Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система органов государственной власти в Российской Федерации. 2 глава




- Президент заботится о безопасности и определяет во­енную доктрину государства. Он является председателем Совета Безопасности РФ, ему как Верховному главнокомандующему подчи­нены все Вооруженные Силы страны, а также высшее командование Президент объявляет военное или чрезвычайное положение, по его распоряжению начинаются и прекращаются военные действия, при­меняются другие чрезвычайные меры.

Таким образом, Президент — ключевая фигура в руководстве госу­дарством, первое лицо политической жизни страны. Он имеет боль­шой вес на международной арене. Все это в совокупности создает конституционный и политический портрет лидера как государства, так и общества.

Президент, согласно ст. 91 Конституции, обладает неприкосно­венностью. В текущем законодательстве нет трактовки неприкосно­венности Президента. Поэтому надо руководствоваться по аналогии нормами, касающимися неприкосновенности членов Совета Феде­рации и депутатов Государственной Думы, а также нормами Феде­рального закона от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Рос­сийской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Однако объем неприкосновенности функцио­нирующего Президента шире.

Неприкосновенность Президента следует понимать как неприкос­новенность его личности. В отношении Президента никто не может применять меры физического или психического насилия. Его нельзя задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу либо личному досмотру ни под каким предлогом. Неприкосновенность распростра­няется на занимаемые Президентом жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадле­жащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президента нельзя — против его воли — подвергнуть медицинско­му осмотру, навязать ему какой-то режим жизни, питания, досуга и вообще времяпрепровождения.

Действующего Президента нельзя привлечь к уголовной, админи­стративной и вообще к какой-либо юридической ответственности. Конституция РФ (ст. 93) допускает такую меру конституционно-пра­вовой ответственности Президента, как отрешение от должности. Ос­нованиями для применения такой меры могут быть совершенные им государственная измена или иное тяжкое преступление, а процедура привлечения к ответственности является весьма сложной (см. об этом далее).

Конституция РФ (ст. 81, 82) определяет срок полномочий Президен­та, условия и порядок его избрания и вступления в должность. Кон­ституционные нормы об избрании Президента РФ развиваются в Фе­деральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Конституция 1993 г. устанавливает, что Президент РФ избирается сроком на четыре года. Ограничение срока полномочий Президента, как и норма, ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать долж­ность Президента РФ более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института пре­зидентской власти в пожизненную должность.

Конституция РФ установила ряд требований (цензов), предъявля­емых к кандидату на пост Президента. Во-первых, Президентом может быть избран только гражданин России (по Конституции США Президентом страны может быть лишь человек, ставший граждани­ном США по рождению); во-вторых, он должен постоянно проживать на территории страны не менее 10 лет (Конституция не уточняет: не­прерывно или нет); в-третьих, Президент не может быть моложе 35 лет. Последнее требование обусловлено особой важностью функ­ций этого должностного лица, для осуществления которых необходи­мы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы. Кон­ституция РФ не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).

К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность.

Между подведением итогов выборов нового Президента и вступ­лением его в должность существует определенный переходный период. Он необходим для организационного завершения деятельности прежнего Президента и его Правительства и подготовки к выполне­нию государственных функций вновь избранным Президентом. Обя­зательным атрибутом вступления Президента в должность является принесение им присяги. Последняя приносится в торжественной об­становке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Госу­дарственной Думы, судей Конституционного Суда РФ. Обычно на це­ремонии присяги присутствуют и другие представители федеральных органов государственной власти, деятели культуры, науки, политики.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента при­несения присяги. С этого момента, по общему правилу, прекращаются полномочия прежнего Президента.

Однако полномочия Президента могут прекратиться и досрочно в случае его: отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отрешения от должности; смерти. Полномочия Президента прекращаются досрочно также при утрате им российского гражданства.

Под отставкой Президента согласно общепринятой практике по­нимается добровольный уход со своего поста. Конституция РФ не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы приня­тия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть об­ращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулирует иные аспекты процедуры отставки. В случае прекращения президентских функций по причине стой­кой неспособности Президента по состоянию здоровья осущест­влять свои полномочияв федеральном законе не определено, кто и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его об­народует. В нормах федерального закона необходимо дать ответы на все эти вопросы. В любом случае должны быть созданы правовые га­рантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации данной конституционной нормы.

Порядок отрешения Президента от должности прописан в Консти­туции детально. Отрешение Президента от должности — вид консти­туционной ответственности главы государства за совершение государ­ственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде отрешения от должности.

