Административно-территориальное устройство в РФ.
Административно-территориальное деление и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и принципы. Административно-территориальное устройство - это деление территории государства, а в федеративном государстве - его субъектов на части — территориальные единицы, в рамках которых осуществляются определенные государственные функции и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются государственные органы или органы местного самоуправления. В качестве равнозначного часто используется понятие «административно-территориальное деление». По отношению к федеративному государству в целом используется понятие «государственное устройство». А для обозначения внутренней территориальной организации субъектов федерации возможно применение категории «административно-территориальное устройство». Чаще всего административно-территориальное устройство является двухуровневым. Первый уровень - единицы, входящие непосредственно в состав субъекта РФ — сельские районы и крупные города; эти единицы являются территорией деятельности судов, прокуратуры, органов государственной безопасности, органов внутренних дел, органов государственной регистрации и т.п. (условно всех их можно именовать административными органами); одновременно на уровне данных территориальных единиц может осуществляться и местное самоуправление. Второй уровень - территориальные единицы, входящие в состав единиц первого уровня и являющиеся основой местного самоуправления. Понятием «административно-территориальное устройство» охватываются следующие вопросы: - система территориальных единиц, порядок их образования и упразднения;
- отнесение населенных пунктов и территорий к той или иной категории территориальных единиц; - установление и изменение границ территориальных единиц; - установление центров единиц, включающих в себя Несколько населенных пунктов; - наименование и переименование территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и Других частей; - регистрация населенных пунктов, учет изменений в административно-территориальном устройстве. Конституция РФ 1993 г. не называет вопросы административно-территориального устройства среди предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Тем самым данные вопросы были отданы в ведение самих субъектов РФ. Субъекты РФ отражают вопросы административно-территориального устройства в своих конституциях, уставах, специальных законах. Причем в одних субъектах используется понятие «административно-территориальное устройство», в других предпочитают говорить просто о «территориальном» делении. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации базируется на ряде принципов. Важнейшим из них является экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества населения, состояния путей сообщения. В условиях многонационального государства важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц. Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и: запросы населения. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата так и местного самоуправления к населению также становится важным принципом административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.
2. Виды административно-территориальных единиц. Закрытые административно-территориальные образования. Административно-территориальная единица – это внутренняя часть территории субъекта Федерации в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения на ней всех тех государственных и местных задач, что необходимы для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны. Населенный пункт - место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающее в определенной черте жилье, административные и хозяйственные постройки. Наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются районы (уезды), сельсоветы (сельские округа, волости). К видам населенных пунктов относятся - села, деревни, станицы, сельские, дачные, курортные, пригородные поселки, поселки городского типа, города, районы в городах. Законодательство об административно-территориальном устройстве содержит собственные критерии их выделения, отнесения населенных пунктов к той или иной группе. Очевидно, что терминологическое обозначение административно-территориальных единиц, населенных пунктов перекликается с терминологическим обозначением муниципальных образований. Есть административный район и муниципальный район, село, город как населенные пункты и сельское, городское поселения как муниципальные образования. Поэтому важно уяснить соотношение административно-территориального деления и территориальной организации местного самоуправления. Соотношение административно-территориальных единиц, населенных пунктов и муниципальных образований. Применение Закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявило три основных подхода к такому соотношению.
