Дхаммапада сутта: Факторы Дхаммы
АН 4.29 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти четыре фактора Дхаммы изначальных, существующих издавна, древних, подлинных и никогда не подвергавшихся подделке, которые не подвергаются подделке [сейчас] и не будут подвергаться подделке в будущем, от которых не отрекаются мудрые жрецы и отшельники. Какие четыре? (1) Не-влечение является фактором Дхаммы изначальным от которого не отрекаются мудрые жрецы и отшельники. (2) Добрая воля является фактором? (3) Правильная осознанность является фактором? (4) Правильное сосредоточение является фактором Дхаммы изначальным от которого не отрекаются мудрые жрецы и отшельники. Таковы четыре фактора Дхаммы изначальных, существующих издавна, древних, подлинных и никогда не подвергавшихся подделке, которые не подвергаются подделке [сейчас] и не будут подвергаться подделке в будущем, от которых не отрекаются мудрые жрецы и отшельники. [И далее он добавил]:
Жить нужно без влечения И с благосклонным сердцем, С осознанным, однонаправленным умом, Что внутренне сосредоточен хорошо.
Париббаджака сутта: Странники АН 4.30 Однажды Благословенный пребывал в Раджагахе на горе Утёс Ястребов. И тогда группа очень известных странников пребывала в парке странников на берегу реки Саппини. Среди них был Аннабхара, Варадхара, странник Сакулудайи, и другие очень известные странники. И тогда, вечером, Благословенный вышел из затворничества и отправился в парк странников на берег реки Саппини. Он сел на подготовленное сиденье и сказал тем странникам: Странники, есть эти четыре фактора Дхаммы изначальных, существующих издавна, древних, подлинных и никогда не подвергавшихся подделке, которые не подвергаются подделке [сейчас] и не будут подвергаться подделке в будущем, от которых не отрекаются мудрые жрецы и отшельники. Какие четыре?
Не-влечение является фактором Дхаммы изначальным от которого не отрекаются мудрые жрецы и отшельники. Добрая воля является фактором? Правильная осознанность является фактором? Правильное сосредоточение является фактором Дхаммы изначальным от которого не отрекаются мудрые жрецы и отшельники. Таковы четыре фактора Дхаммы изначальных, существующих издавна, древних, подлинных и никогда не подвергавшихся подделке, которые не подвергаются подделке [сейчас] и не будут подвергаться подделке в будущем, от которых не отрекаются мудрые жрецы и отшельники. (1) Если, странники, кто-либо скажет: Я отвергну это не-влечение как фактор Дхаммы и укажу на [настоящего] жреца или отшельника, который полон влечения, неимоверно страстен к чувственным удовольствиям, то я отвечу ему так: Пусть он придёт, чтобы поговорить и побеседовать. Посмотрим, насколько он могущественен! В самом деле, не может быть такого, чтобы он отверг не-влечение как фактор Дхаммы и указал на [настоящего] жреца или отшельника, который полон влечения, неимоверно страстен к чувственным удовольствиям. (2) Если кто-либо скажет: Я отвергну эту добрую волю как фактор Дхаммы и укажу на [настоящего] жреца или отшельника с недоброжелательным умом и со злобными устремлениями, то я отвечу ему так: Пусть он придёт, чтобы поговорить и побеседовать. Посмотрим, насколько он могущественен! В самом деле, не может быть такого, чтобы он отверг добрую волю как фактор Дхаммы и указал на [настоящего] жреца или отшельника с недоброжелательным умом и со злобными устремлениями. (3) Если кто-либо скажет: Я отвергну эту правильную осознанность как фактор Дхаммы и укажу на [настоящего] жреца или отшельника с замутнённым умом, у которого нет бдительности, то я отвечу ему так: Пусть он придёт, чтобы поговорить и побеседовать. Посмотрим, насколько он могущественен! В самом деле, не может быть такого, чтобы он отверг правильную осознанность как фактор Дхаммы и указал на [настоящего] жреца или отшельника с замутнённым умом, у которого нет бдительности.
(4) Если кто-либо скажет: Я отвергну это правильное сосредоточение как фактор Дхаммы и укажу на [настоящего] жреца или отшельника с блуждающим умом, который не сосредоточен, то я отвечу ему так: Пусть он придёт, чтобы поговорить и побеседовать. Посмотрим, насколько он могущественен! В самом деле, не может быть такого, чтобы он отверг правильное сосредоточение как фактор Дхаммы и указал на [настоящего] жреца или отшельника с блуждающим умом, который не сосредоточен. Если, странники, кто-либо считает, что эти четыре фактора Дхаммы стоит порицать и отвергать, то тогда в этой самой жизни он подвергает себя четырём видам небезосновательной критики, четырём основаниям для критики. Каким четырём? Если ты порицаешь и отвергаешь это не-влечение как фактор Дхаммы, то тогда ты должен считать достойными поклонения и похвалы тех жрецов и отшельников, которые полны влечения, которые неимоверно страстные к чувственным удовольствиям. Если ты порицаешь и отвергаешь эту добрую волю как фактор Дхаммы, то тогда ты должен считать достойными поклонения и похвалы тех жрецов и отшельников с недоброжелательными умами и со злобными устремлениями. Если ты порицаешь и отвергаешь эту правильную осознанность как фактор Дхаммы, то тогда ты должен считать достойными поклонения и похвалы тех жрецов и отшельников с замутнёнными умами, у которых нет бдительности. Если ты порицаешь и отвергаешь это правильное сосредоточение как фактор Дхаммы, то тогда ты должен считать достойными поклонения и похвалы тех жрецов и отшельников с блуждающими умами, которые не сосредоточены. Если, странники, кто-либо считает, что эти четыре фактора Дхаммы стоит порицать и отвергать, то тогда в этой самой жизни он подвергает себя этим четырём видам небезосновательной критики, четырём основаниям для критики. Даже странники Васса и Бханнья из Уккалы, которые были приверженцами беспричинности, бездействия, и нигилизма, не считали, что эти четыре фактора стоит порицать и отвергать. И почему? Из-за боязни обвинений, нападок, опровержений. [И далее он добавил]:
Доброжелательный, всегда осознанный, Он внутренне сосредоточен хорошо. Он тренируется, чтоб устранить влечение, И говорится, что прилежен он.
IV. Колесо Чакка сутта: Колесо АН 4.31 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти четыре колеса. Когда эти четыре колеса вращаются, те дэвы и люди, что обладают ими, вскоре достигают величия и изобилия богатства. Какие четыре? * (1) проживание в подходящей местности, * (2) опора на хороших друзей, * (3) правильная решимость, * (4) заслуги, совершённые в прошлом. Таковы четыре колеса. Когда эти четыре колеса вращаются, те дэвы и люди, что обладают ими, вскоре достигают величия и изобилия богатства. [И далее он добавил]: ?И если человек в хорошей местности живёт, Дружбу заводит с благородными людьми, Когда сформировал он правильный настрой, И в прошлом совершал хорошие дела Тогда зерно, богатство, репутацию и славу, А также счастье он приобретёт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|