Содержащиеся в ст. 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление» конкретизируются в ст. 275 УК РФ. Под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача го­сударственной тайны либо иное оказание помощи иностранному госу­дарству, иностранной организации или их представителям в проведе­нии враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Россий­ской Федерации. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное нака­зание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает деся­ти лет лишения свободы. Очевидно, что под конституционное поня­тие «тяжкое преступление» подпадают и предусмотренные ст. 15 УК РФ особо тяжкие преступления, за совершение которых предусмотре­но наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание (например, пожизненное заключение).

Процедура отрешения от должности реализуется на основе тесно­го взаимодействия палат Федерального Собрания. Обвинение Прези­дента в совершении государственной измены или иного тяжкого пре­ступления выдвигается Государственной Думой. Инициатором воз­буждения вопроса об отрешении Президента, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, может быть группа депутатов Думы. С учетом того, что общая численность Думы — 450 человек, состав инициативной группы должен быть не менее 150 депутатов. Материалы, представ­ленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения вопроса о продолжении процедуры отрешения Дума большинством голосов образует специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу.

Основная задача комиссии — детальное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение новых материалов и документов, подтверждающих или опровергающих вы­двинутые обвинения в совершении Президентом тяжкого преступле­ния. Комиссия вправе требовать от государственных органов доку­менты, запрашивать объяснения, получать другую нужную инфор­мацию.

Подготовленное комиссией специальное заключение передается в Думу и обсуждается на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции [для продолжения процедуры отрешения Президента заключение ко­миссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения. В противном случае представление заклю­чения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Думой может быть принято решение о выдвижении обвинения Президента в госу­дарственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Выдвинутое Думой обвинение направляется в Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Верховный Суд дает заключение о нали­чии или отсутствии в действиях Президента признаков соответствую­щего тяжкого преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в рам­ках процедуры отрешения Президента от должности. Конституцион­ный Суд дает заключение о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения, т.е. объектом анализа являются деятельность государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подго­товке заключения об отрешении Президента от должности. Содержаниеч. 1 ст. 93 Конституции дает основание утверждать, что при выводе Верховного Суда об отсутствии в действиях Президента признаков Государственной измены или иного тяжкого преступления, а также при установлении Конституционным Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено.

Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации большинством в две трети голосов от общего числа его членов. Решение Совета Федерации оформляется специальным постановлением.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должностипринимается не позднее чем в трехмесячный срок после выдвиженияГосударственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обви­нение против Президента считается отклоненным (ч. 3 ст. 93 Консти­туции). Установление предельного срока исключает чрезмерную за­тяжку решения крайне важного для государственной жизни вопроса. К тому же этот срок достаточен для принятия объективного решения с соблюдением всех процедур.

Процедура отрешения Президента от должности не жизнеспособна и спроектирована таким образом, чтобы сделать ее невозможной. Почему?

- Большое количество органов, участвовавших в данной процедуре (Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный и Верховный Суд).

- Основания для отрешения сформулированы крайне недостаточны. Отрешить Президента от должности можно в случае совершения тяжкого преступления (а если будет совершено преступление не тяжкое, то преступник может находиться у власти).

- Непонятно какую роль играют Конституционный и Верховный Суд, т.е. Верховный Суд дает заключение о наличии в действии Президента состава тяжкого преступления, а как он может дать такое заключение, если у него отсутствуют процессуальные механизмы сбора и закрепления соответствующих доказательств установления виновности Президента (допросы, очные ставки и т. д.). Также непонятно какова роль Конституционного Суда в реализации процедуры отрешения Президента от должности. Получается, что он должен выполнять функцию контроля за Государственной Думой в части соблюдения ею технических регламентных правил.

Для объективного решения вопроса о судьбе президентских пол­номочий Конституция устанавливает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109 Конституции).

С момента досрочного прекращения полномочий Президента по названным выше основаниям до избрания очередного главы государ­ства соответствующие государственные функции временно исполняет председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции). Испол­няющий обязанности Президента не имеет права распускать Государ­ственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Функции и полномочия Президента РФ.

Система функций Президента РФ.

Институт Президента РФ введен в 1991 г. по итогам Всерос­сийского референдума 17 марта 1991 г. В настоящее время функ­ционально — это принципиально иной институт при сохранении прежнего названия. В 1991 г. граждане РСФСР высказались за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и главу исполнительной вла­сти страны. Такой статус в основе своей воспринимал модель функций американского президента. Однако с самого начала в отличие от США российский Президент непосредственно не руководил деятельностью Правительства, хотя такое полномо­чие за ним было закреплено. Сохранение должности Председа­теля Совета Министров принципиально меняло содержание функции Президента по руководству Правительством по срав­нению с США, где президент является главой Правительства, непосредственно руководит им и отвечает за его деятельность. Институт Председателя Совета Министров РФ давал Президен­ту РФ возможность дистанцироваться при необходимости от деятельности российского Правительства. Тем не менее до при­нятия Конституции РФ 1993 г. Президент РФ юридически был самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции по представительству государства, иные типичные полномочия главы государства, не связанные с ограничением прерогатив других ветвей власти.

