Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование и моделирование нравственного воспитания школьников через организацию внеклассных занятий




Модель программы нравственного воспитания школьников

 

Пояснительная записка.

К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогический мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Достичь этого можно, как показывает опт, работая по определённой программе, в которой должны быть вопросы и темы, волнующие как учителя, так и учеников. Задачи такой программы могут быть следующими:

. Помочь ребёнку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нём.

. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.

. Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.

. Пробудить самостоятельное логическое мышление.

. Развивать общую культуру ребёнка.

Содержание и формы нравственного образования и воспитания в 1 - 4 классах могут быть следующими.

 

Тема Класс Количество часов Сроки
1. Я и окружающий мир. 1 1 ч.  
2. Познание себя. 1 1 ч.  
3. Моё дерево жизни. 1 1 ч.  
4. Стремление и желание. 1 1 ч.  
5. Счастье. 1 1 ч.  
6. Ценность жизни. 1 1 ч.  
7. Добро и зло. 1 1 ч.  
8. Мир добрых дел. 1 1 ч.  
9. Что такое хорошо и плохо. 1 1 ч.  
10. Характер. 1 1 ч.  
11. Я и моя тень. 1 1 ч.  
12. Люди среди людей. 1 1 ч.  
13. Коллектив. 1 1 ч.  
14. Уважение и терпимость. 1 1 ч.  
15. Справедливость. 1 1 ч.  
16. Самоуважение. 1 1 ч.  
17. Совесть. 1 1 ч.  
18. Голос совести. 1 1 ч.  
19. Что есть Бог? 1 1 ч.  
1. Честность. 2 1 ч.  
2. Самообман. 2 1 ч.  
3. Привязанность. Преданность. 2 1 ч.  
4. Дружба и привязанность. 2 1 ч.  
5. Прощение. 2 1 ч.  
6. Ответственность и свобода. 2 1 ч.  
7. Эгоизм. 2 1 ч.  
8. Душа. 2 1 ч.  
9. Учимся вежливости. 2 1 ч.  
10. Грубость. 2 1 ч.  
11. Невыдержанность. 2 1 ч.  
12. Доброжелательность. 2 1 ч.  
13. Внимание: конфликт! 2 1 ч.  
14. Герой. 2 1 ч.  
15. Смелость. Мужество. Героизм. 2 1 ч.  
16. Воля. 2 1 ч.  
17. Привычки и поступки. 2 1 ч.  
18. Поступок. Преступление. Наказание. 2 1 ч.  
19. Воровство. 2 1 ч.  
1. Жадность и щедрость. 3 1 ч.  
2. Богатство. 3 1 ч.  
3. В мире вещей. 3 1 ч.  
4. Аккуратность. 3 1 ч.  
5. Мода. 3 1 ч.  
6. Быть собой. 3 1 ч.  
7. Волнение и переживание. 3 1 ч.  
8. Застенчивость и скромность. 3 1 ч.  
9. Настроение. 3 1 ч.  
10. Остроумие. 3 1 ч.  
11. Тактичность. Деликатность. 3 1 ч.  
12. Благородство. 3 1 ч.  
13. Честь и достоинство. 3 1 ч.  
14. Жестокость и сочувствие. 3 1 ч.  
15. Обида. Месть. Зависть. 3 1 ч.  
16. От конфликта к войне. 3 1 ч.  
17. Я - патриот своей страны. 3 1 ч.  
18. Предательство. 3 1 ч.  
19. Порядочность. 3 1 ч.  
1. Чувство времени. 4 1 ч.  
2. Пунктуальность. 4 1 ч.  
3. Личность. 4 1 ч.  
4. Идеал. 4 1 ч.  
5. Этический кодекс класса. 4 1 ч.  
6. Трудолюбие. 4 1 ч.  
7. Семья. 4 1 ч.  
8. Любовь. 4 1 ч.  
9. Мама и папа. 4 1 ч.  
10. Жена, муж. 4 1 ч.  
11. Мальчик - будущий мужчина. 4 1 ч.  
12. Девочка - будущая женщина. 4 1 ч.  
13. Первая любовь. 4 1 ч.  
14. Семейные традиции. 4 1 ч.  
15. Приёмные дети. 4 1 ч.  
16. Одиночество. 4 1 ч.  
17. Мечта. 4 1 ч.  
18. Судьба. 4 1 ч.  
19. Моё место в жизни. 4 1 ч.  
20. Наркотики. Алкоголь. Сигареты. 4 1 ч.  

Всего: 76 ч.

