Система органов государственной власти в Российской Федерации. 2 глава
- Президент заботится о безопасности и определяет военную доктрину государства. Он является председателем Совета Безопасности РФ, ему как Верховному главнокомандующему подчинены все Вооруженные Силы страны, а также высшее командование Президент объявляет военное или чрезвычайное положение, по его распоряжению начинаются и прекращаются военные действия, применяются другие чрезвычайные меры. Таким образом, Президент — ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны. Он имеет большой вес на международной арене. Все это в совокупности создает конституционный и политический портрет лидера как государства, так и общества. Президент, согласно ст. 91 Конституции, обладает неприкосновенностью. В текущем законодательстве нет трактовки неприкосновенности Президента. Поэтому надо руководствоваться по аналогии нормами, касающимися неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также нормами Федерального закона от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Однако объем неприкосновенности функционирующего Президента шире. Неприкосновенность Президента следует понимать как неприкосновенность его личности. В отношении Президента никто не может применять меры физического или психического насилия. Его нельзя задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу либо личному досмотру ни под каким предлогом. Неприкосновенность распространяется на занимаемые Президентом жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
Президента нельзя — против его воли — подвергнуть медицинскому осмотру, навязать ему какой-то режим жизни, питания, досуга и вообще времяпрепровождения. Действующего Президента нельзя привлечь к уголовной, административной и вообще к какой-либо юридической ответственности. Конституция РФ (ст. 93) допускает такую меру конституционно-правовой ответственности Президента, как отрешение от должности. Основаниями для применения такой меры могут быть совершенные им государственная измена или иное тяжкое преступление, а процедура привлечения к ответственности является весьма сложной (см. об этом далее). Конституция РФ (ст. 81, 82) определяет срок полномочий Президента, условия и порядок его избрания и вступления в должность. Конституционные нормы об избрании Президента РФ развиваются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. Конституция 1993 г. устанавливает, что Президент РФ избирается сроком на четыре года. Ограничение срока полномочий Президента, как и норма, ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность. Конституция РФ установила ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента. Во-первых, Президентом может быть избран только гражданин России (по Конституции США Президентом страны может быть лишь человек, ставший гражданином США по рождению); во-вторых, он должен постоянно проживать на территории страны не менее 10 лет (Конституция не уточняет: непрерывно или нет); в-третьих, Президент не может быть моложе 35 лет. Последнее требование обусловлено особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы. Конституция РФ не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).
К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. Между подведением итогов выборов нового Президента и вступлением его в должность существует определенный переходный период. Он необходим для организационного завершения деятельности прежнего Президента и его Правительства и подготовки к выполнению государственных функций вновь избранным Президентом. Обязательным атрибутом вступления Президента в должность является принесение им присяги. Последняя приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда РФ. Обычно на церемонии присяги присутствуют и другие представители федеральных органов государственной власти, деятели культуры, науки, политики. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги. С этого момента, по общему правилу, прекращаются полномочия прежнего Президента. Однако полномочия Президента могут прекратиться и досрочно в случае его: отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отрешения от должности; смерти. Полномочия Президента прекращаются досрочно также при утрате им российского гражданства. Под отставкой Президента согласно общепринятой практике понимается добровольный уход со своего поста. Конституция РФ не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулирует иные аспекты процедуры отставки. В случае прекращения президентских функций по причине стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочияв федеральном законе не определено, кто и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует. В нормах федерального закона необходимо дать ответы на все эти вопросы. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации данной конституционной нормы.
Порядок отрешения Президента от должности прописан в Конституции детально. Отрешение Президента от должности — вид конституционной ответственности главы государства за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде отрешения от должности. Содержащиеся в ст. 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление» конкретизируются в ст. 275 УК РФ. Под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает десяти лет лишения свободы. Очевидно, что под конституционное понятие «тяжкое преступление» подпадают и предусмотренные ст. 15 УК РФ особо тяжкие преступления, за совершение которых предусмотрено наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание (например, пожизненное заключение). Процедура отрешения от должности реализуется на основе тесного взаимодействия палат Федерального Собрания. Обвинение Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления выдвигается Государственной Думой. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, может быть группа депутатов Думы. С учетом того, что общая численность Думы — 450 человек, состав инициативной группы должен быть не менее 150 депутатов. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения вопроса о продолжении процедуры отрешения Дума большинством голосов образует специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу.
