Прикоснись ко мне добротой
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой… М. Озолиня
Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия: «Прикоснись ко мне добротой». «Доброта - вещь уникальная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий хочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку», - отмечал писатель Виктор Розов.
Желайте людям доброты, Желайте людям счастья! Дарите женщинам цветы И теплое участье… Пусть завтра будет, как вчера, Кто сердце не остудит!. Спешите день начать с добра, И день ваш добрым будет. Пусть только радость входит в дверь - Откройте двери эти!. И горьких не было б потерь Совсем на белом свете! Пусть чьи-то сбудутся мечты И сгинут все напасти, Пусть будет много доброты, Пусть будут мир и счастье!
Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей.) В словаре С.И. Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», добро - все положительное, хорошее, полезное. Ребята, какого человека можно назвать добрым? Кому нужна доброта? Как вы думаете, где она живет? (Ответы детей.) Учащийся (1):
В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты? Учащийся (2): Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! - Солнцу и птицам! Доброе утро! - Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера. Н. Красильников
Учитель: Не зря говорится в пословице: «Доброе слово и кошке приятно». Давайте вспомним слова с корнем «добро». (Дети перечисляют, учитель вывешивает карточки с ними на доску). Добро та Добро сердечный Добро желательный Добро соседство Добро детельный Добро порядочный Добро го здоровья Добро совестный Добро нравный Добро душный Добр ый день! Основа всех этих слов «добро». У поэта А. Яшина есть такие строки:
Не от тяги к суесловью И сложилось не вчера Эти братские, с любовью Пожелания здоровья, Пожелания добра. И живется вроде лучше, И на сердце веселей, Коль другим благополучья Пожелаешь на земле. Игра «Торопись обрадовать».
Учитель: У меня есть волшебные предметы. Я вручаю вам один из них, вы начинает передавать его по цепочке. По моему сигналу останавливаетесь, и тот, у кого в руках оказался предмет, говорит добрые слова тому, кому давно хочет их сказать, но решается их сказать, и вручает подарок. (Добрые слова и сувениры должны достаться всем участникам. Если кто-то остался в стороне, его одаривает сам учитель. Исполняется песня о дружбе, музыка Ю. Чичикова, слова М. Пляцковского). Человек доброжелательный, желающий другим добра, и ведет себя соответственно. Он не сможет быть жестоким, грубым, злым. В его отношениях с людьми всегда присутствует улыбка, проявление внимания и заботы. Скажите, почему не у каждого получается быть добрым? (Ответы детей.) Путь к доброте нелёгкий, долгий. На нем человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Учащийся (3):
Хочется крикнуть людям: Будьте щедрей на ласку, Путь человека труден - Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, - Слезы, дожди, морозы. Взрослым и детям, знайте,- Ласка нужна, не угрозы. Стремитесь открыть хоть Однажды Звезду человечности в каждом.
Учащийся (4):
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда.
Учащийся (5):
И если кому-т поможет Твоя доброта, улыбка твоя, То день не напрасно был прожит, Значит живешь ты не зря.
Учитель: С.Я. Маршак писал: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». «Храни достоинство свое повсюду, человек!» - писала М. Шагинян. Римский философ Сенека считал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив». И сколько бы миллионов лет не существовало человечество, с самых древних времен такое качество, как доброта, ценилось всегда. В поучениях Владимира Мономаха мы читаем: А куда не пойдете, Где не остановитесь в пути, Везде накормите и напоите Всякого просящего… …Вы же поступая хорошо, Не ленитесь на все доброе, Не пройдите мимо человека, Не приветствуя его, А скажите каждому при встрече Доброе слово. А у восточного поэта Низами есть такие строки: Добро, сколь ни было оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло.
Следовательно, основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами: А - аз Б - буки В-веди Г - глаголь(говорить) Д - добро Ж - житие З - земля Л - люди М - мыслите Т - творить Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Поэт Востока Фирдоуси писал: Посеем семена добра, Покуда сеять можем, Пока земля, что столь щедра, Для нас не станет ложем. Исполняется пеня кота Леопольда. Леопольд: Здравствуйте, ребята! Добрым быть совсем непросто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета, Доброта приносит людям Радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Ребята, а какие слова могут обидеть? (Ответы детей.) Правильно. Плохие слова.
