жажда суть исток страданий То, не имея жажды и цепляний, Должен монах осознанным ходить.
1Комментарий поясняет, что речь идёт об этой жизни или будущей жизни.
Йога сутта: Узы АН 4.10 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти четыре вида уз. Какие четыре?
* узы чувственности, * узы существования, * узы воззрений, * узы невежества.
(1) И что такое, монахи, узы чувственности? Вот некий человек не понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении чувственных удовольствий. Когда он не понимает эти вещи в соответствии с действительностью, то тогда чувственное вожделение, чувственное наслаждение, чувственное влечение, чувственная одержимость, чувственная потребность, чувственная страсть, чувственная привязанность, чувственная жажда залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении чувственных удовольствий. Это называется узами чувственности. Таковы узы чувственности.
(2) И что такое узы существования? Вот некий человек не понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении состояний существования. Когда он не понимает эти вещи в соответствии с действительностью, то тогда вожделение к существованию, наслаждение существованием, влечение к существованию, одержимость существованием, потребность в существовании, страсть к существованию, привязанность к существованию, жажда к существованию1 залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении состояний существования. Это называется узами существования. Таковы узы чувственности и узы существования. (3) И что такое узы воззрений? Вот некий человек не понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении воззрений. Когда он не понимает эти вещи в соответствии с действительностью, то тогда вожделение к воззрениям, наслаждение воззрениями, влечение к воззрениям, одержимость воззрениями, потребность в воззрениях, страсть к воззрениями, привязанность к воззрениям, жажда к воззрениям залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении воззрений. Это называется узами воззрений. Таковы узы чувственности, узы существования, и узы воззрений. (4) И что такое узы невежества? Вот некий человек не понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении шести сфер контакта. Когда он не понимает эти вещи в соответствии с действительностью, то тогда невежество и незнание залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении шести сфер контакта. Это называется узами невежества. Таковы узы чувственности, узы существования, узы воззрений, и узы невежества. Когда кто-либо опутан плохими, неблагими состояниями [ума], которые являются загрязняющими, ведущими к новому существованию, беспокоящими, созревающими в страдании, ведущими к будущему рождению, старости, и смерти, то тогда о нём говорится, что он не защищён от подневольности. Таковы четыре вида уз.
Монахи, есть эти четыре вида разрывания уз. Какие четыре? Разрывание уз существования, невежества. И что такое разрывание уз чувственности? Вот некий человек понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении чувственных удовольствий. Когда он понимает эти вещи в соответствии с действительностью, то тогда чувственное вожделение? чувственная жажда не залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении чувственных удовольствий. Это называется разрыванием уз чувственности. Таково разрывание уз чувственности. И что такое разрывание уз существования? Вот некий человек понимает спасение в отношении состояний существования. Когда он понимает вожделение к существованию жажда к существованию не залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении состояний существования. Это называется разрыванием уз существования. Таково разрывание уз чувственности и разрывание уз существования. И что такое разрывание уз воззрений? Вот некий человек понимает спасение в отношении воззрений. Когда он понимает вожделение к воззрениям, жажда к воззрениям не залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении воззрений. Это называется разрыванием уз воззрений. Таково разрывание уз чувственности, разрывание уз существования, и разрывание уз воззрений. И что такое разрывание уз невежества? Вот некий человек понимает? спасение в отношении шести сфер контакта. Когда он понимает эти вещи в соответствии с действительностью, то тогда невежество и незнание не залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении шести сфер контакта. Это называется разрыванием уз невежества. Таково разрывание уз чувственности, разрывание уз существования, разрывание уз воззрений, и разрывание уз невежества.
Когда кто-либо отлучён от плохих, неблагих состояний [ума], которые являются загрязняющими, ведущими к новому существованию, беспокоящими, созревающими в страдании, ведущими к будущему рождению, старости, и смерти? то тогда о нём говорится, что он защищён от подневольности?. Таковы четыре вида разрывания уз. [И далее он добавил]:
Опутанные чувственности узами, [Как и опутанные] узами существования, Как и опутанные узами воззрений, Хотя [им всем] предшествует невежество, С сансаре [этой] существа блуждают, Ведомые рождением и смертью.
Но вот, всецело всё поняв, Услады чувств, существования узы, Воззрений узы все искоренив, И сделав так, что и невежество исчезло, Мудрейший узы смог все разорвать, От подневольности сумел освободиться.
Комментарий поясняет, что речь идёт о жажде к Миру Форм и Бесформенному Миру.
II. Ходьба Чара сутта: Ходьба АН 4.11 [Благословенный сказал]: (1) Монахи, если чувственная мысль или недоброжелательная мысль или мысль о причинении вреда возникает в монахе по мере того как он идёт, и [при этом] он терпит её, а не отбрасывает, не рассеивает, не прекращает, не уничтожает её, то тогда о таком монахе говорится, что он лишён рвения и боязни совершить проступок. Он постоянно и непрестанно ленив и не имеет старания по мере того как он идёт.
(2) Если чувственная мысль возникает в монахе по мере того как он стоит. (3) Если чувственная мысль возникает в монахе по мере того как он сидит.
(4) Если чувственная мысль или недоброжелательная мысль или мысль о причинении вреда возникает в монахе по мере того как он лежит, и [при этом] он терпит её, а не отбрасывает, не рассеивает, не прекращает, не уничтожает её, то тогда о таком монахе говорится, что он лишён рвения и боязни совершить проступок. Он постоянно и непрестанно ленив и не имеет старания по мере того как он лежит. Но, монахи, если чувственная мысль или недоброжелательная мысль или мысль о причинении вреда возникает в монахе по мере того как он идёт, стоит, сидит, лежит, и он не терпит её, а отбрасывает, рассеивает, прекращает, уничтожает её, то тогда о таком монахе говорится, что он имеет рвение и боится совершить проступок. Он постоянно и непрестанно усерден и решителен по мере того как он лежит. [И далее он добавил]:
Пусть хоть идёт он, хоть стоит, Пусть хоть сидит или лежит, Коль думы думает плохие он Те, связаны с мирскою жизнью что То встал тогда он на ужасный путь, Влюбившись в то, что к заблуждению ведёт: Такой монах не сможет обрести То просветление, что превыше остальных.
Пусть хоть идёт он, хоть стоит, Пусть хоть сидит или лежит, Коль успокоил думы свои он, И этим мыслям успокоенным он рад: Такой монах способен обрести То просветление, что превыше остальных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|