Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути средства нравственного воспитания.




Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учётом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации школьника (семья, среда товарищей и друзей и др.). Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работ по нравственному просвещению учащихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. Рассмотрим эти пути.

Нравственное просвещение выполняет несколько воспитательных функций: даёт широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры;

влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений;

способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта школьников;

корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;

способствует нравственному самовоспитанию личности.

Нравственное просвещение осуществляется различными методами, главным образом путём проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т.д.

При организации нравственного просвещения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их индивидуальный моральный опыт, степень осведомлённости в нравственных нормах, соотношение усвоенных знаний в области морали с моральными требованиями, заключенных в законах.

Разъяснение моральных норм осуществляется наиболее эффективно при опоре на мировоззренческие знания выступающие в качестве фундамента моральных знаний. Так, система моральных понятий, раскрывающих нравственную сущность отношения человека к Родине, может быть усвоена лишь при ясном понимании особенностей общественного устройства государства: уровня развитии производительных сил, социальных и культурных ценностей, языка и т.д.

Нравственное просвещение достигает наибольшей эффективности, когда знания области морали сопровождаются этическими переживаниями.

Нравственное просвещение способствует знакомству младших школьников с моральными требованиям и логическими аргументами, направленными на обоснование того, почему эти требования необходимо соблюдать. Эти знания необходимо подкреплять реальным опытом отношений.

Нравственное воспитание личности включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т.п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений школьников. В процессе подготовки и проведения внеклассных занятий формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения.

В целенаправленной подготовке и проведении внеклассных занятий ребёнок выполняет различные функции, каждая из которых готовит его к определённым социальным обязанностям. В школе он - ученик, в спортивной секции - капитан команды, в семье - сын (или дочь) и т.д.

Каждая роль предполагает определённые нравственно - психологические качества (мужественность в спортивной команде и нежность в сыновних чувствах). Любая социальная роль требует основополагающих нравственных образований: сознательности, трудолюбия, готовности оказать помощь, поступиться своими личными интересами. Следовательно, сознательное принятие социальных обязанностей может служить сильно действующим мотивом освоения тех или иных обязанностей и способом их осуществления.

Существует тесная связь между формированием нравственной потребности и практической деятельностью. Но известно, что далеко не всегда нравственная и и объективно значимая деятельность порождает у школьников желаемые потребности.

А.С. Макаренко убедительно показал, что трудовая деятельность без использования других факторов не даёт значительных успехов в нравственном воспитании.

Для развития нравственных потребностей имеет значение не только предметная деятельность, но и социально - психологические воздействия на личность, ставящие целью освоение нравственных ценностей.

В этом процессе происходит формирование нравственных установок и мотивов. Стимулируя образование нравственных мотивов и способов поведения, педагог - организатор должен:

создавать условия для осуществления нравственного выбора того или иного способа действия;

понимать характер возникающих противоречий в развитии нравственных потребностей школьника, способствовать их наиболее эффективному в воспитательном отношении решении;

влиять на лиц, составляющих среду ближайшего окружения ребёнка (родителей, товарищей, друзей).

Особое место в системе нравственного воспитания занимают нравственные привычки. Привычка к поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами, - показатель устойчивости морального мотива.

В отличие от автоматизированных навыков поведения, привычка включает в себя потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения.

Привычные формы и способы поведения вырабатываются в процессе усвоения всех нравственных норм. Множество нравственных привычек необходимо для формирования коллективизма, гуманизма, отношения к труду, сознательной дисциплины и т.д.

Привычки условно подразделяются на простые и сложные. Под простыми привычками подразумеваются поступки и действия, в основе которых лежат элементарные правила общежития, нормы установленной дисциплины и культуры общения.

К сложным нравственным привычкам относится потребность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейных обязанностей, моральные действия.

Важнейшей задачей нравственного воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию нравственных привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.

Прежде чем начать вырабатывать ту или иную привычку, необходимо расположить школьника к приобретению положительной или искоренению отрицательной привычки.

Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся. Психологическими исследованиями установлено, что условием формирования устойчивых форм поведения является педагогически ценная организация мотивации поступка.

Привычки вырабатываются последовательно от простейших к более сложным, требующим самоконтроля и самоорганизации.

Добрую привычку К.Д. Ушинский рассматривал как нравственный капитал, который беспрестанно растет и процентами, с которого человек пользуется всю жизнь. Дурная привычка, с точки зрения К.Д. Ушинского, есть нравственный невыплаченный заем, который может заморить человека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственного банкротства.

Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются школьником. Организация опыта поведения состоит главным образом в создании устойчивых положительных воздействий.

Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим нормам. Нравственные нормы определяют в значительной степени и тот побудительный мотив, который вызывает то или иное действие.

Нравственные чувства, нравственные переживания и нравственные отношения имеют глубоко личностную окраску. Они дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм.

Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача педагога - организатора состоит в том, чтобы помочь ребёнку определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность.

Психологи различают простые чувства как временные состояния человека и сложные - гражданские, морально - политические чувства, характеризующие устойчивые характерологические образования. Объектом их является общество, государство, коллектив. Это чувства патриотизма и интернационализма, гуманизма, товарищества и коллективизма, долга, чести, ответственности.

Придавая большое значение развитию социальных чувств, А.В. Луначарский показал, что способность сильно чувствовать связана с богатством духовной жизни личности, что, в свою очередь, связано с развитием её симпатий и антипатий, ценность которых в том, что они рождают сопереживание. Сопереживание заражает психику определенным подъёмом, отражением сильных и гармоничных чувств.

Для формирования нравственных чувств необходимо включать школьника в ситуации, требующие его соучастия, сострадания, развивать тонкость чувства в отношении к другим: обогащать их идейно - нравственным содержанием, придавать простейшим чувствам радости, негодования нравственную направленность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...