Что горче всего? - У ребят я спросил. Одни утверждают:
Неспелый кизил… Микстура! - Какой-нибудь скажет храбрец, Горчицу и лук назовут, наконец. Но горче горчицы - Поверьте мне снова - Обидное, грубое слово. Р. Талипов Учитель: Ну, а что же тогда слаще всего? Леопольд:
Что слаще всего? - Я спросил у ребят. Всласть выспаться, - Сони, зевая, бубнят. Сластены, зажмурясь, кричат: Леденец! - Кишмиш называют, Халву, наконец. Но слаще халвы И всего остального Сердечное, доброе слово. Р. Талипов Учитель: Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Леопольд: А мы сейчас так сделаем, что плохих слов вообще не будет. Учитель: Как это? Леопольд: Очень просто. (Проводится игра в слова). Мы сейчас поиграем. Карточки - лепестки ромашки с плохими словами (грубый, злой, жадный, грустный, горе, ненависть, обман, унижение, вражда, жестокость) заменим на хорошие. (Леопольд рвет и выбрасывает лепестки с плохими словами). Вот так! Чтобы они никогда к нам больше не возвращались! Посмотрите, какой замечательный цветок у нас получился. Я дарю его вам, ребята: Ты лети, наш цветок, Через запад, на восток. Ты по всей земле лети, Семена добра дари. Учитель: Философы считают, что сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности. О милосердии теперь пишут в газетах, говорят по радио и телевидению. Из недавнего прошлого мы знаем имена меценатов и добрые дела, которые они совершили. (Называются акции милосердия, имена.) Все это достойно уважения! Но как вы думаете, можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие? Если да, то как? (Ответы детей.) А теперь посмотрим сценку. Автор: Готов для человечества он многое совершить… Мальчик: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить? Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел. Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел! Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит. Мальчик: Но он не человечество, он старый инвалид. Автор: Наташка дома мечется, гуляй, мол, с ней с утра! Мальчик: Она не человечество, а младшая сестра! Когда судьбою ей назначено
Вселенную спасти, К чему сестрёнку младшую На скверике пасти? Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел… Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел! Автор: В своем платочке клетчатом В углу ревет сестра… Сестренка: Я тоже человечество, И мне гулять пора! Учитель: - Как вы думаете, можно ли назвать этого мальчика добрым? (Ответы детей.) Ребята, а что бы вы сделали, если бы у вас появилась возможность стать чародеями? (Ответы детей.) А вот как бы поступил Рома Иванов. Ученик (1):
Если б я был Чудодей, Что б я сделал для людей?! Чтобы были звери, птицы, Лисы, зайчики, синицы. Я б наколдовал леса, Что б везде была краса. Я б наколдовал цветы, Чтоб везде они росли. Чтобы люди всей Земли Жили в мире и любви, Не болели никогда, Были веселы всегда. Я б наколдовал всем деткам Игрушки и конфетки. Вот такой я Чудодей! Сколько сделал для людей! Если б я был чудодей… Учитель: - Скажите, ребята, задавали ли вы себе когда-нибудь подобные вопросы: Чье сердце смягчил? Кому подал руку? Кому облегчил душевную муку? Чью старость утешил? Кого осчастливил? Кого на дорогу На торную вывел? А. Яшин Ученик (2):
Добрые сердца - это сады. Добрые слова - это корни. Добрые мысли - это цветы. Добрые дела - это плоды. Учитель: - Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами добрыми делами. Леопольд:
Я желаю вам добра, Доброй ночи до утра, Всем желаю добрых снов, Добрых дел и добрых слов. Уведет ли вас дорога От любимого порога, Пусть вам скажет кто-нибудь: В добрый час и добрый путь! Я желаю, чтобы с вами Людям было веселей, Чтобы добрыми глазами Вы смотрели на людей.