Основная задача комиссии — детальное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение новых материалов и документов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Комиссия вправе требовать от государственных органов документы, запрашивать объяснения, получать другую нужную информацию. Подготовленное комиссией специальное заключение передается в Думу и обсуждается на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции [для продолжения процедуры отрешения Президента заключение комиссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения. В противном случае представление заключения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Думой может быть принято решение о выдвижении обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов. Выдвинутое Думой обвинение направляется в Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков соответствующего тяжкого преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в рамках процедуры отрешения Президента от должности. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения, т.е. объектом анализа являются деятельность государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подготовке заключения об отрешении Президента от должности. Содержаниеч. 1 ст. 93 Конституции дает основание утверждать, что при выводе Верховного Суда об отсутствии в действиях Президента признаков Государственной измены или иного тяжкого преступления, а также при установлении Конституционным Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено. Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации большинством в две трети голосов от общего числа его членов. Решение Совета Федерации оформляется специальным постановлением. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должностипринимается не позднее чем в трехмесячный срок после выдвиженияГосударственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным (ч. 3 ст. 93 Конституции). Установление предельного срока исключает чрезмерную затяжку решения крайне важного для государственной жизни вопроса. К тому же этот срок достаточен для принятия объективного решения с соблюдением всех процедур.
Процедура отрешения Президента от должности не жизнеспособна и спроектирована таким образом, чтобы сделать ее невозможной. Почему? - Большое количество органов, участвовавших в данной процедуре (Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный и Верховный Суд). - Основания для отрешения сформулированы крайне недостаточны. Отрешить Президента от должности можно в случае совершения тяжкого преступления (а если будет совершено преступление не тяжкое, то преступник может находиться у власти). - Непонятно какую роль играют Конституционный и Верховный Суд, т.е. Верховный Суд дает заключение о наличии в действии Президента состава тяжкого преступления, а как он может дать такое заключение, если у него отсутствуют процессуальные механизмы сбора и закрепления соответствующих доказательств установления виновности Президента (допросы, очные ставки и т. д.). Также непонятно какова роль Конституционного Суда в реализации процедуры отрешения Президента от должности. Получается, что он должен выполнять функцию контроля за Государственной Думой в части соблюдения ею технических регламентных правил. Для объективного решения вопроса о судьбе президентских полномочий Конституция устанавливает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109 Конституции). С момента досрочного прекращения полномочий Президента по названным выше основаниям до избрания очередного главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции). Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Функции и полномочия Президента РФ. Система функций Президента РФ. Институт Президента РФ введен в 1991 г. по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 г. В настоящее время функционально — это принципиально иной институт при сохранении прежнего названия. В 1991 г. граждане РСФСР высказались за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти страны. Такой статус в основе своей воспринимал модель функций американского президента. Однако с самого начала в отличие от США российский Президент непосредственно не руководил деятельностью Правительства, хотя такое полномочие за ним было закреплено. Сохранение должности Председателя Совета Министров принципиально меняло содержание функции Президента по руководству Правительством по сравнению с США, где президент является главой Правительства, непосредственно руководит им и отвечает за его деятельность. Институт Председателя Совета Министров РФ давал Президенту РФ возможность дистанцироваться при необходимости от деятельности российского Правительства. Тем не менее до принятия Конституции РФ 1993 г. Президент РФ юридически был самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции по представительству государства, иные типичные полномочия главы государства, не связанные с ограничением прерогатив других ветвей власти. В силу главным образом субъективных причин такая модель функций Президента РФ не получила реализации и развития. Переход на систему разделения властей осуществлялся непоследовательно. Съезд