При первом подходе субъекты Федерации использовали совмещение административно-территориального деления и территорий муниципальных образований, когда административно-территориальные единицы и муниципальные образования отождествлялись. Такой подход имел место, например, в Пермской, Челябинской областях. В соответствии с ним при определении административно-территориальной единицы обязательным ее признаком называлось наличие органов местного самоуправления. Второй подход связан с относительным обособлением административно-территориальных и муниципальных образований в пределах единого административно-территориального устройства субъекта Федерации. Указанная концепция была использована в Законе «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области». Ее суть: административно-территориальными образованиями в области являются районы и административные округа в составе районов, а муниципальными образованиями - городские и сельские поселения, волости, принявшие уставы муниципальных образований. В административно-территориальных единицах осуществляется государственное управление территориальными органами государственного управления области, а в муниципальных образованиях - местное самоуправление органами местного самоуправления. Названный Закон допускал, что в случае объединения поселений в границах района в единое муниципальное образование государственное управление в границах районов может осуществляться органами местного самоуправления, на которые областным законом возлагается исполнение отдельных государственных полномочий (ч. 2 ст. 6). Третий подход заключается в юридическом разведении административно-территориального и муниципально-территориального деления. Он выражается в рассмотрении любых административно-территориальных единиц и населенных пунктов как государственных образований, служащих в определенных случаях базой для складывания муниципальных образований. При этом административно-территориальные единицы и муниципальные образования как бы разводятся по степени их универсальности: первые - пространственная форма решения государственных задач; вторые - пространственная форма решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
В отличие от первого подхода здесь нет отождествления административно-территориальных единиц и муниципальных образований. Муниципальные образования складываются в пределах административно-территориальных единиц и населенных пунктов, но их объединение между собой, упразднение, разделение не означает автоматического изменения административно-территориального устройства. Скажем, упразднение района как муниципального образования не означает упразднения этого же района как административно-территориальной единицы, а создание единого муниципального образования на базе двух сельсоветов не сопряжено с обязательной ликвидацией последних. При названных изменениях меняться будут границы муниципальных образований, система органов самоуправления, но не административно-территориальное деление и не система действующих на местах государственных органов. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не отождествляет территориальную организацию местного самоуправления и административно-территориальное деление. Городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа территориально могут не совпадать с населенными пунктами, административными районами, сельсоветами, сельскими округами. В границах административного района, допустим, могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Если же, например, городское поселение как муниципальное образование совпадает с территорией города как населенного пункта, то изменение границ городского поселения как муниципального образования не означает обязательного изменения границ города и наоборот. Аналогичным образом при совпадении границ муниципального и административного района изменение границ муниципального района не меняет границ административного района, а изменение границ административного района не меняет границ муниципального района. В то же время Федеральный закон № 131-ФЗ не отрывает полностью территориальную организацию местного самоуправления от административно-территориального деления. Территории тех же городских, сельских поселений как муниципальных образований выделяются не произвольно, а с учетом особенностей населенных пунктов, их границ. Так, Закон устанавливает, что в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта.
Важно подчеркнуть и отличие территориального деления субъекта Федерации от федеративного деления на национально-государственные образования. Так, если территории субъектов Федерации первичны, то административно-территориальные единицы в рамках субъектов Федерации являются лишь следствием территориальной организации системы органов власти. Из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в соответствующих статьях Конституции Российской Федерации, вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении субъектов, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. При этом необходимо отметить, что Федерация регулирует не только федеративное устройство, но и некоторые моменты, касающиеся особых административно-территориальных единиц, переименование некоторых из них, их учет. В качестве примера можно привести Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»: «Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан». Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При этом его границы могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ. Кроме того, территориальная реабилитация репрессированных народов находится в ведении федеральных властей и предусматривает осуществление на основе волеизъявления репрессированных народов правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения. Также в ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов находятся: определение государственной политики в области наименований географических объектов; присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов; определение единых требований, норм и правил в области наименований географических объектов, а также создание и ведение Государственного каталога географических названий; разработка и принятие федеральных программ в области наименований географических объектов; определение специального федерального органа исполнительной власти и его полномочий в области наименований географических объектов; определение порядка финансирования работ в области наименований географических объектов; международное сотрудничество Российской Федерации в области наименований географических объектов; иные вопросы в области наименований географических объектов. Для осуществления вышеназванных полномочий создан специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК). Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня. Первый уровень классификации включает объекты федерального значения: республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономный округ, входящий в состав Российской Федерации. Ко второму уровню классификации относятся: автономные округа, входящие в состав края или области; районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения; города республиканского, краевого, областного подчинения; поселки городского типа республиканского, краевого, областного подчинения. К третьему уровню классификации относятся: внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения; города районного подчинения; поселки городского типа районного подчинения; сельсоветы. В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты. Обозначение «поселок городского типа» распространяется на рабочие, курортные и дачные поселки. В ряде субъектов Российской Федерации взамен категории «сельсовет» введены такие понятия, как «сельский округ», «волость». К сельским населенным пунктам относятся поселки сельского типа, хутора, кишлаки, аулы и т.п., входящие в состав сельсоветов или подчиненные администрации города (района, округа). Важно заметить, что административно-территориальные единицы не могут входить в состав субъекта Российской Федерации, они вторичны и не самостоятельны. Следует отметить, что административно-территориальное деление субъектов Федерации регулируется путем закрепления в соответствующих конституциях и уставах, принятия законов и подзаконных актов. Анализ нормативно-правовых актов позволяет вычленить следующие направления регулирования в этой сфере. Административно-территориальное устройство характеризует: а) систему административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц; г) установление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов; д) переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; е) регистрация населенных пунктов, учет изменений в административно-территориальном устройстве. Как уже было отмечено выше, наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются районы и сельсоветы, населенных пунктов - села, деревни, поселки, города, районы в городах. Существующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает, как правило, наличие двух, иногда трех уровней административно-территориальных единиц. Городские поселения преимущественно отличаются двухуровневой организацией - города, поселки городского типа (первый уровень) и районы в городах (второй уровень); для сельских поселений более характерны три уровня: сельские районы или сельские округа (первый уровень); сельсоветы, поссоветы и т.п. (второй уровень); села, деревни, усадьбы, станицы и т.д. (третий уровень). Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район. Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов РФ. Таким образом, конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения. Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу. К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные. К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки - населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения. Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.). Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления. Муниципальный район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы. Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района. На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области. В Российской Федерации существуют так называемые закрытые территориальные образования (ЗАТО). По Закону РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. 2004 г.) закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее — предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (упразднении) ЗАТО принимает Президент. Органы местного самоуправления в ЗАТО функционируют по общим правилам, установленным федеральным законодательством, с особенностями соответствующего образования. Порядок изменения административно-территориального деления субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям, а также иные вопросы административно-территориального устройства области регулируются законодательством субъекта Федерации. Порядок образования и упразднения, определение статуса и наименование закрытых административно-территориальных единиц, а также наименование и переименование населенных пунктов и административно-территориальных единиц осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Федерации. Решения по вопросам административно-территориального устройства, как правило, принимаются законодательным (представительным) органом субъекта Федерации с учетом мнения населения соответствующих органов местного самоуправления. Административно-территориальный процесс — это установленный органами государственной власти субъекта Федерации порядок совершения административно-территориальных действий, имеющий несколько стадий: а) возбуждение административно-территориального дела; б) подготовка материалов; в) подготовка проекта правового акта по делу; г) рассмотрение и принятие правового акта; д) оформление документов и исполнение реального административно-территориального преобразования. Применительно к отдельным видам административно-территориальных преобразований этот процесс регламентируется отдельно. Возбуждение дела, т.