Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы нравственного воспитания школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий




Введение

нравственный школьник воспитание внеклассный

По данным социологических исследований в последние годы значительно падает нравственный потенциал личности. Это уже заметно в общении младших школьников. Поэтому перед школой стоит задача выйти на проблему исследования уровня нравственного воспитания младших школьников.

Нравственное воспитание учащихся - одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

В истории исследования данного вопроса говорится о том, что это проблема. Педагогика уделяет ей значительное внимание. Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённого отношения к окружающему, определённой позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство - особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. А.Г. Ковалёва в «Психологии личности» писал: «чувства человека представляет собой самые глубокие интимные образования личности, характеризующие её отношения к различным сторонам действительности, её жизненную позицию». (3, С. 3). Будучи эмоциональным отношением человеком к многообразным явлением и сторонам действительности, чувство выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его внутренний мир. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К.Д. Ушинский. (3, С. 3). Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Под нравственными чувствами надо понимать такие эмоциональные отношения к поведению других людей и своему собственному, которые отражают общественную мораль, сложившиеся нравственные традиции, реальные отношения людей друг к другу…» - писал А.Г. Ковалёв. (3, С. 3).

Дети очень рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и очень чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Это отмечено в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Януш Корчак писал: «Светлый ребячий демократизм не знает иерархии. Прежде времени печалит ребёнка пот батрака и голодный ровесник, злая доля Савраски и зарезанной курицы. Близки ему собака и птица, ровня - бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата.» (3, С. 4). В словах «светлый ребячий демократизм не знает иерархии» можно усмотреть одно из тончайших проявлений детской души - стремление к равенству, справедливости, добру. Особенно большое внимание вопросу воспитания уделял В.А. Сухомлинский - «…Детский мир - это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…». (3, С. 4). Сухомлинский считал, что это очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Большая роль в нравственном воспитании школьников принадлежащих внеклассной работе.

Тема: Нравственное воспитание младших школьников в процессе проведение и подготовки внеклассных занятий.

Объект: Подготовка и проведение внеклассных занятий.

Предмет: Нравственное воспитание младших школьников

Гипотеза: В процессе подготовки и проведения внеклассных занятий происходит активное нравственное воспитание младших школьников.

Цель:

Задачи:

1. Обосновать актуальность темы моей курсовой работы.

.   Раскрыть содержание и задачи нравственного воспитания школьников.

.   Показать пути и средства нравственного воспитания, которые имеют свою специфику при организации внеклассной работы по нравственному просвещению младших школьников.

.   Доказать, что во время подготовки и проведения внеклассных занятий происходит нравственное воспитание младших школьников.

.   Смоделировать программу нравственного воспитания младших школьников.

.   Раскрыть содержание программы по нравственному воспитанию.

.   Дать рекомендации по организации нравственного воспитания младших школьников.

Проанализировав ряд источников, я пришла к выводу, что данная тема имеет много освещённых сторон разными авторами, но также имеются некоторые недоработанные вопросы. Отсюда следует, что тема курсовой работы «Нравственное воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий» в настоящее время особенно актуальна.

Я думаю, что проведёние исследования помогут в практической деятельности, как студентам на практике, так и молодым учителям, классным руководителям, педагогам - организаторам в работе с детьми.

Тема моей курсовой работы: «Нравственное воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий». Раскрывая её, целесообразно дать такие понятия как: нравственное воспитание, мораль, нравственность, самовоспитание, воспитание, этика, нравственные чувства, нравственная привычка.

Нравственное воспитание - это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования ценных качеств личности соответствующих требованиям морали.

В содержание нравственного воспитания входят такие понятия как:

Мораль - это форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе.

Нравственность - это совокупность нравственных привычек, навыков, связанных с соблюдением норм и правил.

Самовоспитание - это целенаправленное влияние человека на самого себя с целью улучшения качеств личности.

Воспитание - это целенаправленный управляемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, с целью формирования личности нужной и полезной обществу.

Этика - это наука о морали и поведении.

Нравственные чувства - это эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе.

Нравственная привычка - это способность и умение произвести не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данном действии.


Теоретические основы нравственного воспитания школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий

Нравственное воспитание школьников: его содержание и задачи

 

Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребёнок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в организованном детском коллективе. В школе осуществляется специальная, воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, учителя учат быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, быть чуткими и заботливыми по отношению к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека. На воспитание такой личности и направлена специальная воспитательная деятельность педагога - организатора, который решает следующие задачи нравственного воспитания:

воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;

воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, к самому себе, к людям;

воспитание навыков и привычек нравственного поведения;

воспитание моральных качеств.

Конечная цель и задача нравственного воспитания - выработать у каждого человека активную жизненную позицию.

Все задачи нравственного воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.

В трудовой, общественно полезной, мировой, спортивной и других видах деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых происходит формирование личности.

Каждая группа нравственных отношений включает в себя определённые нравственные качества. Моральные качества представляют собой как бы сплав, единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. Таким образом, содержание нравственного воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности.

В процессе разнообразной деятельности учащиеся вступают в многообразные отношения с другими людьми. Формирование высоконравственных отношений к людям составляет также одно из направлений нравственного воспитания.

В этой группе нравственных отношений ценнейшим нравственным качеством является гуманизм. Гуманизм основывается на глубоком уважении к человеку как члену общества, который своими делами, поступками заслужил уважение. Гуманизму присущи умение сотрудничать с другими людьми, сочувствовать людям, глубокое признание и уважение прав, свободы и достоинства человека.

Гуманизм регулирует нравственные отношения людей и отношения общества к личности.

Гуманизм воспитывается у детей с ранних лет. Детей в семье и школе учат любви, уважению к родителям и учителям, чуткости и тактичности, внимательности и заботливости к окружающим людям. В школе учителя и педагоги - организаторы открывают ребятам окружающий мир, пробуждают у школьников веру в справедливость, в торжество добра, вооружают учащихся системой положительных взглядов на жизнь. В то же время у ребят воспитывается нетерпимость ко всяким проявлениям неуважения и оскорбления личности, к несправедливости неправде.

Гуманизм как нравственное качество, характеризующее нравственное отношение к людям, воплощается в труде, в поступках, разнообразных делах на пользу окружающим людям.

Осознание личностью своего нравственного облика, своего места в обществе, в коллективе характеризует нравственное отношение к себе, к своему поведению. Эталоном нравственной оценки самого себя как личности являются моральные принципы и нормы, существующие в обществе. Нравственная оценка себя как личности построена на постоянной оценке своего поведения. Человек сравнивает свои дела и помыслы с жизнью окружающих людей, критически оценивает себя. Формирование нравственного отношения к себе, к своему поведению происходит наиболее успешно, если человек предъявляет к себе высокие требования, ориентируясь при этом на нравственный идеал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...