Содержание программы:

Класс

1. Я и окружающий мир. Наблюдение за объектами живой природы. Выделение сходства и различий между животными и человеком. Формирование представлений о месте человека в природе. Создание ситуации поиска своего предназначения в жизни и природе.

. Познание себя. Игра «Тайный друг». Исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.

. Моё дерево жизни. Формирование представлений о своём будущем. Определение нравственных идеалов среди окружающих людей, «применение» их качеств на себя. Мини - сочинение, «Каким человеком я хочу стать?».

. Стремление и желание. Наблюдение за внешним видом и выражением лица людей различных социальных групп. Размышление о причинах нравственного падения людей. Определение понятий «стремление», «желание», отличие их друг от друга. Формирование способности ставить перед собой цель и добиваться её.

. Счастье. Рассматривание фотографий и определение счастливых людей по мимике. Определение понятия «счастье». Выделение наиболее важных желаний детей. Игра «Вообразилия». Уточнение определения «счастливый человек».

. Ценность жизни. Уточнение понятия «цена», выделение в мире и природе вещей, которые невозможно купить. Определение понятия «ценность». Анализ собственных поступков, которые представляют ценность, и поступков, о которых ребёнок сожалеет. Попытка определения детьми смысла собственной жизни. Игра «Вообразилия».

. Добро и зло. Танцевальная картинка «Темные и светлые». Определение понятий «добро» и «зло». Исследование проявлений добра и зла в человеке. Рассмотрение мотивов поведения людей относительно добра и зла.

. Мир добрых дел. Игра «Вообразилия». Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.

. Что такое хорошо и что такое плохо. Уточнение понятий «хорошее» и «плохое». Рассмотрение соответствия норм морали в разные времена. Знакомство с нравственными заповедями.

. Характер. Наблюдение за поведением младенцев. Выделение качеств характера на примере героев русской народной сказки «Дочь и падчерица». Определение понятия «характер». Формирование объективной самооценки при анализе качеств своего характера и характеров одноклассников.

. Я и моя тень. Анализ своих качеств характера по оценке одноклассников. Выявление положительных и отрицательных черт своего характера, рассмотрение влияния их на окружающих. Определение черт характера, важных для общения и жизни с другими людьми.

. Люди среди людей. Игра «Вообразилия». Определения понятия «отношения», выделение основных связей между людьми. Исследование причин разрушения человеческих отношений и поиск способов налаживания контактов между людьми. Установление правил сохранения добрых отношений между людьми.

. Коллектив. Рассмотрение отношений в классе. Определение понятий «класс» и «коллектив», выбор из них подходящего для уточнения отношений в классе. Исследование причин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений вколлективе. Создание «Законов нашего коллектива».

. Уважение и терпимость. Проигрывание ситуации дискриминации: рассаживание по симпатиям учителя. Определение понятия «унижение». Исследование причин неодинакового отношения одноклассников друг к другу. Выработка линии поведения по отношению к людям, достойным уважения (по мнению детей).

. Справедливость. Анализ записей детей о людях, недостойных их уважения. Определение понятия «справедливость». Знакомство с понятием «дискриминация». Исследование причин несправедливого отношения к человеку в разные исторические эпохи. Мини - сочинение «Обращаюсь к вам, люди…».

. Самоуважение. Инсценирование или просмотр фрагмента «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Выявление причин раздражения царицы. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…». Анализ качеств своего характера, достойных и недостойных уважения. Определение понятий «самоуважение», «самолюбие», «себялюбие», отличие их друг от друга.

. Совесть. Чтение фрагмента А. Гайдара «Совесть». Предположение детей о причине расстройства героини рассказа. Понятие «чувство вины». Исследование причин возникновения мук совести. Мини - сочинение «Если бы ни у кого не было совести».

. Голос совести. Инсценирование ситуации внутренней борьбы человека перед совершением поступка. Сопоставление желаний и понимания невозможности совершить действие по осуществлению желания. Рассмотрение ситуаций внутренней борьбы из собственного жизненного опыта. Исследование природы принятия правильного решения.

. Что есть Бог? Создание ситуации спора о существовании Бога. Знакомство с представлениями о Боге у разных народов и в разные исторические эпохи. Определение понятия «религия». Исследование природы стремления человеку поклоняться чему-либо. Поиск ответа на вопрос: Почему Бог допускает страдания? За что Бог наказывает? Чтение и анализ текста В. Осеевой «Кто наказал его?».