е. постановка вопроса о необходимости проведения административно-территориального преобразования, происходит по инициативе граждан либо соответствующих органов власти. В случае возбуждения дела по инициативе граждан они подают в письменной форме ходатайство (обращение, заявление) в орган местного самоуправления. Соответствующие службы органа местного самоуправления готовят по нему мотивированное заключение. Выборный орган местного самоуправления также рассматривает это заключение и выносит правовой акт о принятии к производству ходатайства граждан об административно-территориальном преобразовании. Ходатайство может быть отклонено, если совершение конкретного административно-территориального преобразования противоречит закону или нецелесообразно. Отказ в приеме и реализации ходатайства обжалуется в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в суд. Подготовка административно-территориального дела заключается в сборе необходимых для составления проекта правового акта материалов. На стадии подготовки проекта правового акта выявляются мнения граждан, специалистов, соответствующих комиссий. Методом сравнительного анализа выбирается вариант, наилучшим образом сочетающий правовые, экономические и организационные интересы людей. Далее проект правового акта рассматривается органами государственной власти или органами местного самоуправления с учетом заключения соответствующих комиссий по рассмотрению административно-территориальных преобразований. Заключительная стадия процесса — оформление, выдача документов и исполнение административно-территориального преобразования, характер и перечень которых зависят от вида действий по установлению или преобразованию территориального устройства и регламентируются специальными положениями, инструкциями, а также предписаниями, изложенными в правовом акте. Законодательство субъектов Федерации определило следующую компетенцию органов государственной власти по вопросам территориального устройства. К исключительному ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации относятся: - образование и упразднение районов и сельсоветов (сельских округов, волостей); - отнесение населенных пунктов к категориям городских, сельских поселений; - согласование с федеральными органами вопросов образования, упразднения закрытых административно-территориальных образований; - образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований; - установление и изменение границ районов; - установление и изменение границ территорий муниципальных образований; - утверждение и изменение черты городских и сельских поселений; - согласование с федеральными органами вопросов об установлении и изменении границ закрытых административно-территориальных образований, включении в их состав населенных пунктов в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации; - включение населенных пунктов в состав городов, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков); - установление и перенесение административных центров районов; наименование и переименование районов в городах, регистрация вновь возникших населенных пунктов; - рассмотрение предложений о наименовании вновь возникших населенных пунктов, районов, сельсоветов и др. с последующим представлением в федеральные органы государственной власти; - исключение из учетных данных населенных пунктов; - решение других вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации или законодательством ее субъекта к ведению органов государственной власти субъекта. Субъект Федерации может предусматривать территории со специальным статусом управления. Территориями со специальным статусом могут быть: административные, экологические, санитарные, школьные, транспортные, коммунальные и иные округа управления; агломерации, пригородные зоны; горные округа; военные и временные администрации; территории деятельности специальных органов контроля и надзора; экономические зоны; территории экономико-производственных комплексов; территории объектов закрытого типа и др. По всем предлагаемым преобразованиям в области административно-территориального устройства в обязательном порядке выявляется мнение населения, которого оно непосредственно касается, путем сбора подписей под петициями, проведения собраний (сходов), конференций, референдумов. Для обеспечения полного и своевременного учета территориальных образований, населенных пунктов и всех административно-территориальных преобразований органы субъектов Федерации ведут кадастр (реестр), содержащий официальные сведения о правовом положении административно-территориальных единиц, населенных пунктов, муниципальных образований и поселений, не имеющих такого статуса. Кадастр (реестр) включает также данные учета и регистрации всех преобразований в административно-территориальном устройстве. Органы местного самоуправления также ведут учет населенных пунктов и обо всех изменениях в административно-территориальном Устройстве своевременно информируют законодательный (представительный) орган области. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют подготовку и издание словарей и справочников наименований географических объектов, а также карт и атласов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Федерации могут осуществлять регистрацию, учет, подготовку и издание каталогов, словарей и справочников наименований географических объектов на языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения соответствующих территорий. Содержание словарей и справочников наименований географических объектов до издания согласовывается со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области наименований географических объектов. Порядок регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведения устанавливается Правительством РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации рассматривают предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов в случаях одобрения указанных предложений информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах на переименование географических объектов и выявляют мнение населения об указанных предложениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о их переименовании, обосновывающие указанные предложения документы и расчеты затрат на переименование законодательные (представительные) органы субъектов Федерации направляют на экспертизу в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов рассматривает предложения о присвоении наименований географическим объектам и о переименовании последних в порядке, установленном Правительством РФ. Переименование субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно. Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Федерации или переименование указанных географических объектов осуществляются федеральными законами по представлениям субъектов. Контрольные вопросы и задания для СРС: 1. Россия – федерация симметричная или асимметричная? 2. Каково правовое положение ЗАТО? 3. Перечислите сложносоставные субъекты РФ? 4. Каков порядок изменения административно-территориального деления Российской Федерации? 5. Какие административно-территориальное единицы в составе РФ выделяют?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ 7
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|