Понятие и значение коммуникаций
Коммуникации - это одна из наиболее сложных неоднозначных проблем в области организационного поведения. Оценки специалистов показывают, что в активной жизни большинства людей процессы общения - коммуникации - занимают до 75% времени. Коммуникации позволяют людям совместно трудиться, накапливать и передавать огромный запас знаний. Менеджеры в силу специфики своей деятельности в совершенстве должны владеть искусством коммуникации. По оценкам специалистов до 80% рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на те или иные виды общения. Информация выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая эту информацию, а затем получая обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Большинство подчиненных на вопрос какие качества они ценят в своем руководстве более всего на первом месте назвали умение выслушивать подчиненных. Таким образом, каждый менеджер обязан быть коммуникатором. Под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации - добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Роль коммуникации
• Коммуникации занимают в жизни людей до 75% времени • Менеджеры всех уровней до 80% рабочего времени тратят на общение разного рода
Коммуникация • процесс обмена идеями, мнениями или информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий Элементы коммуникация
• Кодирование • Каналы коммуникации • Раскодирование • Обратная связь и шум
Процесс коммуникация Процесс коммуникации включает в себя ряд этапов: отправления сообщения, его передача и получение. Важнейшими элементами коммуникационного процесса выступает отправитель (коммуникатор), сообщение, каналы передачи, получатель и обратная связь Рассмотрим этапы и элементы процесса коммуникации. В нем всегда участвуют по крайней мере два лица – отправитель и получатель. Отправителем может быть любой сотрудник, имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации. Затем следует кодирование сообщения. Кодирование – это перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т. п.). Основной формой кодирования выступает язык. Кодирование • процесс, в ходе которого идея принимает другую форму, позволяющую отправить ее получателю и быть им понятой Например, письменное или устное сообщение
В результате кодирования формируется сообщение, послание, содержащее данные с определенным значением, которые отправитель хочет передать желаемому получателю. Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме. Послание по каналам передается получателю. В качестве каналов используется сама среда (воздух, свет, вода) и различные технические устройства (линии, волны и т. д.). Информация может передаваться путем личного общения, групповых встреч, телефонных переговоров, передачи сообщений по факсу, подготовки и передачи докладных и служебных записок, различных документов, с помощью графиков производства и отгрузки продукции, электронной почты (E-mail) телеконференций, радиотрансляции и т. д.
Каналы коммуникации • пути, по которым предается сообщение Например, телефонные линии, Интернет, воздушные потоки
Эффективность передачи сообщения зависит от средств, которые используются для этого. Р. Ленгел и Р. Дафт обобщая результаты проведенных трехлетних исследований общения менеджеров, утверждают, что для простых, рутинных и очень доступных сообщений должны использоваться простые средства, т. е. «бедная» среда, например, докладные записки, объявления на досках и т. п., дающие ограниченные фрагменты информации. И, наоборот, для сложных, нерутинных сообщений необходимо использовать сложные средства, «богатую» среду, например, личное общение, которое дает немедленную обратную связь, позволяет расширить объем получаемой информации за счет невербальной составляющей. Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение. Тот, кому адресовано послание и кого оно достигло, называется получателем. Получатель декодирует (переводит, расшифровывает) сообщение. Декодирование – процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму. Декодирование включает восприятие сообщения получателем (что получил), его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Коммуникация успешна, когда получатель получил, понял и принял отправленное сообщение. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация. Результаты декодирования зависят от навыков, установок, знаний, ожиданий, социокультурной среды получателя.
Раскодирование • (декодирование) - процесс, в ходе которого получатель информации переводит ее обратно в форму идеи отправителя Например, интерпретация сказанного, выражения лица, мимики
Заключительным элементом коммуникационного процесса выступает обратная связь. Она присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т. д. Обратная связь дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.
Обратная связь и шум • Обратная связь - осведомленность о том, какое влияние оказало сообщение на получателя понятно ли сообщение, мнение получателя Шум - факторы, способные нарушить четкость передачи послания в любой момент коммуникации (плохое кодирование, декодирование, сбои в каналах)
Когда адресат, получивший сообщение, отвечает отправителю, роли сторон изменяются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение. В этом случае устанавливается двусторонний коммуникативный процесс. Эффективная обратная связь должна обладать рядом характеристик. 1. Направленность. Цель эффективной обратной связи – улучшение качества работы каждого отдельного работника, повышение его ценности. Она не должна унижать чувство собственного достоинства или затрагивать репутацию человека. 2. Конкретность, конструктивность. Э ффективная обратная связь должна обеспечить получателей конкретной информацией о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, как исправить сложившуюся ситуацию 3. Описательный характер. Эффективная обратная связь должна не оценивать деятельность работника, а объективно описывать, что он реально сделал. 4. Полезность. Эффективная обратная связь предоставляет информацию, которую работник может использовать для улучшения качества своего труда. 5. Своевременность. Чем скорее осуществляется обратная связь, тем лучше для дела. 6. Желание и готовность работников к восприятию обратной связи. Если работникам навязывают обратную связь, она оказывается значительно менее эффективной. 7. Ясность, четкость выражения, понятность получателю. Получатель обратной связи должен ясно ее понимать. При визуальном контакте отправитель может следить за выражением лица ее получателя.
8. Надежность и достоверность характеризуют, насколько получатель доверяет полученной по обратной связи информации и насколько верно оно отражает реальное состояние дел. Искажение при передаче может повлечь за собой как неверную реакцию руководителя, так и последующие неверные измерения в действиях подчиненного.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|