Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-территориальное устройство в РФ.




 

Административно-территориальное деление и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и принципы.

Административно-территориальное устройство - это деление территории государства, а в федеративном государстве - его субъектов на части — территориальные единицы, в рамках ко­торых осуществляются определенные государственные функции и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются государственные органы или органы местного самоуправления. В качест­ве равнозначного часто используется понятие «административно-территориальное деление».

По отноше­нию к федеративному государству в целом используется понятие «государственное устройство». А для обозначения внутренней территори­альной организации субъектов федерации возможно применение ка­тегории «административно-территориальное устройство».

Чаще всего административно-территориальное устройство явля­ется двухуровневым. Первый уровень - единицы, входящие непосредственно в состав субъекта РФ — сельские районы и крупные города; эти единицы явля­ются территорией деятельности судов, прокуратуры, органов госу­дарственной безопасности, органов внутренних дел, органов государ­ственной регистрации и т.п. (условно всех их можно именовать адми­нистративными органами); одновременно на уровне данных территориальных единиц может осуществляться и местное само­управление.

Второй уровень - территориальные едини­цы, входящие в состав единиц первого уровня и являющиеся основой местного самоуправления.

Понятием «административно-территориальное устройство» охва­тываются следующие вопросы:

- система территориальных единиц, порядок их образования и уп­разднения;

- отнесение населенных пунктов и территорий к той или иной кате­гории территориальных единиц;

- установление и изменение границ территориальных единиц;

- установление центров единиц, включающих в себя Несколько на­селенных пунктов;

- наименование и переименование территориальных единиц, от­дельных населенных пунктов, их улиц, площадей и Других частей;

- регистрация населенных пунктов, учет изменений в администра­тивно-территориальном устройстве.

Конституция РФ 1993 г. не называет вопросы административно-территориального уст­ройства среди предметов совместного ведения Федерации и ее субъ­ектов. Тем самым данные вопросы были отданы в ведение самих субъ­ектов РФ.

Субъекты РФ отражают вопросы административно-территори­ального устройства в своих конституциях, уставах, специальных законах. Причем в одних субъектах используется понятие «администра­тивно-территориальное устройство», в других предпочитают гово­рить просто о «территориальном» делении.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации базируется на ряде принципов. Важнейшим из них является экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хо­зяйства, количества населения, состояния путей сообщения.

В условиях многонационального государства важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального со­става населения и его особенностей при создании и изменении ад­министративно-территориальных единиц.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им луч­ше удовлетворять повседневные нужды и: запросы населения. По­этому максимальное приближение как государственного аппарата так и местного самоуправления к населению также становится важ­ным принципом административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.

2. Виды административно-территориальных единиц. Закрытые административно-территориальные образования.

Административно-территориальная единица – это внутренняя часть территории субъекта Федерации в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения на ней всех тех государственных и местных задач, что необходимы для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны.

Населенный пункт - место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающее в определенной черте жилье, административные и хозяйственные постройки.

Наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются районы (уезды), сельсоветы (сельские округа, волости). К видам населенных пунктов относятся - села, деревни, станицы, сельские, дачные, курортные, пригородные поселки, поселки городского типа, города, районы в городах. Законодательство об административно-территориальном устройстве содержит собственные критерии их выделения, отнесения населенных пунктов к той или иной группе. Очевидно, что терминологическое обозначение административно-территориальных единиц, населенных пунктов перекликается с терминологическим обозначением муниципальных образований. Есть административный район и муниципальный район, село, город как населенные пункты и сельское, городское поселения как муниципальные образования. Поэтому важно уяснить соотношение административно-территориального деления и территориальной организации местного самоуправления.

Соотношение административно-территориальных единиц, населенных пунктов и муниципальных образований. Применение Закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявило три основных подхода к такому соотношению.

При первом подходе субъекты Федерации использовали совмещение административно-территориального деления и территорий муниципальных образований, когда административно-территориальные единицы и муниципальные образования отождествлялись. Такой подход имел место, например, в Пермской, Челябинской областях. В соответствии с ним при определении административно-территориальной единицы обязательным ее признаком называлось наличие органов местного самоуправления.

Второй подход связан с относительным обособлением административно-территориальных и муниципальных образований в пределах единого административно-территориального устройства субъекта Федерации. Указанная концепция была использована в Законе «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области». Ее суть: административно-территориальными образованиями в области являются районы и административные округа в составе районов, а муниципальными образованиями - городские и сельские поселения, волости, принявшие уставы муниципальных образований. В административно-территориальных единицах осуществляется государственное управление территориальными органами государственного управления области, а в муниципальных образованиях - местное самоуправление органами местного самоуправления. Названный Закон допускал, что в случае объединения поселений в границах района в единое муниципальное образование государственное управление в границах районов может осуществляться органами местного самоуправления, на которые областным законом возлагается исполнение отдельных государственных полномочий (ч. 2 ст. 6).