В силу главным образом субъективных причин такая модель функций Президента РФ не получила реализации и развития. Переход на систему разделения властей осуществлялся непо­следовательно. Съезд народных депутатов РФ продолжал оста­ваться единственным высшим органом государственной власти в стране. И в новых редакциях Основного Закона действовало правило ст. 104 Конституции РФ 1978 г., в силу которого Съезд народных депутатов РФ «правомочен принять к своему рассмот­рению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Россий­ской Федерации». Парламент под давлением Президента РФ принимал специальные решения, делегируя Президенту РФ до­полнительные полномочия, расширяя его прерогативы по срав­нению с конституционными. Юридически баланс властей не соблюдался. Де-юре Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ во взаимоотношениях с Президентом РФ и Прави­тельством РФ имели более сильные властные позиции, распо­лагая правом отмены актов Президента, отрешения его от долж­ности, заслушивания докладов и т.д. Президенту РФ запрещалось использовать свои полномочия для роспуска либо приостанов­ления деятельности любых законно избранных органов госу­дарственной власти (ст. 126 Конституции РФ). Однако в реаль­ной жизни нормальное для разделения властей соперничество Президента и парламента закончилось в конце сентября — на­чале октября 1993 г. ликвидацией парламента.

21 сентября 1993 г. в 20 часов Президент РФ издал Указ № 1400 с красивым названием «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществ­ление функций Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал деятельность этих органов. Они, ес­тественно, не согласились с подобным решением и были на­сильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 г. Названным Указом Президента РФ были назначены выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ — палату нового парламента РФ, а Указом Президента РФ от 23 сентября 1993 г., впоследствии отмененным другим указом, объявлено о проведении досрочных выборов Президента РФ без указания даты голосования.

Указ № 1400 признан Конституционным Судом РФ проти­воречащим Конституции РФ. В силу Конституции РФ полно­мочия Президента РФ должны были прекратиться с момента издания названного указа, чего фактически не произошло. По­следствия этого неправового акта, который формально утратил силу с принятием Конституции РФ 1993 г., фактически влияют и долго будут влиять на режим конституционной законности и разделения властей в России.

Конституция РФ 1993 г. принципиально изменила функции Президента РФ, отведя ему особое место в государственном меха­низме. В функциональном плане Президент РФ получил важ­ные полномочия в сферах и исполнительной, и законодатель­ной, и судебной властей, юридически находясь вне их. Если к этому добавить трансформацию высшего должностного лица в главу государства и связанные с этим статусом полномочия, то есть все основания для вывода о наличии президентской власти как самостоятельной ветви власти.

Основные направления деятельности, т.е. функции, Президен­та РФ в литературе определяются по-разному, а нередко и не называются. Так, Л.А. Окуньков прямо не называет функций Президента РФ, дает анализ его полномочий и взаимоотноше­ний с другими государственными органами (Федеральным Со­бранием, Правительством).

Представляется методологически обоснованным выделение основных функций Президента РФ, т.е. основных направлений его деятельности, реализация которых предполагает наличие определенных полномочий.

С учетом места Президента РФ в государственном механиз­ме его функции распространяются на области действия всех трех ветвей государственной власти, а также характеризуют его как высшего представителя государства, связывающего государство и общество. В систему основных функций Президента РФ входят следующие направления его деятельности: определение основных направлений внутренней и внешней политики, государственное уп­равление, участие в законодательном процессе, консолидация об­щества и государства, представительство государства.

Возможно выделение и классификация основных функций Президента РФ и по другим основаниям, в частности: деление их на внутренние и внешние, деление по сферам предметной компетенции (экономика, оборона, безопасность и др.).

Основные полномочия Президента РФ по определению ос­новных направлений политики и в области государственного управления.

В рамках названной функции Президент РФ обладает следу­ющими полномочиями:

а) право обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (п. «е» ст. 84 Конституции РФ). Конституция РФ предусматривает два вида посланий: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Фактически Президент РФ ежегодно направля­ет Федеральному Собранию только одно послание, которое объединяет анализ фактического положения в стране с очер­чиванием основных направлений политики РФ;

б) право Президента РФ выступать с программными заявлениями. В них, в частности, провозглашался переход на контрактную армию, высказывались позиции в отношении расширения организации Северо-Атлантического Договора (НАТО), не­обходимости перехода на пропорциональную избирательную систему при формировании Государственной Думы, отмены прямых выборов глав субъектов РФ и др.;

в) право утверждения военной доктрины (п. «з» ст. 83 Конститу­ции РФ). Основные положения военной доктрины РФ ут­верждались Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г., но официально не публиковались. В настоящее время действует «Военная доктрина Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г.