Исполняется песня «Мы желаем счастья вам», музыка С. Намина, слова И. Шаферана. Класс «В человеке все должно быть прекрасно…» Оформление: Портрет А.П. Чехова и плакат с высказыванием писателя: «В человеке все должно быть прекрасно…» Учитель в течение урока допишет высказывание до конца. Учитель: - Сегодня мы попытаемся представить, построить модель совершенного человека и соотнести, хотя бы отчасти, её с собой. Что по-вашему, является составляющими совершенного человека? Можно ли назвать совершенным человека с безобразным, некрасивым лицом? Вряд ли. Однако далеко не все люди (и мы с вами не исключение) обладают классическими чертами лица: греческим носом, изумительным разрезом глаз, длинными ресницами… Что же делает наше лицо, часто несовершенное красивым? Как вы считаете? (Ребята отвечают.) А вот как об этом пишет Лев Николаевич Толстой: «Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит» - подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались прекраснее красоты».
Ученик (1): Есть лица подобные пышным Порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобие жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка её на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть - лица подобья ликующих Песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Н. Заболоцкий. О красоте человеческих лиц Ученик (2): Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая Рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, Зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь К обеду, Гоняют по двору, забывши Про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу я думать наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый жаркий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье, - Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий. Некрасивая девочка Учитель: - А вот какой совет юноше дает Эмилия Бронте в романе «Грозовой перевал»… Ученик (3): «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым… Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным…» (Д.С. Лихачев). Учитель: - Итак, можно ли назвать совершенным человека с некрасивым лицом? (Дописывает к высказыванию А.П. Чехова слово «лицо».) Представим себе человека с прекрасным лицом и неряшливо, безвкусно одетого. Можно ли назвать такого человека совершенным? (Ребята отвечают.) Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчеркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма. А вот что думает об умении одеваться молодых людей академик Д.С. Лихачев… Ученик: «Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если молодой человек чересчур тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму - он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Девушки, женщины - это другое. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук - этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен». Учитель: - А что, по-вашему является главным признаком вкуса у человека? (Ребята отвечают.) Обратимся за помощью к классической литературе. Ученик (3): «В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы, одна пожилая, другая молоденькая… Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»). Учитель: - Итак, главный признак вкуса у человека - это чувство меры. Да, те платья, шляпки устарели, но никогда не устареют вкус, хорошие манеры, отсутствие вульгарности в одежде и поведении. Наверное, именно поэтому Татьяна Ларина героиня поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - вечный идеал. Послушайте строки, посвященные ей.
Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней… Никто б не мог её прекрасной Назвать; но с головы до ног Никто бы в ней найти не мог Того, что модой самовластной В высоком лондонском кругу Зовется vulgar…
Какое же еще слово нужно добавить к фразе А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и…»? (Дописывает слово, произнесенное ребятами: «одежда».) А мы продолжаем находить слагаемые совершенного человека. Без чего невозможно обойтись человеку? Подсказкой пусть служит высказывание Д.И. Фонвизина. Ученик (5): «Без… (души) просвещеннейшая умница - тварь, невежда без … (души) - зверь»… (Учитель дописывает в высказывание А.П. Чехова отгаданное ребятами слово «душа».) Учитель: - Воспитывать в себе культуру чувств, душу - это не задание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоценный опыт, проявления лучших, высоких душевных качеств. Американский просветитель Xviii Бенджамин Франклин, будучи еще работником типографии, составил для себя «тринадцать принципов мелкой повседневной добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, откровенность, решительность, деятельность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти качества. Путем самообразования он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Воспитывать культуру чувств, культуру нашего общения - дело не только долгое, но и трудное.
