Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические и педагогические основы нравственного воспитания.




Нравственное воспитание подрастающего поколения предполагает последовательное усвоение моральных норм, принципов, нравственных идеалов. Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться не на внешние требования, а на внутренние нормы поведения, соответствующие нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведут себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.

Воспитание подрастающего поколения в соответствии с моральными качествами, раскрывающему отношениями человеку к обществу, к труду, к себе - процесс сложный, требующий глубокого знания личности воспитуемого, педагогических и психологических основ нравственного воспитания.

Нравственное воспитание включает себя следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: Формирование нравственного сознания, воспитание нравственных чувств, навыков и привычек, нравственного поведения. Соотношение этих сторон определяется особенностями каждого возраста и не может быть одинаковым и в начальных и старших классах.

Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм и принципов в процессе проведения и подготовки внеклассных работы. Трудно вести себя правильно, если не знаешь, как надо поступать в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний помогает учащимся понять, что в поступках окружающих людей хорошо и что плохо.

Моральные знания приобретаются подрастающим поколением в виде моральных представлений и понятий и выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Задача педагога организатора вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий.

Моральные понятия отражают характер отношений человека к Родине, к труду, к людям и к самому себе. Чтобы овладеть моральными понятием, необходим определённый круг знаний, которые ребята получают в процессе обучения добывают самостоятельно.

Уровень сформированности нравственных понятий в разные периоды школьного возраста различен. Моральные понятия младших школьников ещё неопределенны, суждения носят односторонний характер.

Для сформированности моральных понятий педагог - организатор проводит специальные этические беседы, обсуждают прочитанные книги, материалы из детской периодической печати, анализируют примеры из жизни.

В процессе подготовки и проведения внеклассных занятий дети высказывают определённые нравственные суждения, которые связаны с принятием тех или иных моральных норм, требований. Принимая те или иные нравственные выводы, ученик и проявляет и определённое отношение к ним в виде оценок. Таким образом, нравственное сознание характеризуется наличием моральных понятий, суждений, оценок.

Задача педагога - организатора заключается в том, чтобы ребята глубоко осознали нравственные нормы, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни.

Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания, с чувствами, волей. У детей младшего школьного возраста имеются элементы убеждённости. С переходом из класса в класс убеждения углубляются, делаются боле стойкими и всё сильнее проникают в личность ученика.

При формировании нравственных убеждений учащихся учителя, педагоги - организаторы опираются на уже сложившийся жизненный опыт школьников, создают такой опыт в процессе разнообразной деятельности. Чем богаче жизненный опыт детей детей, тем глубже, полнее усваиваются моральные понятия.

Формирования нравственного сознания школьников, их суждений, оценок, моральных понятий всегда связано с эмоциональными переживаниями, имеют эмоциональную окрашенность. Поведение на основе сложившихся нравственных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения. Воспитать нравственные убеждения - значит обеспечивать единство нравственного сознания, чувств и поведения.

Нравственные чувства - это эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе. Они зарождаются и развиваются в процессе общения между людьми. Чувства тесно связаны с нравственными знаниями и убеждениями.

Воспитание нравственных чувств не являются изолированным процессом, они возникают и развиваются на основе потребностей человека, синтеза знаний и переживаний. Воспитание нравственных чувств у подрастающего поколения требуют специальной работы педагога - организаторов специфических приёмов и методов воздействия, организации жизни и деятельности детского коллектива. Важными средствами формирования нравственных чувств являются внеклассные занятия, игра, трудовая деятельность, процесс обучения, коллектив учащихся.

Учащиеся младших классов с большим удовольствием включаются в творческие или ролевые игры, военно-спортивные игры. В игре ребята учатся оказывать помощь товарищам, переживают за успехи коллектива. Именно в игре у ребёнка начинают возникать моральные чувства, в тот момент, когда он совершает благородные поступки.

Чувства доброты, заботливости, любви к людям наиболее успешно формируется в жизни такого детского коллектива, в котором имеется интересная, содержательная деятельность, где каждый член коллектива испытывает жизнерадостное настроение.

В основе нравственного поведения лежат мотивы; побудителями нравственного поведения могут быть разные мотивы: индивидуалистические или коллективистические. Поэтому, чтобы судить о нравственной воспитанности школьника, о его нравственном поведении, необходимости знать, какими мотивами он руководствовался.

Нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек.

Нравственная привычка - это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данном действии.

Чтобы сформировать нравственные привычки, школьников следует постоянно включать в систему разнообразных нравственных отношений. Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию определённых привычек поведения, то есть внеклассная работа (занятия). Нравственные привычки могут быть положительными и отрицательными, простыми и сложными.

Воспитание нравственного поведения школьников, которое выражается в поступках и привычках, тесно связно с формированием нравственных убеждений и чувств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...