Третий подход заключается в юридическом разведении административно-территориального и муниципально-территориального деления. Он выражается в рассмотрении любых административно-территориальных единиц и населенных пунктов как государственных образований, служащих в определенных случаях базой для складывания муниципальных образований. При этом административно-территориальные единицы и муниципальные образования как бы разводятся по степени их универсальности: первые - пространственная форма решения государственных задач; вторые - пространственная форма решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

В отличие от первого подхода здесь нет отождествления административно-территориальных единиц и муниципальных образований. Муниципальные образования складываются в пределах административно-территориальных единиц и населенных пунктов, но их объединение между собой, упразднение, разделение не означает автоматического изменения административно-территориального устройства. Скажем, упразднение района как муниципального образования не означает упразднения этого же района как административно-территориальной единицы, а создание единого муниципального образования на базе двух сельсоветов не сопряжено с обязательной ликвидацией последних. При названных изменениях меняться будут границы муниципальных образований, система органов самоуправления, но не административно-территориальное деление и не система действующих на местах государственных органов.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не отождествляет территориальную организацию местного самоуправления и административно-территориальное деление. Городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа территориально могут не совпадать с населенными пунктами, административными районами, сельсоветами, сельскими округами. В границах административного района, допустим, могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Если же, например, городское поселение как муниципальное образование совпадает с территорией города как населенного пункта, то изменение границ городского поселения как муниципального образования не означает обязательного изменения границ города и наоборот. Аналогичным образом при совпадении границ муниципального и административного района изменение границ муниципального района не меняет границ административного района, а изменение границ административного района не меняет границ муниципального района.

В то же время Федеральный закон № 131-ФЗ не отрывает полностью территориальную организацию местного самоуправления от административно-территориального деления. Территории тех же городских, сельских поселений как муниципальных образований выделяются не произвольно, а с учетом особенностей населенных пунктов, их границ. Так, Закон устанавливает, что в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта.

Важно подчеркнуть и отличие территориального деления субъекта Федерации от федеративного деления на национально-государственные образования. Так, если территории субъектов Федерации первичны, то административно-территориальные единицы в рамках субъектов Федерации являются лишь следствием территориальной организации системы органов власти. Из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в соответствующих статьях Конституции Российской Федерации, вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении субъектов, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство.

При этом необходимо отметить, что Федерация регулирует не только федеративное устройство, но и некоторые моменты, касающиеся особых административно-территориальных единиц, переименование некоторых из них, их учет. В качестве примера можно привести Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»: «Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан».

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При этом его границы могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

Кроме того, территориальная реабилитация репрессированных народов находится в ведении федеральных властей и предусматривает осуществление на основе волеизъявления репрессированных народов правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

Также в ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов находятся: определение государственной политики в области наименований географических объектов; присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов; определение единых требований, норм и правил в области наименований географических объектов, а также создание и ведение Государственного каталога географических названий; разработка и принятие федеральных программ в области наименований географических объектов; определение специального федерального органа исполнительной власти и его полномочий в области наименований географических объектов; определение порядка финансирования работ в области наименований географических объектов; международное сотрудничество Российской Федерации в области наименований географических объектов; иные вопросы в области наименований географических объектов. Для осуществления вышеназванных полномочий создан специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.

Первый уровень классификации включает объекты федерального значения: республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономный округ, входящий в состав Российской Федерации.

Ко второму уровню классификации относятся: автономные округа, входящие в состав края или области; районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения; города республиканского, краевого, областного подчинения; поселки городского типа республиканского, краевого, областного подчинения.

К третьему уровню классификации относятся: внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения; города районного подчинения; поселки городского типа районного подчинения; сельсоветы.

В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты. Обозначение «поселок городского типа» распространяется на рабочие, курортные и дачные поселки. В ряде субъектов Российской Федерации взамен категории «сельсовет» введены такие понятия, как «сельский округ», «волость». К сельским населенным пунктам относятся поселки сельского типа, хутора, кишлаки, аулы и т.п., входящие в состав сельсоветов или подчиненные администрации города (района, округа).

Важно заметить, что административно-территориальные единицы не могут входить в состав субъекта Российской Федерации, они вторичны и не самостоятельны.