Класс

1. Честность. Анализ жизненной ситуации. Исследование причин лжи. Определение понятия «честность». Описание чувств, когда обманули тебя, и когда обманул ты. Исследование последствий лжи и поиск способов исправления (?). Представление пяти поводов, почему нужно быть честным.

. Самообман. Анализ доводов детей в пользу честности. Создание ситуации «невинной лжи». Определение понятия «быть честным перед собой». Рассмотрение влияния самообмана на взаимоотношения между людьми. Определение понятия «доверие». Мини - сочинение «Можно ли мне доверять?».

. Привязанность. Преданность. «Разговор» с дворняжкой. Выявление доброго или недоброго отношения людей к животным. Определение понятия «преданность». Знакомство с проявлением преданности животных друг к другу на примере рассказа Л. Толстого «Лев и собачка». Применение подобных примеров из жизни животных. Мини - сочинения «А у нас во дворе».

. Дружба и привязанность. Анализ одного из рассказов (Л. Воронкова «Чтобы сказала мама», (?).Тайц «В школьном переулке», В. Осеева «Три товарища»). Рассказ детей о своих друзьях. Рассмотрение мотивов возникновения дружбы. Определение понятия «дружба». Выявление основных качеств настоящего друга. Проигрывание ситуаций спора и ссоры между друзьями.

. Прощение. Анализ ситуацииссоры между друзьями. Поиск способов примирения. Определение понятия «прощение». Выделение преимуществ прощения. Приведение детьми примеров из собственного опыта и описание чувств, возникающих при попытке простить.

. Ответственность и свобода. Выбор из предложенных карточек действий под девизом «хочу». Сопоставление их с возможностью выполнения в данный момент в определённом месте. Рассмотрение ситуаций из жизни, когда приходится поступать по правилам. Определение понятия «ответственность».

. Эгоизм. Создание и анализ проблемной ситуации. Соотнесение чувств ребёнка и качеств его характера. Вычленение качества характера «себялюбие». Определение понятия «эгоизм». Анализ ситуаций проявления эгоизма в своей жизни. Обдумывание последствий проявления эгоизма.

. Душа. Инсценирование ситуации обращения к врачу с жалобой на болезнь души. Анализ выражения «душа болит». Определение понятия «душа». Исследование причин душевной боли. Формирование бережного отношения к чужим переживаниям, к чужой душе.

. Учимся вежливости. Инсценирование ситуации столкновения двух людей. Знакомство с понятиями «вежа» - «невежа». Игра «Вежливо» - «невежливо». Исследование причин невыполнения правил приличия. Инсценирование различных жизненных ситуаций с целью выработки вежливого поведения. Написания поздравления и пожелания однокласснику.

. Грубость. Инсценирование детского стихотворения «Наша Таня громко плачет» с различными вариантами концовки стихотворения. Исследование влияния пожеланий Тане на её настроение. Определение понятия «грубый человек», грубое поведение». Анализ жизненных ситуаций, когда была проявлена грубость по отношению к кому-нибудь и испытана грубость от кого-нибудь. Исследование последствий проявления грубости и поиск способов исправления ситуации конфликта.

. Невыдержанность. Определение свойств характера по поведению человека. Инсценирование поведения с заданным свойством характера «невыдержанность», определение понятия и сопоставление с фразеологизмами «выйти из себя», «держать себя в руках» и т.п. Исследование причин проявления несдержанности у окружающих людей и в себе. Игра «Стоп». Выработка умения сдерживать свой гнев.

. Доброжелательность. Анализ записей детей о чувствах, возникающих в момент прощения. Постановка детей в ситуацию нравственного выбора и раскрытие преимущества прощения. Выведение понятия «доброжелательность». Инсценирование жизненных ситуаций и отслеживание реакции окружающих на проявление доброжелательности.

. Внимание: конфликт! Наблюдение за дракой животных в мультфильме или кинофильме. Исследование причин их злобы. Сопоставление ситуации ссоры животных с ситуацией ссоры людей. Определение понятия «конфликт». Предположения последствий конфликта. Поиск способов решения конфликта. Решение психологических задач. Выработка линии поведения в роли свидетеля конфликта.

. Герой. Анализ рассказа Б. Емельянова «Храбрая девочка». Определение поступка девочки её статуса. Уточнение понятия «герой». Приведение примеров героического прошлого народа. Наблюдение за окружающими и определение людей, которых можно обоснованно назвать героями. Анализ собственной жизненной позиции, позиции родителей относительно героизма. Отличие истинного героизма от ложного. Игра «Вообразилия».