Президент РФ обладает широкими полномочиями, которые позволяют ему активно участвовать в государственном управле­нии страной. Конституция РФ не употребляет понятия «госу­дарственное управление», которое было одним из ключевых для прежних российских конституций. Однако фактически как тер­мин, так и само государственное управление обществом не мо­гут не применяться и не осуществляться.

В рамках названной функции Президент РФ вправе утверж­дать структуру федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции). Содержание этого положения юридиче­ски точно не определено. Под «структурой» можно понимать внутреннюю организацию каждого из федеральных органов ис­полнительной власти, что влечет за собой соответствующее со­держание названного полномочия. Практика деятельности Пре­зидента РФ идет по другому пути. Указами Президента РФ утверждается структура федеральных органов исполнительной власти, которая содержит перечень министерств, иных федераль­ных органов исполнительной власти (государственных комите­тов, надзоров, служб, комиссий и т.д.). Кроме того, Президент РФ издает указы о системе федеральных органов исполнитель­ной власти, где нормативно определяются понятия «министер­ство», «служба» и т.д.

Президент РФ правомочен формировать Правительство РФ, Председатель которого назначается после получения согласия Государственной Думы. Президент РФ назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ. Поскольку не опре­делен исчерпывающим образом круг органов и организаций, в которые могут назначаться названные представители, постольку Президент РФ фактически не только производит подобные на­значения, но и учреждает соответствующие должности, ликви­дирует их (имеются полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, палатах Федерального Собрания, Кон­ституционном Суде РФ, в отдельных юридических лицах и др.). В рамках рассматриваемого направления деятельности Пре­зидент РФ вправе назначать судей всех федеральных судов, кро­ме судей трех высших судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он назначает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной служ­бе» от 28 марта 1998 г. с последующими изменениями и допол­нениями установлено право Президента РФ назначать на все должности, для которых штатом предусмотрены воинские зва­ния высших офицеров, т.е. генерал-майор (контр-адмирал) и старше, а также право присваивать эти воинские звания. Следу­ет обратить внимание на то, что закон расширяет рассматрива­емое полномочие, так как по своему содержанию конституци­онный термин «высшее командование Вооруженных Сил РФ» едва ли равнозначен содержанию термина «высшие офицеры». Право Президента РФ на формирование государственных орга­нов в силу разделения властей иногда ограничено прерогатива­ми других государственных органов. Это касается замещения должностей Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального банка России, Генерального прокурора РФ и дру­гих случаев, в которых назначения на должности производятся либо другим государственным органом, но из числа только тех кандидатур, которые представлены Президентом РФ, либо, что реже, Президентом РФ, но после получения согласия другого государственного органа.

Президент РФ правомочен приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае незакон­ности этих актов, противоречия международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Прак­тике известны случаи приостановления актов губернаторов (глав администраций, президентов) субъектов РФ. Законодательство не устанавливает срок, на который приостанавливается действие акта. На практике такой акт приводится издавшим его органом в соответствие с федеральным законодательством. Возможно признание акта недействительным по решению суда.

В отношении актов федерального Правительства Президент РФ имеет право их отмены по мотивам незаконности, включая случаи противоречия указам Президента РФ. Следует отметить, что по Конституции РФ перечень оснований приостановления действия актов органов исполнительной власти не включает в себя противоречие указам Президента РФ. Однако практике известно приостановление Президентом РФ актов органов ис­полнительной власти субъектов РФ, противоречащих указам Президента РФ.

Конституция РФ дает Президенту право принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и го­сударственной целостности (ч. 2 ст. 80). Перечень мер в названной норме не устанавливается, но принимать их Президент РФ вправе в порядке, закрепленном Конституцией РФ. Это означает, что подобные меры должны иметь конституционные корни. Речь может идти о приостановлении действия актов органов исполни­тельной власти, обращении в суд, назначении полномочных пред­ставителей Президента РФ, об утверждении и организации реа­лизации программ социально-экономического развития регионов, введении чрезвычайного или военного положения.