Следует отметить, что административно-территориальное деление субъектов Федерации регулируется путем закрепления в соответствующих конституциях и уставах, принятия законов и подзаконных актов. Анализ нормативно-правовых актов позволяет вычленить следующие направления регулирования в этой сфере.

Административно-территориальное устройство характеризует: а) систему административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц; г) установление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов; д) переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; е) регистрация населенных пунктов, учет изменений в административно-территориальном устройстве. Как уже было отмечено выше, наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются районы и сельсоветы, населенных пунктов - села, деревни, поселки, города, районы в городах. Существующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает, как правило, наличие двух, иногда трех уровней административно-территориальных единиц. Городские поселения преимущественно отличаются двухуровневой организацией - города, поселки городского типа (первый уровень) и районы в городах (второй уровень); для сельских поселений более характерны три уровня: сельские районы или сельские округа (первый уровень); сельсоветы, поссоветы и т.п. (второй уровень); села, деревни, усадьбы, станицы и т.д. (третий уровень).

Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов РФ.

Таким образом, конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки - населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Муниципальный район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

В Российской Федерации существуют так называемые закрытые территориальные образования (ЗАТО). По Закону РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. 2004 г.) закрытым административно-территориальным образо­ванием признается имеющее органы местного самоуправления тер­риториальное образование, в пределах которого расположены про­мышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактив­ных и других материалов, военные и иные объекты (далее — предпри­ятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (упразднении) ЗАТО принимает Президент. Органы местного самоуправления в ЗАТО функ­ционируют по общим правилам, установленным федеральным зако­нодательством, с особенностями соответствующего образования.

Порядок изменения административно-территориального деления субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятель­но решают вопросы административно-территориального устройства. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям, а также иные вопросы админи­стративно-территориального устройства области регулируются зако­нодательством субъекта Федерации.

Порядок образования и упразднения, определение статуса и на­именование закрытых административно-территориальных единиц, а также наименование и переименование населенных пунктов и адми­нистративно-территориальных единиц осуществляются в соответст­вии с законодательством Российской Федерации и субъекта Феде­рации.

Решения по вопросам административно-территориального уст­ройства, как правило, принимаются законодательным (представитель­ным) органом субъекта Федерации с учетом мнения населения соот­ветствующих органов местного самоуправления.

Административно-территориальный процесс это установлен­ный органами государственной власти субъекта Федерации порядок совершения административно-территориальных действий, имеющий несколько стадий: а) возбуждение административно-территориально­го дела; б) подготовка материалов; в) подготовка проекта правового акта по делу; г) рассмотрение и принятие правового акта; д) оформле­ние документов и исполнение реального административно-территори­ального преобразования.

Применительно к отдельным видам административно-территори­альных преобразований этот процесс регламентируется отдельно.

Возбуждение дела, т.е. постановка вопроса о необходимости прове­дения административно-территориального преобразования, происхо­дит по инициативе граждан либо соответствующих органов власти. В случае возбуждения дела по инициативе граждан они подают в письменной форме ходатайство (обращение, заявление) в орган мест­ного самоуправления. Соответствующие службы органа местного самоуправления готовят по нему мотивированное заключение. Вы­борный орган местного самоуправления также рассматривает это заключение и выносит правовой акт о принятии к производству хода­тайства граждан об административно-территориальном преобразова­нии. Ходатайство может быть отклонено, если совершение конкретно­го административно-территориального преобразования противоречит закону или нецелесообразно. Отказ в приеме и реализации ходатайст­ва обжалуется в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в суд.

Подготовка административно-территориального дела заключается в сборе необходимых для составления проекта правового акта материалов. На стадии подготовки проекта правового акта выявляются мнения граждан, специалистов, соответствующих комиссий. Методом сравни­тельного анализа выбирается вариант, наилучшим образом сочетаю­щий правовые, экономические и организационные интересы людей. Далее проект правового акта рассматривается органами государствен­ной власти или органами местного самоуправления с учетом заключе­ния соответствующих комиссий по рассмотрению административно-территориальных преобразований.

Заключительная стадия процесса — оформление, выдача документов и исполнение административно-территориального преобразования, характер и перечень которых зависят от вида действий по установлению или преобразованию территориального устройства и регламентируются специальными положениями, инструкциями, а также предписаниями, изложенными в правовом акте.

Законодательство субъектов Федерации определило следующую компетенцию органов государственной власти по вопросам террито­риального устройства.