народных депутатов РФ продолжал оставаться единственным высшим органом государственной власти в стране. И в новых редакциях Основного Закона действовало правило ст. 104 Конституции РФ 1978 г., в силу которого Съезд народных депутатов РФ «правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации». Парламент под давлением Президента РФ принимал специальные решения, делегируя Президенту РФ дополнительные полномочия, расширяя его прерогативы по сравнению с конституционными. Юридически баланс властей не соблюдался. Де-юре Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ во взаимоотношениях с Президентом РФ и Правительством РФ имели более сильные властные позиции, располагая правом отмены актов Президента, отрешения его от должности, заслушивания докладов и т.д. Президенту РФ запрещалось использовать свои полномочия для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти (ст. 126 Конституции РФ). Однако в реальной жизни нормальное для разделения властей соперничество Президента и парламента закончилось в конце сентября — начале октября 1993 г. ликвидацией парламента. 21 сентября 1993 г. в 20 часов Президент РФ издал Указ № 1400 с красивым названием «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление функций Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал деятельность этих органов. Они, естественно, не согласились с подобным решением и были насильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 г. Названным Указом Президента РФ были назначены выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ — палату нового парламента РФ, а Указом Президента РФ от 23 сентября 1993 г., впоследствии отмененным другим указом, объявлено о проведении досрочных выборов Президента РФ без указания даты голосования. Указ № 1400 признан Конституционным Судом РФ противоречащим Конституции РФ. В силу Конституции РФ полномочия Президента РФ должны были прекратиться с момента издания названного указа, чего фактически не произошло. Последствия этого неправового акта, который формально утратил силу с принятием Конституции РФ 1993 г., фактически влияют и долго будут влиять на режим конституционной законности и разделения властей в России. Конституция РФ 1993 г. принципиально изменила функции Президента РФ, отведя ему особое место в государственном механизме. В функциональном плане Президент РФ получил важные полномочия в сферах и исполнительной, и законодательной, и судебной властей, юридически находясь вне их. Если к этому добавить трансформацию высшего должностного лица в главу государства и связанные с этим статусом полномочия, то есть все основания для вывода о наличии президентской власти как самостоятельной ветви власти. Основные направления деятельности, т.е. функции, Президента РФ в литературе определяются по-разному, а нередко и не называются. Так, Л.А. Окуньков прямо не называет функций Президента РФ, дает анализ его полномочий и взаимоотношений с другими государственными органами (Федеральным Собранием, Правительством). Представляется методологически обоснованным выделение основных функций Президента РФ, т.е. основных направлений его деятельности, реализация которых предполагает наличие определенных полномочий. С учетом места Президента РФ в государственном механизме его функции распространяются на области действия всех трех ветвей государственной власти, а также характеризуют его как высшего представителя государства, связывающего государство и общество. В систему основных функций Президента РФ входят следующие направления его деятельности: определение основных направлений внутренней и внешней политики, государственное управление, участие в законодательном процессе, консолидация общества и государства, представительство государства. Возможно выделение и классификация основных функций Президента РФ и по другим основаниям, в частности: деление их на внутренние и внешние, деление по сферам предметной компетенции (экономика, оборона, безопасность и др.). Основные полномочия Президента РФ по определению основных направлений политики и в области государственного управления. В рамках названной функции Президент РФ обладает следующими полномочиями: а) право обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (п. «е» ст. 84 Конституции РФ). Конституция РФ предусматривает два вида посланий: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Фактически Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собранию только одно послание, которое объединяет анализ фактического положения в стране с очерчиванием основных направлений политики РФ; б) право Президента РФ выступать с программными заявлениями. В них, в частности, провозглашался переход на контрактную армию, высказывались позиции в отношении расширения организации Северо-Атлантического Договора (НАТО), необходимости перехода на пропорциональную избирательную систему при формировании Государственной Думы, отмены прямых выборов глав субъектов РФ и др.; в) право утверждения военной доктрины (п. «з» ст. 83 Конституции РФ). Основные положения военной доктрины РФ утверждались Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г., но официально