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязан трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тещи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с неё узды! Коль дать её вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай её за плечи, Учи и мучай до темна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий. Не позволяй душе лениться
Учитель: - Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить все человечество, но все это останется втуне до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах. Человечество состоит из конкретных людей. И каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретном сочувствии. И как важно окружить вниманием и заботой человека вовремя. Ученик:
Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил - И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда он слег и тихо умирал,- Рассказывает мать, - День ото дня Все чаще вспоминал его и ждал: «Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!» Бездомной бабушке в селе родном Я говорил: мол, так ее люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю. Мечтал о многом, Много обещал… В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века. Теперь прошел я тысячи дорог - Купит воз хлеба, дом срубить бы смог. Нет отчима, И бабка умерла… Спешите делать добрые дела! А. Яшин. Спешите делать добрые дела
Учитель: - Да, своевременная помощь конкретным людям - одно из главных проявлений душевных качеств человека. Ученик:
До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Желтой, захолустной Стороной березовой Моей, Перед ленивой Пасмурной и грустной В дни осенних Горестных дождей, Перед этим Строгим сельсоветом, Перед этим Стадом у моста, Перед всем Старинным белым светом Я клянусь: Душа моя чиста. Пусть она Останется чиста До конца, До смертного конца! Н. Рубцов «До конца…»
Учитель: - Как вы понимаете слова поэта: «Пусть душа останется чиста»? (Ребята отвечают.) Для того чтобы приблизиться к идеалу, необходима еще одна, последняя составляющая. Это - «мысли». (Дописывает в высказывание А.П. Чехова слово «мысли».) Богатства человеческой мысли неисчерпаемы. Одной из впечатляющих форм их являются афоризмы, жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму. Как сказал древнегреческий поэт Феокрит:
Есть у мудрейших обильный запас изречений. Много для жизни полезных Советов может в нем каждый Найти.
Ученик: «Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством» (Л.Н. Толстой). Учитель: - Вот мы и построили с помощью А.П. Чехова модель совершенного человека. (Читает). «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Осталось немного: стараться ей соответствовать… Класс «О зависти и завистниках» На доске слова из нравственного словаря: «Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехами другого человека», эпиграфы.
«Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» Христианская заповедь Талант порождает столько зависти, Что порой его отсутствие кажется Благом. А. Попов Учитель: - Жил в дагестанском ауле мастер граверных дел. Никто не мог превзойти его в мастерстве, не было ему равных в ауле, да и во всей округе. Он этим очень гордился. Не было у него учеников. Свои профессиональные секреты держал он в тайне и ни с кем не делился своим секретом. Даже свой дом он построил так, чтобы не выходили окна дома на улицу: боялся мастер, что кто-нибудь подглядит, как он работает. Однажды пришли к нему люди и принесли кубок необычайно красивой ручной работы. Вот, - сказали ему люди, - появился в нашем ауле еще один Мастер, работы которого не только не хуже твоих, но и превосходят их по мастерству. Это не человек, - сказал мастер, рассматривая кубок. - Не может живой человек сделать такую тонкую работу! Тогда люди привели к мастеру юношу, чьи руки сделали необычайный кубок. Мастер убедился, что люди правы. Юноша превзошел его в мастерстве. Мастер еще долго рассматривал кубок, а затем ушел в свою мастрскую. Утром аул узнал, что мастер умер - его сердце не смогло выдержать зависти к молодому юноше - умельцу, создавшему великолепной красоты кубок. Сегодня, ребята, наш разговор будет посвящен именно этому человеческому качеству, которое получило название - зависть. Знакомо ли вам это чувство, встречались ли вы с ним в своей жизни? Какие чувства вызывает у вас рассказанная притча? Что помешал старому мастеру признать мастерство своего юного коллеги? Говорят, зависть одна не ходит. У нее есть еще сестры. Как вы думаете, какие чувства могут быть сестрами такого человеческого качества как зависть? Работа в группах. Ребятам предлагается высказывание о зависти святого Киприана Карфагенского. Они должны обсудить его, работая в группах, и сделать свои выводы. Далеко простирается многообразное и плодовитое зло, происходящее от зависти. От нее происходит ненависть, от нее распри… Зависть ослепляет наши чувства, пленит наши мысли, внушает вероломство, воспламеняет гневом… Тот, кто отдается во власть зависти, не может уже обуздать себя и править собою. От этого нарушается братская любовь, искажается истина, расторгается единство. Учитель: - А как, на ваш взгляд, выглядит человек, испытывающий чувство зависти? Чему могут завидовать люди? Испытывая чувство зависти, может ил человек решить свои проблемы?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|