К исключительному ведению законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта Федерации отно­сятся:

- образование и упразднение районов и сельсоветов (сельских окру­гов, волостей);

- отнесение населенных пунктов к категориям городских, сельских поселений;

- согласование с федеральными органами вопросов образования, уп­разднения закрытых административно-территориальных образо­ваний;

- образование, объединение, преобразование или упразднение муни­ципальных образований;

- установление и изменение границ районов;

- установление и изменение границ территорий муниципальных об­разований;

- утверждение и изменение черты городских и сельских поселений;

- согласование с федеральными органами вопросов об установлении и изменении границ закрытых административно-территориальных образований, включении в их состав населенных пунктов в соответст­вии с порядком, установленным законодательством Российской Фе­дерации;

- включение населенных пунктов в состав городов, поселков город­ского типа (рабочих, курортных поселков);

- установление и перенесение административных центров районов;

наименование и переименование районов в городах, регистрация вновь возникших населенных пунктов;

- рассмотрение предложений о наименовании вновь возникших на­селенных пунктов, районов, сельсоветов и др. с последующим представлением в федеральные органы государственной власти;

- исключение из учетных данных населенных пунктов;

- решение других вопросов, отнесенных законодательством Россий­ской Федерации или законодательством ее субъекта к ведению орга­нов государственной власти субъекта.

Субъект Федерации может предусматривать территории со специ­альным статусом управления.

Территориями со специальным статусом могут быть: администра­тивные, экологические, санитарные, школьные, транспортные, комму­нальные и иные округа управления; агломерации, пригородные зоны; горные округа; военные и временные администрации; территории дея­тельности специальных органов контроля и надзора; экономические зоны; территории экономико-производственных комплексов; террито­рии объектов закрытого типа и др.

По всем предлагаемым преобразованиям в области администра­тивно-территориального устройства в обязательном порядке выявля­ется мнение населения, которого оно непосредственно касается, путем сбора подписей под петициями, проведения собраний (сходов), кон­ференций, референдумов.

Для обеспечения полного и своевременного учета территориаль­ных образований, населенных пунктов и всех административно-тер­риториальных преобразований органы субъектов Федерации ведут кадастр (реестр), содержащий официальные сведения о правовом по­ложении административно-территориальных единиц, населенных пунктов, муниципальных образований и поселений, не имеющих та­кого статуса. Кадастр (реестр) включает также данные учета и реги­страции всех преобразований в административно-территориальном устройстве.

Органы местного самоуправления также ведут учет населенных пунктов и обо всех изменениях в административно-территориальном Устройстве своевременно информируют законодательный (представи­тельный) орган области.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют подготовку и издание словарей и спра­вочников наименований географических объектов, а также карт и ат­ласов Российской Федерации. Органы государственной власти субъ­ектов Федерации могут осуществлять регистрацию, учет, подготовку и издание каталогов, словарей и справочников наименований геогра­фических объектов на языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения соответствующих территорий.

Содержание словарей и справочников наименований географичес­ких объектов до издания согласовывается со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области наименований географических объектов.

Порядок регистрации и учета наименований географических объ­ектов, издания словарей и справочников наименований географичес­ких объектов, а также выполнения работ по созданию Государствен­ного каталога географических названий и его ведения устанавливает­ся Правительством РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федера­ции рассматривают предложения о присвоении наименований геогра­фическим объектам или о переименовании географических объектов в случаях одобрения указанных предложений информируют населе­ние соответствующих территорий о необходимых затратах на пере­именование географических объектов и выявляют мнение населения об указанных предложениях в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации.

Предложения о присвоении наименований географическим объек­там или о их переименовании, обосновывающие указанные предложе­ния документы и расчеты затрат на переименование законодательные (представительные) органы субъектов Федерации направляют на экс­пертизу в специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти в области наименований географических объектов.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области наименований географических объектов рас­сматривает предложения о присвоении наименований географичес­ким объектам и о переименовании последних в порядке, установлен­ном Правительством РФ.

Переименование субъектов Федерации осуществляется ими само­стоятельно.

Присвоение наименований столицам и административным цент­рам субъектов Федерации или переименование указанных географи­ческих объектов осуществляются федеральными законами по пред­ставлениям субъектов.

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Россия – федерация симметричная или асимметричная?

2. Каково правовое положение ЗАТО?

3. Перечислите сложносоставные субъекты РФ?

4. Каков порядок изменения административно-территориального деления Российской Федерации?

5. Какие административно-территориальное единицы в составе РФ выделяют?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ 7

 

  1. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации: федеративный Договор от 31.03.1992 // Федеративный договор: Документа. Комментарий. М., 1994.
  2. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации: федеративный договор от 31.03.1992 // Федеративный договор: Документа. Комментарий. М., 1994.
  3. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Ф
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...