Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственное воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий




Формы и методы нравственного воспитания.

В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа методов, направленная на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе методов относятся: тематические классные часы, театральные и кинопросмотры, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, посёлка, дискуссии по нравственной тематике, изучения нравственного наследия писателей и поэтов страны, клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины». Положительные мотивы, привычки нравственного поведения с помощью группы методов, направленных на формирование устойчивого нравственного поведения.

Этическая беседа широко применяется в работе с учащимися различных возрастных групп. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитание интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твёрдую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний о морали. В процессе этических бесед необходимы, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

В практике работы школы сложились классные, групповые и индивидуальные этические беседы. Учитель планирует определённую систему эстетических бесед (программные этические беседы), в которых последовательно, систематически знакомит учащихся с нравственными нормами.

В начальных классах школы учителя планируют систему бесед по культуре поведения, по Правилам для учащихся и т.д. Кроме программных этических бесед, проводятся эпизодические беседы с классом, если есть необходимость внести в данный детский коллектив определённые нравственные знания. Эпизодическая этическая беседа часто связана со сложившейся в коллективе ситуаций. Очень часто учителю приходится проводить этические беседы с классом или группой ребят экспромтом. Они проводится в том случае, когда есть необходимость сразу же дать оценку поведению учащихся, ликвидировать возникающий конфликт.

Этическая беседа требует от учителя душевой близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появится стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребёнка, остерегается прямолинейности, бестактности.

Выбор темы беседы зависит от возрастных особенностей детей, уровня нравственной воспитанности, развития детского коллектива. Учитель советуется с ребятами, какие проблемы их интересуют и волнуют, что следует рассмотреть во время беседы.

Успех этической беседы зависит от отношений детей к предлагаемой теме, от желания принять участие в обсуждении отдельных фактов из жизни класса, правильно их оценить.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к формулировкам нравственных понятий. Но уже в начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, то есть идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к боле углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. Но при этом нельзя забывать в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

После проведения этической беседы учителя, классные руководители проводят работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организует практическую деятельность детей.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, даёт практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он ложен хорошо владеть словом.

Среди форм и методов нравственного воспитания в практике широко используется рассказ на этическую беседу. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа школьники пополняют свои знания о моральных понятиях, обогащают нравственный опыт поведения опытом героев рассказа, учатся с новых позиций оценивать личное поведение и жизнь классного коллектива. Рассказ на этическую тему по сравнению с этической беседой имеет больше возможностей воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, вызвать у него сопереживание героям рассказа, чувства радости и негодования.

Рассказ по своему содержанию должен быть близок жизненному опыту детей, понятен им. Используя рассказ на этическую тему в нравственном воспитании учащихся, учитель предусматривает место и обстановку его поведения. Рассказ уместен на сборе звёздочки. Особенно хорошо использовать рассказ во время прогулки в лес, при встрече с героями войны и труда. Особенность применения рассказа заключается в том, что часто после него, если он затронул эмоциональную сферу ребёнка, делать вывод сразу и не надо. Необходимо чувства, переживания, высказанные рассказом, сохранить у детей надолго.

Рассказ на этическую тему позволяет широко использовать в нравственном воспитании положительный пример. Рассказы о героях революции и Великой Отечественной войны особенно привлекают учащихся младшего и среднего возраста. Ребята учатся оценивать свои поступки, создают постепенно программу самовоспитания, учатся подражать героям.

С помощью рассказа на этическую тему учитель может не только раскрывать положительные нравственные качества, но и высмеивать жадность, хитрость, предательство.

В нравственном воспитании учащихся имеет большое значение экскурсия. Экскурсии с учащимися проводятся в ходе учебных занятий и в процессе деятельности звёздочки. Экскурсия всегда предполагает процесс подготовки к ней и оформление результатов. Подготовка связана с различными видами деятельности школьников, которая пронизана нравственными отношениями.

Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Тематика экскурсий очень разнообразна (здесь привести примеры экскурсий).

Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создаёт в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке экскурсии и во время её проведения. О том, какие впечатления ребята получили в результате этой экскурсии, сообщается в специальном выпуске школьной стенной газеты.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родин, бережного отношения к её достоянию - природе. Во время экскурсий в природу учитель имеет возможность глубже проникнуть в психологию воспитанников, точнее определить уровень сформированности нравственного сознания, навыков и привычек морального поведения.

Таким образом, в общей системе нравственного воспитания подрастающего поколения сложилось много оправдавших себя на практике форм и методов формирования нравственного воспитания личности.

Процесс полготовки и проведения внеклассных занятий по нравственному воспитанию младших школьников требует хорошей подготовки педагога - организатора, поэтому необходимо выполнить ряд требований.

Предварительная подготовка.

Нравственный час общения требует хорошей подготовки педагога - организатора. Ведь внеклассные занятия, посвящённые нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой нравственного поведения воспитанников.

Цели нравственного внеклассного занятия:

Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.

Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.

Развитие нравственных личностных качеств, таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Готовясь к нравственному внеклассному занятию или к серии нравственных внеклассных занятий, педагог - организатор может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.

Например, предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т.д.

Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор педагогом - организатором будущей тематики нравственных внеклассных занятий.

Подготовка нравственного внеклассного занятия должна сопровождаться серьёзной предварительной работой, а именно:

Определение темы

Определив тему нравственного внеклассного занятия, педагог - организатор просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые не смогут это сделать, должны стать помощниками в подготовке таких внеклассных занятий.

Подбор материала

Материалом для подготовки нравственного внеклассного занятия может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.

Бывает и такое, что нравственное внеклассное занятие проводится незапланировано, так как связано со сложившейся ситуацией в классе или в школе. Главное чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственное внеклассное занятие - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребёнка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственное внеклассное занятие можно проводить часто. В этом случае нравственные внеклассные занятия станут для ребят, необходимыми, интересными и значимыми. Главное, чтобы оно было значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызвало у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...