. Смелость. Мужество. Храбрость. Постановка детей в ситуацию проявления мужества. Анализ чувств и описание собственных слабостей. Чтение и анализ произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житкова «Храбрый утёнок». Поиск способов преодоления страха и неуверенности в себе. Психологические упражнения.

. Воля. Анализ характера Сыроежкина из фильма «Приключения Электроника». Исследование причин его неуспеваемости. Определение понятия «воля». Приведение примеров волевых и неволевых поступков из жизни детей. Поиск путей преодоления слабостей. Приведение примеров обязанностей, для выполнения которых требуется проявление воли.

. Привычки и поступки. Приведение примера постоянного опоздания одного из детей. Определение понятия «привычка». Описание детьми их привычек. Классификация привычек. Исследование влияния привычек на взаимоотношения с окружающими. Поиск способов искоренения дурных привычек.

. Поступок. Преступление. Наказание. Анализ ситуации наказания ребёнка из повседневной жизни. Создание ситуации спора о справедливости наказания. Исследование причин, приведших к наказанию. Отличие поступка от проступка. Определение понятия «преступление». Исследование причин, приведших к совершению преступления. Рассмотрение наиболее распространённых среди детей видов преступления. Знакомство с видами наказания по Уголовному кодексу РФ.

. Воровство. Исследование природы и последствий соблазна взять чужое. Описание внутренней борьбы при возникновении соблазна взять чужое. Выработка линии поведения в роли свидетеля воровства.

Класс

1. Жадность и щедрость. Анализ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Определение понятия «жадность». Исследование причин нежелания делиться. Описание чувств, возникающих при необходимости делиться. Предположение последствий жадности и преимуществ щедрости.

. Богатство. Игра «Вообразилия». Определение понятий «богатство», «бедность». Анализ жизненной ситуации на тему «Деньги и дружба». Уточнение понятия «богатство». Выведение понятия «духовное богатство». Составление списка необходимых для жизни вещей. Мини - сочинение «Если бы я был миллионером…».

. В мире вещей. Анализ стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Выяснения предназначения вещей. Игра «Живая шляпа» («оживление» предметов). Знакомство с технологией производства некоторых вещей. Выработка правил обращения с предметами одежды, школьными принадлежностями, книгами.

. Аккуратность. Наблюдение за внешним видом людей на улице. Выяснение причин нежелания общаться с некоторыми из них. Письменных анонимный анализ собственного внешнего вида, внешнего учителя и одноклассников. Определение понятия «аккуратность». Инсценирование маминой заботы о внешнем виде ребёнка. Предположение последствий неаккуратности.

. Мода. Выяснение причин желания общаться с окружающими. Вычленение и определение понятия «модный человек», «мода». Соотнесение их с определением красивой одежды. Соотнесение желания и возможности модно одеваться. Приведение детей к умозаключению о важности душевных качеств, а не одежды. Введение понятий «элегантность», «гармония».

. Быть собой. Чтение и обсуждение воображаемого письма одноклассницы о её плохих качествах. Исследование причин её недовольства собой. Определение понятия «самооценка». Попытка дать объективную самооценку себе в форме внутреннего спора «Я - такой, зато…». Письмо однокласснику «Ты - лучше».

. Волнение и переживание. Исследование причин недовольства собой на основе материала урока «Познание себя». Объекты волнений и переживаний. Исследование причин недовольства окружающими людьми, предметами и явлениями. Определение понятия «пессимист». Выделение положительных качеств предмета и явления. Мини - сочинение «Не хочу быть занудой!».

. Застенчивость и скромность. Анализ жизненной ситуации, когда в гостях родители уговаривают ребёнка поздороваться. Определение понятий «стеснительность», «застенчивость». Выяснение причин стеснительного поведения. Сопоставление понятий «застенчивость» и «скромность». Уточнение понятия «скромность». Приведение примеров застенчивого поведения из своего жизненного опыта. Определение уместности скромного или застенчивого поведения в конкретной ситуации (инсценирование).

. Настроение. Выяснение причин вялого и (?) поведения человека. Определение понятия «настроение». Приведение примеров своего хорошего и плохого настроения. Рассмотрение ситуаций влияния своего настроения на окружающих и чужого настроения на себя. Поиск способов создания атмосферы доброжелательности.

. Остроумие. Анализ ситуации розыгрышей. Определение понятий «юмор», «остроумие». Приведение примеров реальных розыгрышей. Исследование последствий обидных и безобидных шуток. Выяснение качеств и ситуаций, над которыми смеяться нельзя.