Российское конституционное право до последнего времени не знало мер федерального принуждения для обеспечения испол­нения федеральной Конституции и законов при противодей­ствии им со стороны субъектов РФ в случае неконституцион­ных или незаконных действий органов государственной власти субъектов РФ. Конституционно-правовое регулирование было рассчитано только на случаи законопослушного поведения вла­стей субъектов РФ. Между тем практика знает много примеров сознательного и систематического противодействия федераль­ной власти и федеральному праву. Поиск адекватных мер реа­гирования породил право Президента РФ отстранять от должно­сти глав субъектов РФ, право досрочно прекращать полномочия регионального представительного органа и др.

Основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе.

Участие Президента РФ в законодательном процессе обеспече­но рядом его полномочий. Прежде всего речь идет о принадле­жащем Президенту РФ праве законодательной инициативы. Сле­дует подчеркнуть, что президенты многих зарубежных стран не имеют такого полномочия, что объясняется действием принципа разделения властей. Предоставление права законодательной ини­циативы одновременно и Президенту РФ и Правительству РФ имеет своим следствием сковывание инициативы Правительства, излишнее усложнение взаимодействия между ними и их аппа­ратами в законодательном процессе. Целесообразно освободить Президента РФ от права законодательной инициативы, что по­влечет за собой повышение ответственности правительства и снимет с Президента РФ упреки, часто весьма обоснованные, в противодействии законодательному регулированию обществен­ных отношений путем уклонения от внесения проектов тех или иных законов на рассмотрение Государственной Думы.

С правом законодательной инициативы Президента РФ свя­заны ряд других его возможностей: право придания законопро­екту статуса первоочередного, право обоснования законопроекта, представления необходимых при внесении законопроекта материалов, право разъяснения своей позиции и другие, кото­рые фактически осуществляют полномочные представители Пре­зидента РФ в палатах Федерального Собрания.

Президент РФ обладает правом подписания закона, принято­го парламентом и правом отклонения закона (право вето). Реше­ние вопроса о подписании или отклонении закона должно по­следовать в течении 14 дней с момента поступления федерального закона в Администрацию Президента РФ. Российское консти­туционное право не связывает Президента РФ какими бы то ни было основаниями отклонения закона. Они определяются вся­кий раз Президентом РФ самостоятельно, отражая его видение проблемы. Это могут быть аргументы, связанные с возможной, по мнению главы государства, неконституционностью закона либо с отсутствием финансового обеспечения закона, с нару­шением процедуры его принятия и т.д. Возражения Президен­та, отклонившего закон, направляются в Государственную Думу. Последняя решает вопрос о дальнейшей работе над отклонен­ным законом. Возможны два пути решения этого вопроса. Пер­вый — полный или частичный учет возражений Президента РФ. В этом случае Государственная Дума принимает закон с учетом предложений Президента РФ, что дает основание надеяться на его подписание Президентом РФ. Однако Президент РФ не обя­зан это делать, так как юридически имеет дело с новым текстом закона, а поэтому может выдвинуть новые возражения. Второй путь — преодоление возражений Президента РФ посредством по­вторного принятия закона в прежней редакции. Преодоление возражений Президента РФ может быть успешным в случае при­нятия закона большинством не менее двух третей голосов в каж­дой из палат Федерального Собрания РФ, что практически весьма сложно.

Право Президента РФ на отклонение закона не распространя­ется на федеральные конституционные законы.

На практике Президент РФ выходит за пределы предостав­ленных ему полномочий, возвращая в парламент федеральные за­коны и даже федеральные конституционные законы без их рас­смотрения.

Основные полномочия Президента РФ по представитель­ству государства, консолидации государства и общества.

Особое место Президента РФ в государственном механизме проявляется в присущей ему функции консолидации общества и государства. Наиболее важна такая консолидация в кризисные и переходные периоды развития государства и общества. Пре­зидент РФ наделяется полномочиями гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Что означает эта формула? Правовое ее содержание пока точно не определено. По всей вероятности, речь идет об обязанности Президента РФ создавать общие условия надлежащей реализации Конституции РФ, прав и свобод человека, быть своеобразным эталоном соблюдения Конституции, прав и свобод человека.

Президент-гарант, видимо, вправе принимать меры, направ­ленные на создание условий по соблюдению Конституции, прав и свобод человека. Речь идет как о действиях самого Президента РФ, так и об организации таких мер со стороны других государ­ственных органов, общественных сил.

В русле рассматриваемой функции находятся полномочия Президента РФ по обеспечению согласованного функциониро­вания и взаимодействия органов государственной власти, право применения согласительных процедур, право привлечения де­путатов Государственной Думы, членов Совета Федерации с их согласия в различные совещательные комиссии и советы, име­ющие государственно-общественный статус, право консульти­рования с председателями палат Федерального Собрания, про­ведения «круглых столов» с участием лидеров парламентских фракций, профсоюзов и других сил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...