не публиковались. В настоящее время действует «Военная доктрина Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. Президент РФ обладает широкими полномочиями, которые позволяют ему активно участвовать в государственном управлении страной. Конституция РФ не употребляет понятия «государственное управление», которое было одним из ключевых для прежних российских конституций. Однако фактически как термин, так и само государственное управление обществом не могут не применяться и не осуществляться. В рамках названной функции Президент РФ вправе утверждать структуру федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции). Содержание этого положения юридически точно не определено. Под «структурой» можно понимать внутреннюю организацию каждого из федеральных органов исполнительной власти, что влечет за собой соответствующее содержание названного полномочия. Практика деятельности Президента РФ идет по другому пути. Указами Президента РФ утверждается структура федеральных органов исполнительной власти, которая содержит перечень министерств, иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, надзоров, служб, комиссий и т.д.). Кроме того, Президент РФ издает указы о системе федеральных органов исполнительной власти, где нормативно определяются понятия «министерство», «служба» и т.д. Президент РФ правомочен формировать Правительство РФ, Председатель которого назначается после получения согласия Государственной Думы. Президент РФ назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ. Поскольку не определен исчерпывающим образом круг органов и организаций, в которые могут назначаться названные представители, постольку Президент РФ фактически не только производит подобные назначения, но и учреждает соответствующие должности, ликвидирует их (имеются полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде РФ, в отдельных юридических лицах и др.). В рамках рассматриваемого направления деятельности Президент РФ вправе назначать судей всех федеральных судов, кроме судей трех высших судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он назначает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. с последующими изменениями и дополнениями установлено право Президента РФ назначать на все должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, т.е. генерал-майор (контр-адмирал) и старше, а также право присваивать эти воинские звания. Следует обратить внимание на то, что закон расширяет рассматриваемое полномочие, так как по своему содержанию конституционный термин «высшее командование Вооруженных Сил РФ» едва ли равнозначен содержанию термина «высшие офицеры». Право Президента РФ на формирование государственных органов в силу разделения властей иногда ограничено прерогативами других государственных органов. Это касается замещения должностей Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального банка России, Генерального прокурора РФ и других случаев, в которых назначения на должности производятся либо другим государственным органом, но из числа только тех кандидатур, которые представлены Президентом РФ, либо, что реже, Президентом РФ, но после получения согласия другого государственного органа. Президент РФ правомочен приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае незаконности этих актов, противоречия международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Практике известны случаи приостановления актов губернаторов (глав администраций, президентов) субъектов РФ. Законодательство не устанавливает срок, на который приостанавливается действие акта. На практике такой акт приводится издавшим его органом в соответствие с федеральным законодательством. Возможно признание акта недействительным по решению суда. В отношении актов федерального Правительства Президент РФ имеет право их отмены по мотивам незаконности, включая случаи противоречия указам Президента РФ. Следует отметить, что по Конституции РФ перечень оснований приостановления действия актов органов исполнительной власти не включает в себя противоречие указам Президента РФ. Однако практике известно приостановление Президентом РФ актов органов исполнительной власти субъектов РФ, противоречащих указам Президента РФ. Конституция РФ дает Президенту право принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80). Перечень мер в названной норме не устанавливается, но принимать их Президент РФ вправе в порядке, закрепленном Конституцией РФ. Это означает, что подобные меры должны иметь конституционные корни. Речь может идти о приостановлении действия актов органов исполнительной власти, обращении в суд, назначении полномочных представителей Президента РФ, об утверждении и организации реализации программ социально-экономического развития регионов, введении чрезвычайного или военного положения. Российское конституционное право до последнего времени не знало мер федерального принуждения для обеспечения исполнения федеральной Конституции и законов при противодействии им со стороны субъектов РФ в случае неконституционных или незаконных действий органов государственной власти субъектов РФ. Конституционно-правовое регулирование было