. Тактичность. Деликатность. Опыт чувство «меры». Определение понятий «такт», «тактичность». Анализ ситуации ссоры между одноклассниками. Определение справедливых и несправедливых действий. Определение понятия «деликатность». Инсценирование жизненных ситуаций и выработка чувства меры и высказывания своей точки зрения.

. Благородство. Классификация качеств характера главных героев прочитанных художественных произведений. Исследование причин невозможности поступить иначе в той или иной ситуации. Определение понятия «благородство». Приведение примеров проявления благородства среди окружающих. Мини - сочинение «Смогу ли я пожертвовать чем-либо ради кого-то».

. Честь и достоинство. Анализ размышлений детей о самопожертвовании. Определение понятий «честь», «достоинство». Приведение примеров из собственной жизни о проявлении качеств характера, которыми можно гордиться. Анализ поступка героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

. Жестокость и сочувствие. Предположение причин получения увечий. Определение понятия «жестокость». Приведение примеров жестокого обращения с людьми или животными. Описание чувств и переживаний при виде покалеченных людей или животных. Определение понятий «сочувствие», «милосердие». Выработка линии поведения при проявлении жестокости по отношению к себе и окружающим.

. Обида. Месть. Зависть. Инсценирование ситуации оскорбления. Описание чувств оскорблённого и предположение его дальнейших действий. Определение понятия «месть». Выявление возможных причин мести. Определение понятия «зависть». Исследование последствий мести. Мини - сочинение «Как избавиться от чувства мести».

. От конфликта к войне. Анализ сочинений предыдущего урока. Предположение последствий нежелания погасить чувство обиды, злобы и мести. Выявление причин возникновения конфликтных ситуаций. Приведение примеров из истории о причинах развязывания военных действий. Определение понятия «террор». Высказывание своего отношения к войнам и террору. Выработка линии поведения в экстремальной ситуации.

. Я - патриот своей страны. Выражение своего отношения, отношение родителей к Родине. Определение понятия «патриот». Мини - сочинение «Что я могу изменить в своём городе, стране».

. Предательство. Анализ поступка Плохиша из произведения А. Гайдара «Мальчиш - кибальчиш». Определение понятия «предательство». Исследование причин предательства. Выражение своего отношения к чужой тайне. Описание чувств преданного человека. Формирование силы воли в хранении чужих секретов.

. Порядочность. Инсценирование любого аморального поступка. Выделение качеств характера человека в этой ситуации. Оценка уровня нравственного воспитания человека. Выявление в себе способности или неспособности совершить безнравственный поступок. Определение понятия «порядочность». Мини - сочинение «Как стать порядочным человеком».

Класс

1. Чувство времени. Анализ ситуации из школьной жизни о невыполнении поручения. Сравнение количества выполненных дел одноклассниками, родителями, учителями за определённый период времени. Исследование причин и последствий невыполнения дел из - за нехватки времени. Введение понятия «чувство времени». Поиск способов рационального использования времени. Составление плана на день. Организация досуга.

. Пунктуальность. Анализ ситуации постоянного опоздания одноклассницы. Описание чувств опаздывающего и рассмотрение влияния чьего-нибудь опоздания на настроение ждущего. Определение понятия «пунктуальность». Как стать пунктуальным? Расчёт времени на выполнение различных дел.

. Личность. Анализ ситуации вмешательства прохожего в уличную драку. Рассмотрение возможных последствий его вмешательства. Выделение качеств характера прохожего. Приведение примеров, когда кто-то рискует жизнью и здоровьем ради других. Определение понятия «личность». Мини - сочинение «Смогу ли я?». Как не «потерять своё лицо».

. Идеал. Определение идеала личности. Кого из окружающих я считаю личностью, соответствующей идеалу. Поиск способов формирования значимой личности.

. Этический кодекс класса. Анализ высказываний окружающих о коллективе класса. Рассмотрение последствий проявления скверного характера коллектива. Поиск способов изменения нелестной характеристики класса. Определение понятий «этика», «кодекс». Определение цели самовоспитания и составление этического кодекса класса.

. Трудолюбие. Рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей. Уточнение понятия «трудолюбие». Выявление дел, выполняемых с желанием и без желания. Предположение о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Поиск способов искоренения лени и безответственности.

. Семья. Рассказ детей о своих родных, своём доме. Выражение своего отношения к родным, к дому. Определение понятия «семья». Анализ конфликтной ситуации в семье. Исследование причин конфликтов и нежелание детей идти домой. Поиск способов установления мирных отношений между всеми членами семьи.

. Любовь. Выделение важнейшего условия существования семьи. Определение понятия «любовь». Выявление любящих и любимых детьми людей. Рассмотрение особых чувств матери по отношению к своему ребёнку. Анализ произведений И. Панькина «Легенда о матерях», Б. Емельянова «Про маму». Сочинение оды своей маме.

. Мама и папа. Определение понятия «счастливая семья». Выявление предпосылок создания семьи. Откуда появляются дети? Исследование причин распада семьи. Выработка линии поведения по отношению к разведённым родителям. Письмо - попытка примирения родителей.

. Жена, муж. Определение понятий и исторической роли жены, мужа. Исследование причин изменения роли жены, мужа в современном мире. Описание и анализ обязанностей родителей. Определение понятия «семейный очаг». Знакомство с обязанностями хозяина и хозяйки дома во времена домостроя и сопоставление их с современными.

. Мальчик - будущий мужчина. Анализ характера героя произведения Л. Кассиля «Алексей Андреевич». Сопоставление качеств характера мальчика и взрослого мужчины. Определение понятия «настоящий мужчина». Анализ стихотворения А. Барто «Рыцари», «Есть такие мальчики». Письменное обращение девочек к мальчикам. Выработка линии поведения мальчика по отношению к девочке.

. Девочка - будущая женщина. Выявление отличительных черт характера девочек. Рассказ девочек об их домашних обязанностях. Представление девочек об их будущей жизни. Анализ произведения С. Михалкова «Про мимозу». Письменное обращение мальчиков к девочкам. Выработка линии поведения девочки по отношению к мальчику.

. Первая любовь. Анализ произведения И. Бунина «Любовь». Письменный рассказ детей о первом чувстве любви. Поиск способов привлечения внимания любимой (-ого). Знакомство с историей возникновения Дня святого Валентина. Приведение примеров большой любви из истории повседневной жизни. Изготовление и преподнесение «валентинок».

. Семейные традиции. Рассказдетей о проведении семейных праздников в семье. Определение понятия «традиция». Выяснение с помощью бабушек и дедушек историй зарождения семейных традиций. Запись мудрых поступков и изречений предков. Анализ шведской народной сказки «Гвоздь из родного дома». Мини - сочинение «Что я хотел бы сохранить и передать потомкам».

. Непослушание. Инсценирование ситуации невыполнения родительского наказа. Приведение примеров непослушания из жизни детей. Исследование причин и предположение последствий непослушания. Представление себя на месте взрослых. Анализ рассказа Р. Фраермана «Непоседа». Поиск способов предупреждения и исправление ошибок и неприятностей.

. Приёмные дети. Просмотр видеоматериала о детском доме или приюте. Определение понятия «сирота». Формирование позиции ребёнка по отношению к своим родителям. Чтение стихотворений современных поэтов на тему «Моя мама». Поиск способов поддержки сирот, создание отношений близких к семейным.

. Одиночество. Представлениесебя на месте одинокой бабушки - соседки. Описание одинокого человека. Определение понятия «душевное одиночество». Исследование причин одиночества.Поиск способов избавления от одиночества.

. Мечта. Представление детей о своем будущем. Написание в «секретных» тетрадках своих заветных желаний. Уточнение понятия «мечта». Приведение примеров и анализ действий для исполнения мечты родителей, знакомых, друзей. Мини - сочинение «Если бы я был волшебником».

. Судьба. Определение понятия «судьба». Формирование иронического отношения ко всякого рода приметам, поверьям и предсказаниям. Выработка волевого отношения к собственной судьбе.

. Моё место в жизни. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии. Выделение важнейшего человека для любого рода занятий. Мини - сочинение «Что я знаю о профессии, которая мне нравится».

. Наркотики. Алкоголь. Сигареты. Рассмотрение зависимости безвольного человека от обстоятельств. Исследование причин попадания в алкогольную, наркотическую, никотиновую зависимость. Просмотр видеоматериалов по данной теме. Выработка волевого поведения. Мини - сочинение «Я - свободен!».

Литература: // Начальная школа, м. - 2007 - №7 - 21 - 29.

Содержание нравственного воспитания школьников.

Чтобы раскрыть содержание нравственного воспитания я предлагаю разработки некоторых занятий для 1- 4 классов.

Класс

«Вежливость и невежество».

Цели: познакомить детей с общепринятыми нормами нравственности; воспитывать культуру общения, взаимоуважение.

Ход занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...