рассчитано только на случаи законопослушного поведения властей субъектов РФ. Между тем практика знает много примеров сознательного и систематического противодействия федеральной власти и федеральному праву. Поиск адекватных мер реагирования породил право Президента РФ отстранять от должности глав субъектов РФ, право досрочно прекращать полномочия регионального представительного органа и др. Основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе. Участие Президента РФ в законодательном процессе обеспечено рядом его полномочий. Прежде всего речь идет о принадлежащем Президенту РФ праве законодательной инициативы. Следует подчеркнуть, что президенты многих зарубежных стран не имеют такого полномочия, что объясняется действием принципа разделения властей. Предоставление права законодательной инициативы одновременно и Президенту РФ и Правительству РФ имеет своим следствием сковывание инициативы Правительства, излишнее усложнение взаимодействия между ними и их аппаратами в законодательном процессе. Целесообразно освободить Президента РФ от права законодательной инициативы, что повлечет за собой повышение ответственности правительства и снимет с Президента РФ упреки, часто весьма обоснованные, в противодействии законодательному регулированию общественных отношений путем уклонения от внесения проектов тех или иных законов на рассмотрение Государственной Думы. С правом законодательной инициативы Президента РФ связаны ряд других его возможностей: право придания законопроекту статуса первоочередного, право обоснования законопроекта, представления необходимых при внесении законопроекта материалов, право разъяснения своей позиции и другие, которые фактически осуществляют полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания. Президент РФ обладает правом подписания закона, принятого парламентом и правом отклонения закона (право вето). Решение вопроса о подписании или отклонении закона должно последовать в течении 14 дней с момента поступления федерального закона в Администрацию Президента РФ. Российское конституционное право не связывает Президента РФ какими бы то ни было основаниями отклонения закона. Они определяются всякий раз Президентом РФ самостоятельно, отражая его видение проблемы. Это могут быть аргументы, связанные с возможной, по мнению главы государства, неконституционностью закона либо с отсутствием финансового обеспечения закона, с нарушением процедуры его принятия и т.д. Возражения Президента, отклонившего закон, направляются в Государственную Думу. Последняя решает вопрос о дальнейшей работе над отклоненным законом. Возможны два пути решения этого вопроса. Первый — полный или частичный учет возражений Президента РФ. В этом случае Государственная Дума принимает закон с учетом предложений Президента РФ, что дает основание надеяться на его подписание Президентом РФ. Однако Президент РФ не обязан это делать, так как юридически имеет дело с новым текстом закона, а поэтому может выдвинуть новые возражения. Второй путь — преодоление возражений Президента РФ посредством повторного принятия закона в прежней редакции. Преодоление возражений Президента РФ может быть успешным в случае принятия закона большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат Федерального Собрания РФ, что практически весьма сложно. Право Президента РФ на отклонение закона не распространяется на федеральные конституционные законы. На практике Президент РФ выходит за пределы предоставленных ему полномочий, возвращая в парламент федеральные законы и даже федеральные конституционные законы без их рассмотрения. Основные полномочия Президента РФ по представительству государства, консолидации государства и общества. Особое место Президента РФ в государственном механизме проявляется в присущей ему функции консолидации общества и государства. Наиболее важна такая консолидация в кризисные и переходные периоды развития государства и общества. Президент РФ наделяется полномочиями гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Что означает эта формула? Правовое ее содержание пока точно не определено. По всей вероятности, речь идет об обязанности Президента РФ создавать общие условия надлежащей реализации Конституции РФ, прав и свобод человека, быть своеобразным эталоном соблюдения Конституции, прав и свобод человека. Президент-гарант, видимо, вправе принимать меры, направленные на создание условий по соблюдению Конституции, прав и свобод человека. Речь идет как о действиях самого Президента РФ, так и об организации таких мер со стороны других государственных органов, общественных сил. В русле рассматриваемой функции находятся полномочия Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, право применения согласительных процедур, право привлечения депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации с их согласия в различные совещательные комиссии и советы, имеющие государственно-общественный статус, право консультирования с председателями палат Федерального Собрания, проведения «круглых столов» с участием лидеров парламентских фракций, профсоюзов и других сил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|